Семинар - практикум "Детский оркестр"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
В данной публикации вы можете ознакомиться с материалом мастер - класса для музыкальных руководителей дошкольных учреждений на тему "Методы и приёмы развития у детей музыкального слуха, памяти и чувства ритма" и познакомиться с тематическим занятием "Стань настоящим музыкантом" (детский оркестр) ознакомится различными методами и приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_detskiy_orkestr_.docx | 22.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
автор музыкальный руководитель ДОУ № 15 "Аленький цветочек" г.Нерюнгри Гарбузова Ирина Михайловна
СЕМИНАР проведённый в рамках реализации программы
" Музыка для всех"
1. Мастер-класс с музыкальными руководителями.
Цель: Практически познакомить коллег с различными методами на развитие музыкального слуха и чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Ход мастер - класса:
А теперь уважаемые коллеги я хочу практически вам показать упражнения на развитие чувства ритма, памяти и музыкального слуха.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
(А.Усачев «Звуки»)
Звук живет в любом предмете,
Сколько их ты посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).
Но это не музыкальные звуки, это звуки которые мы слышим в повседневной жизни. А сейчас вы услышите произведение которое называется Приобская кадриль в исполнении музыкальных инструментов с которыми музыкальные руководители работают каждый день на занятиях. Ваша задача перечислить инструменты которые прозвучат в этом произведении. Проверим вашу память и музыкальный слух.
/Приобская кадриль/
(Баян, треугольник, румба, ложки, металлофон, рожок, ксилофон, флейта, трещотка.)
А теперь мне нужны ………….. человек.
Скажите, если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки веселой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы).
И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.
Посмотрите в нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? (Нет). Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них). Выбирайте музыкальные инструменты (раздать музыкальные инструменты).
Презентация на развитие чувства ритма.
/Презентация "Теремок"/
На развитие чувства ритма можно использовать стихотворения в которых прослеживается метрический пульс. Как на занятии с детьми стих капали сосульки.
К вашему вниманию я хочу предложить ещё один игровой момент это использование вот таких бубенчиков которые цепляют на ноги. Детям очень нравится и они лучше прислушиваются к ритму.
Можно начать с простых стихотворений « Мишка косолапый». Мы идём проговаривая этот стих, но после каждой фразы должна быть пауза т.е бубенчиков не должно быть слышно.
Мишка косолапый ( пауза)
По лесу идёт (пауза)
Шишки собирает (пауза)
Песенки поёт (Пауза)
Ну а теперь стихотворение «дождь» где тоже прослеживается метрический пульс.
«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)
Капля первая упала - кап (Палец правой руки на ладонь левой руки и нагой с
бубенцом топают один раз)
И вторая прибежала – кап (Палец правой руки на ладонь левой руки и нагой с
бубенцом топают один раз)
Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)
Капельки кап – кап запели ( Перебирают ногами быстро)
Намочились лица (Вытирают лица)
Мы их вытирали
Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём (Движения плечами)
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим (Перебирают ногами быстро)
Под кусточком посидим. (Приседают)
2. Тематическое комплексное музыкальное занятие
«Стань настоящим музыкантом»
для детей подготовительной группы возраста 6-7 лет
Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов,
-упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов
2. Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и музыкальными инструментами;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке;
- развивать звуковысотный слух, и чувство ритма.
3. Воспитательные:
-обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы
Методические приемы:
Наглядно – слуховые:
-внесение музыки в исполнении оркестра, фортепиано, педагога
Наглядно - зрительные:
-внесение живописи, картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ)
Словесные:
- художественное слово (загадка, стихи, беседа)
Практические:
-музыкально – дидактическая игра,
-пение,
-танец
Музыкальный репертуар:
П. И. Чайковский «Подснежник», Эдварда Грига «Весна»,
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! На нашем занятии сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)
Но я с вами тоже хочу поздороваться, причём с каждым. Для этого нам надо встать в круг.
/ Упражнение: « Приветствие»/
- Посмотрите ребята как красиво в нашем зале. Скажите, а какое время года у нас? ( Весна) По каким признакам, приметам вы догадались? ( Дети описывают)
- Правильно! Потому, что солнце в небе нам сияет
Птички весело поют
Нам они желают радости
И привет весенний шлют.
- Посмотрите какие красивые цветы выросли. Но один из них не похож на другие, ……имя……… подай мне этот цветок. ( подаёт)
Как вы думаете как называется этот цветок? ( Дети придумывают название) Мне понравилось название «Разноцветик». Ой, ребята , в нём послание, давайте откроем конверт.( В конверте картинка с дирижёрской палочкой).
- Что это за палочка? Здесь написано……
( Здравствуйте уважаемые дети! Пишет вам композитор Эдвард Григ. Если кто-нибудь из вас возьмёт в руки эту дирижёрскую чудо-палочку она превратит в дирижёра. (Я: Скажите кто такой дирижёр? (тот кто управляет оркестром). Здесь написано: чтоб получить эту палочку надо стать музыкантами. Помогут вам лепестки этого цветика . В добрый путь!)
Хотите отправится в путешествие за дирижёрской палочкой? ( Да!)
Ну что ж, отрывайте первый лепесток.
1-й лепесток говорит: Чтоб стать музыкантом надо научиться слушать музыкальные произведения.
- Я вам предлагаю посмотреть слайды и прослушать отрывок из произведения «Весна» композитора Эдварда Грига, который был пианистом и дирижёром, вот его портрет / Показать портрет Эдварда Грига/.Прослушав сказать как называется инструмент исполнявший это произведение и какие инструменты вы бы подобрали к этому произведению.
