Рабочая программа танцевального кружка
рабочая программа по музыке по теме

Тюленева Татьяна Владимировна

Материал предназначен для воспитателей и музыкальных работников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tantsy.docx38.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Бисеринки»

(танцевальный кружок)

(Средняя, старшая, подготовительная группы)

Автор: Тюленева Т.В., воспитатель МДОУ «Детский сад  №3 КВ».

Пояснительная записка.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка большое значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса и творческих способностей. Богатейшим полем для эстетического развития детей, их творческих способностей  является обучение детей различным танцам. Через движение, пластику дети учатся передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающему их миру. Происходит  знакомство с традициями народа, его культурой, а так же историей других стран и их обычаями.

Цель: приобщать ребенка к миру танца, воспитывать любовь и интерес к историко-бытовому, народному и современному танцу. Формировать пластику, культуру движений, их выразительность. Способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи: 

  1. Способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, правильное дыхание, эластичность мышц, подвижность.
  2. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение, музыкальный фольклор.
  3. Учить понимать язык музыки и выражать его в танце, народной песне.
  4. Развивать творческое начало, уметь применять элементы танца в импровизации.

Новизна: соединение в одной программе народных, историко-бытовых, современных танцев. Повторность и периодичность устного и музыкального материала(повторность танцев, песен и т.д.) количество и уровень которого увеличивается с каждым годом.

Программа рассчитана на три года обучения: средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.

Структура (блоки) программы.

  1. Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения).
  2. Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов.
  3. Танцевальные композиции и сюжетные танцы.
  4. Музыкальные игры, этюды.

В каждом блоке программы даны особенности программного содержания согласно возрасту детей. Разработаны методические указания.

Время проведения занятий: один раз в неделю, во второй половине дня.

Длительность проведения занятий:

 в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Программа разработана на основе авторских программ:

 М.В. Хазовой «Горенка» и И.П.Цирковой «В мире бального танца».

Содержание работы

по программе «Бисеринки» (танцевальный кружок).

Название блока

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе

 группа

Всего занятий

Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения).

8

5

5

18

Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов.

12

16

16

44

Танцевальные композиции и сюжетные танцы.

10

9

9

28

Музыкальные игры, этюды.

6

6

6

18

Итого

36

36

36

108 часов за 3 года

Занятия включают в себя различные виды деятельности. Поэтому распределение количества занятий по тому или иному разделу определено по основному виду деятельности, используемому на занятии. Остальные виды деятельности являются частью или необходимым дополнением. В средней группе больше времени уделяется игре. Слушанию и разучиванию танцев и хороводов. В старшем дошкольном возрасте  - слушанию народных мелодий и разучиванию хороводов, танцевальным композициям и сюжетным танцам. Результатом является участие в спектаклях и  инсценировках.

Рекомендации.

Средняя группа

Тексты понятны и доступны для инсценирования, удобны для активного подпевания.(последняя строчка повторяется несколько раз или с последней строчки начинается следующий куплет. Предлагаются песни с вопросом и ответом. Появляются солисты при инсценировании.

В этом возрасте танцам, как таковым, не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности самостоятельно. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых. Если нет аккомпаниатора, можно использовать фонозаписи русских народных мелодий.

В играх происходит диалог с ведущим (ребенок может сам придумать ответ). Следует обращать внимание детей на то, чтобы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки. Привлекать детей к манипулированию с куклой «петрушкой». Чаще использовать совместные зрелищные встречи со старшими детьми.

Старшая группа

Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят быть в роли «учителей», вводится новый жанр закличка. Каждое занятие  начинается с разминки (упражнения на дыхание, звукоподражание, интонационные).

Пляски с зафиксированными движениями разучиваются, используя принцип «от ловких – к не очень понятливым». Орнаментальные хороводы выполняются по команде. Поощрение приплясывания  во время исполнения веселых песен, время от времени предлагая солирование.

Во время игр с элементами театральных действий обращать внимание  не только на удачные ответы вопросы, но и на манеру поведения героев.

Учить пробовать себя в роли скоморохов, выбирая любую «профессию». Расширять объем фольклорных речевых оборотов, характерных для народных гуляний на площадях.

