Воздействие музыкальных игр на всестороннее развитие ребёнка
консультация (подготовительная группа) по теме

Бахтина Галина Ивановна

Игра-не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе тоже важно. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, музыкальными способностями, развитие навыков сотрудничества. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем. Музыка может корректировать познавательные, психические, коммуникативные нарушения.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических упражнениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи,- ритм, динамику, темп, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры, создаёт предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, направляет слуховое внимание детей на выполнение правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.

Музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением можно выделить в три группы:

1 группа- игры на развитие внимания;

2 группа- игры на развитие памяти;

3 группа- игры на развитие мышления.

 

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на :

- статические (стоя или сидя);

- игры с движениями;

- речедвигательные игры;

- игры-шутки;

- игры-песни;

- артикуляционные игры;

- игры-забавы;

- игры-загадки;

- ритмические игры.

На музыкальных занятиях для чувственного восприятия музыки детьми и для наглядности не обойтись без музыкально-дидактических игр. А игры-драматизации, театрализованные и народные игры развивают ещё  у детей художественный вкус, любовь к родной культуре.

 

              Игры на развитие внимания

 

                               «Небо, воздух, земля»

Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая, речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры: Дети двигаются под марш.

На слово «Земля» надо присесть, касаясь руками пола;

 на слово «Небо»- поднимают руки вверх, ;

 «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановок.

 

                                  «За подснежниками»

Цель: Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематический слух.

Ход игры: Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.

              За подснежниками в лес мы сейчас пойдём.

              Как кукушечку услышим- подснежник мы сорвём.

Дети свободно гуляют под спокойную музыку по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» -наклоняются, чтобы сорвать подснежник. В дальнейшем речевой сигнал можно заменить звуковы-ударом в бубен, треугольник, барабан.

                                           «Козёл»

Цель: учить распределению внимания.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы: одна подгруппа выполняет притоп одной ногой ( «козёл стучит копытом»), другая-покачивает головой («козёл трясёт бородой»). Перед игрой всеми детьми повторяются слова:

         Козёл сердит, козёл молчит, он копытами стучит,

         Бородой своей трясёт, никак капусту не найдёт.

Игра повторяется со сменой заданий у играющих.

                Игры на развитие памяти.

                                    «Бабочки»

 

Цель: Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.

Оборудование: Бумажные цветы красного, синего, белого, жёлтого цвета.

Ход игры: Под музыку вальса бабочки летают. Во время первой паузы-бабочки садятся на красный цветок, во время второй-на жёлтый и т.д.

                                     «Повтори ритм»

 

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание:

               Глазки, глазки, вы смотрите,

               Всё запоминайте!

               Ножки, ножки, все за мною

               Дружно повторяйте!

Под музыку, например, «Гопака», педагог показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу.

На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных музыкальных инструментов.

 

                                 « Будь внимательным»

Первый вариант («Марш»)

Цель: Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словесную инструкцию. На звуковой сигнал дудочки, двигаясь под марш, они меняют направление движения:

На 1 -ый сигнал - двигаться вперёд;

на 2 -ой сигнал - спиной назад;

на 3-ий сигнал - ходьба на месте;

на 4-ый сигнал - вокруг себя.

Рекомендуется выполнять действия с одного сигнала, постепенно увеличивая их количество.

 

Второй вариант (любая  подвижная музыка)

«Зайчики» - прыгают;

«Лошадки» -ударяют копытцем;

«Раки» -пятятся назад;

«Птицы» - летают;

«Аист» - стоит на одной ноге.

 

                               «Взаимное цитирование»

 

Педагог: Мы сейчас сыграем в такую игру: я стучу по коленкам и по слогам называю своё имя- ГА-ЛИ -НА. Затем хлопаю в ладоши и называю по слогам любое имя из присутствующих: например, И-РИ-НА! Ирина должна назвать себя и постучать по коленкам, а потом прохлопать в ладоши и назвать уже другое имя, не глядя на этого человека.

 

                                            «Венок»

 

Цель: Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание р.н.м, например, «Ах ты, берёза» - с чётким ритмом взрослый называет детей по именам. Услышав своё имя, ребёнок кладёт правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребёнок, услышав своё имя, кладёт правую руку на плечо следующего и т.д.

При выполнении движений в левую сторону дети сами называют своё имя с ударением на первом слоге и кладут левую руку на правое плечо стоящего рядом.

Игра будет окончена, когда дети руками сплетут венок.

                     Игры на развитие мышления

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование: стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Даётся установка на восприятие шумовых звуков.

             Надо музыку послушать,

             Инструменты подобрать,

             Их звучание запомнить

             И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой. Потом им предлагается прослушать отрывки из музыкальных произведений (например, «Смелый наездник», «Тарантеллу» , «Галоп» и т.п.)

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукивание палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучание соответствует характеру музыкальных произведений.

                                     Поиграем веселей.

