Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды
статья по музыке на тему
НОД проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_anisimova.docx | 17.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой особенно успешно они произрастают»
Г. Нейгауз
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО выдвигает вопросы социальной значимости воспитания активной творческой личности. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к творческой деятельности дошкольников. На практике эту задачу в ДОО можно реализовать через организацию музыкально-развивающей среды.
Актуальность работы. «Закон об образовании РФ» в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования выдвигает развитие творческих способностей у обучающихся (Ст.34). Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призывает к необходимости развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной организации (п.2). Стандарты нового поколения (ФГОС ДО) выдвигают новые требования к предметно-развивающей среде дошкольной организации. Вся система образования нацелена на развитие личности ребенка, его индивидуальности и творческих способностей, что подчеркивает безусловную актуальность темы нашего исследования.
Перед дошкольной образовательной организацией встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит в детский сад, вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, способным, на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Цель: определить условия организации музыкально-развивающей среды, направленной на решения задач эффективного развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Задачи:
- Конкретизировать сущность процесса развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
- Отобрать условия и средства организации музыкальным руководителем музыкально-развивающей среды для развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников
1.ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Исследования Б.М. Неменского, Д.Б. Кабалевского, О.Т. Леонтьевой, В.Г. Ражникова, Т.А. Жилинской, Т.М. Потехиной служат основанием для изучения технологических аспектов развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников средствами музыки, танца, живописи. Вместе с тем наряду с осознанием важности активного общения детей с искусством, отмечается недостаточный уровень эстетической подготовленности педагогов и неполноценность развивающего пространства, что влияет на сокращение доли детского творчества в образовательном процессе.
В.И. Андреев трактует творческую деятельность как духовно-практическую деятельность, непременным атрибутом которой является создание новых эстетических ценностей. В широком смысле творческая деятельность присуще той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности.
В.С. Русанова определяет творческую деятельность, как процесс целенаправленного педагогического формирования эстетическо-ценностной, эстетическо-мотивационной и эстетическо-творческой сфер личности средствами искусства, обеспечивающей способности личности к творческому самоопределению и самовыражению в соответствии с идеалом красоты, воплощенном в творческой деятельности.
Л.С. Выодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец выражают точку зрения, что в процессе творческой деятельности у детей дошкольного возраста развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное.
Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С, Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М, Теплова легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития детей разрабатывались в научной школе Н.А, Ветлугиной. Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая деятельностный подход к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие различных видов деятельности – пения, игры на музыкальных инструментах, изучение теоретических основ музыки, импровизация.
Пытаясь найти взаимосвязанное единство творческой деятельности и развития творческих способностей детей дошкольного возраста, мы обращаемся к музыкально-педагогической концепции Карла Орфа «Шульверк». Заимствуя у швейцарского педагога И.Г. Песталоцци идею элементарного в педагогике, К. Орф хотел воплотить его основной педагогический принцип: «Всё для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка». главной задачей стало создание творчески ориентированной среды, поиск новых путей общения педагога и ребенка.
Таким образом, успех развития творческой деятельности детей дошкольного возраста связан с необходимостью создания атмосферы успешности каждого участника, соразмерного его возможностям и желаниям, организовать развивающее пространство так, чтобы возникал творческий процесс.
Исследую природу творческой одаренности, Т.Э. Тютюнникова прежде всего указывает , что в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок и стресса, дети намного лучше справляются с творческими и интеллектуальными задачами. Детей необходимо побуждать к фантазии, нахождению индивидуального решения и поощрять разномыслие, позволяющее найти несколько верных решений одной и той же задачи и избежать выполнения всеми одинакового образца.
Таким образом, руководствуясь современными принципами образования и передовыми исследованиями в области педагогики, мы придерживаемся мнения, что успешность развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников будет напрямую зависеть от созданных условий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...
Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...
Условия и методы развития самостоятельной творческой деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» ФГОС ДО, является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-мо...
«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»
В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...
Создание условий в ДОУ для развития самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника средствами игровой деятельности
Данный материал может быть использован педагогом в работе с родителями....
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников посредством художественного экспериментирования
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые раз...