«Развитие физических качеств дошкольников посредством игрового стретчинга»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Мудрова Светлана Владимировна

В современном обществе проблема малоподвижного образа жизни, сохранения здоровья детей является, как никогда ранее, актуальной из-за ухудшения состояния их здоровья, увеличения врождённых недостатков и отклонений в здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudrova_opyt_18.02.2022.docx67.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 городского округа Вичуга

О П Ы Т   Р А Б О Т Ы

«Развитие физических качеств дошкольников посредством

игрового стретчинга»

Мудрова Светлана Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с №16

2022 год

     В современном обществе проблема малоподвижного образа жизни, сохранения здоровья детей является, как никогда ранее, актуальной из-за ухудшения состояния их здоровья, увеличения врождённых недостатков и отклонений в здоровье. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе «волочат» за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

     В связи с этим особую значимость приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных здоровьесберегающих технологий. Одной из современных здоровьесберегающих технологий сохранения здоровья и стимулирования двигательной активности является стретчинг.

      Стретчинг помогает сделать привлекательной образовательную деятельность по физической культуре для детей, достичь в совместной деятельности с детьми оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного компонентов физкультурной деятельности. Таким образом, возникают следующие противоречия: между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по физическому развитию и потребностью введения новых технологий; между необходимостью развития физических качеств у детей дошкольного возраста и недостаточным применением игрового стретчинга, способствующего развитию этих качеств, в практике работы с детьми; между желанием родителей видеть своих детей здоровыми, спортивными и недостаточными знаниями у родителей по применению игровых упражнений на развитие физических качеств.

     Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании необходимых условий для развития физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга.

     Диапазон опыта представлен системой использования игрового стретчинга: организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.

     Теоретическую базу опыта составили труды таких авторов как Б.А. Андерсон, Б.А. Ашмарин, В.И. Лях, Ю.В. Менхин. Методистом, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга, является А.Г. Назарова. По её мнению, игровой стретчинг – это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине. Изучая методику А.Г. Назаровой, мы увидели раскрытие дефиниции «игровой стретчинг» через игру, то есть игра имеет первоочередное значение в процессе занятий игровым стретчингом.

     Согласно В.И. Лях, М.А. Родик занятие должно быть построено с учётом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

     По утверждению Ю.В. Менхина упражнения игрового стретчинга способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а также содействию профилактике нарушений плоскостопия, во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными.

     Автор книги «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг» Елена Владимировна Сулим отмечает, что «стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создаёт ощущение комфорта и спокойствия в целом. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большой амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку».

     Б.А. Андерсон утверждает, что обязательно нужно расширять свои познания в области заботы о здоровья и о спорте, не только взрослых, но и детей с самого раннего возраста.

Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, отмечает А.И. Буренина.

     Согласно высказыванию Н.А. Фоминой «Основная интрига сказки позволяет сохранить психоэмоциональный настрой на протяжении всего занятия. А, как известно, положительно эмоциональный фон помогает ребёнку освоить любой изучаемый материал. Отодвигается фаза утомления, поддерживается работоспособность организма».

      Новизна опыта заключается в комбинировании упражнений игрового стретчинга с традиционными упражнениями на физкультурных занятиях.

       Началу становления опыта предшествовала педагогическая диагностика с целью эффективности организации работы с детьми. В педагогической диагностике по физическому развитию есть критерии, направленные на сформированность двигательных навыков, развитие гибкости, координации движений, растяжку. В результате мониторинга было выявлено, что показатели физического развития, состояния здоровья детей требуют принятие эффективных мер по их улучшению.

       Результаты анкетирования родителей показали, что 65% родителей недостаточно внимания уделяют укреплению здоровья ребёнка с помощью физических упражнений, подвижных игр. 68 % родителей знают о значимости утренней зарядки, но не делают её и не мотивируют ребёнка. Зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Не знают, что такое стретчинг 75% родителей. 93% считают, что упражнения на гибкость и пластику, на выносливости и ловкость необходимы применять в работе с детьми в детском саду.

       Поэтому, цель нашей работы мы сформулировали - развивать физические качества детей посредством игрового стретчинга.

       Для достижения данной цели были определены задачи:

- способствовать овладению детьми движениями имитационного характера,

- формировать навыки управления своим телом «мышечная радость»,

- развивать ловкость, гибкость, внимание, память, воображение,

- воспитывать потребность в физических упражнениях и играх,

- взаимодействие с семьёй.

       Работа по применению игрового стретчинга охватывает три возрастных периода детей. Работу по внедрению игрового стретчинга начали со второй младшей группы, с учётом возрастных особенностей детей. Игровым стретчингом можно заниматься уже с 3-4 лет. Главное, не объём выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство – это даст более высокие результаты. Каждое занятие проходит в виде сказки. Применяли стретчинг в комплексе утренней гимнастики, в режимных моментах, в свободной деятельности, на каждом физкультурном занятии, включая в комплекс разминки по 1-3 упражнения (в зависимости от возраста). При проведении игрового стретчинга использовали как индивидуальные, так и групповые. Особые требования предъявляли к одежде детей: одеты легко, без обуви или в носках, чешках. Обязательное оборудование – коврик. Перед началом занятия большое внимание уделяла положительному настрою, чтобы создать радостное состояние и позитивное отношение к выполнению упражнений.

     Основные принципы организации занятий игрового стретчинга: принцип научности, систематичности, постепенности, доступности, принцип индивидуально-дифференциального подхода, чередования нагрузки, наглядности, сознательности и активности.

     Организация проведения занятий игрового стретчинга. Упражнениями стретчинга занимались с детьми индивидуально или в группе. В процессе групповых занятий учитывали возрастные особенности детей.

     Занятия игрового стретчинга строили из трех частей, сочетающие динамические и статические формы работы мышц под музыкальное сопровождение.

      Вводная часть включала упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание и координацию движений. В основной части занятия с детьми проводили сюжетно-ролевую игру в виде сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми или по заранее подготовленному на основе сказки сценарию (дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок). Несколько упражнений в чередовании на различные группы мышц под спокойную музыку с включением мимических упражнений (удивление, страх, гнев, радость и т. д.): 2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад; 2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед; 1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов; 2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса; 1-2 упражнения для укрепления мышц ног; 1-2 упражнения для развития стоп; 1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие. В заключительной части организовали постепенный переход организма ребенка к другим видам деятельности: игровые танцы под знакомую детям музыку, танцевальные игры, подведение итогов занятия.

       Использовали разнообразные приёмы обучения, направленные на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребенка.

       С целью обеспечения правильного, чёткого показа образа движения или его отдельных элементов, подражания образцам использовали наглядно-зрительные приёмы.

       Использовали приёмы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, слуховые приёмы (осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются чтением стихотворений), вербального (словесного) метода (образный сюжетный рассказ).

       Неотъемлемой частью работы над опытом являлось взаимодействие с родителями воспитанников. С целью ознакомления родителей с новой оздоровительной методикой была проведена консультация для родителей «Игровой стретчинг дома. Делай как я, делай лучше меня», подготовлена презентация «Игровой стретчинг», проведён мастер-класс, где родители с удовольствием выполняли несложные стретчинговые упражнения.

       Самыми запоминающимися для детей являются спортивные праздники, развлечения и досуги. Традиционно проводим «День здоровья», «День защитника Отечества», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», где дети с удовольствием показывают физические качества в танцевальных движениях, с использованием игрового стретчинга.

