Семинар - практикум "Детский оркестр"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Гарбузова Ирина Михайловна

В данной публикации вы можете ознакомиться с материалом мастер - класса для музыкальных руководителей дошкольных учреждений на тему "Методы и приёмы развития у детей музыкального слуха, памяти и чувства ритма" и познакомиться с тематическим занятием "Стань настоящим музыкантом" (детский оркестр) ознакомится различными методами и приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_detskiy_orkestr_.docx22.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

автор музыкальный руководитель ДОУ № 15 "Аленький цветочек" г.Нерюнгри Гарбузова Ирина Михайловна

СЕМИНАР проведённый в рамках реализации программы

" Музыка для всех"

1. Мастер-класс с музыкальными руководителями.

Цель: Практически познакомить коллег с различными методами на развитие музыкального слуха и чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Ход мастер - класса:

           А теперь уважаемые коллеги я хочу практически вам показать упражнения на развитие чувства ритма, памяти и музыкального слуха.

      Жизнь была бы страшно скучной,

 Если б жизнь была беззвучной.

 Как прекрасно слышать звук:

 Шум дождя и сердца стук.

 Мы кричим, смеемся, дышим,

 Мы слова и мысли слышим,

 Слышим даже тишину.

 Как гуляет кот по крыше,

 Как шуршат за стенкой мыши,

 Волки воют на луну.

 Мир без звуков был бы грустный,

 Серый, скучный и «невкусный»!

                                                                   (А.Усачев «Звуки»)

        Звук живет в любом предмете,

 Сколько их ты посмотри!

 Звук – шутник, играя с нами,

 Любит прятаться внутри.

       Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу  отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой,  переливание воды).

        Но это не музыкальные звуки, это звуки которые мы слышим в повседневной жизни. А сейчас вы услышите произведение которое называется Приобская кадриль в исполнении музыкальных инструментов с которыми музыкальные руководители работают каждый день на занятиях. Ваша задача перечислить инструменты которые прозвучат в этом произведении. Проверим вашу память и музыкальный слух.    

                                    /Приобская кадриль/

(Баян, треугольник, румба, ложки, металлофон, рожок, ксилофон, флейта,  трещотка.)

          А теперь мне нужны ………….. человек.

Скажите, если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки веселой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы).

 И от грусти, и от скуки,

 Могут вылечить нас всех,

 Озорных мелодий звуки,

 Песни, шутки, пляски, смех.

          Посмотрите в нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? (Нет). Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них). Выбирайте музыкальные инструменты (раздать музыкальные инструменты).

Презентация на развитие чувства ритма.

                          /Презентация "Теремок"/

         На развитие чувства ритма можно использовать стихотворения в которых прослеживается метрический пульс. Как на занятии с детьми стих капали сосульки.

          К вашему вниманию я хочу предложить ещё один игровой момент это использование вот таких бубенчиков которые цепляют на ноги. Детям очень нравится и они лучше прислушиваются к ритму.

         Можно начать с простых стихотворений « Мишка косолапый». Мы идём проговаривая этот стих, но после каждой фразы должна быть пауза т.е бубенчиков не должно быть слышно.

Мишка косолапый ( пауза)

По лесу идёт (пауза)

Шишки собирает (пауза)

Песенки поёт (Пауза)

Ну а теперь стихотворение «дождь» где тоже прослеживается метрический пульс.

                           «ДОЖДИК»  (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала - кап     (Палец правой руки на ладонь левой руки и нагой с            

                                                                                  бубенцом топают один раз)

И вторая прибежала – кап   (Палец правой руки на ладонь левой руки и нагой с            

                                                                                  бубенцом топают один раз)

Мы на небо посмотрели                               (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели                           ( Перебирают ногами быстро)

Намочились лица                                          (Вытирают лица)

Мы их вытирали

Туфли, посмотрите,                                       (Показывают на обувь)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём                             (Движения плечами)

И все капельки стряхнём.                                  

От дождя убежим                                           (Перебирают ногами быстро)

Под кусточком посидим.                               (Приседают)

2.     Тематическое комплексное музыкальное занятие

«Стань настоящим музыкантом»

 для детей подготовительной группы  возраста 6-7 лет

Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов,

-упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов

2. Развивающие:

- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и музыкальными инструментами;

- стимулировать желание детей высказываться о музыке;

- развивать звуковысотный слух, и чувство ритма.

