статья "Использование фольклорных игр на музыкальных занятиях в логопедических группах"
статья по музыке на тему
Классификация фольклорных игр. Использование Фольклорного материала в логопедическом детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 19.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование фольклорных игр на музыкальных занятиях в логопедических группах
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, развитыми. Но не всегда сразу удаётся видеть желаемый результат, особенно с детьми, у которых имеются речевые нарушения.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, зачастую страдает координация движений, регулировка нервной системы. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, они быстро утомляются и не могут долго удерживать внимание. Страдает у таких детей и память. В коррекционной работе с такими детьми на помощь приходит логоритмика, как один из методов музыкального воспитания. Этот метод приобрёл широкую популярность в работе с логопедическими группами, его польза и эффективность неоспоримы. Наряду с современными методическими разработками по логоритмическим играм и упражнениям, стоит обратить внимание педагогов на фольклорный материал, проверенный веками, на котором воспитывались наши предки. Особое место на музыкальном занятии принадлежит играм и хороводам. Это огромный пласт народной культуры, бережно передаваемый из поколения в поколение. В русском фольклоре, как и в других мировых национальных культурах, всегда большое место занимала «Поэзия пестования». Колыбельные песни, потешки, загадки, заклички, и ещё множество различных видов народного творчества были направлены на развитие и воспитание ребёнка в рамках национальной культуры, традиций. Такое воспитание сопровождало ребёнка с пелёнок, постепенно внедряясь в сознание маленького человека.
Можно наверняка сказать, что речевые проблемы у детей появились не сегодня, они были и раньше,но тогда не существовало таких социальных институтов, как современные детские сады с целой армией подготовленных специалистов - логопедов. В поисках решений воспитательных проблем, мудрый народ складывал в «копилочку» удивительные, ценные и сегодня, самоцветы народной культуры.
Для каждого этапа развития ребёнка существовали свои игры: для самых маленьких−«Гули», «Ладушки», «Сорока- Белобока», и многие другие игры. Коротенькие по размеру, простые по содержанию, они проговаривались нараспев, или просто пелись, сопровождая пение простыми движениями. Не случайно эти игры остаются любимыми и по сей день. Нельзя переоценить пользу этих игр: малыш получает первые музыкальные впечатления, радостные эмоции, развивается его координация, моторика, активизируется слух, внимание и память.
Для детей постарше в различных хороводных играх уже ко всему вышеперечисленному добавляется ещё и развитие певческих навыков, эмоциональной выразительности, коммуникативных качеств, и многие другие ценные приобретения. Хороводы подразумевают ритмичное движение, сопровождающееся пением. Пение является неотъемлемой частью многих подвижных игр.
В проведение занятий уже давно и прочно вошли такие игры, как "Плетень", "Ворон", "Хожу я гуляю", "Заинька", и др. Интересные по содержанию, динамичные, каждая из этих игр является ярким примером сочетания движения, слова и музыки. Помимо вышеуказанных игр, мы используем и другие, любимые детьми игры: "Шел козёл по лесу", "Дрёма", "Дударь", "Мак маковистый", таких замечательных игр великое множество. Поэтому фольклорный репертуар на музыкальном занятии является неотъемлемой частью и так любим детьми.
По форме проведения и содержанию игры можно условно разделить на:
1. Подражательные − когда играющие подражают водящему, повторяют за ним движения("Как у дяди Трифона", "Как у тётушки Арины"). Такие игры воспитывают внимание, координацию, побуждают к творчеству, развивают голос, стабилизируют дыхание.
2. Игры с преследованием ("догонялки") С помощью этих игр развивается сноровка, скорость, выносливость, ориентирование в пространстве, они дают детям возможность побегать. ("У медведя во бору", "Сидит Дрёма", "Дударь").