При разучивании бальных танцев передавать в движении манерность, изящество, характерные историко-бытовому танцу XVIIв. ,современных танцев – сохранять правильную осанку. Выполнять движения согласованно с музыкой.

Менуэт:

  1. Основной шаг – выставление ноги на носок, подъем на полупальцы и опускание;
  2. То же с другой ноги;
  3. Реверанс;
  4. Кружение вокруг себя.

Полька:

  1. Боковой галоп с тремя притопами;
  2. Выставление ноги на пятку и носок;
  3. Боковой галоп с тремя притопами;
  4. Выставление ноги на пятку и носок;
  5. Хлопок в ладоши;
  6. Кружение в парах.

Кадриль:

  1. Шаги с поворотом на 180 гр. (4 раза)
  2. Обход партнера;
  3. Припадание;
  4. Перемена партнера.

Танец с предметами:

  1. Шаги в сторону;
  2. Повороты со сменой партнера;
  3. Выбрасывание ног в прыжке;
  4. Перестановка по звеньям;
  5. Работа с предметом.

Подготовительная к школе группа

Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая, задорная, комично-шутливая. Предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песен. Поощрять использование плясок, песен, закличек в различных игровых ситуациях и в совместной деятельности.

Объясняя детям связь игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок. Знакомя со спецификой игр различных местностей, отметить постоянные и меняющиеся правила.

Развивая у ребенка желание участвовать в каком-либо представлении, надо поощрять введение в свои выступления устный и музыкальный фольклор. Каждый должен проявить себя по возможности активно, а не просто созерцать действие.

При разучивании бальных танцев передавать в движении манерность, изящество, характерные историко-бытовому танцу XVIIв. ,современных танцев – сохранять правильную осанку. Выполнять движения согласованно с музыкой.

Менуэт:

  1. Основной шаг – выставление ноги на носок, подъем на полупальцы и опускание;
  2. То же с другой ноги;
  3. Реверанс;
  4. Кружение вокруг себя.

Полька:

  1. Боковой галоп с тремя притопами;
  2. Выставление ноги на пятку и носок;
  3. Боковой галоп с тремя притопами;
  4. Выставление ноги на пятку и носок;
  5. Хлопок в ладоши;
  6. Кружение в парах.

Кадриль:

  1. Шаги с поворотом на 180 гр. (4 раза)
  2. Обход партнера;
  3. Припадание;
  4. Перемена партнера.

Танец с предметами:

  1. Шаги в сторону;
  2. Повороты со сменой партнера;
  3. Выбрасывание ног в прыжке;
  4. Перестановка по звеньям;
  5. Работа с предметом.

Медленный вальс:

  1. Основной шаг – 2 раза;
  2. Малый квадрат – 2 раза.

Гавот:

  1. Основной шаг с поворотом – 4 раза;
  2. Шаги по линии танца. По окончании фигуры вернуться лицом друг к другу;
  3. Шаги навстречу друг другу и друг от друга;
  4. Одновременный поворот  разные стороны вокруг себя;
  5. Реверанс.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Груп-па

Должен знать

Должен иметь представление

Должен уметь

С

Р

Е

д

н

я

я

г

р

у

п

п

а

Содержание сказок, потешек, прибауток, песен. Народные игры «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Два мороза».

Названия праздников «Осенины», «Рождество», «Пасха».

О русском народном костюме. О сезонных особенностях народных праздников.

Эмоционально откликаться на красоту музыкальных произведений, узнавать героя по характеру музыкального произведения. Двигаться по кругу в различном направлении, менять движение в соответствии с двучастной музыкой. Ориентироваться в пространстве.

С

Т

А

Р

Ш

А

Я

Г

Р

У

П

П

А

Содержание сказок, прибауток, потешек, песен, закличек. элементы русского народного костюма. Народные игры и праздники.

О жизни и быте русского народа в старину. О женских и мужских головных уборах.

О характерных движениях хоровода, пляски, бального танца. Имеют представление о сюжетном танце.

Узнавать героя по характеру музыкального произведения, с радостью принимать участие в праздниках. Танцевать в парах, выполняя движения синхронно, согласованно. Умеют выполнять характерные движения хоровода, пляски, бального танца.