( Дети слушают произведение смотря презентацию «Пробуждение весны»)
- Какой инструмент исполнял это произведение? ( Дети: Фортепиано) Правильно ребята!
- А какие бы инструменты вы выбрали бы для этого произведения? ( Дети подходят и выбирают инструменты из предложенных. Колокольчики, треугольник, затем металлофон. )
Давайте попробуем побывать в роли музыкантов и украсим это произведение нашими музыкальными инструментами . Но исполнять мы будем по очереди чтоб не мешать друг другу. ( Дети исполняют вместе с произведением.)
- Ну а теперь кто оторвёт у нас следующий лепесток? (Отрывают)
/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг.
- Лепесток нас привёл на следующую проталинку. Давайте прочитаем что же он нам хочет сказать?
2-й лепесток: Чтоб стать музыкантом надо иметь музыкальный слух. Уметь правильно петь.
- Для правильного пения надо чтоб хорошо работал ротик и губы. Давайте мы сейчас покажем разминку для губ и рта. Нажимаем на щёчки и произносим гласные буквы. Вначале я, а затем вы. « У – О – А – Э – Ы »
- Посмотрите ребята, здесь красивая коробочка, что же в ней? (Достаёт снеговика)
- Ребята, а хотите узнать чего боится снеговик? ( Да!)
( Пою распевку и играю на металлофоне)
Снеговик я снеговик
Я к морозам привык
(Испугаюсь лишь когда
С крыш закапает вода) / Дети повторяют и хлопают в ладоши ритм/
Когда в поле снег сойдёт
А на речке треснет лёд
(Когда лужи заблестят
С юга птицы прилетят) / Дети повторяют и топают ногами ритм/
Когда в поле снег сойдёт
А на речке треснет лёд
(Ярче солнце засияет
И весна тогда настанет.) / Дети повторяют и хлопают в ладоши ритм /
- Петь мы умеем, но у нас остались ещё три лепестка. Кто оторвёт у нас следующий лепесток? (Отрывает)
/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг.
- Лепесток нас привёл на следующую проталинку. Давайте прочитаем что же он нам хочет сказать?
3-й лепесток: Чтоббыть музыкантом надо иметь чувство ритма. Легче будет сочинять произведения.
На этой проталинке есть ещё одна коробочка. Откройте её посмотрите что в ней? ( Дети открывают, а там стаканчики)
- Давайте докажем что мы настоящие музыканты и у нас есть чувство ритма. Для начала покажем игру на развитие чувства ритма.
/ ИГРА: « Берём, отдаём»/ Затем со стихом.
Капали сосульки, в лужу у оконца
Превратились в ручеёк, там под ярким солнцем
Побежали дети, весело гуляли
Весело гуляли в игры все играли.
( « Поровозик» - дудят в кружочки Ту – ту – ту –у –у!
« Прятки» – Нет – нет – нет, нет – нет – нет,
Не найдёте мой предмет.
« В клоуна» - ставят шапочки соседу.)
- А теперь давайте посмотрим презентацию на развитие чувства ритма и покажем игру на музыкальных инструментах. Возьмите музыкальные инструменты у вас под стульчиками они вам сейчас понадобятся.
/ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: « Добрый мастер»/
- Ну что ж продолжим наше дальнейшее путешествие. Кто хочет оторвать у нас следующий лепесток? (Отрыв)
/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг.
- Лепесток нас привёл на следующую проталинку. На этой проталинке нас встречают музыкальные инструменты. Давайте прочитаем что нам говорит лепесток?
4-й лепесток: Настоящий музыкант умеет слышать музыку в повседневной жизни.
- Ребята, а вы любите сказки? (Дети: Да!)
Я предлагаю вам прослушать сказку - шумелку и попробовать озвучить её.
/ Сказка – шумелка « Весна»/
- И так у нас остался последний лепесток. Кто хочет оторвать последний лепесток? (Отрывают)
/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг.
/ Выходит дирижёр в чёрном цилиндре и мантии с дирижёрской
палочкой/
Дирижёр: Здравствуйте ребята! Вы прошли все испытания и доказали, что вы
достойны получить дирижёрскую палочку.
Вед: Спасибо большое, уважаемый дирижёр. Мы сейчас тебе покажем
интересную игру с этой дирижёрской палочкой.
/ Танец « Музыкантами мы стали»/
Дирижёр: Молодцы ребята и я посвящаю вас настоящих юных музыкантов и на память дарю вам медали со скрипичным ключом. / Одевает детям на шеи медали/ Ну а мне пора уходить. До новых встреч! / Машет и уходит.
Вед: Молодцы ребята, вы меня порадовали своими умениями и навыками.
А теперь я хочу чтоб вы сами оценили , справились ли вы со всеми заданиями или нет. Если справились то выбирайте смайлик с улыбкой, а если вы считаете что вы не справились то можно выбрать грустный смайлик. Давайте покажем нашим гостям с каким настроением мы заканчиваем наше занятие. Попрощайтесь с нашими гостями. ( Дети прощаются) И я с вами тоже хочу попрощается только по музыкальному. ( Пропеваю слово «До свидания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...
Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу
Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...
Вводное занятие – представление музыкальной студии «ВИНИ-оркестр» и музея "ВИНИ -оркестра"
Студия элементарного музицирования ВИНИ- оркестр. ( Восхитительно Интересные Необычные Инструменты). В занятии решаются разные задачи в разных видах музыкальной деятельности. Это и развитие чувства ри...
Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")
Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Играем в оркестре"
Семинар-практикум для педагогов...
Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"
Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...
Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.
Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...