Рабочая программа танцевального кружка
рабочая программа по музыке по теме
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных работников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tantsy.docx | 38.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Бисеринки»
(танцевальный кружок)
(Средняя, старшая, подготовительная группы)
Автор: Тюленева Т.В., воспитатель МДОУ «Детский сад №3 КВ».
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка большое значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса и творческих способностей. Богатейшим полем для эстетического развития детей, их творческих способностей является обучение детей различным танцам. Через движение, пластику дети учатся передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающему их миру. Происходит знакомство с традициями народа, его культурой, а так же историей других стран и их обычаями.
Цель: приобщать ребенка к миру танца, воспитывать любовь и интерес к историко-бытовому, народному и современному танцу. Формировать пластику, культуру движений, их выразительность. Способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
- Способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, правильное дыхание, эластичность мышц, подвижность.
- Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение, музыкальный фольклор.
- Учить понимать язык музыки и выражать его в танце, народной песне.
- Развивать творческое начало, уметь применять элементы танца в импровизации.
Новизна: соединение в одной программе народных, историко-бытовых, современных танцев. Повторность и периодичность устного и музыкального материала(повторность танцев, песен и т.д.) количество и уровень которого увеличивается с каждым годом.
Программа рассчитана на три года обучения: средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.
Структура (блоки) программы.
- Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения).
- Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов.
- Танцевальные композиции и сюжетные танцы.
- Музыкальные игры, этюды.
В каждом блоке программы даны особенности программного содержания согласно возрасту детей. Разработаны методические указания.
Время проведения занятий: один раз в неделю, во второй половине дня.
Длительность проведения занятий:
в средней группе – 20 минут,
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Программа разработана на основе авторских программ:
М.В. Хазовой «Горенка» и И.П.Цирковой «В мире бального танца».
Содержание работы
по программе «Бисеринки» (танцевальный кружок).
Название блока | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | Всего занятий |
Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения). | 8 | 5 | 5 | 18 |
Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов. | 12 | 16 | 16 | 44 |
Танцевальные композиции и сюжетные танцы. | 10 | 9 | 9 | 28 |
Музыкальные игры, этюды. | 6 | 6 | 6 | 18 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 108 часов за 3 года |
Занятия включают в себя различные виды деятельности. Поэтому распределение количества занятий по тому или иному разделу определено по основному виду деятельности, используемому на занятии. Остальные виды деятельности являются частью или необходимым дополнением. В средней группе больше времени уделяется игре. Слушанию и разучиванию танцев и хороводов. В старшем дошкольном возрасте - слушанию народных мелодий и разучиванию хороводов, танцевальным композициям и сюжетным танцам. Результатом является участие в спектаклях и инсценировках.
Рекомендации.
Средняя группа | Тексты понятны и доступны для инсценирования, удобны для активного подпевания.(последняя строчка повторяется несколько раз или с последней строчки начинается следующий куплет. Предлагаются песни с вопросом и ответом. Появляются солисты при инсценировании. В этом возрасте танцам, как таковым, не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности самостоятельно. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых. Если нет аккомпаниатора, можно использовать фонозаписи русских народных мелодий. В играх происходит диалог с ведущим (ребенок может сам придумать ответ). Следует обращать внимание детей на то, чтобы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки. Привлекать детей к манипулированию с куклой «петрушкой». Чаще использовать совместные зрелищные встречи со старшими детьми. |
Старшая группа | Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят быть в роли «учителей», вводится новый жанр закличка. Каждое занятие начинается с разминки (упражнения на дыхание, звукоподражание, интонационные). Пляски с зафиксированными движениями разучиваются, используя принцип «от ловких – к не очень понятливым». Орнаментальные хороводы выполняются по команде. Поощрение приплясывания во время исполнения веселых песен, время от времени предлагая солирование. Во время игр с элементами театральных действий обращать внимание не только на удачные ответы вопросы, но и на манеру поведения героев. Учить пробовать себя в роли скоморохов, выбирая любую «профессию». Расширять объем фольклорных речевых оборотов, характерных для народных гуляний на площадях. При разучивании бальных танцев передавать в движении манерность, изящество, характерные историко-бытовому танцу XVIIв. ,современных танцев – сохранять правильную осанку. Выполнять движения согласованно с музыкой. Менуэт:
Полька:
Кадриль:
Танец с предметами:
|
Подготовительная к школе группа | Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая, задорная, комично-шутливая. Предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песен. Поощрять использование плясок, песен, закличек в различных игровых ситуациях и в совместной деятельности. Объясняя детям связь игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок. Знакомя со спецификой игр различных местностей, отметить постоянные и меняющиеся правила. Развивая у ребенка желание участвовать в каком-либо представлении, надо поощрять введение в свои выступления устный и музыкальный фольклор. Каждый должен проявить себя по возможности активно, а не просто созерцать действие. При разучивании бальных танцев передавать в движении манерность, изящество, характерные историко-бытовому танцу XVIIв. ,современных танцев – сохранять правильную осанку. Выполнять движения согласованно с музыкой. Менуэт:
