"Все нотки будут в гости к нам!"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Цикл музыкальных доминантных занятий по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально - ритмичнских движений дошкольников ( подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_dominantnykh_muzykalnykh_zanyatiy.docx | 21.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цикл доминантных музыкальных занятий в подготовительной группе ДОУ
«Все нотки будут в гости к нам»
Занятие 1.
Доминантное музыкальное занятие по развитию певческих навыков.
Программное содержание: формировать представление детей о нотном стане и положении на нотоносцах нот мажорного трезвучия, закрепить знания детей о различных песенных жанрах, развивать звуковысотный слух, песенные навыки, навык выразительного пения с движением.
Ход занятия:
Звучит знакомый детям «Детский марш» м. М. Протасова (диск «На зарядку становись», издательство «Весть – ТДА») . Дети, имитируя движениями игру на трубе и барабане, входят в зал и рассаживаются на стульчиках. Перед ними графическое изображение нотного стана и скрипичного ключа. Звучит песенка – приветствие по звукам мажорного трезвучия в восходящем и нисходящем движении: «Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень. Этими словами здороваемся с вами».
М.р. – Ребята, вы знаете, что музыку можно записать с помощью маленьких волшебных знаков –нот. А где же живут ноты? Те самые ноты, из которых складывается прекрасная музыка и мелодии разных песенок: веселых и грустных, бодрых, спортивных и плавных, танцевальных. Оказывается, все ноты живут в одном многоэтажном домике, который называется нотным станом, а каждая квартирка для ноты в этом домике называется нотоносцем. В домике пять этажей - пять линеечек – нотоносцев. Дайте повторим имена нот и пригласим их к себе в гости.
Упражнение – распевание по мажорному звукоряду в восходящем и нисходящем движении и интонировании мелодии на одном звуке:
ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ – едет зайка на такси,
ДО – СИ – ЛЯ – СОЛЬ – ФА – МИ – РЕ – ест морковное пюре.
М.р. А теперь мы познакомимся поближе с ноткой ДО.
Есть у каждой ноты дом,
Где живешь ты, нотка ДО?
-Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Педагог прикрепляет плоскостную нотку ДО на нотный стан предлагает одному из детей найти на столе конверт с изображением ноты ДО. В конверте послание, определяющее следующий вид музыкальной деятельности детей.
Послание нотки ДО:
В «детском альбоме» есть песня одна,
«Старинной французской» зовется она,
Но музыка звучит не вокальная,
Песенка – инструментальная,
Ее исполняют на пианино –
Вот что нам нотка ДО послушать предложила.
- Ребята, а кто подскажет мне, о каком «Детском альбоме» говорится в этом послании ?
( дети называют автора альбома фортепианных пьес для детей – П.И. Чайковский)
М.р. – Открывает «Детский альбом» на странице со «Старинной французской песенкой». Что же это за песня такая, которую играют, но не поют? Давайте послушаем и определим образ и характер – настроение пьесы.
В исполнении музыкального руководителя на фортепиано звучит «Старинная французская песенка» П.И, Чайковского. Дети, внимательно прослушав произведение, делятся своими впечатлениями (музыка неторопливая, печальная, грустная, напевная).
Педагог демонстрирует иллюстрацию из «Детского альбома».
- В давние времена жили во Франции смелые рыцари и прекрасные дамы. Рыцари уезжали на войну и турниры, а дамы ждали их в своих замках. В долгом ожидании пли они печальные песни о любви и разлуке. Прошло много - много лет, слова тех песен давно забылись, но остались прекрасные, печальные мелодии. Так появилась в «Детском альбоме» эта прекрасная старинная мелодия без слов.
М.р. Наша следующая гостья – нота МИ.
Смотри, запомни и пойми, -
Пропела звонко нота МИ.
- Не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь.
Нотка МИ прикрепляется педагогом на первую линейку нотного стана. Выбранный ребенок находит конверт с изображением ноты МИ.
Послание нотки МИ:
Песен есть на свете много,
Нота МИ сказала строго,
Среди них похожих нет,
В чем же песенок секрет?
Жанры разные у песен:
Песня - танец, песня – марш.
И смеется песня громко
И грустит она подчас.
- Что же это за песня – марш и песня – танец? Чем они отличаются от обычных песенок?
(песню – марш можно петь и маршировать под нее, а песню – танец можно спеть и станцевать).
