"Музыкальная игра как средство развития дошкольников в области "Здоровья"
консультация по музыке по теме
выступление на педагогическом совете на тему "Музыкальная игра как средство развития дошкольников в области "Здооровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальная игра | 28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Музыкальная игра как средство развития дошкольников в области «Здоровья»» |
МБДОУ № 69 « Радуга» |
Музыкальный руководитель : Ильясова Г.И. |
10.12.2014 |
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в музыкальной игре объедены все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения), в игровой форме дети быстрее овладевают навыками в исполнительской деятельности, в восприятии музыки, творчестве. Таким образом, применение музыкальной игры на занятиях и в свободной деятельности детей, быстрее и лучше усваивается программа по музыкальному воспитанию и обучению дошкольников.
Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре.
Программа по музыкальному воспитанию ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению важнейших задач программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовлетворения и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном контексте музыкальную игру можно определить как художественно-практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка, выступает музыкально-дидактическая игра.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
Воздействие музыки в процессе игровой деятельности на организм ребенка.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует развитию психологических процессов, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает возможность педагогу дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течении дня происходит резкая смена эмоционального состояния от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает установить контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейшего педагогического воздействия, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
Цели и задачи музыкальной игры.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действии я связаны с процессом узнавания и различия характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализации их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстрой двигательной реакции.
3. Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5. Развивающие:
- познавательную активность,
- устойчивый интерес к действованию,
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальные игры как средство развития музыкальности ребенка-дошкольника»
Игры для разучивания с детьми...
Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....
Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...
«Музыкальная игра, как средство развития дошкольника»
Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произв...
Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)
Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...
Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников...
Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Музыкальная игра занимает важное место в жизни дошкольников. Новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, та...