Полька:
Кадриль:
Танец с предметами:
Медленный вальс:
Гавот:
|
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Груп-па | Должен знать | Должен иметь представление | Должен уметь |
С Р Е д н я я г р у п п а | Содержание сказок, потешек, прибауток, песен. Народные игры «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Два мороза». Названия праздников «Осенины», «Рождество», «Пасха». | О русском народном костюме. О сезонных особенностях народных праздников. | Эмоционально откликаться на красоту музыкальных произведений, узнавать героя по характеру музыкального произведения. Двигаться по кругу в различном направлении, менять движение в соответствии с двучастной музыкой. Ориентироваться в пространстве. |
С Т А Р Ш А Я Г Р У П П А | Содержание сказок, прибауток, потешек, песен, закличек. элементы русского народного костюма. Народные игры и праздники. | О жизни и быте русского народа в старину. О женских и мужских головных уборах. О характерных движениях хоровода, пляски, бального танца. Имеют представление о сюжетном танце. | Узнавать героя по характеру музыкального произведения, с радостью принимать участие в праздниках. Танцевать в парах, выполняя движения синхронно, согласованно. Умеют выполнять характерные движения хоровода, пляски, бального танца. |
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Г Р У П П А | Колядки к народным праздникам, названия народных праздников. Знают о жизни и быте русского народа, национальном костюме. | О русском национальном костюме Тульской губернии, о ткачестве, о гончарном деле, о филимоновской игрушке. О позиции рук и ног в классическом танце, о разнообразии движений классического танца. Различать виды танцев. | Умеют соотносить увиденное на празднике, с движениями танцев и хороводов, игровые действия с сезонными народными праздниками. Используют заклички, потешки, прибаутки в повседневной жизни. Умеют танцевать в парах, водить хоровод. Самостоятельно менять ритмический рисунок танца. Выражать в танце свое отношение к партнеру. Танцевать с предметами, выполнять характерные движения хоровода, пляски, бального и сюжетного танцев. |
Программа средней группы.
Блоки | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Репертуар |
Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения). | Приобщать детей к ценностям русского народа, формировать умение понимать содержание музыкальных произведений. | сентябрь-ноябрь: привлекать к участию в сценках декабрь-февраль: привлекать к участию в сценках, познакомить с понятием «праздничные зрелища». март-май: привлекать к участию в сценках, правильно выполнять этюды на развитие эмоций и характерных особенностей героев. | сентябрь-ноябрь: Потешки: « На нашей нивке…», «Чье это поле…», «Житу в поле не стоять…». «Со вьюном я хожу», «Во саду ли в огороде», «Барыня», «Колыбельная». Декабрь-февраль: Потешки: «Тучи-тучи…», «Ветер-ветер…». «Колядки», «Масленичные песни». «Со вьюном я хожу», «Ходит Ваня», «Как пошли наши подружки». Март-май: «Посеяли девки лен», «Посею лебеду на берегу», «А я по лугу». Потешки: «Веснянки», «Апрельские песни», «Солнышко, повернись», «Радуга». |
Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов. | Внимательно слушать музыкальные произведения, Обогащать музыкальные впечатления. | Сентябрь-ноябрь: знакомство с хороводными песнями, ввести элементы народного танца. Декабрь-февраль: знакомство с хороводными песнями, поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Уделять внимание пластике рук в хороводе. Менять направление в кругу. март-май: поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Уделять внимание пластике рук в хороводе. Менять направление в кругу, идти «змейкой», перестраиваться в пары. Кружение в парах. | сентябрь-ноябрь: «Со вьюном я хожу», «Во саду ли в огороде», «Барыня». Декабрь-февраль: «Масленичные песни». «Со вьюном я хожу», «Ходит Ваня», «Как пошли наши подружки». Март-май: «Посеяли девки лен», «Посею лебеду на берегу», «А я по лугу», «Калинка». |
Танцевальные композиции и сюжетные танцы. | Формировать навык двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формами музыки. | Сентябрь-ноябрь: учить двигаться с характером музыки, следить за осанкой. Декабрь-февраль: учить двигаться с характером музыки, следить за осанкой, учить ориентироваться в пространстве. март-май: учить двигаться с характером музыки, следить за осанкой, учить ориентироваться в пространстве, выполнять движения легко и свободно. | сентябрь-ноябрь: «Со вьюном я хожу», «Во саду ли в огороде», «Барыня», «Колыбельная». Декабрь-февраль: «Со вьюном я хожу», «Ходит Ваня», «Как пошли наши подружки», «Воробышек». Март-май: «Посеяли девки лен», «Посею лебеду на берегу», «А я по лугу», «Калинка». |
Музыкальные игры, этюды. | Развивать эстетическое восприятие, нравственно-эстетические чувства в общении с русской народной музыкой. | Сентябрь-ноябрь: познакомить с народными играми, учить отвечать в играх. декабрь-февраль: учить детей импровизировать в действиях и ответах, усложнять правила. март-май: учить детей импровизировать в действиях и ответах, усложнять правила, быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Учить использовать считалки. | сентябрь-ноябрь: Игровые упражнения, имитационные этюды. Игры: «Заря-заряница», «Молчанка», «Кружева». декабрь-февраль: « В углы», «Баба-Яга», «дедушка-рожок». Этюды на выразительность образа. март-май: игры: «Кораблики», «Родничок», «Пастух и стадо», « В воробья». Этюды на выразительность мимики. |
Программа старшей группы.