М.р. – Сейчас вы услышите фрагменты знакомых вам песен, определите, какая из них песня – марш?
Звучат фрагменты знакомых детям песен, в том числе и «Физкульт – ура» м. Ю. Чичкова. Дети вспоминают название песни и композитора, затем исполняют ее хором. Решается задачи развития умения петь четко, ритмично маршевую песню в подвижном темпе.
М. р. – А вот еще фрагмент знакомой вам песни. Это тоже песня – марш?
Звучит фрагмент «Колыбельной» м. Г. Гладкова.
Дети: Это колыбельная.
Песня также исполняется хором , м.р. побуждает детей выполнять при пении движения рук, соответствующие характеру песни (плавные, мягкие движения рук – прием «пластическое интонирование»(по О.П. Радыновой).
М.р. помещает на вторую линейку нотного стана ноту СОЛЬ . Ребенок находит конверт с посланием.
Послание нотки СОЛЬ:
Нота СОЛЬ – вот непоседа,
Сразу пляшет и поет.
Скуке места рядом нету,
Нотка приглашает в хоровод.
Песня – танец – что за чудо!
Хочешь пой, хочешь – пляши!
Веселее не придумать –
Вот как рады малыши!
Вы уже знаете, что песню – танец можно сразу петь и танцевать. Знаете ли вы такую песенку? (Дети называют «Веселый хоровод» м. Б. Антюфеева). Нота СОЛЬ приглашает нас в хоровод.
Дети выходят в центр зала и исполняют знакомую парную пляску.
М.р. – Давайте вспомним, какие нотки побывали у нас в гостях?
Дети: ДО – МИ – СОЛЬ!
М.р. Что на сегодняшнем занятии вам понравилось, наиболее запомнилось.
Дети делятся впечатлениями. Звучит песенка – прощание «До свидания, до свидания, всем спасибо за внимание» по звукам пятиступенного звукоряда и мажорного трезвучия. Дети покидают музыкальный зал.
Занятие 2.
Доминантное музыкальное занятие по развитию музыкального восприятия и музыкально – ритмических движений.
Программное содержание: углубить и закрепить знания детей о расположении нот на нотоносцах, о танцевальных жанрах, упражнять в выразительном исполнении движений народной пляски, развивать навыки танцевального творчества в двигательных импровизациях.
Ход занятия:
Дети снова входят в зал под звуки знакомого марша и рассаживаются на стульчики. Перед ними плоскостное изображение нотного стана и скрипичного ключа, на столике плоскостные ноты и конверты с заданиями.Снова звучит песенка – приветствие по звукам мажорного трезвучия в восходящем и нисходящем движении ( см. предыдущее занятие).
М.р. На прошлом занятии у нас в гостях были три нотки. Они рассказали нам, где живут и чем любят заниматься. Вспомните, какие это ноты и где их квартиры?
Дети поднимают руки, чтобы ответить, вызванные педагогом дети помещают плоскостные ноты ДО, МИ, и СОЛЬ на их места на нотном стане.
- А сегодня к нам в гости пришли остальные четыре ноты, они расскажут, где их квартирки и и чем они любят заниматься. Мы встретимся с нотами РЕ, ФА, ЛЯ и СИ.
Итак, за ноткой ДО, которая живет на добавочной линейке следует нота РЕ (берет в руки плоскостную ноту.
Нота РЕ, где ты живешь?
Где танцуешь и поешь?
Отгадать сумей – ка,
Под первою линейкой.
Педагог прикрепляет ноту РЕ и предлагает одному из детей найти конверт с посланием.
Послание ноты РЕ
Дружит нотка с русской пляской,
Очень много плясок есть.
Все быстрые, задорные,
Движений в них не счесть.
«Ковырялочка», «Притопы»,
Есть «Присядка», «Башмачки»…
Будут все ребята хлопать –
Ты попробуй – ка спляши!
М.р. Нота Ре предлагает нам вспомнить движения русской пляски и станцевать перепляс.
Дети собираются в круг в центре зала и проводится танцевально – игровое упражнение «Зеркало»: ребенок – ведущий в центре круга показывает одно из движений русской пляски, остальные дети хлопают, затем дети повторяют это же движение (как бы отражают его в зеркале), а ведущий хлопает и выбирает следующего ведущего. Игра повторяется несколько раз.
Дети садятся на стульчики.
М.р. На первом этаже нотного домика живет нота МИ, на втором нота СОЛЬ, а вот между первым и вторым этажом поместилась нота ФА (прикрепляет ноту ФА).
Выбранный ребенок отыскивает конверт с изображением ноты ФА.
Послание нотки ФА
Нота ФА серьезна очень,
В танцах разбирается:
Где, когда родился танец
И как называется.
Вам подумать предлагает:
Что за танец прозвучит,
А кто верно угадает,
Тот получит первый приз.
Проводится игра – викторина с карточками «Узнай танец». Звучат музыкальные отрывки: р.н. пляска «Кадриль», «Вальс» м. Г. Свиридова, «Полька» м. М. Глинки, «Аннушка» чешский народный танец и т.д. Дети поднимают карточки с графическим изображением танцевальных жанров. В конце викторины, дети, правильно определившие все танцевальные жанры получают медальоны – скрипичные ключи. Если позволяет время, некоторые дети (по – желанию) определяют характер каждого танцевального жанра, его отличительные особенности ( по О.П. Радыновой).
Педагог помещает ноту ЛЯ на нотоносец.
М.р. А вы меня заметили?
Спросила нота ЛЯ.
Между второй линеечкой и третьей
Пою и играю я.
Ребенок находит конверт с нотой ЛЯ.
Послание ноты ЛЯ.
Дирижировать оркестром
Очень любит нота ЛЯ
И вот эти инструменты
Предлагает вам не зря.
Заиграйте – ка дружнее,
Ну а мы плясать пойдем,
Про дрозда и молодичку
Песню весело споем.
Исполняется р.н.шуточная песенка «Скок, скок, поскок» с инсценированием и в сопровождении шумовых и ударных инструментов (ксилофоны, ложки, бубны).
М. р. Кто же живет на третьем этаже, догадайтесь сами?
Дети: Нота СИ!
М.р. прикрепляет ноту СИ и читает последнее послание.
Послание ноты СИ.
Вот и нота СИ – шутница,
Ей на месте не сидится.
Всех друзей и всех подруг
Приглашает в круг.
Вы спляшите парный танец,
Дружный, быстрый хоровод,
Нотка с вами тоже спляшет
И сыграет и споет.
Дети становятся парами и исполняют «Веселый хоровод» на музыку Б. Антюфеева
М.р - Наше занятие подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали на наших занятиях?
Ответы детей.
М.р. Давайте еще раз повторим названия нот и вспомним, где какая нотка живет.
Звучит песенка – прощание (см. предыдущее занятие) и дети под звуки «Детского марша» м. М. Протасова покидают зал.
Жога О. В.
музыкальный руководитель первой категории МБДОУ №3 «Теремок» пгт Климово Брянской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике «В гости к сказкам» /вторая младшая группа/воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Цель: Формировать элементарные математические представления.Задачи:-упражняться в прикладывании предмета точно по одному, строго учитывая интервалы между ними.-...
Конспект НОД в области "Музыка" для старшей группы "Весёлые нотки в гостях у ребят"
Конспект НОД в области "Музыка" для старшей или подготовительной к школе группе.Занятие по теме "Осень", включает эелементы ознакомления детей с нотной грамотой....
Конспект Открытой интегрированной музыкальной НОД по ознакомлению с нотной грамотой. «Веселые нотки в гостях у ребят»
Использованны разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальная, игровая, речевая), закрепляются знания детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительно...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: "НОТКИ В ГОСТЯХ У МАМЫ"
Актуальность данной разработки воспитывать любовь и уважение к маме; через знакомство с нотами поздравить любимую мамочку, воспитывать нравственные качества: доброту, внимание к близким, заботу о них...
Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта «Нотки в гости приглашают» средняя группа
Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта«Нотки в гости приглашают»средняя группа Цель: -создание условий для творческого развития детей...
Музыкально - тематическое занятие "Веселые нотки в гостях у ребят"
Занятие соответствует ФГОС...
Сценарий утренника, посвященного 8 Марта в средней группе «Нотки в гости приглашают»
Сценарий утренника, посвященного 8 Марта в средней группе «Нотки в гости приглашают»Цели:- красиво и интересно поздравить любимых мам и бабушек с праздником 8 марта;- продолжить...