Использование программы «Са-Фи-Дансе» на музыкально-ритмических занятиях с детьми с нарушениями слуха, в том числе с КИ.
статья по музыке на тему
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tantsevalnoy_gimnastiki_dlya_detey_s_narusheniyami_sluha.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование программы «Са-Фи-Дансе» на музыкально-ритмических занятиях с детьми с нарушениями слуха, в том числе с КИ.
В процессе воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста важное значение придается коррекционно-развивающей работе с использованием музыкальных средств. Использование музыки в воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей содействует их более полноценному развитию.
Основные задачи музыкальных занятий включают коррекцию и компенсацию недостатков развития детей с нарушениями слуха. Проводится целенаправленная работа по развитию слухового восприятия детей, формированию правильных, ритмичных и координированных движений, осуществляется вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационной структуры речи.
Известно, что человеческий организм – целостная система, и нарушение в деятельности одного из анализаторов оказывает воздействие на деятельность других. Утрата или дефект одного органа чувств отрицательно сказывается на всей системе, различно отражается на каждом сохранившемся. Более других страдает тот, который функционально наиболее близок к поврежденному. Чем слабее связан какой-то анализатор в своей деятельности с пораженным, тем лучше он функционирует. Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонению в двигательной сфере человека.
Без достаточного объема движений невозможно обеспечить нормальное развитие растущего организма. Ребенок познает мир через движение. Любой двигательный акт обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов, представленных в виде сложного сплетения в коре головного мозга. При этом слуховое восприятие имеет важное значение в развитии двигательных способностей. Это объясняется дефектом вестибулярного аппарата, который обеспечивает равновесие тела в покое и в движении благодаря рефлекторному сохранению или перераспределению мышечного тонуса во всем теле. Поражение вестибулярного аппарата приводит к нарушению способности поддержания равновесия. Роль вестибулярного аппарата велика и для ориентировки человека в пространстве. Поэтому глухие дети испытывают значительные трудности в этом, особенно при исключении зрительного контроля.
Нарушение слуха также влияет и на развитие дыхательного аппарата. У глухих детей жизненная емкость легких меньше, плохо развита грудная клетка и мышечная сила. Статическая выносливость в возрасте 7-8 лет у слабослышащих намного ниже, чем у сверстников с нормальным физическим развитием. Анализ литературы показал, что для детей с нарушением слуха характерно следующее:
1) отклонения в антропометрических показателях;
2) снижение координационных способностей и неуверенность в движениях;
3) замедленность овладения двигательными навыками;
4) трудность сохранения статического и динамического равновесия;
5) затруднения в ориентировке в пространстве;
6) низкий уровень развития силовых способностей;
7) различные нарушения осанки.
В современной системе коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми придается важное значение развитию их двигательной сферы. В процессе комплексной целенаправленной работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха обеспечивается компенсаторное развитие их двигательной сферы. У таких детей развивают крупную и мелкую моторику, формируют точность, координированность, плавность, ритмичность, дифференцированность, экономность движений, их скоростно-силовые качества. Совершенствуют быстроту, ловкость, выносливость, ориентировку в пространстве. Закрепляют умения выполнять основные движения, сохранять равновесие.
Работа по развитию движений у детей проводится прежде всего на физкультурных и музыкально-ритмических занятиях, а также в свободное время ( в процессе бытовой деятельности, при проведении подвижных игр, в танцевальных кружках и спортивных секциях).
Пройдя курсы танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» я поняла, что эта программа очень хорошо подходит для занятий с детьми с нарушениями слуха. Программа «Са-Фи-Дансе» совмещает в себе физическое и музыкальное развитие детей. Она направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе «Са-Фи-Дансе» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Эта программа направлена на решение следующих основных задач:
- Укрепление здоровья
- способствует оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формирует правильную осанку;
- содействует профилактике плоскостопия;
- содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
- содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формирует навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- развивает ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей детей:
- развивает мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширяет кругозор;
- формирует навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывает умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивает лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Как и в массовом саду, задача физического воспитания детей с недостатками слуха – способствовать укреплению их здоровья, правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств – ловкости, быстроты, силы мышц, координации движений и др. .