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Г

Р

У

П

П

А

Колядки к народным праздникам, названия народных праздников. Знают о жизни и быте русского народа, национальном костюме.

О русском национальном костюме Тульской губернии, о ткачестве, о гончарном деле, о филимоновской игрушке. О позиции рук и ног в классическом танце, о разнообразии движений  классического танца. Различать виды танцев.

Умеют соотносить увиденное на празднике, с движениями танцев и хороводов, игровые действия с сезонными народными праздниками. Используют заклички, потешки, прибаутки в повседневной жизни. Умеют танцевать в парах, водить хоровод. Самостоятельно менять ритмический рисунок танца. Выражать в танце свое отношение к партнеру. Танцевать с предметами, выполнять характерные движения хоровода, пляски, бального и сюжетного танцев.

Программа средней группы.

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Репертуар

Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения).

Приобщать детей к ценностям русского народа, формировать умение понимать содержание музыкальных произведений.

сентябрь-ноябрь:

привлекать к участию в сценках

декабрь-февраль:

привлекать к участию в сценках, познакомить с понятием «праздничные зрелища».

март-май:

привлекать к участию в сценках, правильно выполнять этюды на развитие эмоций и характерных особенностей героев.

сентябрь-ноябрь:

Потешки:

« На нашей нивке…», «Чье это поле…», «Житу в поле не стоять…».

«Со вьюном я хожу», «Во саду ли в огороде», «Барыня»,

«Колыбельная».

Декабрь-февраль:

Потешки:

«Тучи-тучи…», «Ветер-ветер…». «Колядки», «Масленичные песни».

«Со вьюном я хожу», «Ходит Ваня», «Как пошли наши подружки».

Март-май:

«Посеяли девки  лен», «Посею лебеду на берегу», «А я по лугу».

Потешки: «Веснянки», «Апрельские песни», «Солнышко, повернись», «Радуга».

Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов.

Внимательно слушать музыкальные произведения,

Обогащать музыкальные впечатления.

Сентябрь-ноябрь:

знакомство с хороводными песнями, ввести элементы народного танца.

Декабрь-февраль:

знакомство с хороводными песнями, поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Уделять внимание пластике рук в хороводе. Менять направление в кругу.

март-май:

поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Уделять внимание пластике рук в хороводе. Менять направление в кругу, идти «змейкой», перестраиваться в пары. Кружение в парах.

сентябрь-ноябрь:

«Со вьюном я хожу», «Во саду ли в огороде», «Барыня».

Декабрь-февраль:

«Масленичные песни».

«Со вьюном я хожу», «Ходит Ваня», «Как пошли наши подружки».

 Март-май:

«Посеяли девки  лен», «Посею лебеду на берегу», «А я по лугу», «Калинка».

Танцевальные композиции и сюжетные танцы.

Формировать навык двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формами музыки.

Сентябрь-ноябрь:

учить двигаться с характером музыки, следить за осанкой.

Декабрь-февраль:

учить двигаться с характером музыки, следить за осанкой, учить ориентироваться в пространстве.

март-май:

учить двигаться с характером музыки, следить за осанкой, учить ориентироваться в пространстве, выполнять движения легко и свободно.

сентябрь-ноябрь:

«Со вьюном я хожу», «Во саду ли в огороде», «Барыня»,

«Колыбельная».

Декабрь-февраль:

«Со вьюном я хожу», «Ходит Ваня», «Как пошли наши подружки», «Воробышек».

Март-май:

«Посеяли девки  лен», «Посею лебеду на берегу», «А я по лугу», «Калинка».

Музыкальные игры, этюды.

Развивать эстетическое восприятие, нравственно-эстетические чувства в общении с русской народной музыкой.

Сентябрь-ноябрь:

познакомить с народными играми, учить отвечать в играх.

декабрь-февраль:

учить детей импровизировать в действиях и ответах, усложнять правила.

март-май:

учить детей импровизировать в действиях и ответах, усложнять правила, быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Учить использовать считалки.

сентябрь-ноябрь:

Игровые упражнения, имитационные этюды.

Игры: «Заря-заряница», «Молчанка», «Кружева».