       Результативность опыта: на начало учебного года показатели сформированности двигательных навыков, пластичности, гибкости детей были низкими, а в конце учебного года результаты стали значительно выше. У детей повысилась гибкость, общая выносливость, улучшилась координация движений. Дети стали более подвижными. вырос уровень двигательной активности, движения детей стали более координированными, пластичными, возросла точность выполнения упражнений; через движения умело передают разнообразие конкретного образа (персонажа животного), проявляют индивидуальность в своих движениях, сформирован устойчивый интерес к физическим упражнениям. Об этом свидетельствуют данные диагностики.

       Были проанализированы данные заболеваемости детей, по результатам которых сделаны выводы, что причины заболеваемости детей могут скрываться в недостатке

       Вырос уровень педагогической компетентности родителей в вопросах игрового стретчинга. Результаты повторного анкетирования родителей говорят о том, что родители стали активнее принимать участие в оздоровительной жизни детей. 100 % считают, что занятия стретчингом способствуют развитию гибкости и пластики, укреплению здоровья детей, отметили, что важно заниматься физкультурой, как в детском саду, так и дома. 

          Мы видим положительную динамику и планируем продолжить применять здоровьесберегающую технологию – стретчинг в образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

       

Программно-методическое обеспечение:

А.А. Липень «Детская оздоровительная йога», «Питер Пресс», Спб.: 2009

А. Г. Назарова «Игровой стретчинг», «Типография ОФТ», Спб.:2005

А.И. Буренина "Ритмическая пластика для дошкольников" Учебно-методическое пособие по программе "Ритмическая мозаика" Санкт-Петербург 2011

А.И. Константинова "Игровой стретчинг" Учебно-методический центр "Аллегро" Санкт-Петербург 2011

В.Т. Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления" Линка-Пресс Москва 2009

Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг», ТЦ «Сфера», М.: 2010

Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2009

О.А. Волков, Е.А. Волкова «Веселая йога: специально для детей» («Феникс», Ростов н/Д: 2008)

Н. В. Сократов Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Интернет - ресурсы

Приложение

Упражнения игрового стретчинга.

Упражнения начинаются с исходного положения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объедены в серии: для спины, брюшного пресса и т.д. Время пребывания в статическом варианте определяются для каждой возрастной группы. Это же относится и к количеству повторений каждого упражнения в динамическом варианте.

№ п\п

Название упражнения

Описание упражнения, выполняемого на коврике

Художественное слово

Терапевтический эффект

1

Дерево

И.п.: стойка, ноги вместе, носки врозь. Соединить ладони над головой. Удерживать.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Развитие чувства равновесия

2

Ученик

И.п.: сидя на пятках. Спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, руки лежат ладонями на бёдрах, локти отведены назад.

Ученик учил уроки

У него в чернилах щёки

Формирование правильной осанки.

3

Зёрнышко

И.п.: сидя на корточках, пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище. 1 – Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки вытянуться вверх, развернув ладони. 2 – Руки через стороны опустить вниз.

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток

Перекинется мосток.

По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём

Формирование правильной осанки

4

Змея

И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз. 1 – медленно подняться на руках, одновременно прогнуться (повернуть голову вправо-влево). 2 – медленно вернуться в и.п.

По делам змея ползёт.

Говорят, ей не везёт.

Все в лесу её боятся,

Лучше вовсе не встречаться

Укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе

5

Кобра

И.п.: лёжа на животе, руки за спиной в замок, кисти рук тыльной стороной касаются ягодиц. 1 – медленно поднять голову, грудь и верхнюю часть живота как можно выше, прогнуться, руки оторвать от ягодиц. Задержаться. 2 – и.п.

Я тебя рисую, кобра!

Ты в альбоме будешь доброй!

Укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

6

Ящерица

И.п.: лёжа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. 1 – приподнять таз и удерживать его, опираясь на ноги и на руки.

Ящерица – не тужи,

Где пропал твой хвост, скажи,

Мы тебя жалеем,

Обижать не смеем.

Укрепляет мышцы спины, живота и брюшного пресса.

7

Кузнечик

И.п.: лечь на живот, руки расположены вдоль тела, ладони на полу. 1 – поднять прямые ноги вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться. 2 – и.п.

Прыгает пружинка,

Зелёная спинка.

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

Укрепление нижнего отдела спины.

8

Кораблик

И.п.: лечь на живот, руки вдоль тела. 1 – ухватить руками ноги выше щиколотки. Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь и бёдра. Задержаться. 2 – и.п.

Вариант: раскачивание на животе.

 - Куда вы, кораблик, плывёте?

И где вы, кораблик, живёте?

В море я синем живу,

К берегам я зелёным плыву!

Развитие гибкости спины.

9

Качели

И.п.: лёжа на животе, руки за спиной, кисти в замок на крестце. Ноги вместе, носки оттянуть. 1 – поднять голову, грудь и ноги, максимально прогнуться. Покачаться на животе. 2 – и.п.

Качаются качели,

Вверх-вниз летят они.

До неба долетели,

Попробуй, догони!

Укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

10

Кошка

И.п.: упор стоя на коленях. 1 – поднять голову, максимально прогнуть спину. 2 – опустить голову, выгнуть спину.

Вариант: Сед на пятках, прямые руки поставить на пол перед коленями, пальцы вперёд. 1 – прямые руки тянуть вперёд, грудь опустить к полу, таз вверх. Голова поднята. 2 – медленно и.п.

Киска Маркизка

Кланяется низко,

Лезет под забор,

За сметаной вор.

Формирует естественные физиологические изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна.

11

Собачка

И.п.: сидя на пятках. Руки в упоре сзади. Пальцы рук обращены в противоположную от тела сторону. 1 – выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться нужное время. 2 – и.п.

Я маленькая собачка,

Кусаюсь я, как кусачки,

И даже большие доги

Глядят на меня с тревогой,

Но только плохих кусаю,

А добрых я уважаю.

Растягивание грудных мышц и связок

12

Колечко

И.п.: встать на колени, руки сзади «полочкой». 1 – медленно наклониться назад, пока голова не коснётся ног. Задержаться. 2 – медленно и.п.

У меня колечко,

А на нём сердечко.

Я его храню,

Я его люблю.

Выйду на крылечко,

Брошу в сад колечко.

Пусть дружок найдёт,

В подарок принесёт.

На коврике: укрепление мышц спины, развитие гибкости.

13

Рыбка

И.п.: лёжа на животе, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. 1 – плавно разогнуть руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги, дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться. 2 – и.п.

В колыбельке рыбка,

Колыбелька – зыбка,

На волне качается,

В сети попадается.

Укрепление разгибателей спины.

14

Мостик

И.п.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить около плеч, согнув руки в локтях. 1 – выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни. Задержаться. 2 – медленно и.п.

Журчит вода, ручей журчит.

О чём сказать

Он нам спешит?

Поможет мостик перейти

Через ручей друзьям в пути.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие гибкости.

15

Скорпион

И.п.: лёжа на животе, подбородок на полу. Руки вдоль тела, ладони на полу. 1 – согнуть ноги в коленях и, прогибаясь в спине, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Подбородок остаётся на полу. Задержаться. 2 – и.п.

Скорпион вприсядку пляшет

И стрельцу клешнёю машет.

Укрепление мышц спины, развитие гибкости.

16

Книжка

И.п.: сидя на полу с прямыми ногами. 1 – поднять руки вверх, потянуться. 2 – не сгибая ног, наклониться вперёд, стараясь достать руками пальцы ног. Задержаться. 2 – и.п.

Книги мальчики листают,

Книги девочки читают,

Книги дети берегут,

Ну а мышки их жуют.

Укрепление мышц спины и живота.

