Музыкально ритмические движения, как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника
презентация к уроку (старшая группа)

Зуборева Елена Сергеевна

Музыкально- ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – ритмические движения, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника.

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.

Но, несмотря на все усилия педагогов, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы свое эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Успешность занятий во многом определяется нахождением приемов, способствующих созданию атмосферы увлеченности, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребенку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребенка в целостный образ. Выполнение вышесказанного зависит, прежде всего, от педагога.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;
  • укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;
  • развивать музыкальные способности( эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
  • учить определять музыкальные жанры, виды ритмики ( игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия;
  • формировать походку, осанку, выразительность телодвижений;
  • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
  • воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;
  • формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности – это цель, которую ставят перед собой педагоги нашего ДОУ. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. А также, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления. И главное, на что должены были  нацелены педагоги и нашего ДОУ, это приобщение к движению под музыку всех детей. Не только способных и одаренных и в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

В связи с взаимообусловленностью музыки и движений были нами сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

1.Развитие музыкальности:

-развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

-развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха ( мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

--развитие музыкальной памяти.

2.Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие ловкости, точности, координации движений;

-развитие гибкости и пластичности;

-воспитание выносливости, развитие силы;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

-развитие творческого воображения и фантазии;

-развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.Развитие и тренировка психических процессов:

-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

-тренировка подвижности( лабильности) нервных процессов;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-воспитание умения переживать другим людям и животным;

-воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Конкретизируя содержание каждого направления, мы  выделили самое основное в каждом из них по возрастным группам.

Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений.

Дети младшего дошкольного возраста у детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, прекращать движения с окончанием музыки.

На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому наша задача научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т.д.).

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями.

Отдельно остановлюсь на музыкально-ритмическом развитии  детей с нарушением речи т.к. являюсь воспитателем группы, где находятся дети с речевым нарушением различной тяжести.

Исследования ученых, занимающихся изучением детей с проблемами речи. ( Венгер, Волкова, Гринер), обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и монотонная  речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребенка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Опираясь на наш опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, можно утверждать, что проблемы их развития успешно могут решаться на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях. Ведь универсальный характер чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи обеспечивает развитие музыкально-ритмических способностей, повышает эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и музыкально-педагогических задач, дети-логопаты преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии использования умело подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь.

Движения под музыку, как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

  • музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
  • навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

В процессе формирования движений под музыку у детей с нарушениями речи  нами, решались следующие задачи:

  1. Развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности;
  2. Овладение «языком движений», умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
  3. Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
  4. Осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с нарушением речи.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения), в которых естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкально-ритмическая деятельность развивает не только музыкальные, но и физические способности, также развивается мышление, речь, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Мой лозунг в работе с детьми: «Чаще хвалить ребенка, чем осуждать, подбадривать, не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

«Музыкально-ритмические движения, как средство в развитии разнообразных умений детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического раз...

Консультация «Музыкально-ритмические движения как средство развития танцевальных движений»

Консультация музыкального руководителя о средствах развития танцевальных движений....

Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях,  благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...