Блоки | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Репертуар |
Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения). | Продолжать формировать интерес к музыке, умение чувствовать характер и настроение музыки. Формировать танцевальное творчество. | сентябрь-ноябрь: учить разыгрывать сценки, пробовать себя в разных ролях. декабрь-февраль: учить разыгрывать сценки, пробовать себя в разных ролях, знакомить с видами праздников и праздничных зрелищ. март-май: учить разыгрывать сценки, пробовать себя в разных ролях, знакомить с видами праздников, учить различать репертуар праздников по сезонам. | сентябрь-ноябрь: « Из-под дуба, из-под вяза», «Травушка-муравушка, «Чеботуха» Потешки: «Гори, солнце, ярче», «Ветер-ветерцо», «Колыбельные ». «Плетень». декабрь-февраль: «Пошла млада за водой». « Как на тоненький ледок», «Чеботуха». Потешки и заклички: «Морозко-мороз», «Колядки», «Солнышко, снарядись». март-май: « А я по лугу», «Круговая пляска», «Во саду ли, в огороде». Потешки: «Весна-красна», «Веснянки», «Масленичные песни». |
Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов. | продолжать развивать умение внимательно слушать музыку, обогащать музыкальные впечатления, способствовать формированию навыков исполнения танцев, хороводов. | сентябрь-ноябрь: расширять объем песенного репертуара, добавив песни шутливо-комичного характера. декабрь-февраль: Совершенствовать пластику рук. Хоровод «по солцу», «против солнца». март-май: Хоровод «по солцу», «против солнца».перейти от разговорной интонации к певческой, учить сочетать движения рук и ног, выворачивание круга – в разные стороны. | сентябрь-ноябрь: « Из-под дуба, из-под вяза», «Травушка-муравушка, «Чеботуха» декабрь-февраль: «Пошла млада за водой», « Как на тоненький ледок», «Чеботуха». март-май: « А я по лугу», «Круговая пляска», «Во саду ли, в огороде». «Полька» |
Танцевальные композиции и сюжетные танцы. | Продолжать развивать исполнительское умение в танцах, чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение, её эмоционально-образное содержание. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений. | сентябрь-ноябрь: Совершенствовать пластику рук, разучивание движений танцев, учить мальчиков красиво подавать руку, приглашая на танец. декабрь-февраль: учить детей основным позициям, движениям танца. март-май: учить детей основным позициям, движениям танца, учить следить за осанкой, ориентироваться в пространстве. | сентябрь-ноябрь: « Из-под дуба, из-под вяза», «Травушка-муравушка, «Чеботуха», «Полька», «Кадриль». декабрь-февраль: «Пошла млада за водой». « Как на тоненький ледок», «Чеботуха», «Полька», «Кадриль», «Менуэт». март-май: « А я по лугу», «Круговая пляска», «Во саду ли, в огороде». « Менуэт», «Танец с предметами». |
Музыкальные игры, этюды. | Продолжать развивать эстетическое восприятие, нравственно-эстетические чувства в общении с русской народной музыкой. | сентябрь-ноябрь: вызывать желание участвовать в играх, усложнять правила. декабрь-февраль: учить отображать характер персонажей, усложнять правила игр. март-май: предлагать песенную импровизацию известных считалок, учить действовать в играх самостоятельно. | сентябрь-ноябрь: «Плетень», «Заря-заряница», «Молчанка». Этюды на расслабление. декабрь-февраль: «Башмачки», «С города – долой», «Два мороза». Этюды на выражение отношения к герою. март-май: «Лапти», «Салки-догонялки», «в птицы», «бабочки-ласточки». |
Программа подготовительной к школе группы.