17

Волчонок

И.п.: сидя с прямыми ногами. Согнуть одну ногу в колене и разместить её так, чтобы подошва ступни касалась внутренней поверхности бедра другой ноги. Колено на полу. 1 – поднять руки вверх, потянуться. 2 – наклон вперёд, достать руками пальцы выпрямленной ноги. Прижать лоб к колену.  3 - Задержаться. 4 – и.п.

Никого не обижал —

Мальчиков, девчонок...

С ярким шариком бежал

Серенький ВОЛЧОНОК.

Укрепление мышц спины

18

Птица

И.п.: сидя, ноги врозь. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»). 1 – поднять руки вверх «взмахнуть» и опустить вниз. 2 – наклон вперёд, руки развести в стороны. Постараться подбородком и грудью достать пола. 3-4 – и.п.

Птицу в клетку не сажай,

Отпусти её на волю,

Добрым словом провожай,

Пусть летает в поле.

На коврике: Укрепление мышц спины

19

Летучая мышь

И.п.: сидя, ноги в стороны. Руки соединить за спиной за локти «полочкой». 1 – наклон вперёд, стараться коснуться подбородком пола. Задержаться. 2 – и.п.

Ну посмотри, как я хороша,

Есть когти, крылья

 – Добрая душа.

Ночью летаю,

Днём тихо сплю,

Кошек уважаю,

Но их не люблю.

На коврике: Укрепление мышц спины

20

Страус

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – не сгибая колени, наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Постараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ногами. Руками обхватить ноги сзади. Задержаться. 2 – и.п.

Страус всех смелее,

Страус всех умнее.

Он в любой погоде знает толк.

Ну а гром лишь грянет –

Голову в песок!

Расслабляет верхнюю часть трапециевидной мышцы.

21

Носорог

И.п.: лёжа на полу, руки за головой, ноги прямые, носки оттянуты. 1 – поднять голову, плечи и руки, одновременно поднять одну ногу и сгибая её, стараться коленом коснуться лба. Носок оттянут. Вторая нога прямая на полу, носок оттянут. Задержаться. 2 – и.п. 3-4 – другой ногой.

Очень страшен носорог:

У него огромный рог.

Только он достойный,

Добрый и спокойный.

На коврике: Укрепляет мышцы спины

22

Веточка

И.п.: лёжа на спине, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз. 1 – медленно поднять прямые ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться. 2 – медленно и.п.

Веточка пушистая,

Пышный куст сирени.

До чего душистая,

Что ломать не смеем.

Веточка нарядная

На ветру качалась,

Песенка весёлая

Пела, не кончалась.

На коврике: Укрепляет мышцы живота

23

Горка

И.п.: сидя с прямыми ногами, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечье (или на ладонях). 1 –не сгибая ноги и сохраняя оттянутыми носки, медленно поднять их в вертикальное положение. Задержаться. 2 – и.п.

Меня хлопали лопатой

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

На коврике: Укрепление мышц брюшного пресса.

24

Ванька – встанька

И.п.: лёжа на спине. Ноги полусогнуты, стопы на полу. 1 – перейти в положение седа, руками тянуться вперёд. 2 – округляя спину лечь.

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Вам такой встречается?

Он совсем не хочет спать:

Положу – встаёт опять.

Укрепление мышц брюшного пресса.

25

Ёжик

И.п.: лёжа на спине, принять группировку - обхватить голени руками, округлить спину, голову на грудь. Выполнять перекаты вперёд-назад в группировке.

Вяжет ёжик рукавицы.

Со спины берёт он спицы.

Массаж спины, позвоночника.

26

Слон

И.п.: стойка, ноги вместе, прямые руки сцеплены в замке за спиной. 1 – наклон вперёд, приблизить лоб к коленям. Ноги прямые. Руки поднять вверх и вперёд до положения параллельно полу. Задержаться. 2 – и.п.

А вот добрый, умный слон

Посылает всем поклон.

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

Увеличение подвижности в плечевых суставах.

27

Черепаха

И.п.: сидя на пятках. 1 – наклон вперёд, коснуться лбом пола, ягодицы на пятках, спина круглая, плечи опущены, руки вдоль тела, ладони обращены вверх. Задержаться. 2 – и.п.

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет черепаха.

Расслабление мышц спины и плечевого пояса.

28

Улитка

И.п.: лёжа на спине. 1 – медленно поднять прямые ноги, таз и всё тело перевести в вертикальное положение, оставаясь в опоре на плечах и руках. Не останавливаясь, продолжать заносить ноги за голову, пока пальцы ног не коснуться пола. 2 – и.п.

Улитка, улитка,

Ты куда ползёшь?

Зачем хрупкий домик

На спинке несёшь?

Иду на угощение

Во зелёный бор,

Домик на спине несу,

Чтоб не забрался вор.

На коврике: Укрепление мышц спины

29

Маятник

И.п.: лёжа на спине, ноги прямые, носки оттянуты. Руки в стороны, ладони вниз. 1 – поднять прямые ноги в вертикальное положение. 2 – наклонить обе ноги вправо до касания пола, сохраняя угол 90 градусов. 3-4 – и.п.

Качаться я весь день подряд

Для вас, ребята, очень рад.

Я – маятник-трудяга,

Хоть и устал, бедняга.

На коврике: Укрепление боковых мышц туловища.

30

Морская звезда

И.п.: стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1 – медленно наклон вправо, не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотреть на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться. 2 – и.п. 3-4 – выполнить влево.

Звезда морская

 Видом необычна,

Звезда проводит

Жизнь на самом дне,

Звезда лучами –

Строго симметрична,

Её красивей нет на глубине.

На коврике: Укрепление боковых мышц туловища.

31

Лисичка

И.п.: сидя на пятках, руки за спиной «полочкой». 1 – сесть на пол справа от пяток с прямой спиной. Задержаться. 2 – и.п. 3-4 – влево

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её лиса!

Укрепление боковых мышц туловища.

32

Месяц

И.п.: основная стойка. 1 – прямые руки поднять через стороны вверх, ладони внутрь. 2 – медленно наклон вправо, до положения параллельно полу. Ноги прямые. Задержаться. 3-4 – и.п.

Месяц, месяц – мой дружок.

Позолоченный рожок,

Освещая ночью путь,

Ты про нас не позабудь.

Месяц звёздам командир,

Пусть не носишь ты мундир,

Оставайся молодой,

Самой яркою звездой.

Укрепление боковых мышц туловища.

33

Муравей

И.п.: сидя, ноги скрестно. Пальцы рук переплетены на затылке. 1 – медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращён к полу. Стараться локтём коснуться  пола. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. Задержаться. 2 – и.п.

Усложнение: повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену.

Муравьишка-труженик

Строит муравейник,

День клонится к ужину,

Завтра понедельник

Длится, не кончается

День погожий летний,

Муравей старается,

Домик всё заметней.

На коврике: Укрепление боковых мышц туловища.

34

Стрекоза

И.п.: стойка на коленях, ноги врозь, руки в стороны, ладони вниз. 1 – прямую правую руку поднять вверх до вертикального положения, а левой рукой коснуться пятки правой ноги. Смотреть на пятку. Задержаться. 2 – и.п. 3-4 – в другую сторону.

Стрекоза-охотница,

Военный вертолёт,

Летит и не торопится,

Комариков бьёт.

Крыльями стрекочет,

Распахнуты глаза,

Для мелочи летучей

Настоящая гроза.

На коврике: Укрепление боковых мышц туловища.

