Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Махина Е.А.
Развитие способности передавать музыкально-игровой образ
у детей 5-6 лет в условиях образовательных ситуаций.
МБОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа, структурное подразделение «Детский сад «Улыбка»
Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности.
Психологические механизмы развития способностей изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др.
Б.М. Теплов рассматривает способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности…». [1, стр. 42]
На современном этапе развития общества, с учётом компетентностного подхода в образовании, можно прийти к выводу, что способности - это компетенции, то есть непосредственный результат образования, выражающийся в овладении дошкольниками определенным набором способов деятельности для решения актуальных задач в любой жизненной ситуации.
Одним из центральных понятий данной работы является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество, как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В.Асафьев, Л.А. Венгер, H.A.Ветлугина, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие.
Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, раскрывающие свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей. К ним можно отнести: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Развитие способностей по передаче музыкально-игрового образа у детей 5- 6 лет, осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать музыку с движением, проявляющиеся во время занятий ритмикой (один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, её характер передаётся в движении) [2, стр. 105].
Необходимо как можно раньше развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов [1, стр. 86].
Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях [1, стр.96].
Детям старшего дошкольного возраста доступно исполнение характерных танцев, участие в музыкальных играх, которые подразумевают воспроизведение «свободных» плясовых движений от лица персонажа в свойственной ему манере (танец Петрушек, Снежинок и т.д.). Старшие дошкольники могут в музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, в свободных плясках творчески использовать знакомые элементы.
Дети начинают импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у них наблюдается целостное восприятие музыки, её характера, выразительных средств [2, стр.133].
Для развития способности передавать музыкально- игровой образ необходимо в условиях образовательной ситуации обращать внимание на то, чтобы дети эмоционально отзывались на музыку.
Их активность в передаче музыкально-игрового образа во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям, то есть накоплению опыта исполнительства. Освоение программного содержания требует одновременной работы над музыкально-ритмическими движениями и навыками выразительного исполнения.
Одним из условий для развития способности передавать музыкально-игровой образ является организация развивающей предметной среды. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Учитывая теоретические основы, была проведена диагностика, по результатам которой выявлено, что 46 % детей старшей группы:
- в движениях выражают общий характер музыки, темп;
-начало и конец движения музыкального произведения совпадают не всегда;
-не достаточно вслушиваются в музыку; мимика бледная, движения маловыразительные, однотипные.
Полученные данные соответствуют среднему (27%) и низкому (19%) уровню развития музыкально- игрового творчества.
В связи, с чем нами была разработана серия образовательных ситуаций и созданы следующие педагогические условия:
1) планомерная и систематическая работа по формированию интереса к музыкально-игровому творчеству;
2) подбор музыкального репертуара (произведения мировой музыкальной классики, отобранные по принципу образности, доступности, контрастности, с учётом рекомендаций О.П. Радыновой);
3) обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку (чувство защищенности, чтобы у детей не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение);
4)создание игровых ситуаций;
5) индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт интересов и особенностей;
6)подготовка атрибутов для танцевально-игровой деятельности, обогащение исполнительского опыта;
Образовательные ситуации были выстроены на основе логически взаимосвязанных этапов, направленных на развитие и углубление творческих способностей старших дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности.
На первом этапе проводились образовательные ситуации, в процессе которых происходило накопление опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений, в игровой форме расширялись понятия о средствах выразительности музыки (темп, ритм, динамика, характер, составные части произведения); предлагались для разучивания элементы движений, соответствующих образу произведения, то есть происходило накопление исполнительского опыта. В процессе игр- уподоблений дети учились распознавать интонационные краски и оттенки, выражать их в движении. На этом этапе, помимо игровых методов был использован приём активного слушания, помогающий детям более глубоко чувствовать характер музыкального фрагмента.
На втором этапе формировались способности к ассоциации во время восприятия музыки, проходившее не только в образовательных ситуациях, но и в свободной деятельности детей при активной поддержке и помощи воспитателя. Одним из эффективных приёмов на данном этапе является сопоставление и сравнение музыкальных и художественных произведений, индивидуальные беседы, проблемные ситуации, в процессе которых происходит развитие музыкального мышления и понимание взаимосвязей средств музыкальной выразительности и движения, которые заложены композитором в музыкальном произведении.
На третьем этапе проводились образовательные ситуации, целью которых было стимулирование детей к взаимодействию героев в процессе создания музыкально-игрового образа. Для этого использовались произведения, состоящие из 2-х и более частей, атрибуты и элементы костюмов. Ассоциативность мышления и активный характер восприятия музыки получили развитие в заданиях направленных на придумывание характерных танцев: «Танец осенних листочков», «Разноцветная семейка», «Маленькие балеринки», «Танец солдатиков». Для стимулирования выразительности движений был придуман приём «Съёмка фильма о ребятах», посвящённого юбилею детского сада.
В ходе музыкальных игр и танцев-импровизаций, дети не только придумывали сюжет, но и пробовали инсценировать музыкальные произведения в жанре мини-балета.
