Развивающая предметно - пространственная среда в деятельности музыкального руководителя МАДОО
статья по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Павликова Е.А.
Музыкальный руководитель МАДОО детский сад № 26
Развивающая предметно - пространственная среда в деятельности музыкального руководителя МАДОО
Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения. Художественно-эстетическое направление в детском саду является одним из ведущих линий развития личности ребенка-дошкольника.
В рамках деятельности музыкального руководителя можно выделить основные задачи:
- Развивать творческие способности и стремление к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
- Развивать творческий потенциал ребенка, проявляющийся в активном стремлении преобразовывать и создавать в собственной творческой деятельности художественный образ специфическим языком знаков и символов искусства.
- Способствовать формированию опыта эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства, потребности в самовыражении своих чувств, ценностей и мироощущения через свободный выбор содержания художественно-эстетической деятельности.
- Формировать умение рефлексировать, творчески воспринимать искусство и самовыражаться в процессе и продукте художественно-творческой деятельности.
Организованная в МАДОО музыкальная предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной ( в соответствии с ФГОС ДОО).
.
В нашем детском саду опыт проектирования, разработки и внедрения мини-центров в возрастные группы начался с освоения темы самообразования «Организация музыкальных уголков как условие развития музыкально-познавательных способностей, самостоятельности в импровизационно-мелодическом творчестве детей». Были отмечены наиболее интересные публикации Э. П. Костиной по данному направлению, где автор раскрывает содержание музыкальной среды и ее структуру. Соглашусь с автором, что содержание музыкальной предметно-пространственной среды в группах организуется по принципу ведущей деятельности дошкольников – игре, а также ориентацию на их возрастные возможности. Также ведущим в реализации этого направления можно выделить принцип сензитивности развития эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и включение культурных практик, которые «любит» музыка (например, музыка «любит тишину»).
Большое значение имеет наполнение музыкальных уголков разнообразным материалом для прослушивания. Для этого созданы небольшие фонотеки с интересным материалом, который подобран в соответствии с календарно-тематическим планом МАДОО. Ребенок получает эстетическое наслаждение при прослушивании этих записей и ему становится понятно эмоционально-образное содержание каждого музыкального произведения. Ведь заставить ребенка полюбить музыку нельзя – ею можно только увлечь. Поэтому такой прием, как запись и передача исполнения песен, фрагментов классической и танцевальной музыки на аудио-носителях в группах дает результаты для обогащения творческой активности детей. Он удобен и для воспитателей, которые продолжают педагогическую линию музыкального руководителя, являются для детей носителями музыкальной культуры.
Музыкальные мини-центры в группах оформлены по основным блокам: Восприятие музыки Воспроизведение музыки Музыкально-творческая деятельность
В зависимости от возраста детей оформление и наполнение мини-центров имеет свои особенности.
Так в младшем дошкольном возрасте – это сюжетная основа, например, рисунок веселых трех поросят и звучащие и яркие музыкальным инструменты, игрушки-забавы, шумовым инструменты, причем с разными наполнениями, изготовленными руками воспитателей даже из бросового материала; настенное панно лесных сказочных персонажей-медведей с гармошкой и карманом с различным наполнением звучащих и самодельных инструментов.
В старшем дошкольном возрасте – это уже дидактическая основа. Например, в старшей группе, сделанная руками музыкального руководителя дидактическое пособие «Божья коровка» и руками родителей настенное панно «Карандаш-волшебник», а в подготовительной группе дидактическое пособие «Волшебный мир звуков». с усложнением содержания музыкальных дидактических игр и упражнений. В этом мини-центре можно увидеть также картину симфонического оркестра, и оригинальные авторские книги ««Медные духовые инструменты», «Деревянные духовые инструменты», «Струнные и смычковые инструменты».
Все пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в исполнении и обращении, вызывают у детей живой интерес, желание действовать с ними и положительный эмоциональный настрой.
Результаты развития музыкально-творческой деятельности детей, средствами организованной в МАДОО музыкальной развивающей среды.
- Положительная динамика в развитии уровня музыкально-творческой компетентности ребенка:
- овладение игрой на музыкальных инструментах; высокий уровень восприятия, понимания, эмоционально-образного содержания музыкальных произведений;
- овладение способностью к воспроизведению музыкально-ритмического рисунка, к элементарной нотной грамоте;
- творческое самовыражение ребенка в различных видах детской музыкально-игровой деятельности.
- Положительная динамика в развитии уровня социальной и коммуникативной компетентностей ребенка:
- умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности, в соответствии с нравственными нормами;
- владение музыкальными, артистическими, импровизационными умениями и навыками, помогающими успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
- Обеспечение эмоционального благополучия, поддержки, психологического комфорта детей, начиная с раннего возраста.
- Повышение уровня познавательных и сенсорных способностей детей: наглядно-схематическое мышление, музыкальная память, устойчивость внимания, слухового, зрительного, тактильного восприятия и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО» Методическая разработка музыкального руководителя ГБДОУ №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Мулкиджан Светланы Леонидовны.
В данной работе собраны наиболее понравившиеся мне идеи по поводу организации РППС в ДО....
"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"
Сообщение на семинар "Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"...
Самоанализ деятельности музыкального руководителя по построению развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в соответсвии с ФГОС ДО"
Данный самоанализ был представлен на муниципальном конкурсе "Предметно-развивающая среда ДОУ"...
Отчет музыкального руководителя Шориковой Юлии Николаевны об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала.
Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио-видео техника. Дети слушают музыку доступную и недоступную их пониманию, близкую, ...
Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО»
Музыкальный зал- среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенци...
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального руководителя
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального руководителя в дошкольном учреждении ...