35

Бабочка

И.п.: сидя, ноги согнуты, стопы соединить. Колени развести. Руками обхватить стопы. Спина прямая. 1 – опустить развёрнутые колени до пола. Задержаться. 2 – поднять колени.

Вариант: выполнять движения коленями ритмично.

Вариант: наклон вперёд до касания головой пола.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стала бабочка порхать

Над сиренью и нарциссом,

Над ромашкой и ирисом.

Раз, два, три,

Полюбуйся, посмотри!

На коврике: укрепление мышц тазового пояса, бёдер.

36

Рак

И.п.: Лёжа на боку, грудь, ноги на прямой линии. Верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову, лежит на полу. Голова лежит на руке. 1 – поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение. Взять рукой за лодыжку поднятой ноги и потянуть к себе. Задержаться. 2 – и.п.

Рак в воде речной живёт,

Ходит задом наперёд,

Кто его не знает,

Пусть не проверяет.

На коврике: Укрепление и растяжка мышц  ног и тазобедренных суставов.

37

Паучок

И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны. 1 – опустить обе руки между ног, ладони просунуть под колени и обхватить носки ног с внешней стороны. На выдохе наклоняться вперёд между ног, стараясь коснуться пола лбом. 2 – выпрямиться.

На изогнутый сучок

Сломанной осинки

Опустился паучок

С крестиком на спинке.

Свил уютный гамачок,

Сам в сторонку – и молчок.

На коврике: Укрепление нижнего отдела позвоночника.

38

Лягушка

И.п.: стойка, ноги врозь, стопы развёрнуты наружу. Ладони соединить на уровне груди, локти в стороны. 1 – медленно согнуть ноги, бёдра параллельно полу. Задержаться. 2 – и.п.

И в лесу мы и в болоте –

Нас везде всегда найдёте.

На полянке, на опушке

Мы – зелёные лягушки.

На коврике: Укрепление мышц ног, развитие равновесия.

39

Бег

И.п.: сидя, ноги прямые, носки оттянуты, руки сзади в упоре на предплечьях. 1 – поднять прямые ноги и делать перекрёстные движения. 2 – и.п.

Я бегу, бью по мячу,

Футболистом быть хочу, -

Больше всех голов забить,

Как Пеле – великим быть.

На коврике: Укрепление мышц ног.

40

Велосипед

И.п.: лёжа на спине. Руки за головой. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская на пол. Движение динамичное.

Мне сегодня показали

Как вертеть-крутить педали.

Скоро буду, как все дети,

Ездить на велосипеде.

На коврике: Укрепление мышц ног.

41

Паровоз

И.п.: сидя с прямыми ногами, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Выполнять передвижение на ягодицах вперёд, а затем назад. Руки согнуты, не касаются пола.

Едет, едет паровоз

 Мимо елок и берез,

 Мимо утренних полей,

 Мимо красных снегирей.

Укрепление тазобедренного отдела.

42

Жучок

И.п.: лёжа на спине, поднять руки, ноги. Выполнять разноимённые сгибания, разгибания рук и ног «Жук шевелит лапками».

Два рога – не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет.

(жук)

Тренирует суставы ног, рук.

43

Таракан

И.п.: лёжа на спине, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль тела ладонями вниз. 1 – медленно приподнять ноги, бёдра, туловище, вытянуться вверх, держась на лопатках, локтях и затылке. Развести прямые ноги в стороны как можно шире. Задержаться. 2 – и.п.

Только ночь придёт едва –

Тараканы тут как тут,

Из щелей ползёт братва,

Хоть совсем их и не ждут.

Укрепление мышц спины, ног. Развитие гибкости в поясничном отделе.

44

Волна

И.п.: сидя на пятках. 1 – встать на колени, поднять руки вперёд и вверх, потянуться за руками. 2 – плавно опуская руки вперёд и вниз, наклониться вперёд, касаясь лбом коврика, ягодицы на пятках.

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт

 – тут и пропадёт.

(волна)

Укрепление мышц спины.

45

Ходьба

И.п.: сидя с прямыми ногами, ноги вместе. Руки в упоре сзади. 1 – тянуть носки на себя. 2 – вытянуть носки (от себя). Выполнять попеременно или одновременно.

Мы дружно в ряд шагаем,

И петь не забываем

Смотри, не отставай

И песню подпевай.

Прошли все косогоры,

А дальше топать в гору,

Но не смутить ребят,

Поют все песню в лад.

Укрепление мышц стоп.

46

Лошадка

И.п.: стойка на коленях. Держа колени вместе, раздвинуть ноги. 1 – сесть на пол между ног. Опираясь на предплечья, медленно лечь на спину не меняя положения ног. Руки на полу развести в стороны, ладони вверх. 2 – медленно и.п.

У нас в саду площадка,

Стоит на ней лошадка

Очень боевая,

Ну совсем живая.

Лошадка скок-поскок,

Копытцами цок-цок,

Не ходит, а летает,

Деток всех катает.

Укрепление мышц передней поверхности бёдер, увеличение подвижности в тазобедренных и коленных суставах.

47

Замочек

И.п.: сидя на пятках. 1 – левую руку, согнутую в локте, перенести через плечо ладонью внутрь. Правую руку, согнутую в локте, завести за спину ладонью наружу. Сцепить ладони в замок за спиной. Задержаться. 2 – и.п. 3-4 поменять руки.

Замочек, дверь открой,

Где ключик золотой?

Скажи секрет друзьям:

Ему, и ей, и нам.

На коврике: Укрепление мышц плечевого пояса.

48

Пловцы

И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вперёд, ладони вниз. 1 – приподнять голову и грудь, делать руками круговые движения (поочерёдно или вместе). 2 – и.п.

Мальчишка, выбиваясь из силёнок,

Барахтается, борется с волной.

А мать кричит:   «Утонешь, пострелёнок!

Куда же ты? А ну-ка марш домой!»

Укрепление мышц спины, увеличение подвижности плеч и рук.

49

Пчёлка

И.п.: сидя на пятках. Руки согнуть, ладони к плечам. 1 – округлить спину, локти вперёд, коснуться локтями друг об друга. 2 – выпрямить спину, развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.

Мохнатая пчёлка

Крыльями жужжит,

Над цветком душистым

Медленно кружит,

Целый день летает,

Мёд собирает.

Укрепление мышц плечевого пояса, увеличение подвижности плечевых суставов.

50

Самолёт

И.п.: сидя на пятках, руки вниз. 1 – выпрямить назад правую ногу, ягодицами сесть на пятку согнутой ноги. Руки в стороны, спина прямая. 2 – и.п.

Вариант: «самолёт взлетает» и.п.: то же. 1 - Руки поднять вверх, ладони соединить, плечи не поднимать. 2 – и.п.

Ввысь взлетает самолёт,

Самолёт ведёт пилот.

Серебристая машина

Разрезает небосвод.

На коврике: укрепление мышц спины, развитие подвижности тазобедренных и плечевых суставов.

51

Аист

И.п.: основная стойка. 1 – стоя на одной прямой ноге, согнутую в колене вторую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги. Руки развести в стороны или поставить на пояс. Задержаться. 2 – и.п.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку.

Приложение

 

Сюжетно – ролевые игры для дошкольников

Дошкольный период является наиболее благоприятным для развития различных физических способностей. Движение составляет основную потребность детей данного возраста, а подвижные игры доставляют наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений.

Чтобы научиться управлять своим телом, ребенок должен овладеть следующими умениями: 1. Произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении.

2. Различать и сравнивать мышечные ощущения.