В завершении была проведена диагностика, которая выявила следующие результаты:
-высокий уровень продемонстрировали 54%;
-средний уровень 37%;
-низкий уровень 9%;
Практические результаты исследования развития способности передавать музыкально-игровой образ у детей 5-6 лет в условиях образовательной ситуации позволили определить и уточнить комплекс организационно- педагогических условий, среди которых необходимо выделить следующие:
- накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений с целью углубления эмоционально-образного осмысления музыки и нахождения адекватных игровых действий в форме движений;
- разработка системы музыкальных игр, обеспечивающих интеграцию музыки и движения;
- построение образовательных ситуаций по модели творческой игры, стимулирующей импровизационную музыкально- игровую деятельность старших дошкольников;
- включение сюжетно- тематических игровых комплексов, углубляющей способности к творческой деятельности по созданию музыкально-игрового образа, стимулирующих воображение, способность к ассоциированию, а так же реализацию творческих замыслов в их сюжетной разработке.
Из вышесказанного можно сделать вывод: творческие проявления детей по созданию музыкально- игрового образа являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления в движении.
Библиографический список
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
- Радынова О.П и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания выс. И средн. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия».- 1998. 240 с.
- Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] / И. Г. Кольцовская // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся педучилищ. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1976.
- Кукоша. Сборник сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей детских садов. Санкт- Петербург, 2009.
- Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду, Учпедгиз, 1956.
Предварительный просмотр:
Махина Е.А.
Развитие музыкально-ритмических способностей
детей 5-6 лет в сюжетной игре.
В современных социокультурных условиях идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения в системе дошкольного образования, результатом которого является закрепление на государственном уровне положений о создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в специфических видах деятельности, в форме игры.
Формирование гармоничной личности, в которой сочетаются умственное и физическое, нравственное и эстетическое начало, возможно, при использовании огромной созидательной силы музыки.
Художественно-эстетическое направление, в процессе реализации которого
решаются задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста, включает в себя разные виды музыкальной деятельности, ориентированные на развитие музыкальности, определяемой как комплекс способностей, формирующихся на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
По мнению многих исследователей (К. Сишор, И. Крис, Б. М. Теплов, Э. Сеги, Э. Виллемс, Р. В. Лундин и др.), музыкальная деятельность оказывается практически невозможной без развитого чувства музыкального ритма, который является одной из основных музыкальных способностей.
Для раскрытия термина музыкальный ритм, мы воспользуемся понятием Е. В. Назайкинского данного в книге «О психологии музыкального восприятия»: музыкальный ритм представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)».
Музыкально-ритмические способности развиваются в музыкально-ритмической деятельности, предусматривающей ознакомление со средствами музыкальной выразительности и передаче их в движении.
Развитие музыкально-ритмической способности включает в себя обучение различным средствам познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие, происходящее, в том числе в процессе формирования музыкально-ритмических навыков.
О.П. Радынова определяет музыкально-ритмические навыки, как навыки передачи в движении характера музыки и наиболее ярких средств музыкальной выразительности ( ритм, темп, метр, динамика, форма, тембр).
Одним из основных видов музыкально-ритмической деятельности, в которой эффективно формируются навыки, являются музыкальные игры. А.Г. Гогоберидзе определяет музыкальные игры как способ общения с музыкальным искусством, помогающим проявить активную природу ребёнка в двигательных реакциях, которые становятся средством её восприятия и понимания характерных особенностей.
Для раскрытия темы мы будем использовать следующее понятие: музыкальные игры – это средство музыкального воспитания, направленное на углубление восприятия и понимания музыкального произведения, способствующее формированию музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Мы считаем музыкальные игры эффективным средством формирования музыкально-ритмических навыков в связи с тем, что компоненты (музыкальное произведение и игровые действия) находятся во взаимосвязи: высокая эмоциональность музыки в сочетании с игрой, как ведущей деятельностью близка и понятна детям 5-6 лет. В данном возрасте складываются все предпосылки для успешного развития музыкально-ритмической способности.
Начиная с пятилетнего возраста, дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Ярко выражена эмоциональность и непосредственность, что необходимо для формирования навыка выразительности движения.
Хорошо развита память, особенно двигательная и эмоциональная, ребёнок адекватно реагирует на показ со словесным комментарием, он начинает осознавать и контролировать свои действия.
У 5-6 летних детей созревают лобные доли мозга, способствующие управлению движениями, действиями, поведением, параллельно идёт процесс совершенствования возбуждения и торможения.
Под влиянием музыкально-ритмической деятельности, происходит становление творческого воображения, развивается познавательный интерес, формируется осознанное правильное отношение к окружающей действительности
Проанализировав следующие источники: Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Зимина А.Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду», Лифиц И.В. «Ритмика», Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», был сделан следующий вывод.
Сюжетные игры обладают возможностью для эффективного формирования музыкально-ритмических навыков по передаче средств музыкальной выразительности. Её отличительной чертой является то, что музыка характеризует сюжет игры, преподнесённый в доступной для детей форме, её программу или игровые действия, обеспечивающие более глубокое понимание средств музыкальной выразительности и обучение их передачи в движении.