Цель: Развитие слухового внимания; умение слушать музыкальные фразы.

Оборудование: колокольчик, музыкальные инструменты или карточки с их изображением.

Ход игры: Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплести «корзиночкой».

1 часть.

1-я фраза- дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце делают 3 притопа, в это момент кланяются-кивок головой.

2-я фраза-дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (на свои места). В конце фразы тоже выполняют три притопа на месте.

3-я -8-я  фразы- те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш.

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга выходит ведущий, у которого в руках корзинка с музыкальными инструментами (или карточки и с их изображением). В этот же момент ведущий передаёт одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

2 часть.

И.П. Дети стоят в кругу. В центре-ведущий.

Ведущий показывает любой инструмент (или карточку с его изображением), а остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет инструмент (или карточку) с каждой новой фразой (соответственно  меняются и движения) 10 фраз-10 инструментов(или карточек с их изображениями).

В это время ребёнок с колокольчиком бежит за кругом и с концом фразы останавливается позади другого ребёнка, позвонив колокольчиком у него за спиной. Затем дети меняются местами.  Теперь другой ребёнок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребёнок забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

                                  Народные игры

                               Шатры

Описание.

 Участники игры делятся на 3-4 подгруппы и образуют кружки по уголкам зала. В центре каждого круга ставится стульчик, на котором лежит платок с узорами. Дети берутся за руки и идут простым шагом вокруг стульев, напевая:

      Мы весёлые ребята,

      Соберёмся мы в кружок,

      Поиграем и попляшем,

      И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). НиканорихаВыигрывает группа, которая первой построит «шатёр».

                                 «Никанориха»

Описание.

Дети идут по кругу и поют:

           Никанориха гусей пасла,

           Запустила в огород козла.

           Никанориха ругается,

           А козёл-то упирается.

Далее дети топающим шагом сужают и расширяют круг, потом разбегаются подскоками, останавливаются и говорят:

          Надо быстро пару брать (4 хлопка в ладоши),

          Чтобы козликом не стать (делают рожки и качают головой),

Затем быстро становятся парами. Оставшийся без пары ребёнок танцует.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воздействие музыкальных игр на всестороннее развитие ребёнка.

Игра-не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе тоже важно. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, музыкальными способностями, развитие навыков сотрудничества. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем. Музыка может корректировать познавательные, психические, коммуникативные нарушения.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических упражнениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи,- ритм, динамику, темп, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры, создаёт предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, направляет слуховое внимание детей на выполнение правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.

Музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением можно выделить в три группы:

1 группа- игры на развитие внимания;

2 группа- игры на развитие памяти;

3 группа- игры на развитие мышления.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на :

- статические (стоя или сидя);

- игры с движениями;

- речедвигательные игры;

- игры-шутки;

- игры-песни;

- артикуляционные игры;

- игры-забавы;

- игры-загадки;

- ритмические игры.

На музыкальных занятиях для чувственного восприятия музыки детьми и для наглядности не обойтись без музыкально-дидактических игр. А игры-драматизации, театрализованные и народные игры развивают ещё  у детей художественный вкус, любовь к родной культуре.

              Игры на развитие внимания

                               «Небо, воздух, земля»

Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая, речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры: Дети двигаются под марш.

На слово «Земля» надо присесть, касаясь руками пола;

 на слово «Небо»- поднимают руки вверх, ;

 «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановок.

                                  «За подснежниками»

Цель: Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематический слух.

Ход игры: Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.

              За подснежниками в лес мы сейчас пойдём.

              Как кукушечку услышим- подснежник мы сорвём.

Дети свободно гуляют под спокойную музыку по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» -наклоняются, чтобы сорвать подснежник. В дальнейшем речевой сигнал можно заменить звуковы-ударом в бубен, треугольник, барабан.

                                           «Козёл»

Цель: учить распределению внимания.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы: одна подгруппа выполняет притоп одной ногой ( «козёл стучит копытом»), другая-покачивает головой («козёл трясёт бородой»). Перед игрой всеми детьми повторяются слова:

         Козёл сердит, козёл молчит, он копытами стучит,

         Бородой своей трясёт, никак капусту не найдёт.

Игра повторяется со сменой заданий у играющих.

                Игры на развитие памяти.

                                    «Бабочки»

Цель: Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.

Оборудование: Бумажные цветы красного, синего, белого, жёлтого цвета.

Ход игры: Под музыку вальса бабочки летают. Во время первой паузы-бабочки садятся на красный цветок, во время второй-на жёлтый и т.д.

                                     «Повтори ритм»

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание:

               Глазки, глазки, вы смотрите,

               Всё запоминайте!

               Ножки, ножки, все за мною

               Дружно повторяйте!

Под музыку, например, «Гопака», педагог показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу.

На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных музыкальных инструментов.

