Развитие певческих умений дошкольников посредством игровых упражнений
статья по музыке (младшая группа) на тему

Жесткова Ксения Борисовна

 

Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений, а также развиваем эмоциональную отзывчивость на музыку. Эту работу проводит музыкальный руководитель в основной части музыкального занятия.

Важно обратить внимание на размещение детей, целесообразно рассадить их следующим образом:

-ближе к педагогу - дети с недостаточной вокально-слуховой координацией;

-в центре - дети с неустойчивыми певческими умениями;

-дальше от педагога  - дети с чистой интонацией, поющие естественно и непринужденно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskikh_umeniy.docx16.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие певческих умений дошкольников посредством игровых упражнений

Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений, а также развиваем эмоциональную отзывчивость на музыку. Эту работу проводит музыкальный руководитель в основной части музыкального занятия.

Важно обратить внимание на размещение детей, целесообразно рассадить их следующим образом:

-ближе к педагогу - дети с недостаточной вокально-слуховой координацией;

-в центре - дети с неустойчивыми певческими умениями;

-дальше от педагога  - дети с чистой интонацией, поющие естественно и непринужденно.

Работу по развитию певческих умений можно вести в процессе разучивания предусмотренных песен, например: русская народная колыбельная "Котенька-коток", "Соловей", песни " Песенка про ёжика" ( муз. и сл. О. Беловой), " Моя мама" ( муз. и сл. Н. Берговской).

Звуковой диапазон всех этих песен соответствует объему голоса детей 4-6 лет (до1-до2).

Примерные игровые певческие упражнения.

Упражнения для развития чистоты интонирования:

"Пение про себя". По знаку музыкального руководителя часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть - молча, пропевая только внутренним слухом. Сигналом к введению "пения про себя" служит мимика музыкального руководителя - утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак "поем про себя".

В начале использования этого упражнения чередование разных способов пения удобно проводить построчно, например разучивая песню "Котенька-коток":

Котя, котенько-коток, котя - серенький хвосток, (вслух)

Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать. (про себя)

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу. (вслух)

При обретении детьми некоторого певческого опыта задание усложняется дроблением строчки:

Котя. котенька-коток, (вслух)

Котя-серенький  хвосток, (про себя)

Приди, котя, ночевать, (вслух)

Нашу деточку качать. (про себя)

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу. (вслух)

Окончание песни необходимо спеть вслух, чтобы педагог  мог проверить детей, их вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике.

"Песенка настроения" Для этого упражнения нами был сделан кубик из фетра с изображением эмоций (радость, страх, гнев, удивление, доброжелательность, горе) и была взята для примера маленькая песенка -попевочка "Соловей мой, соловей".

Описание упражнения. В начале просто пропевали  эту попевочку, затем каждый ребенок бросал кубик и в соответствии с выпавшей именно ему эмоцией должен был пропеть песенку - попевочку с определенной эмоциональной выразительностью. Цель этого задания заключалась в выявлении способностей детей к передачи эмоционального настроения с помощью голоса, выразительных движений, мимики. Также это упражнение знакомила детей с различными эмоциями и их выражением.

"Телеграмма". Музыкальный руководитель говорит о том, что хочет послать, например Варе телеграмму, и пропевает на слоге "ля-ля" определенную, но знакомую детям мелодию, например 4 такта песни "Во поле береза стояла". Варя должна ответить такой же "телеграммой", то есть интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ.

Упражнения для развития музыкальной памяти и слуха.

"Наши песни". Для этого упражнения детям, нужно узнать по мелодии знакомую песню, которую на фортепиано играет музыкальный руководитель, и спеть её.

"Что делают в домике?". Дети определяют на слух жанр музыки (танец, марш, колыбельная).

Упражнения для развития певческого дыхания.

"Понюхаем-подуем". Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок - одуванчик - и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох, не поднимая плеч, а затем так же медленно бесшумно подуть на него - сделать выдох.

"Пение по музыкальным фразам ("цепочкой")". Например: четверо детей поет: "Котя, котенько-коток"; а затем другие четверо детей поют продолжение: "Котя, серенький хвосток".

Работая над дикцией, можно использовать прием коллективного произношения текста шепотом (тихо, в полный голос) на высоком звучании в ритме песни.

Также это упражнение можно  использовать при пении музыкальной гаммы  например, до мажор. Дети по очереди поют по одной нотке подстраиваясь друг под друга.

III этап

Активизируем проявления эмоционально-выразительного исполнения песенного репертуара  и  певческих умений детей на музыкальных занятиях.

Разучивание песен и совершенствование певческих и эмоционально-выразительных умений - процесс достаточно трудоемкий. Поэтому чрезвычайно важно заинтересовать детей пением, оптимизировать содержание музыкального занятия игровыми приемами, сюрпризными моментами,  направленными на закрепление эмоционально - выразительных и певческих умений.

Так, например, во вводной и заключительной частях занятия можно использовать следующие игровые приемы.

"Музыкальное приветствие". Поздороваться и попрощаться с детьми "по-музыкальному": спеть им "Здравствуйте!". Мелодия варьируется на звуках трезвучия:-сверху вниз -5-3-1;-снизу вверх -1-3-5;-на одном звуке -1-1-1; 3-3-3; 5-5-5.

При этом педагог показывает движение мелодии рукой. Затем предлагает детям повторить приветствие, так же показывая движение мелодии рукой.

На последующих занятиях этот игровой прием можно разнообразить:

- эти же слова пропевать с различными интонациями: грустно, плаксиво, страшно, хитро, радостно и т.д., по предложению детей;

- с детьми здоровается игровой персонаж. Например, кошечка., она пропевает: "Мяу-мяу-мяу" на таких же звуках трезвучия, а дети - "котята" отвечают ей.

Для поддержания интереса к песне и эмоционально-выразительного исполнения можно использовать сюрпризные моменты.

В процессе разучивания песни  композитора О. Беловой "Заводная собачка" можно одеть ребенка в костюм собачки, предложить ребенку -"собачке" подвигаться, "полаять", при  этом педагог с выражение читает текст песни. Также  ребенок  для усиления интереса во время пения играет на треугольнике.

Перед разучивание песни композитора О. Беловой "Пчелиные каникулы" можно посмотреть не большой фрагмент музыкального мультфильма "Пчелиные истории", а также предложить нарисовать свою пчелку. И потом обсудить с детьми их рисунки.

Таким образом, в вокальном исполнительстве процесс неповторимой интерпретации музыкального и литературного образа возможен в том случае, если в деятельности ребенка интегрируются как общие, так и индивидуальные исполнительские умения. Иными словами, полноценное исполнение песен возможно тогда, когда ребенок:

-воспринимает и понимает характер музыки, что возможно при наличии  общих исполнительских умений;

-осуществляет поиск адекватных средств выражения, что требует специальных исполнительских умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, ш...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В. позволяет полностью построить п...

Профилактика агрессивного поведения дошкольников посредством игровых упражнений

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем в дошкольной педагогике и психологии является проблема детской агрессии....

«Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений»

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети ...

Развитие интонационной выразительности речи, посредством игровых упражнений.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребёнка всех компонентов интонации (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика) способствует не только формированию произвольн...

«Развитие физических качеств дошкольников посредством игрового стретчинга»

В современном обществе проблема малоподвижного образа жизни, сохранения здоровья детей является, как никогда ранее, актуальной из-за ухудшения состояния их здоровья, увеличения врождённых недостатков ...