Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников
статья

Черемохина Наталья Сергеевна

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор:  музыкальный руководитель Черемохина Наталья Сергеевна

Организация: МБДОУ Беласовский  детский сад

Населенный пункт: г.о. Семеновский , д. Беласовска

Музыка  обогащает  духовный  мир  ребёнка, оказывает  влияние  на      развитие  его  творческих  способностей, этот факт общеизвестный, доказан учёными и не подлежит сомнению.

На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к пересмотру не только содержания музыкального воспитания, но и методов, приёмов и форм проведения музыкально-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО, который определяет игровую деятельность, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.

Музыкальная игра занимает  важное место в жизни дошкольников. Новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, тактильного, зрительного).

В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.

В современной педагогике появились технологии по музыкальной игровой деятельности, которые активно применяются музыкальными руководителями в работе.  Так и автор статьи, изучив опыт ведущих педагогов, познакомившись с современными  игровыми технологиями, углублённо работала над развитием музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру. Данная форма работы оказалась интересной, разнообразной и актуальной.

Несомненно, именно игровая деятельность позволяет образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.  

Цель работы: повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие у дошкольников интереса к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр;
  • использование в играх всех видов музыкальной деятельности;
  • побуждение к игровым действиям за рамками музыкальных занятий.

Ожидаемый результат:

  • дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

  Игровой сюжет положен в основу занятий и объединяет все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к музыкальной деятельности. Игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик.

Игра не выносится в отдельную структуру музыкального занятия, а пронизывает все виды музыкальной деятельности.

Вот некоторые примеры применения игрового метода:

  1. Для организации детей, создания «настроя» занятие начинается с музыкального приветствия. Приветствия могут быть песенно-игровыми, речевыми, двигательно-ритмическими, с использованием звуковых жестов, и т.д.
  2. При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки. Для коррекции и улучшения двигательных навыков разучиваются с детьми игры с пением и движением, игровые упражнения, сюжетно-ролевые песни, хороводы, сопровождаемые движениями рук в соответствии с текстом. Дети выполняют различные игровые действия с предметами, передают игровые образы в музыке.
  3. Игровые приёмы: «Эхо» (тихо-громко), «Цепочка», «Бусы», «Пение с закрытым ртом», «По сигналу» (цветок, флажок), загадки «Угадай мелодию», «Чудесный мешочек» графические изображения, моделирование помогают в формировании певческих навыков. Пение сопровождается инсценировкой песни, игрой на детских музыкальных инструментах.

Для эффективности восприятия музыки используются игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, дидактические пособия, двигательно-игровое творчество и т.д.

В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если ребёнку сказать: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т.к. разучивание танца  - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.

Музыкальные игры достаточно разнообразны  по своему содержанию, видам и формам. Вот игры, используемые на занятии:

  • подвижные игры (сюжетные, несюжетные);
  • игры с пением (песенное приветствие, хороводы,  инсценирование песен, народные игры с пением);
  • дидактические игры;
  • пальчиковые игры;
  • ритмо-речевые игры (ритмодекламация, игры голосом, «звуковые жесты», игры с палочками).

Благодаря применению в работе игровых методов и приёмов, игровых технологий у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии всех направлений музыкального воспитания. Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса. 

Творческая креативность, раскрепощенность, уверенность в своих силах, позволили моим воспитанникам принимать участие в различных творческих проектах детского сада, районных  и городских конкурсах.

Педагогические наблюдения показали, что музыкальные игры  способствовали лучшему усваиванию программного материала по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки.  Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

 

 

Литература:

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». С-Пб,2000 г.
  2. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы».С.-Петербург: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000 г.
  4. Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей».М.: Линка-пресс, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творче...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Музыкальная игра занимает  важное место в жизни дошкольников. Новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, та...

Консультация для педагогов «Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»

Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста, они развивают, радуют, воспитывпют, учат соблюдать правила игры. Игры помогают ...