3. Воспитательные:

-обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы

Методические приемы:

Наглядно – слуховые:

-внесение музыки в исполнении оркестра, фортепиано, педагога

Наглядно - зрительные:

-внесение живописи, картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ)

Словесные:

- художественное слово (загадка, стихи, беседа)

Практические:

-музыкально – дидактическая игра,

-пение,

-танец

Музыкальный репертуар:

П. И. Чайковский «Подснежник», Эдварда Грига  «Весна»,

                   

  Ход занятия:                                          

- Здравствуйте ребята!  На нашем занятии  сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)

Но я с вами тоже хочу поздороваться, причём с каждым. Для этого нам надо встать в круг.

                         / Упражнение: « Приветствие»/

- Посмотрите ребята как красиво в нашем зале. Скажите, а какое время года у нас? ( Весна) По каким признакам, приметам вы догадались? ( Дети описывают)

- Правильно! Потому, что солнце в небе нам сияет

                          Птички весело поют

                          Нам они желают радости

                          И привет весенний шлют.

-  Посмотрите какие красивые цветы выросли. Но один из них не похож на другие, ……имя……… подай мне этот цветок. ( подаёт)

Как вы думаете как называется этот цветок? ( Дети придумывают название) Мне понравилось название «Разноцветик». Ой, ребята , в нём послание, давайте откроем конверт.( В конверте картинка с дирижёрской палочкой).

- Что это за палочка? Здесь написано……

       ( Здравствуйте уважаемые дети! Пишет вам композитор Эдвард Григ. Если кто-нибудь из вас возьмёт в руки эту дирижёрскую чудо-палочку она превратит в дирижёра. (Я: Скажите кто такой дирижёр? (тот кто управляет оркестром).  Здесь написано: чтоб получить эту палочку надо стать музыкантами. Помогут вам лепестки этого цветика . В добрый путь!)

       Хотите отправится в путешествие за дирижёрской палочкой? ( Да!)

Ну что ж, отрывайте первый лепесток.

       1-й лепесток говорит:  Чтоб стать музыкантом надо научиться слушать музыкальные произведения.

        - Я вам предлагаю посмотреть слайды и прослушать отрывок из произведения «Весна» композитора Эдварда Грига, который был пианистом и дирижёром, вот его портрет / Показать портрет Эдварда Грига/.Прослушав  сказать как называется инструмент исполнявший это произведение и какие инструменты вы бы подобрали к этому произведению.

( Дети слушают произведение смотря презентацию «Пробуждение весны»)

- Какой инструмент исполнял это произведение? ( Дети: Фортепиано) Правильно ребята!

- А какие бы инструменты вы выбрали бы для этого произведения?  ( Дети подходят и выбирают инструменты из предложенных. Колокольчики, треугольник, затем металлофон. )

Давайте попробуем побывать в роли музыкантов и украсим это произведение нашими музыкальными инструментами . Но исполнять мы будем по очереди чтоб не мешать друг другу. ( Дети исполняют вместе с произведением.)

-  Ну а теперь кто оторвёт у нас следующий лепесток? (Отрывают)

/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север через юг

Возвращайся сделав круг.

- Лепесток нас привёл на следующую проталинку. Давайте прочитаем что же он нам хочет сказать?

2-й лепесток: Чтоб стать музыкантом надо иметь музыкальный слух. Уметь правильно петь.

- Для правильного пения надо чтоб хорошо работал ротик и губы. Давайте мы сейчас покажем разминку для губ и рта. Нажимаем на щёчки и произносим гласные буквы. Вначале я, а затем вы. « У – О – А – Э – Ы »

 - Посмотрите ребята, здесь красивая коробочка, что же в ней? (Достаёт снеговика)

- Ребята, а хотите узнать чего боится снеговик? ( Да!)