Блоки | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Репертуар |
Образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, имитационные пантомимические движения). | Продолжать формировать интерес к народному искусству. Продолжать развивать художественно-творческие способности в инсценировании песен, этюдах, пантомимах. | сентябрь-ноябрь: привлекать к показу сценок, самостоятельному разучиванию отрывков. декабрь-февраль: привлекать к показу сценок, самостоятельному разучиванию отрывков, расширять знания детей о народных праздниках, закреплять знания детей о жизни и быте русского народа. март-май: привлекать к показу сценок, самостоятельному разучиванию отрывков, расширять знания детей о народных праздниках. | сентябрь-ноябрь: «Ах, улица широкая», «На горе-то калина», «Полянка», «Выйду я на реченьку». Потешки, заклички: «Дождик-дождик», «Туман-туман». декабрь-февраль: «Вдоль по улице метелица метет», «Пошла млада за водой», «Колядки». март-май: «Утушка луговая», «Посеяли девки лен», «А я по лугу». Потешки: «Веснянки», «Масленичные песни», «Апрельские песни». |
Слушание народных мелодий, разучивание танцев и хороводов. | Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии разнообразным характером народной музыки. | сентябрь-ноябрь: расширять знакомство с жанрами народной песни: строевая, лирическая, плясовая. декабрь-февраль: март-май: | сентябрь-ноябрь: «Ах, улица широкая», «На горе-то калина», «Полянка», «Выйду я на реченьку». декабрь-февраль: «Вдоль по улице метелица метет», «Пошла млада за водой», март-май: «Утушка луговая», «Посеяли девки лен», «А я по лугу». |
Танцевальные композиции и сюжетные танцы. | Учить передавать в танце эмоционально-образное содержание, самостоятельно придумывать движения, отражающие музыкальных произведений народного и классического характера. | сентябрь-ноябрь: учить основным позициям танца, продолжать учить мальчиков красиво подавать руку, а девочек-делать реверанс. декабрь-февраль: учить основным позициям танца, продолжать учить мальчиков красиво подавать руку, а девочек-делать реверанс, учить движениями передавать характер танца. март-май: учить основным позициям танца, продолжать учить мальчиков красиво подавать руку, а девочек-делать реверанс, учить движениями передавать характер танца. | сентябрь-ноябрь: «Ах, улица широкая», «На горе-то калина», «Полька», «Кадриль». декабрь-февраль: «Вдоль по улице метелица метет», «Пошла млада за водой». «Гавот», «Менуэт», «Кадриль». март-май: «Утушка луговая», «Посеяли девки лен», «А я по лугу». «Гавот», «Кадриль», «Медленный вальс», «Танец с предметами». |
Музыкальные игры, этюды. | Развивать танцевально-игровое творчество, создать условия и формировать навыки художественного исполнения различных образов в играх, этюдах, танцах. | сентябрь-ноябрь: усложнять правила игр. декабрь-февраль: связывать правила игр с происхождением некоторых обрядов. март-май: связывать правила игр с происхождением некоторых обрядов, учить импровизировать по конкретному заданию. | сентябрь-ноябрь: «Чепуха», «Узнай, кто», «У дедушки Трифона» декабрь-февраль: «Прялица», «Арина», «Слепой козел», «Масло». март-май: «Гори, гори ясно», «Лапти», «Летят - не летят», «Пчелы и ласточки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа танцевального кружка " Шире круг"
Программа танцевального кружка для детей 4-7 лет содержит тематическое и перспективное планирование, а так же диагностическую таблицу и критерии диагностики....
Рабочая программа танцевального кружка "Звёздочки"
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...
рабочая программа танцевального кружка "Березонька"
Цель программы: Создать условия для формирования творческих способностей и развития индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. ...
Рабочая программа танцевального кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2014-2015 учебный год
Рабочая программатанцевального кружка «Задоринки»для детей 5-7 летна 2014-2015 учебный год...
рабочая программа танцевального кружка "Звонкий Каблучок" для детей старшего возраста
laquo;Звонкий каблучок» (возраст 5-7лет) дополнительная образовательная программа танцевального кружка для одарённых детей художественно-эстетической направленности.Цель программы: Развитие арт...
Рабочая программа танцевального кружка
Программа предназначена для кружковой работы в детском саду. Старшая и подготовительные группы. Срок реализации 1 год. Занятия два раза в неделю по 30 минут....