декабрь-февраль:

« В углы», «Баба-Яга», «дедушка-рожок».

Этюды на выразительность образа.

март-май:

игры: «Кораблики», «Родничок», «Пастух и стадо», « В воробья». Этюды на выразительность мимики.

Программа старшей группы.

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Репертуар

Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения).

Продолжать формировать интерес к музыке, умение чувствовать характер и настроение музыки. Формировать танцевальное творчество.

сентябрь-ноябрь:

учить разыгрывать сценки, пробовать себя в разных ролях.

декабрь-февраль:

учить разыгрывать сценки, пробовать себя в разных ролях, знакомить с видами праздников и праздничных зрелищ.

март-май:

учить разыгрывать сценки, пробовать себя в разных ролях, знакомить с видами праздников, учить различать репертуар праздников по сезонам.

сентябрь-ноябрь:

« Из-под дуба, из-под вяза», «Травушка-муравушка, «Чеботуха»

Потешки:

«Гори, солнце, ярче», «Ветер-ветерцо», «Колыбельные ».

«Плетень».

декабрь-февраль:

«Пошла млада за водой». « Как на тоненький ледок», «Чеботуха».

Потешки и заклички: «Морозко-мороз», «Колядки», «Солнышко, снарядись».

март-май:

« А я по лугу», «Круговая пляска», «Во саду ли, в огороде».

Потешки: «Весна-красна», «Веснянки», «Масленичные песни».

Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов.

продолжать развивать умение внимательно слушать музыку, обогащать музыкальные впечатления, способствовать формированию навыков исполнения танцев, хороводов.

сентябрь-ноябрь:

расширять объем песенного репертуара, добавив песни шутливо-комичного характера.

декабрь-февраль:

Совершенствовать пластику рук. Хоровод «по солцу», «против солнца».

март-май:

Хоровод «по солцу», «против солнца».перейти от разговорной интонации к певческой, учить сочетать движения рук и ног, выворачивание круга – в разные стороны.

сентябрь-ноябрь:

« Из-под дуба, из-под вяза», «Травушка-муравушка, «Чеботуха»

декабрь-февраль:

«Пошла млада за водой», « Как на тоненький ледок», «Чеботуха».

март-май:

« А я по лугу», «Круговая пляска», «Во саду ли, в огороде».

«Полька»

Танцевальные композиции и сюжетные танцы.

Продолжать развивать исполнительское умение в танцах, чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение, её эмоционально-образное содержание. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.

сентябрь-ноябрь:

Совершенствовать пластику рук, разучивание движений танцев, учить мальчиков красиво подавать руку, приглашая на танец.        

декабрь-февраль:

учить детей основным позициям, движениям танца.

март-май:

учить детей основным позициям, движениям танца, учить следить за осанкой, ориентироваться в пространстве.

сентябрь-ноябрь:

« Из-под дуба, из-под вяза», «Травушка-муравушка, «Чеботуха», «Полька», «Кадриль».

декабрь-февраль:

«Пошла млада за водой». « Как на тоненький ледок», «Чеботуха», «Полька», «Кадриль», «Менуэт».

март-май:

« А я по лугу», «Круговая пляска», «Во саду ли, в огороде».

« Менуэт», «Танец с предметами».

Музыкальные игры, этюды.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, нравственно-эстетические чувства в общении с русской народной музыкой.

сентябрь-ноябрь:

вызывать желание участвовать в играх, усложнять правила.

декабрь-февраль:

учить отображать характер персонажей, усложнять правила игр.

март-май:

предлагать песенную импровизацию известных считалок, учить действовать в играх самостоятельно.

сентябрь-ноябрь:

«Плетень», «Заря-заряница», «Молчанка».

Этюды на расслабление.

декабрь-февраль:

«Башмачки», «С города – долой», «Два мороза». Этюды на выражение отношения к герою.

март-май:

«Лапти», «Салки-догонялки», «в птицы», «бабочки-ласточки».

Программа подготовительной к школе  группы.

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Репертуар

Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения).

Продолжать формировать интерес к народному искусству. Продолжать развивать художественно-творческие способности в инсценировании песен, этюдах, пантомимах.