Дети с нарушениями слуха отличаются от своих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке и моторике. Поэтому наряду с общими задачами, характерными для массового детского сада, в работе с этими детьми существуют специальные задачи, решение которых содействует преодолению отставания и коррекции существующих дефектов. Эти специальные задачи и определяют специфику учебно-воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха в процессе физического воспитания
Работа по развитию движений во всех возрастных группах проходит с учетом требований по физическому воспитанию, что отражено в программе «Са-Фи-Дансе». У детей целенаправленно формируются правильные и выразительные движения, соответствующие характеру музыки.
Раздел «Игроритмика» программы «Са-Фи-Дансе» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
Для детей с нарушениями слуха работа по этому разделу очень важна. Совмещение характерных движений с музыкой ,(плавные движения на плавную музыку, прыжки на отрывистую, бег на быструю и т.д.), позволяет активизировать слуховое восприятие детей. А развитие чувства ритма является одной из основных задач музыкально-ритмических занятий, так как способствуют развитию речи детей, её ритмичности.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, способствующих развитию психомоторных способностей. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Дети с нарушениями слуха, как правило, имеют проблемы с координацией движений и ориентированием в пространстве. Упражнения из «игрогимнастики» помогают работать над этими проблемами.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.
В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы. В работе с детьми с нарушениями слуха такие образно-танцевальные композиции очень актуальны. Мы идем к движению через образ, используя различные наглядные пособия. Также это способствует расширению кругозора детей. Например, перед разучиванием «танца с Карлсоном» мы смотрели мультфильм, говорили с детьми об этом герое, какой он толстый, веселый, умеет летать и потом старались показать этот образ в танце. Перед разучиванием танца ковбоев (для новогоднего праздника) мы смотрели картинки с изображением ковбоев, разговаривали о том, чем они занимаются, как они скачут на лошади, как держат поводья, как стреляют из пистолетов. Собрав в итоге все эти движения мы получили интересный образный танец.
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой, сюжетной форме.
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки (что само по себе имеет большое развивающее и оздоравливающее значение) дают возможность ребенку вволю покричать ( а часть детей испытывает такую потребность), погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Этот раздел, по моему мнению, больше востребован в работе с детьми с незначительной потерей слуха, или с детьми с КИ, так как в этих упражнениях пальчики следуют за словами, и эти слова нужно слышать и понимать их смысл. Но с дополнительным разучиванием и в адаптированном варианте пальчиковые игры можно брать и с детьми с тяжелыми нарушениями слуха.
Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления
Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такая игра-путешествие является прекрасным музыкально-спортивным досугом.
Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Такие занятия очень важны для детей с нарушениями слуха, так как из-за небогатого словарного запаса и кругозора (это происходит из-за того, что у детей значительно меньше источников информации по сравнению со слышащими детьми) творчество и фантазия у таких детей также небогаты. Например, когда я им предлагаю всем принять разные позы , допустим разных лесных зверей, то даже после того, как мы проговорим и проделаем всевозможные варианты, большинство детей, а часто и все принимают одинаковую позу. Эта поза копируется с преподавателя, либо с лидера группы.
Знакомство детей с движениями на моих занятиях всегда соединено с музыкой: я включаю специально подобранную для данного упражнения фонограмму, а сама показываю детям, как правильно выполнять движения, и они повторяют за мной. Показывать нужно выразительно, эмоционально, ритмично, причем приходится показывать даже слишком эмоционально и выразительно, чтобы подвигнуть детей на выражение своих эмоций.
Я считаю, что в процессе музыкально-ритмических занятий мои воспитанники достигли значительных результатов. Их движения стали более четкими и координированными, слуховое восприятие музыки стало более осмысленным, возросла эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера. Дети с удовольствием занимаются танцевально-игровой гимнастикой.
Использованная литература:
- Е.З. Яхнина «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха» Москва «Владос» 2003
- Е.Сайкина Ж.Фирилева «Са-Фи-Дансе» бибилиотека программы «Детство» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально-ритмические занятия с детьми,имеющими нарушение голоса
Комплекс занятий по воспитанию правильного голоса....
Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи
Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантоми...
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Использование нетрадиционных техник в изодеятельности и ручном труде в работе с детьми с нарушением слуха.
Данный материал является методическими рекомендациями по обучению детей, имеющих нарушения слуха и речи ....
Методические рекомендации по использованию проблемно – поисковых методов в работе с детьми с нарушением слуха.
представление опыта работы по использованию проблемно – поисковых методов с дошкольниками с нарушением слуха....
Занятие с детьми с нарушением слуха "Новогодний квест"
Конспект занятия для детей с нарушением слуха 5-7 лет....