3. Определять соответствие характера ощущений (напряжение расслабление) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость). 4. Менять характер движений темп, ритм, опираясь на контроль своих ощущений. Большую помощь в развитии этих умений оказывает работа с образом. Адекватные образы фантазии, яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным. В детском возрасте способность подчинять жизнь ярким живым образам фантазии совершенно у ребенка очень близко к конкретному образу, насыщенность эмоциональным содержанием. Объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а при помощи комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам, осознании и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Упражнение дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, направлять внимание на них, различать и сравнивать. Чередование напряжения и расслабления в движениях рефлектор, но влияет на гармонизацию психической деятельности мозга, упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Большое значение для успешного проведения занятий имеет экспрессия педагога при показе упражнения, так как она облегчает детям подражание, эмоционально заряжая их. Скорректировать, усилить мышечные ощущения, удержать внимание ребенка на их осознании помогают своевременные комментарии педагога по ходу занятия определяющие названия ощущений, их локализацию, ассоциативные образ. По ходу развития сюжета сказки следует акцентировать внимание на воспроизведении эмоций героев, их мимического выражения тем самым, пробуждая и раскрепощая эмоции в детях.

Сказка «Цыплёнок и солнышко».

     На даче, в старом сарае, в корзине сидела наседка, занимающаяся очень важным делом: высиживанием птенцов. Все цыплята уже вылупились, а одно яйцо все еще оставалось целым. И вот когда наседка на минутку отошла от гнезда, скорлупа треснула, и из яйца появился маленький желтый цыпленок. он прыгнул на ножки и пошел из сарая (ходьба).

     Цыпленок вышел на лужайку, оглянулся по сторонам, посмотрел вверх и увидел что-то большое, яркое, желтое и теплое. Кто это? Цыпленок подумал, что это большой цыпленок, который вылупился раньше него, и решил пойти к нему в гости. Идет по тропинке, а вокруг него бабочки летают (бабочка).

     Цыпленок тоже хотел поле тать, как бабочка, да ничего у него не получилось. И он пошел дальше. Вдруг на тропинку тихо выползло что-то длинное, тонкое, высоко поднимающее голову, и прошипело: - Ты куда шагаешь, цыпленок? (змея).

- Я иду к своему брату, вон тому цыпленку, - сказал цыпленок. Змея рассмеялась, ведь она-то знала, что это солнышко, и уползла. А цыпленок за это время научился быстро ходить и даже бегать. И чтобы быстрее добежать до брата, он побежал ещё быстрее (бег).

Бежит, поглядывает вверх, не спрятался ли большой братец и вдруг видит: рядом с ним летает кто-то большой с огромными крыльями. - Ты что там делаешь? - пропищал цыпленок. - Уходи от моего брата! Но птица его не услышала - так высоко она летала, и улетела (птица).

     Оглянулся цыпленок по сторонам, а рядом с ним стоит кто-то пушистый, ласковый, спинку выгибает, мурлыкает. Не знал цыпленок, что это самый страшный для него зверь (кошка).

     И наверное, пропал бы наш цыпленок, если бы не увидела мама, что он куда-то ушел. Побежала она его искать. И ужасно испугалась, увидев рядом с ним кошку. Но надо же выручать сыночка. Схватила мама - курица в клюв веточку и понеслась на кошку, размахивая веточкой (веточка).

     Никогда кошка не видела такую курицу, испугалась и удрала. А мама так переволновалась и устала, что ей захотелось попить. Повела она цыпленка к пруду и велела никуда не от ходить, но он все равно убежал вперед и едва не свалился в воду, потому что увидел, что там плавает кто-то очень красивый (рыбка).

      Мама попила водички и повела цыпленка домой, объяснив ему, что надо играть с цыплятами, и что в небе был вовсе не цыпленок, а солнышко.

Сказка «Спать пора»

     Жил на свете один маленький жучок. Как-то рано он проснулся в травке и решил пойти погулять, чтобы ножки размять и согреться. Шел, шел и увидел высокую горку, на которой рос один-единственный цветочек (ходьба).

      Жучок решил полакомиться вкусным соком (горка).

      Взобрался он на цветок, а тот оказался весь сухой. Расстроился жучок, стал смотреть по сторонам, где бы вкусный цветочек найти. Видит: ползет по веточке червячок, высоко поднимая голову, как змея, осматривается кругом (змея).

 - Ты тоже есть хочешь? - спрашивает жучок. - Отстань, я спать хочу, я домик ищу, - проворчал червячок и уполз. Обиделся на него жучок, расправил крылышки и полетел, а навстречу ему пчелка (пчёлка).

     Жучок обрадовался, подлетел к пчелке и спросил, не знает ли она, где можно полакомиться вкусным соком. Пчелка ему ответила, что сделать это он может, только на берегу озера, если цветы и там не высохли, потому что была уже осень. Подлетел жучок к озеру и видит, что и там все цветы высох ли. Да еще ветер подул такой холодный и сильный, что жучок испугался, решил спрятаться на дереве и сел на веточку (веточка).

     Неуютно жучку, холодно, есть хочется. А кругом все цветы сухие, даже букашек не видно. Только рыбка плавает в озере (рыбка).

- Что случилось кругом? - спрашивает у нее жучок. - Осень наступает, - отвечает рыбка, - все укладываются спать на зиму. Совсем грустно стало жучку, не хотелось ему спать. Вдруг, думает, ещё где-то цветы есть, надо их поискать. Только взлетел, а навстречу птица летит, тоже голодная. Едва не съела жучка (птица).

      Еле успел он спрятаться в сухие листья. Побежал по сухой траве (бег).

Устал, решил передохнуть на красивой желтой листве. Но тут подул ветер и листочек с жучком полетел в воду, поплыл по ней, как кораблик (кора6лик).

Жучок совсем испугался, и неизвестно, что бы с ним случилось, если бы листочек не прибило к коряге. Пополз жучок по этой коряге и выполз на берег. Хорошо, что встретил старого жука, который ему объяснил, что осенью все букашки ложатся спать до будущей весны, и взял его с собой в щель старого дуба, где был его домик. Там и уснули они до весны.

 

Сказка «Лесовики» (1 часть).

 Жила в одной деревне девочка. Мамы у нее не было, а мачеха, ее не любила - заботилась только о своей дочери-лентяйке. И однажды, чтобы избавиться от девочки, мачеха послала ее в лес зимой и велела принести земляники. Дала ей в дорогу огромную корзину и кусок черствого хлеба (ходьба).

Идет девочка, замерзла. У нее даже пальто не было, только старый дырявый платок. Долго она шла, видит: стоит в лесу избушка. Постучала девочка, никто не отвечает. Тогда решила она зайти в избушку и согреться. Открыла дверь (книжка).

Осмотрелась - нет никого. Села тихонечко на скамеечку, отдыхает, ничего не трогает. А это был домик трех лесовичков, которые, если хотели, могли превращаться в кого угодно. Первый лесовичок решил проверить девочку. Превратился он в змею и пополз прямо на нее (змея).

Но девочка не испугалась, даже поздоровалась со змеей – решила, что это ее домик. Тогда, другой лесовичок превратился в огромного паука. Качается на своих лапках, смотрит на девочку (паучок).

 Но и с ним поздоровалась девочка и не испугалась. Третий лесовичок превратился в ящерицу, поднял высоко хвостик и подполз к девочке. И ящерицы не испугалась девочка, не оби дела ее (ящерица).

Достала девочка свой кусок хлеба, отломила и змейке, и паучку, и ящерице, и сама стала есть. Лесовички увидели, что девочка очень добрая и вежливая, превратились обратно в лесовичков и спросили, зачем она в лес пришла. Она им и рассказала. Дали ей лесовички метлу и сказали, чтобы подмела она снег под старой елью, что на горке растет (горка).

Вышла девочка на мороз, холодно, снегу много. Да что поделаешь. Стала она подметать. Где взмахнет метлой, там снег тает, травка появляется, а в ней ягоды (маятник).

Насобирала девочка целую корзину ягод, поклонилась Лесовичкам, поблагодарила их. А Лесовички решили сделать ей подарки: один пожелал, чтобы она с каждым днем становилась красивее, другой, чтобы она стала самой умной и доброй, а третий, чтобы вышла за принца замуж, когда вырастет. Дали ей самоходные санки, и девочка поехала на них домой, как на лодочке (лодочка).

Но до дома решила не доходить, остановилась неподалеку на опушке, а санки спрятала в лесу, чтобы мачеха не увидела. А после быстрее домой побежала, чтобы земляника не замёрзла (бег).

Сказка «Кто поможет воробью»

 Не послушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда (ходьба), высунулся, перевесился и вывалился из него. Испугался он, хотел обратно залезть в гнездышко, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке растёт (горка).

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать (бег).

 Сел воробьишка и громко заплакал. Что ему делать? Проползала мимо змейка (змея).

 - Помоги мне, - просит воробушек, - я из гнезда выпал. - Я бы рада тебе помочь, - ответила змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? И уползла. Еще пуще плачет воробышек. Прискакал к нему лягушонок (лягушонок).

Попрыгал кру гом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха - летает, вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка (птица).

Проползавшая мимо ящерица попробовала высоко поднять свой хвостик, чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но это не помогло (ящерица). Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Видят - катится по дороге ежик (орешек).

Позвали его, совета попросили. Ежик подумал - подумал и сказал: - Я знаю, что делать. Нужно позвать ребятишек у них есть руки. И по деревьям они умеют лазать. Они вам помогут. Так и решили. Попросили пчелку слетать. Позвали их на помощь. Пчелка быстро замахала крыльями и полетела (пчёлка).

Ребята пришли и посадили воробышка в гнездо. Больше он уже не па дал, а когда научился летать, прилетел к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

Сказка «Кто я?»

     В далекой жаркой Африке, в семье львов случилось важное событие: родился маленький львенок. Был он очень любопытным, но ничего еще на свете не знал, не знал даже, как его зовут. Однажды, когда мама и папа были на охоте, львенок вышел из своего домика и пошел по дорожке (ходьба).

     Идет, смотрит по сторонам: все ему интересно. Видит - стоит огромная птица, голову спрятала (страус).

 -Ты кто? - спрашивает львенок. Птица подняла голову и отвечает: -Я страус, а ты кто? - Я еще не знаю, кто я, - отвечает львенок. - Какой ужас! А кто твои мама и папа? - Тоже не знаю. Посочувствовал страус львенку и опять спрятал голову. Льве нок захотел тоже спрятать ее. Выгнул спину, потом прогнул её, но ничего у его не получилось (кошечка). Пошел он дальше. Идет, опять по сторонам смотрит. А навстречу ему летит бабочка (бабочка).

     Львенок спрашивает: - Ты кто? - Я бабочка. А ты кто? Посмотрел на нее львенок, очень ему бабочка понравилась и говорит: - Я тоже бабочка! Бабочка рассмеялась и ответила: - Ну, если ты можешь летать, как я, возможно, ты и бабочка. Львенок замаха лапками, попробовал взлететь, да ничего у него не вышло. Сел он на дорожку и вдруг видит: какой-то страшный зверь идет, а вместо носа у него рог (носорог).

     Испугался Львенок, спрятался в траву. Вдруг слышит - кто-то рядом шипит: - Ты что здесь делаешь? — это он на змею от страха едва не сел (змея).

 – Я хочу узнать, кто я, - отвечает львенок. - Ты глупый, малыш, - рассмеялась змея и уползла. А львенок побежал дальше (бег). Добежал он до озера, заглянул в воду, а там рыбка плавает. Потрогал львенок воду лапой, рыбка испугалась и уплыла (рыбка).

     Сидит огорченный львенок на берегу, вдруг слышит – кричит кто-то: - Львенок. ты куда пропал? Тебя папа и мама ищут. Смотрит львенок, скачет мимо зебра (лошадка).

     Оглянулся он - никого больше вокруг не видно. — Это я львенок? Это ты меня зовешь? - Конечно, тебя! - отвечает зебра. И ускакала. А львенок радостный, побежал домой.

Сказка «Волшебные яблоки»

     Жил когда-то король. И была у него дочь - принцесса. Принцесса все время болела, и никакие врачи не могли ее вылечить. Но королю предсказали, что дочь его выздоровит, если съест волшебное яблоко. Послал король гонцов по всей земле, объявить, что тот, кто принесет - такое яблоко, женится на принцессе и унаследует королевство (ходьба).

     Услышал об этом один крестьянин, у которого было три сына. Послал он старшего сына в сад - яблок нарвать. Тот наклонил ветку (веточка), нарвал целую корзину самых лучших яблок и понес ее во дворец. Идет, а навстречу ему маленький человечек с длинной бородой. Спросил человечек, что несет юноша. А старший сын решил схитрить и сказал, что несет ящерицу. "Ну, что ж! Пусть так и будет! - ответил старичок. И яблоки в корзине превратились в ящерицу (ящерица).

 Пришел старший сын во дворец. Слуги широко открыли перед ним двери, но, когда юноша открыл корзинку, оттуда выползла ящерица. Король разгневался и велел посадить юношу в тюрьму. Тогда средний сын решил снести яблоки во дворец. Тоже закрыл корзинку и понес. И ему встретился человечек и спросил, что несет. Средний сын ответил, что несет лягушку. И яблоки у него превратились в лягушек (лягушонок).

И его король посадил в тюрьму. Наконец решил младший брат нести яблоки во дворец. Отец хо тел не пустить его, потоку что его все глупым считали. Встретился младшему сыну человечек и спросил, что тот несет. Юноша ответил ему, что несет волшебные яблоки, которые вылечат принцессу. "Что ж, пусть будет так", - сказал старичок. Так все и случилось. Принцесса выздоровела, но королю не хотелось отдавать свою дочь за бедняка. Велел он юноше пойти в лес, найти сто лисиц и привести их во дворец, да так, чтоб ни одна не убежала. Грустный юноша пошел в лес. Вдруг появился человечек. Дал он юноше дудочку, и тот заиграл на ней. Прибежали к нему сто лисиц и пошли с ним во дворец (лисичка). А король еще задание приготовил: построить корабль, чтобы ходил и по воде, и по суше. И в этом помог человек младшему сыну, построил корабль (кораблик).

Тогда король дал последнее задание: принести из заморских стран перо волшебного павлина. Пошел юноша. Долго бы ему ходить, если бы не прилетел человечек на огромной птице. Сел на нее юноша и быстро очутился в эа морской стране. Там, в чудесном саду ходили прекрасные птицы. Юноша попросил помочь ему. Павлин тряхнул хвостом, пёрышко и вы пало (павлин).

 Королю ничего не оставалось, кроме как выдать принцессу за этого юношу.

Сказка «Невоспитанный мышонок»

     Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к своей маме (ходьба) и спросил: - Как мне помириться со всеми зверями в лесу? Мама ответила ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться. Пошел он к норке зайчиков и громко пропищал: - Доброе утро! Улыбнулись зайчики и угостили мышонка морковкой (зайчик).

     Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет. И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и высоко подняла го лову (змея). Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться (бег).

     Видит, сидит на дереве ворона. Мышонок громко закричал ей: - Доброе утро! Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым (птица).

     А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся, и покатился по дорожке, как орешек (орешек).

Едва в воду не упал. Сидит у воды, смотрит, как рыбки плавают (рыбка),

Отдохнул, оглянулся по сторонам, видит: лягушки npыгают, npиглашают его поиграть с ним (лягушка).

Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась (летучая мышь).

 - Доброе утро! - кричит ей мышонок. - Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок! И мышонок побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Сказка «Пусть приходит зима»

Жила-была на свете мышка полевая. Тащила она как-то мешок с зерном. Устала' мышка, присела возле кустика малины отдохнуть. Глядь, кузнечик скачет (кузнечик).

- Ты что так надрываешься? – стрекочет, - послушай лучше мою музыку! - Мне бы очень хотелось послушать, - отвечает мышка, - да надо корм на зиму запасать. Взвалила она мешок на спину и пошла дальше. Шла-шла и увидела красивую птицу с могучими крыльями (птица).

Они и раньше встречались, ещё когда птица маленьким птенчиком была. - Смотри, какие у меня сильные крылья! Хочешь, я тебя над лесом понесу, посмотришь, как красиво вокруг! - говорит птица. - Мне бы очень хотелось полетать с тобой, - отвечает мышка, - да надо корм запасать на зиму, не то голодно будет. И дальше пошла. А на камушке возле дорожки ящерица на солнышке греется (ящерица).

 - Эй, мышка, смотри какой камушек теплый! Ложись со мной рядом, позагораем, а то совсем своих друзей забыла! - кричит. - Да не забыла я, - отвечает мышка, - корм на зиму запасаю. Придет зима - приходите все в гости. Тогда и посидим возле тёплой печки, и кузнечика послушаем, и птица нам о дальних странах расскажет. Еле-еле идет мышка, тяжелый мешок к земле клонит. Вдруг слышит: жужжит кто-то над головой. А это с дальних полей до мой летит пчёлка, последний нектар домой несёт, чтобы зимой медом питаться (пчёлка).

 Похвалила она мышку за трудолюбие и улетела. А у мышки как будто сил прибавилось, и она быстрее к домику своему пошла (ходьба).

Только к вечеру добралась она до горки, в которой жила (горка).

С трудом забралась в норку, отдохнула немного и отправилась к озеру свежей водицей запастись. Маленькая рыбка (рыбка), которая плавала в озере, вежливо с ней поздоровалась и уплыла к себе. Ей ведь тоже к зиме готовиться надо. На другой день мышка отправилась в лес за орехами. Знакомая белка. натрясла ей с веток орехов, так что мышка все собрала, даже те орешки, которые очень далеко укатились (орешек).

     А перед самой зимой пришел к мышке паучок (паучок) и принес ей пряжу, чтобы и зимой не бездельничать, а вязать теплые носки и платочки. А тут и мороз грянул, все снегом замело, но не страшна мышке зима - пусть приходит, у нее всего вдоволь. И когда пришли к ней друзья, то и они наелись, повеселились, послушали музыку кузнечика, рассказы птицы и поняли, какая мышка мудрая.

Сказка «Птица – найдёныш»

     Жил на свете лесник. Пошел он однажды в лес на охоту (ходьба).

     Ходит лесник по чаще и вдруг слышит: ребенок где-то плачет. Нашел гнездо, в котором и правда какой-то ребенок лежит. Осторожно спустился лесник со своей ношей и понес малыша домой. Решил воспитать его как родного сына, ведь дочка у него уже была. Мальчика все стали называть птица – найденыш. Когда дети подросли, они очень подружились. А надо сказать, что мальчика похитила злая колдунья и подбросила в гнездо хищной птице (птица), чтобы она его заклевала. Не знала она, что мальчика спас лесник. Однажды она стала смотреть в волшебное зеркало и увидела, что мальчик жив. Ух и разозлилась же она! Превратилась колдунья в змею и приползла к дому лесника (змея).

А мальчик с девочкой в это время лесу гуляли. Увидели они змею, испугались и бросились на утек (бег). А змея не отстает. Дети добежали до реки и сели под иву, а она их закрыла своими длинными ветвями (веточка).

Но это было ненадёжное убежище, и когда дети увидели на берегу реки лодку, они быстро вскочили в нее и отплыли от берега (лодочка).

Плывет лодка по реке, а змея по берегу ползет, не отстает от детей. А тут уже и ночь настает, совсем темно вокруг стало. Девочка заплакала, а мальчик на небо показывает: - Не бойся, сестричка. Вот уже звезды зажглись, сейчас месяц появится, темноту разгонит. Только проговорил, а месяц тут как тут (месяц), словно свеча горит. В это время лесник забеспокоился, что детей дома нет, и отправился с собаками по лесу их искать. Бегут собаки по следу. Bот — вот догонят змею. Испугалась она, забралась на высокую елку (ёлка).

А собаки под елкой бегают, ждут хозяина. Прибежал лесник, созвал всех зверей лесных, а звери его любили и всегда ему помогали. Поняла колдунья, что не погубить ей мальчика. Еле -еле успела она превратиться в летучую мышь (летучая мышь) и навсегда улетела из этих мест. Тут и дети нашлись. На радостях устроили они с лесником пир на весь мир, долго на лесной поляне танцевали и пели звери - кто как умел. А вместе с ними и лесник с детьми хорошо повеселился.

Сказка «Как у слонёнка хобот появился»

В жаркой-жаркой Африке под высокими баобабами жила семья слонов. Папа и мама были больше слоны, а слоненок, их сын, совсем еще маленький. Посмотреть на них - будто три горы стоят: две большие и одна маленькая (горы).

В те времена хобота у слонов еще не было, а был самый обыкновенный нос. А маленький слоненок любил этот свой носик повсюду совать - очень любопытный он был. Ко всем зверям приставал с вопросами. Так и ходил (ходьба) целями днями от одного к другому. Однажды он захотел узнать, что ест на обед крокодил. Пошел он до самой реки, в которой водятся злые крокодилы (рак).

 - Что ты ешь на обед? - спросил слоненок. - Сегодня я съем глупого слоненка, - ответил крокодил и цап его за нос! Слоненок стал изо всех сил вырываться из пасти. А крокодил-то сильный, крепко держит. Увидел все это огромный удав (змея), подполз он к реке, обвил ногу слоненка и стал тащить его от крокодила. Крокодил так крепко держал слоненка за нос, а удав так сильно тянул, что у слоненка стал вытягиваться носик. И когда он смог вырваться, нос у него был длинный-предлинный. Заплакал слоненок, а удав его утешает: -Таким носом от кого хочешь, от махнёшься! И правда, хотела слоненка какая-то муха укусить, а слоненок ее хоботом отогнал. Стало ему жарко - он воды хоботом набрал и настоящий себе душ устроил. Захотелось есть - сорвал банан с самого высокого дерева. Понял слоненок, что нос у него даже лучше прежнего стал, и побежал радостный домой (бег). Увидел его страус и стал смеяться. Слоненок схватил его хоботом за хвост - чуть не выдернул. Перес тал страус смеяться, даже голову от страха спрятал (страус).

А слоненок дальше, пошел. Навстречу ему лев идет. Увидел он хобот и тоже смеяться стал (кошечка). А слоненок хобот вытянул, схватил льва за лапу и бросил подальше - пусть не дразнится. Понял он, какой подарок ему крокодил сделал, радуется хобо ту: то поднимет его, то опустит (веточка).

И решил он пойти поблагодарить крокодила, но уже близко не подходил. Очень удивился крокодил, он же съесть слоненка хотел, а получилось - доброе дело сделал. От удивления он даже пасть захлопнул и голову опустил. Зато хвост у него поднялся. - Ой, крокодил, как ты на ящерицу похож! - закричал слоненок (ящерица).

Тогда крокодил поскорее спрятался, чтобы не слышать таких обидных слов. А слоненок гордо домой пошел. С тех пор у всех слонов и появились хоботы.

Сказка «Три брата»

Жила-была н a свете злая колдунья. И было у нее три сына. Братья очень дружили, а колдунья им не доверяла, боялась, что они отнимут ее колдовскую силу. Решила она избавиться от них. Обратила старшего брата в ор ла,. среднего - в кита, а. младший не стал ждать, пока его превратят в коro - нибудь и тайком ушел из дому (ходьба).

Шел он, шел к добрался до высокой горы, на вершине которой большой дворец стоял. Решил он узнать, что это за дворец, и полез на гору (гора).

Добрался до дворца, а внутрь не попасть: охраняют его, огромные змеи-кобры. Высоко поднимают они свои головы. И никого не подпускают (кобра).

Стал он думать: как же во дворец пробраться. Вдруг видит: одна кобра уснула. Юноша быстро пробежал ми мо нее и оказался во дворце (бег).

Идет он, а месяц по небу плывет, как будто сопровождает его (месяц).

А нужно сказать, что в том дворце жила прекрасная принцесса, которую заколдовал злой волшебник, принцесса все время спала и не двигалась, расколдовать ее можно было только с помощью волшебного шара. Шар этот был спрятан в птице, которая жила высоко-высоко в горах, а добраться туда было не под силу человеку. Вот и обратился юноша к своему старшему брату - орлу. Поле тел орел в горы (птица).

Нашел он птицу, стал у нее шар отнимать, птица от него улетела, а шар выронила. И покатился он к морю, да и исчез в нем (орешек).

Что тут делать? Кто поможет юноше? Конечно, его второй брат - кит. Нырнул кит глубоко-глубоко, на самое дно морское и принес шар брату (рыбка).

Как только волшебный шар оказался в руках человека, все злые чары исчезли, принцесса проснулась, а орел и кит снова превратились в людей. Колдунья же и злой волшебник за свои злые дела обернулись маленькими паучками и никому никогда уже навредить не могли.

 

Сказка «Рябинка»

Весело качалась на осеннем ветру веточка с красивыми ягодами рябины (веточка). Все любовались ею. Прилетела ворона и стала клевать ягоды. Все склевала, а последнюю оставила. Вспомнила ворона, что мама учила её последнюю ягодку не есть, а на землю бросать, чтобы из нее новое деревце выросло. Весной из этой ягодки появилась маленькая рябинка. Она еще ничего не знала: кто ее друзья, и какие у нее враги. Однажды уви дела она зайчика (зайчик).

Он грыз кору на молодой осинке. Поняла рябинка, что зайчика бояться надо, пригнулась к самой земле, что бы он ее не заметил. А на земле змейка лежит, отдыхает. Подняла она голову, посмотрела на рябинку и снова спать улеглась (змея).

Выправилась рябинка, смотрит - бабочка красивая летит. Опустилась возле нее и говорит: -Здравствуй, рябинка! Разреши спрятаться в твоих листьях, а то за мной птицы охотятся, боюсь я их! - Рябинка пожалела ее, разрешила забраться в свои листья (бабочка).

А бабочка яички отложила и улетела. Вскоре появились из яичек гусеницы. Стали они ползать по веточкам, листья есть (гусеница).

 - Помогите! Помогите! - закричала рябинка. Услыхала ее ворона, прилетела на помощь (птица).

Склевала гусениц, остальные на землю упали и поскорее уползли подальше от рябинки. А однажды возвращались из дальних лугов пчелы. Сели они на рябинку отдохнуть. А пока отдыхали и подружились с ней. Но пчелки долго не отдыхают: пришло время в свои домики возвращаться. Пожелали они рябинке веселых дней да добрых друзей и улетели (пчёлка).

Змейка, которая возле дерева спала, слышала все, что происходило вокруг. Очень понравилась ей рябинка и решила она ее охранять: поселилась около нее. А потом у змейки детеныши появились и тоже полюбили рябинку. Она же не могла нарадоваться. Особенно когда маленькие змейки, сворачивались в колечки и катались по траве (колечко).

А когда наступила следующая осень, на молоденькой рябинке появились ягодки. Рябинка охотно угощала ими всех своих новых друзей. А если кому было не достать ягодку, она наклоняла ветки пониже, и ее друзья забирались по этим веткам, как по горке и лакомились ягодками вволю (горка).

Так рябинка узнала, кто ее друзья, а кто - враги.

Сказка «Королевич - змея»

     В давние-давние времена жил на свете король, и было у него три дочери. Младшая дочь была самая красивая. Очень любила она гулять, однажды пошла она в лес (ходь6а).

    Много забавного там увидела, деревьями и цветами любовалась. Вышла она на полянку и села среди цветов. Смотрит, как бабочки вокруг нее летают, на цветы садятся (бабочка).

    А у принцессы был мяч золотой, с которым она не расставалась. Уронила она мяч в высокую траву - никак не может найти. Заплакала принцесса. Услышала ее змея, приползла узнать, что случилось (змея).

Принцесса все ей и рассказала. - Не плачь, я найду твой мяч, только ты дружи со мной, а то мне очень одиноко, - сказала змея и уползла. Змея отыскала мяч очень скоро, и обрадованная принцесса схватила его в руки, забыла даже «спасибо» сказать, побежала во дворец (бег).

Змея зовет ее, а принцесса даже не оборачивается. Как прибежала она домой, так и забыла про змею. Как-то утром сидела принцесса в своем любимом кресле у окна и листала любимую книжку с картинками (книга).

Вдруг шум во дворце поднялся. Как же, Змея прямо в царские покои приползла. Испугалась принцесса и рассказала всё отцу. Король приказал поймать змею, а принцесса — это время в свою спальню убежала и дверь на замочек закрыла (замочек).

А сама смеется: ну, сюда уж змее не забраться. Подошла к зеркалу еще раз на свою красоту посмотреть - улыбнулась и решила на кровать прилечь, отдохнуть от волнений. Глядь: а на кровати-то змея лежит, колечком свернулась (колечко).

Расплакалась принцесса, очень не хотелось ей со змеёй дружить, да видно, делать нечего - обещала. К тому же и жалко стало змею, ведь она же такая некрасивая! Стала принцесса гладить змею, а сама плачет. Одна слезинка упала на голову змее. И тут случилось чудо - раздался гром, стало темно, как ночью. А когда мрак рассеялся, увидела принцесса рядом с собою прекрасного юношу. Это оказался заколдованный королевич. Очень понравились они друг другу. Попрощалась принцесса с отцом и сестрами, сели они в карету, и резвые лошади помчали их к замку королевича (лошадка).

Там и свадьбу сыграли. Принцессу очень все полюбили, потому что она была добрая. А когда она выходила на прогулку, самые разные птицы кружили над ее голо вой и весело приветствовали принцессу (птица).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование степ-платформ для развития физических качеств дошкольников.Старший дошкольный возраст.

Подвижные игры,игровые задания с использованием степ-платформ , перспективное планирование.Старший дошкольный возраст....

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Развитие физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности

Диплом по курсам профессиональной переподготовки "Теория и методика дошкольного образования"...

Развитие физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности

 Понятие физических качеств человека и особенности их развития в дошкольном возрасте...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Развитие физических качеств дошкольников через подвижные игры» 2019 год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...