Учитывая теоретические основы проблемы исследования, была проведена диагностика «Музыкальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста» по А.Н. Зиминой [8, стр.158], так как данный диагностический материал позволяет выявить сформированность музыкально — ритмических навыков.
Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица 1
Уровень сформированности МРН | Музыкально-ритмические навыки | |||||
Музыкально-ритмические способности | Способность эмоционально откликаться на музыку | Творческие способности | ||||
темп | ритм | Метро- ритм | Характер | Форма | Регистр | |
Низкий (соответствует нулевому); | 7% | 11% | 16% | 16% | 12% | 18% |
Средний (соответствует первому); | 64% | 79% | 81% | 77% | 71% | 69% |
Высокий (соответствует второму); | 29% | 10% | 3% | 7% | 17% | 13% |
Анализ результатов показал, что в основном дети находятся на среднем уровне формирования музыкально-ритмических навыков. Сложности возникли в процессе передачи тембра (18%) и характера (16%). Не возникло затруднений в передаче темпа (29%) и формы (17%).
Исходя из полученных данных, было принято решение использовать сюжетную игру в качестве средства повышения уровня сформированности музыкально-ритмических навыков.
Работа по формированию музыкально-ритмических навыков проводилась поэтапно. Дадим краткую характеристику каждого этапа.
Целью первого этапа являлась организация целостного восприятия музыкального произведения с последующей беседой и применением различных приёмов, направленных на обучение детей определению и осознанию средств музыкальной выразительности, таких как: характер, темп, ритм, тембр, метроритм, форма. На данном этапе были использованы следующие методические приёмы: иллюстрации для пояснения характера, особенностей взаимодействия героев, раскрытых в сюжетной игре, подводящих упражнений. Время реализации этапа: 4 встречи педагога с детьми во второй половине дня.
Целью второго этапа являлось формирование музыкально-ритмических навыков по передаче средств музыкальной выразительности в движении. Работа, направленная на более тонкую дифференциацию средств музыкальной выразительности. Формируемые музыкально-ритмические навыки, соответствующие средствам музыкальной выразительности были объединены в блоки:
- 1 блок: характер, регистр, форма;
- 2 блок: ритм, метроритм, темп;
Период реализации данного этапа 4 встречи педагога с детьми во второй половине дня.
На заключительном этапе (2 встречи педагога с детьми) работа была направлена на качество и выразительность исполнения сюжетных игр, с использованием различных приёмов (появление сказочного героя с просьбой о помощи, мини-концерт для любимых игрушек и др.).
По окончании третьего этапа была проведена диагностика и зафиксированы следующие результаты, отражённые в таблице 2.
Таблица 2
Уровень сформированности МРН | Музыкально-ритмические навыки | |||||
Музыкально-ритмические способности | Способность эмоционально откликаться на музыку | Творческие способности | ||||
темп | ритм | Метро- ритм | Характер | Форма | Регистр | |
Низкий (соответствует нулевому); | -- | 6 % | 9% | 2% | 4% | -- |
Средний (соответствует первому); | 67% | 67% | 76% | 52% | 60% | 69% |
Высокий (соответствует второму); | 33 % | 27% | 15% | 46% | 36% | 31% |
На основании полученных результатов можно сделать вывод: деятельность, реализуемая в процессе сюжетной игры, предусматривает активное целостное восприятие музыки, непосредственную реакцию, которая выражается в характерных движениях.
В процессе реализации технологии был сделан акцент на восприятии-слушании музыкального произведения с использованием различных приёмов, направленных на выделение отдельных средств музыкальной выразительности. На данном этапе дети продемонстрировали более глубокие переживания, эмоциональную отзывчивость, узнавание и различение музыкального образа. Параллельно этому проводилась работа по осознанному применению умений: определить характер, темп, различие динамики, форму. Благодаря чему на втором этапе дети быстрее и точнее определяли средства музыкальной выразительности, и двигались в соответствии с полученными ранее знаниями, заинтересованные сюжетом игры. Данные факторы привели к оптимизации процесса формирования музыкально-ритмических навыков и развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре.
Первостепенным в процессе формирования музыкально-ритмических навыков и развития музыкально-ритмических способностей можно считать возможность реализации принципов сознательности и активности. Ничто не должно быть механически заучено без понимания смысла и значения средств музыкальной выразительности, без накопления опыта в музыкально-игровой деятельности и применения полученных знаний на практике, в соответствии с возрастными особенностями.
Список использованной литературы
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Педагогика», 1976. 14 л. 256 с.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., «Музыка», 1972, 384 с.
- Музыкальное воспитание дошкольников /Под ред. О.П. Радыновой.- М.: Просвещение, 1994, 240 с.
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с: ил
- Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре
В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков....
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре....
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длител...
Презентация к проекту „Развитие речи у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры”
В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста не умеют и не проявляют активности к играм, требующим умение владеть социально-коммуникативными навыками, ...
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...
статья "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
статья про развитие детей через сюжетно-ролевую игру...
Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...