3. Игры с выбором− учат общению со сверстниками, видеть себя со стороны, ладить с людьми, считаться со мнением других людей, это своеобразная "школа социализации" ребёнка. ("Колпачок", "Чижик", "Каравай", "Заинька", и т. д.).В играх с выбором важное значение придаётся поклонам. Поклоном выражают своё желание играть или плясать, поклон сопровождает выбор пары, или смену игрока, кланяются друг другу по окончании игры, или её части.
4. Хороводные игры. В хороводных играх присутствуют элементы хореографии. Движение "змейкой", рядами, различные перестроения. Такие хороводы требуют некоторого умения.
Они развивают ориентацию в пространстве, пространственное мышление, сноровку, эстетический вкус. ("Капустка", "Утка шла по бережку")
5. Подвижные игры с закрытыми глазами ("Жмурка", "Жмурки с колокольчиками", "Сиди, сиди, Яша"). Активизируют слуховое внимание, координацию, ориентирование в пространстве, ловкость.
6.Сюжетные игры. Игры с диалогом. Они интересны своим творческим началом, богатыми возможностями самовыражения. Здесь нужно проявить ловкость, изобретательность, умение импровизировать, превращаться, перевоплощаться в разные образы. Эти игры можно назвать ролевыми. Они позволяют детям раскрепоститься, стимулируют воображение, творческую фантазию, требуют проявления выразительности движения, мимики, артистизма. ("Коршун", "Горшки", "Кострома").
7.Сидячие, домашние игры. Подходят в ситуации, когда игровое пространство ограничено, или, когда нужно успокоить, усадить детей. Такие игры развивают память, внимание, сообразительность, быстроту реакции, ("Колечко", "Прянична доска")
8.Пальчиковые игры. Хороши тем, что проводятся в любых условиях − для них не нужно много места и времени. Помимо того, что они являются прекрасным дидактическим подспорьем, ни ещё хороши и тем, что помогают при необходимости быстро переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, перевести внимание детей в нужное нам русло. С оздоровительной точки зрения, пальчиковые игры являют собой ещё и массаж активных зон ладони, руки, что улучшает кровообращение, тренирует мелкую моторику рук. На пальчиковых играх отрабатываются и различные логопедические задачи − автоматизация звуков, чёткость дикции.
Итак, учитывая особенности возраста, конкретные музыкально- педагогические задачи, можно выстроить , например, досуг с использованием музыкальных игр. При этом можно чередовать динамичные, подвижные игры со спокойными , "сидячими". Очень помогает в работе педагога картотека игр, составленная по данной классификации. Удобно использовать эти игры ещё и потому, что на них отрабатываются конкретные, применимые уже в танцах, например, умения: построить и удержать в движении круг, умение двигаться шеренгой, выполнять различные перестроения, подчинять движение пению, двигаться ритмично, петь выразительно.
Важен также и такой аспект, как приобретение коммуникативных навыков в играх. Умение подчиняться установленным правилам, соответствовать требованиям игры, уважение к сообществу играющих, соблюдение этики в игре − все эти качества ребёнок получает ненавязчиво, в условиях максимально комфортных и благоприятных для личностного развития, что отвечает требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные занятия в логопедической группе
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах...
Сценарий детского фольклорного праздника «Дары Осени» для детей логопедической группы 5-7 лет (совместно с родителями воспитанников)
. Сценарий детского фольклорного праздника ...
конспект интегрированного занятия для логопедической группы экспедиция в деревню «По фольклорным тропинкам»
На занятии идет приобщение детей к миру народной культуры через детский фольклор....
Статья: Музыкальные занятия в логопедической группе.
Статья о музыкальных занятиях в логопедической группе старшего возраста....
Музыкальное занятие в логопедической группе
Музыкальное занятие в логопедической группе...
Фольклорное музыкальное занятие в подготовительной группе «В гостях у Хозяюшки»
Музыкальный репертуар в аккопельном исполнении с элементами концепции Карла Орфа...
Музыкальное занятие в логопедической группе
конспект музыкального занятия в логопедической группе с использованием элементов логоритмики...
- Мне нравится (1)