Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие способности передавать музыкально-игровой образ | 24.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Махина Е.А.
Развитие способности передавать музыкально-игровой образ
у детей 5-6 лет в условиях образовательных ситуаций.
МБОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа, структурное подразделение «Детский сад «Улыбка»
Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности.
Психологические механизмы развития способностей изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др.
Б.М. Теплов рассматривает способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности…». [1, стр. 42]
На современном этапе развития общества, с учётом компетентностного подхода в образовании, можно прийти к выводу, что способности - это компетенции, то есть непосредственный результат образования, выражающийся в овладении дошкольниками определенным набором способов деятельности для решения актуальных задач в любой жизненной ситуации.
Одним из центральных понятий данной работы является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество, как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В.Асафьев, Л.А. Венгер, H.A.Ветлугина, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие.
Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, раскрывающие свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей. К ним можно отнести: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Развитие способностей по передаче музыкально-игрового образа у детей 5- 6 лет, осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать музыку с движением, проявляющиеся во время занятий ритмикой (один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, её характер передаётся в движении) [2, стр. 105].
Необходимо как можно раньше развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов [1, стр. 86].
Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях [1, стр.96].
Детям старшего дошкольного возраста доступно исполнение характерных танцев, участие в музыкальных играх, которые подразумевают воспроизведение «свободных» плясовых движений от лица персонажа в свойственной ему манере (танец Петрушек, Снежинок и т.д.). Старшие дошкольники могут в музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, в свободных плясках творчески использовать знакомые элементы.
Дети начинают импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у них наблюдается целостное восприятие музыки, её характера, выразительных средств [2, стр.133].
Для развития способности передавать музыкально- игровой образ необходимо в условиях образовательной ситуации обращать внимание на то, чтобы дети эмоционально отзывались на музыку.
Их активность в передаче музыкально-игрового образа во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям, то есть накоплению опыта исполнительства. Освоение программного содержания требует одновременной работы над музыкально-ритмическими движениями и навыками выразительного исполнения.
Одним из условий для развития способности передавать музыкально-игровой образ является организация развивающей предметной среды. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Учитывая теоретические основы, была проведена диагностика, по результатам которой выявлено, что 46 % детей старшей группы:
- в движениях выражают общий характер музыки, темп;
-начало и конец движения музыкального произведения совпадают не всегда;
-не достаточно вслушиваются в музыку; мимика бледная, движения маловыразительные, однотипные.
Полученные данные соответствуют среднему (27%) и низкому (19%) уровню развития музыкально- игрового творчества.
В связи, с чем нами была разработана серия образовательных ситуаций и созданы следующие педагогические условия:
1) планомерная и систематическая работа по формированию интереса к музыкально-игровому творчеству;
2) подбор музыкального репертуара (произведения мировой музыкальной классики, отобранные по принципу образности, доступности, контрастности, с учётом рекомендаций О.П. Радыновой);
3) обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку (чувство защищенности, чтобы у детей не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение);
4)создание игровых ситуаций;
5) индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт интересов и особенностей;
6)подготовка атрибутов для танцевально-игровой деятельности, обогащение исполнительского опыта;
Образовательные ситуации были выстроены на основе логически взаимосвязанных этапов, направленных на развитие и углубление творческих способностей старших дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности.
На первом этапе проводились образовательные ситуации, в процессе которых происходило накопление опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений, в игровой форме расширялись понятия о средствах выразительности музыки (темп, ритм, динамика, характер, составные части произведения); предлагались для разучивания элементы движений, соответствующих образу произведения, то есть происходило накопление исполнительского опыта. В процессе игр- уподоблений дети учились распознавать интонационные краски и оттенки, выражать их в движении. На этом этапе, помимо игровых методов был использован приём активного слушания, помогающий детям более глубоко чувствовать характер музыкального фрагмента.
На втором этапе формировались способности к ассоциации во время восприятия музыки, проходившее не только в образовательных ситуациях, но и в свободной деятельности детей при активной поддержке и помощи воспитателя. Одним из эффективных приёмов на данном этапе является сопоставление и сравнение музыкальных и художественных произведений, индивидуальные беседы, проблемные ситуации, в процессе которых происходит развитие музыкального мышления и понимание взаимосвязей средств музыкальной выразительности и движения, которые заложены композитором в музыкальном произведении.
На третьем этапе проводились образовательные ситуации, целью которых было стимулирование детей к взаимодействию героев в процессе создания музыкально-игрового образа. Для этого использовались произведения, состоящие из 2-х и более частей, атрибуты и элементы костюмов. Ассоциативность мышления и активный характер восприятия музыки получили развитие в заданиях направленных на придумывание характерных танцев: «Танец осенних листочков», «Разноцветная семейка», «Маленькие балеринки», «Танец солдатиков». Для стимулирования выразительности движений был придуман приём «Съёмка фильма о ребятах», посвящённого юбилею детского сада.
В ходе музыкальных игр и танцев-импровизаций, дети не только придумывали сюжет, но и пробовали инсценировать музыкальные произведения в жанре мини-балета.
В завершении была проведена диагностика, которая выявила следующие результаты:
-высокий уровень продемонстрировали 54%;
-средний уровень 37%;
-низкий уровень 9%;
Практические результаты исследования развития способности передавать музыкально-игровой образ у детей 5-6 лет в условиях образовательной ситуации позволили определить и уточнить комплекс организационно- педагогических условий, среди которых необходимо выделить следующие:
- накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений с целью углубления эмоционально-образного осмысления музыки и нахождения адекватных игровых действий в форме движений;
- разработка системы музыкальных игр, обеспечивающих интеграцию музыки и движения;
- построение образовательных ситуаций по модели творческой игры, стимулирующей импровизационную музыкально- игровую деятельность старших дошкольников;
- включение сюжетно- тематических игровых комплексов, углубляющей способности к творческой деятельности по созданию музыкально-игрового образа, стимулирующих воображение, способность к ассоциированию, а так же реализацию творческих замыслов в их сюжетной разработке.
Из вышесказанного можно сделать вывод: творческие проявления детей по созданию музыкально- игрового образа являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления в движении.
Библиографический список
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
- Радынова О.П и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания выс. И средн. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия».- 1998. 240 с.
- Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] / И. Г. Кольцовская // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся педучилищ. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1976.
- Кукоша. Сборник сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей детских садов. Санкт- Петербург, 2009.
- Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду, Учпедгиз, 1956.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре
В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков....
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре....
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длител...
Презентация к проекту „Развитие речи у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры”
В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста не умеют и не проявляют активности к играм, требующим умение владеть социально-коммуникативными навыками, ...
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...
статья "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
статья про развитие детей через сюжетно-ролевую игру...
Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...