                                 « Будь внимательным»

Первый вариант («Марш»)

Цель: Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словесную инструкцию. На звуковой сигнал дудочки, двигаясь под марш, они меняют направление движения:

На 1 -ый сигнал - двигаться вперёд;

на 2 -ой сигнал - спиной назад;

на 3-ий сигнал - ходьба на месте;

на 4-ый сигнал - вокруг себя.

Рекомендуется выполнять действия с одного сигнала, постепенно увеличивая их количество.

Второй вариант (любая  подвижная музыка)

«Зайчики» - прыгают;

«Лошадки» -ударяют копытцем;

«Раки» -пятятся назад;

«Птицы» - летают;

«Аист» - стоит на одной ноге.

                               «Взаимное цитирование»

Педагог: Мы сейчас сыграем в такую игру: я стучу по коленкам и по слогам называю своё имя- ГА-ЛИ -НА. Затем хлопаю в ладоши и называю по слогам любое имя из присутствующих: например, И-РИ-НА! Ирина должна назвать себя и постучать по коленкам, а потом прохлопать в ладоши и назвать уже другое имя, не глядя на этого человека.

                                            «Венок»

Цель: Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание р.н.м, например, «Ах ты, берёза» - с чётким ритмом взрослый называет детей по именам. Услышав своё имя, ребёнок кладёт правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребёнок, услышав своё имя, кладёт правую руку на плечо следующего и т.д.

При выполнении движений в левую сторону дети сами называют своё имя с ударением на первом слоге и кладут левую руку на правое плечо стоящего рядом.

Игра будет окончена, когда дети руками сплетут венок.

                     Игры на развитие мышления

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование: стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Даётся установка на восприятие шумовых звуков.

             Надо музыку послушать,

             Инструменты подобрать,

             Их звучание запомнить

             И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой. Потом им предлагается прослушать отрывки из музыкальных произведений (например, «Смелый наездник», «Тарантеллу» , «Галоп» и т.п.)

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукивание палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучание соответствует характеру музыкальных произведений.

                                     Поиграем веселей.

Цель: Развитие слухового внимания; умение слушать музыкальные фразы.

Оборудование: колокольчик, музыкальные инструменты или карточки с их изображением.

Ход игры: Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплести «корзиночкой».

1 часть.

1-я фраза- дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце делают 3 притопа, в это момент кланяются-кивок головой.

2-я фраза-дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (на свои места). В конце фразы тоже выполняют три притопа на месте.

3-я -8-я  фразы- те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш.

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга выходит ведущий, у которого в руках корзинка с музыкальными инструментами (или карточки и с их изображением). В этот же момент ведущий передаёт одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

2 часть.

И.П. Дети стоят в кругу. В центре-ведущий.

Ведущий показывает любой инструмент (или карточку с его изображением), а остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет инструмент (или карточку) с каждой новой фразой (соответственно  меняются и движения) 10 фраз-10 инструментов(или карточек с их изображениями).

В это время ребёнок с колокольчиком бежит за кругом и с концом фразы останавливается позади другого ребёнка, позвонив колокольчиком у него за спиной. Затем дети меняются местами.  Теперь другой ребёнок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребёнок забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

                                  Народные игры

                               Шатры

Описание.

 Участники игры делятся на 3-4 подгруппы и образуют кружки по уголкам зала. В центре каждого круга ставится стульчик, на котором лежит платок с узорами. Дети берутся за руки и идут простым шагом вокруг стульев, напевая:

      Мы весёлые ребята,

      Соберёмся мы в кружок,

      Поиграем и попляшем,

      И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). НиканорихаВыигрывает группа, которая первой построит «шатёр».

                                 «Никанориха»

Описание.

Дети идут по кругу и поют:

           Никанориха гусей пасла,

           Запустила в огород козла.

           Никанориха ругается,

           А козёл-то упирается.

Далее дети топающим шагом сужают и расширяют круг, потом разбегаются подскоками, останавливаются и говорят:

          Надо быстро пару брать (4 хлопка в ладоши),

          Чтобы козликом не стать (делают рожки и качают головой),

Затем быстро становятся парами. Оставшийся без пары ребёнок танцует.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика в сказках как средства воздействия на психическое и физическое развитие ребёнка.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и поз...

Воздействие музыкальных игр на интеллектуальное развитие ребенка 5-7 лет

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7201333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","width":"480"}}]]...

Музыкально ритмические движения, как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника

Музыкально- ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: познакомить родителей со спецификой малых форм фольклора и их воздействием на развитие ребёнка-дошкольника.      ...

Раннее логопедическое воздействие как значимый фактор полноценного развития ребёнка

В статье и сопровождающей её презентации проводится анализ состояния речевого развития детей с 2000 года по 2018 год. При анализе использовались данные журнала первичного осмотра детей детского сада №...

Семинар-практикум "«Музыкально-дидактическая игра как средство всестороннего развития ребёнка»

Знакомство родителей с музыкально-дидактическими играми, методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ...

Музыкальный фольклор - как средство всестороннего развития ребёнка.

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании....