Рабочая программа хореографического кружка " Акварельки"
рабочая программа по музыке (средняя группа) на тему
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДОД «Дом детского творчества»
Согласовано Утверждаю
на заседании Директор МКОУ ДОД методического совета «Дом детского творчества»
«___» __________2013 г. Базитов А.А.
«____»_________2013 г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования танцевального кружка
«Акварельки»
(адаптированная программа, автор Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в ДОУ»)
Возраст воспитанников 3-7лет
Срок реализации 4 года
руководитель кружка
педагог дополнительного образования
Семерханова Елена Николаевна
Иркутская область
Куйтуский район
п. Лермонтовский
2013 год
Введение.
«Танцевальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведение народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и танцевального искусства. Входя в мир народной музыки и танцев, ребёнок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях. Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной танцевальной и музыкальной культуры, желание детей исполнять народные танцы и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся творческие способности, побудили меня организовать в школе танцевальный коллектив «Акварельки».
Пояснительная записка
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что до сих пор существовали программы по хореографии для профессионального образования, а в общеобразовательной школе были только программы по художественной ритмике.
Однако у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, фестивалях танца.
Данная программа построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.
Цель программы: приобщение детей к искусству танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у детей субъективного опыта эмоционально – чувственного общения с природой и с окружающими людьми.
Обучающие задачи: Формирование у детей специфических знаний, умений и навыков таких как:
- выработка правильной, красивой осанки
- развитие мышечного чувства
- умение красиво и координационно правильно двигаться под музыку.
Воспитательные задачи:
- формировать у детей культуру поведения и общения.
- прививать детям навыки вежливости, умения вести себя в обществе.
- формировать у детей эстетического вкуса.
- воспитывать в детях силу воли, трудолюбия и дисциплины.
Развивающие задачи:
- развитие музыкального слуха и чувства ритма.
- активизация и развитие творческих и созидательных способностей детей.
- развитие необходимых двигательных навыков, повышение функциональных возможностей внутренних органов и систем.
Основной формой работы в кружке «Акварельки» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в младшей группе (1 ступень) и 2 раза в неделю в старшей группе (2 ступень). Программа рассчитана на 192 занятия. Продолжительность занятий 20-30 минут: младшая группа - 15-20 минут, старшая группа – 20-30 минут, перед каждым занятием музыкальная разминка 3-4 минуты. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:
▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;
▪ демонстрация вариаций;
▪ отработка движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с русским народным костюмом;
▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиозаписей;
▪ экскурсии;
▪ изготовление русских народных костюмов.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, использую на занятиях:
▪ коллективные танцевальные игры («Лавата», «Я хочу с тобой танцевать» и т.д.);
▪ массовые танцы («Танец утят»);
▪ ритмические упражнения;
▪ народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
▪ соревнования между ступенями;
▪ создание собственных танцевальных элементов.
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа коллектива.
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.
2 ступень – старшая группа коллектива.
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени. Знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Продолжить изучение традиций народной культуры. Проявление творческой инициативы.
Данная образовательная программа построена на основе изучения трёх видов русского танца. Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана:
на 4 года обучения для детей от 3 до 5 лет (младшая группа);
на 4 года обучения для детей от 5 до 7 лет (старшая группа) с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания танцевального восприятия в общеобразовательной школе.
В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей.
Первый год обучения пронизан сквозной темой «Земля моих предков». Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.
Сквозная тема второго года обучения – «Русь изначальная». Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.
Третий год обучения пронизан темой «На святой Руси». Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым танцам относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным танцам относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развёрнутого вида.
Сквозная тема четвёртого года обучения – «Россия в зеркале мировой художественной культуры». В задачи этого года входит знакомство детей с танцами народов мира. Изучается более трудный технически хореографический материал. Дети творят на базе всего пройденного материала.
Занятия по хореографии развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Методы работы:
▪ Объяснительно-иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование фольклора).
▪ Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
▪ Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
▪ Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
▪ Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).
(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)
▪ для отработки элементов танца;
▪ в ритмической тренировке;
▪ при знакомстве с музыкальным репертуаром;
▪ для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);
▪ на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.
Направления работы:
▪ Знакомство с русскими народными танцами.
▪ Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и
инсценировок.
▪ Развитие творческих способностей.
Принципы:
▪ Творческой направленности.
▪ Игрового познания.
▪ Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка
Ожидаемый результат:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па»;
▪ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.
Методы оценки результативности программы.
Количественный анализ | Качественный анализ |
Посещаемость, статистические данные. | Форсирование навыков и умений. |
Фиксация занятий в рабочем журнале. | Анализ успеваемости деятельности и достижения цели. |
Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика). | Анализ диагностического материала. |
Практический результат | Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы. |
Критерии определения результативности программы:
1.Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
2.Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
3.Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
4.Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
5.Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
6.Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
7.Память – способность запоминать музыку и движения.
Способы определения результативности программы:
На каждой ступени изучаются три вида русского народного танца, с каждым годом на более глубоком, серьёзном уровне:
▪ хоровод;
▪ кадриль;
▪ плясовая.
1. Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев (младшая и старшая группы);
2. Выступления танцевального коллектива «Акварельки» на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей» и т.д.);
▪ фольклорные праздники («Кузьминки», «Троица», «Масленица» и т.д.);
▪ развлечения и досуги («Осень», «Посиделки на завалинке»);
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях, фестивале «В мире танца».
Тематический план первой ступени (младшая группа)
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие
«А я по лугу» (хороводы на Руси) - история хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; - тренаж (творческие импровизации); - разучивание. | 1
47 |
2 |
45
|
2. | «Плясать – душу открывать» («Танец с платочками») - информация; - тренаж; - разучивание. | 40 | 1 | 39
|
3. | «Ногам работа – душе праздник» («Как у наших у ворот») - информация; - тренаж; - разучивание. | 52 | 1 | 51
|
4. | «Закружилась русская кадриль» (танцевальная композиция «Колечко») - информация; - тренаж; - разучивание; | 52 | 1 | 51
|
| ИТОГО | 192 | 5 | 187 |
Тематический план второй ступени (старшая группа)
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие
« Зеркальце моё» (хороводы на Руси) - история хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; - тренаж (экзерсис, творческие импровизации); - разучивание. | 1
47 |
2 |
45
|
2. | «Заплетись плетень» («Плясунья») - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 1 | 47
|
3. | «По полю – полю» (перепляс) - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 1 | 47
|
4. | «Закружилась русская кадриль» «Течёт ручей» - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 1 | 47
|
| ИТОГО | 192 | 5 | 187 |
Тематический план первой ступени (младшая группа).
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие
« Плывёт лебёдушка» (хороводы на Руси) - история хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; - тренаж (экзерсис, творческие импровизации); - разучивание. | 1
47 |
1 |
4
|
2. | «Плясать – душу открывать» («Пляска») - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 1 | 47
|
3. | «Ногам работа – душе праздник» («Перепляс») - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 1 | 47
|
4. | «Закружилась русская кадриль» («Кадриль») - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 1 | 47
|
| ИТОГО | 192 | 4 | 188 |
Тематический план второй ступени (старшая группа)
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятия
« Хороводы на Руси»
- история хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; - тренаж (экзерсис, творческие импровизации); - разучивание. | 1
47 |
1 |
46
|
2. | «Заплетись плетень» («Пляска») - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 2 | 46
|
3. | «Встань, пройдись со мной, родная» (перепляс) - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 2 | 46
|
4. | «Закружилась русская кадриль» «Весёлая кадриль» - информация; - тренаж; - разучивание. | 48 | 2 | 46
|
| ИТОГО | 192 | 7 | 185 |
Методическое обеспечение
Раздел №1
▪ Примерный репертуар.
Танцевальная композиция «Колечко»
Перепляс «По полю – полю»
Шуточный танец «Свидание»
Девичья пляска «Ягодка – малинка»
Хоровод «А я по лугу»
Хоровод «Заинька»
Плясовая «Я на горку шла»
«Чеботуха»
Плясовая «Как у наших у ворот»
Пляска «Вдоль по Питерской»
Пляска с гармошками
Хоровод «Зеркальце моё…»
Пляска «Заплетись плетень»
«Весёлая кадриль»
Перепляс «Встань, пройдись со мной, родная»
Танец с платочками
Кадриль «Течёт ручей»
Плясовая «Барыня»
Пляска «Реченька»
«Девичий перепляс»
Раздел №2
▪ Игры на развитие музыкального слуха и ритма.
На развитие чувства ритма.
На развитие памяти и слуха.
Игры с палочками.
Танцевальные игры.
Раздел №3
▪ Знакомство с народными промыслами.
«Золотая Хохлома».
«Чудо филимоновских игрушек».
«Дымковская сказочная страна».
Раздел №4
▪ Беседы о быте русского народа
«Экскурсия в комнату русского быта «горенку».
«Места проживания наших предков».
«Русский самовар и чаепитие на Руси».
«Русский костюм».
Раздел №5
▪ Народные приметы
Раздел №6
▪ Народный фольклор.
Русские народные песни.
Частушки.
Заиграли ложкари.
Потешки, прибаутки, песенки, стихи, считалки, загадки.
Раздел №7
▪ Русские народные праздники.
Пасха.
Рождество.
Новый год.
Масленица.
Раздел №8
▪ Словарь старинных русских слов
Раздел №9
▪ Дополнительное обеспечение
- аудио, видео аппаратура;
- аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;
- видеокассеты с записями выступлений танцевального коллектива «Акварельки»;
- костюмы для конкурсных выступлений: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков;
- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;
- атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные балалайки, гармошки, корзинки, ложки и т.д.
Список литературы.
1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М. «Айрис – пресс» 2005 г.
2. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и вне- школьных заведениях» Киев 1985 г.
3.Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М. «Просвещение» 1985 г.
4. Захаров Р. «Сочинение танца» М. «Искусство» 1983 г.
5. Климов А. « Основы русского народного танца» М. 1994 г.
6. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
7. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка – пресс» 2006 г.
8. Ткаченко Т. «Народный танец» М. «Искусство» 1975 г.
9. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» С-П. «Детство – пресс» 2001 г.
10. Диски с видеозаписями
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа хореографического кружка
Доброго дня, дорогие коллеги! Эта программа рассчитана для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Учитывая возраст детей, я предлагаю такие занятия как: коллективно-порядковые упражнения, музыкальные и...
Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста
Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...
Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....
Программа хореографического кружка "Сударушка"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ на 2017-2018...
Программа хореографического кружка "Каблучок"
Программа расчитана на 4 года обучения, с 3х лет до 7 лет.Включает изучение элементов русского, народного, бального, детского танца....
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Рабочая программа хореографического кружка «Галактика Чудес» на 2024 учебный год
Рабочая программа....
Комментарии
Рабочая программа
По данной программе работаю уже 2 года.