сентябрь-ноябрь:

привлекать к показу сценок, самостоятельному разучиванию отрывков.

декабрь-февраль:

привлекать к показу сценок, самостоятельному разучиванию отрывков, расширять знания детей о народных праздниках, закреплять знания детей о жизни и быте русского народа.

март-май:

привлекать к показу сценок, самостоятельному разучиванию отрывков, расширять знания детей о народных праздниках.

сентябрь-ноябрь:

«Ах, улица широкая», «На горе-то калина», «Полянка», «Выйду я на реченьку».

Потешки, заклички: «Дождик-дождик», «Туман-туман».

декабрь-февраль:

«Вдоль по улице метелица метет», «Пошла млада за водой», «Колядки».

март-май:

«Утушка луговая», «Посеяли девки лен», «А я по лугу».

Потешки: «Веснянки», «Масленичные песни», «Апрельские песни».

Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии разнообразным характером народной музыки.

сентябрь-ноябрь:

        расширять знакомство с жанрами народной песни: строевая, лирическая, плясовая.

декабрь-февраль:

март-май:

сентябрь-ноябрь:

«Ах, улица широкая», «На горе-то калина», «Полянка», «Выйду я на реченьку».

декабрь-февраль:

«Вдоль по улице метелица метет», «Пошла млада за водой»,

март-май:

«Утушка луговая», «Посеяли девки лен», «А я по лугу».

Танцевальные композиции и сюжетные танцы.

Учить передавать в танце эмоционально-образное содержание, самостоятельно придумывать движения, отражающие музыкальных произведений народного и классического характера.

сентябрь-ноябрь:

учить основным позициям танца, продолжать учить мальчиков красиво подавать руку, а девочек-делать реверанс.

декабрь-февраль:

учить основным позициям танца, продолжать учить мальчиков красиво подавать руку, а девочек-делать реверанс, учить движениями передавать характер танца.

март-май:

        учить основным позициям танца, продолжать учить мальчиков красиво подавать руку, а девочек-делать реверанс, учить движениями передавать характер танца.

сентябрь-ноябрь:

«Ах, улица широкая», «На горе-то калина»,  «Полька», «Кадриль».

декабрь-февраль:

«Вдоль по улице метелица метет», «Пошла млада за водой».

«Гавот», «Менуэт», «Кадриль».

март-май:

«Утушка луговая», «Посеяли девки лен», «А я по лугу».

«Гавот», «Кадриль», «Медленный вальс», «Танец с предметами».

Музыкальные игры, этюды.

Развивать танцевально-игровое творчество, создать условия и формировать навыки художественного исполнения различных образов в играх, этюдах, танцах.

сентябрь-ноябрь:

        усложнять правила игр.

декабрь-февраль:

связывать правила игр с происхождением некоторых обрядов.

март-май:

связывать правила игр с происхождением некоторых обрядов, учить импровизировать по конкретному заданию.

сентябрь-ноябрь:

«Чепуха», «Узнай, кто», «У дедушки Трифона»

декабрь-февраль:

«Прялица», «Арина», «Слепой козел», «Масло».

март-май:

«Гори, гори ясно», «Лапти», «Летят - не летят», «Пчелы и ласточки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа танцевального кружка " Шире круг"

Программа танцевального кружка для детей 4-7 лет содержит тематическое и перспективное планирование, а так же диагностическую таблицу и критерии диагностики....

Рабочая программа танцевального кружка "Звёздочки"

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...

рабочая программа танцевального кружка "Березонька"

Цель программы: Создать условия для формирования творческих способностей и развития индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. ...

Рабочая программа танцевального кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2014-2015 учебный год

Рабочая программатанцевального кружка «Задоринки»для детей 5-7 летна 2014-2015 учебный год...

рабочая программа танцевального кружка "Звонкий Каблучок" для детей старшего возраста

laquo;Звонкий каблучок» (возраст 5-7лет) дополнительная образовательная программа танцевального кружка для одарённых детей художественно-эстетической направленности.Цель программы: Развитие арт...

Рабочая программа танцевального кружка

Программа предназначена для кружковой работы в детском саду. Старшая и подготовительные группы. Срок реализации 1 год. Занятия два раза в неделю по 30 минут....