( Пою распевку и играю на металлофоне)

Снеговик я снеговик

Я к морозам привык

(Испугаюсь лишь когда

С крыш закапает вода)   / Дети повторяют и хлопают в ладоши ритм/

           Когда в поле снег сойдёт

           А на речке треснет лёд

           (Когда лужи заблестят

           С юга птицы прилетят)  / Дети повторяют и топают ногами ритм/

 Когда в поле снег сойдёт

 А на речке треснет лёд

(Ярче солнце засияет

И весна тогда настанет.) / Дети повторяют и хлопают в ладоши ритм /

- Петь мы умеем, но у нас остались ещё три лепестка. Кто оторвёт у нас следующий лепесток? (Отрывает)

/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север через юг

Возвращайся сделав круг.

- Лепесток нас привёл на следующую проталинку. Давайте прочитаем что же он нам хочет сказать?

3-й лепесток: Чтоббыть музыкантом надо иметь чувство ритма. Легче будет сочинять произведения.

На этой проталинке есть ещё одна коробочка. Откройте её посмотрите что в ней? ( Дети открывают, а там стаканчики)

- Давайте докажем что мы настоящие музыканты и у нас есть чувство ритма. Для начала покажем игру на развитие чувства ритма.

                           / ИГРА: « Берём, отдаём»/ Затем со стихом.

Капали сосульки, в лужу у оконца

Превратились в ручеёк, там под ярким солнцем

Побежали дети, весело гуляли

Весело гуляли в игры все играли.

( « Поровозик» - дудят в кружочки Ту – ту – ту –у –у!

  « Прятки» – Нет – нет – нет, нет – нет – нет,

                         Не найдёте мой предмет.

   « В клоуна» - ставят шапочки соседу.)

   - А теперь давайте посмотрим презентацию на развитие чувства ритма и покажем игру  на музыкальных инструментах. Возьмите музыкальные инструменты у вас под стульчиками они вам сейчас понадобятся.

                    / ПРЕЗЕНТАЦИЯ: « Добрый мастер»/

- Ну что ж продолжим наше дальнейшее путешествие. Кто хочет оторвать  у нас следующий лепесток? (Отрыв)

/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север через юг

Возвращайся сделав круг.

- Лепесток нас привёл на следующую проталинку. На этой проталинке нас  встречают музыкальные инструменты. Давайте прочитаем что нам говорит лепесток?

4-й лепесток: Настоящий музыкант умеет слышать музыку в повседневной жизни.

- Ребята, а вы любите сказки? (Дети: Да!)

Я предлагаю вам прослушать сказку - шумелку и попробовать озвучить её.

                      / Сказка – шумелка « Весна»/

- И так у нас остался последний лепесток. Кто хочет оторвать  последний лепесток? (Отрывают)

/ Проговаривают и идут на следующую проталинку/

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север через юг

Возвращайся сделав круг.

               / Выходит дирижёр в чёрном цилиндре и мантии с дирижёрской

                                                                                                                        палочкой/

Дирижёр: Здравствуйте ребята! Вы прошли все испытания и доказали, что вы

                  достойны получить дирижёрскую палочку.

Вед: Спасибо большое, уважаемый дирижёр. Мы сейчас тебе покажем

          интересную игру с этой дирижёрской палочкой.

                           / Танец « Музыкантами мы стали»/

Дирижёр: Молодцы ребята и я посвящаю вас настоящих юных музыкантов и на память дарю вам медали со скрипичным ключом. / Одевает детям на шеи медали/ Ну а мне пора уходить. До новых встреч! / Машет и уходит.

Вед: Молодцы ребята, вы меня порадовали своими умениями и навыками.

         А теперь я хочу чтоб вы сами оценили , справились ли вы со всеми заданиями или нет. Если справились то выбирайте смайлик с улыбкой, а если вы считаете что вы не справились то можно выбрать грустный смайлик. Давайте покажем нашим гостям с каким настроением мы заканчиваем наше занятие. Попрощайтесь с нашими гостями. ( Дети прощаются) И я с вами тоже хочу попрощается только по музыкальному. ( Пропеваю слово «До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...

Вводное занятие – представление музыкальной студии «ВИНИ-оркестр» и музея "ВИНИ -оркестра"

Студия элементарного музицирования ВИНИ- оркестр. ( Восхитительно Интересные Необычные Инструменты). В занятии решаются разные задачи в разных видах музыкальной деятельности. Это и развитие чувства ри...

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...

Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.

Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на  шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...