"Все нотки будут в гости к нам!"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Жога Ольга Валерьевна

Цикл музыкальных доминантных занятий по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально - ритмичнских движений дошкольников ( подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_dominantnykh_muzykalnykh_zanyatiy.docx21.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл доминантных музыкальных занятий в подготовительной группе ДОУ

«Все нотки будут в гости к нам»

Занятие 1. 

Доминантное музыкальное занятие по развитию певческих навыков.

Программное содержание: формировать представление детей о нотном стане и положении на нотоносцах нот мажорного трезвучия, закрепить знания детей о различных песенных жанрах, развивать звуковысотный слух, песенные навыки, навык выразительного пения с движением.

Ход занятия:

Звучит знакомый детям «Детский марш» м. М. Протасова (диск «На зарядку становись», издательство «Весть – ТДА») .  Дети, имитируя движениями игру на трубе и барабане, входят в зал и рассаживаются на стульчиках. Перед ними графическое изображение нотного стана и скрипичного ключа. Звучит песенка – приветствие по звукам мажорного трезвучия в восходящем и нисходящем движении: «Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень. Этими словами здороваемся с вами».

М.р. – Ребята, вы знаете, что музыку можно записать с помощью маленьких волшебных знаков –нот. А где же живут ноты? Те самые ноты, из которых складывается прекрасная музыка и мелодии разных песенок: веселых и грустных, бодрых, спортивных и плавных, танцевальных.  Оказывается, все ноты живут в одном многоэтажном домике, который называется нотным станом, а каждая квартирка для ноты в этом домике называется нотоносцем. В домике пять этажей -  пять линеечек – нотоносцев. Дайте повторим имена нот и пригласим их к себе в гости.

Упражнение – распевание по мажорному звукоряду в восходящем и нисходящем движении и интонировании мелодии на одном звуке:

ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ – едет зайка на такси,

ДО – СИ – ЛЯ – СОЛЬ – ФА – МИ – РЕ – ест морковное пюре.      

М.р. А теперь мы познакомимся поближе с ноткой ДО.

Есть у каждой ноты дом,

Где живешь ты, нотка ДО?

-Здесь, на маленькой скамейке,

 На добавочной линейке.

Педагог прикрепляет плоскостную нотку ДО на нотный стан  предлагает одному из детей найти на столе конверт с изображением ноты ДО. В конверте послание, определяющее следующий вид музыкальной деятельности детей.

Послание нотки ДО:

В «детском альбоме» есть песня одна,

«Старинной французской» зовется она,

Но музыка звучит не вокальная,

Песенка – инструментальная,

Ее исполняют на пианино –

Вот что нам нотка ДО послушать предложила.

- Ребята, а кто подскажет мне, о каком «Детском альбоме» говорится в этом послании ?

(   дети называют автора альбома фортепианных пьес для детей – П.И. Чайковский)

М.р. – Открывает «Детский альбом» на странице со «Старинной французской песенкой». Что же это за песня такая, которую играют, но не поют?  Давайте послушаем и определим образ и характер – настроение пьесы.

В исполнении музыкального руководителя на фортепиано звучит «Старинная французская песенка» П.И, Чайковского. Дети, внимательно прослушав произведение, делятся своими впечатлениями (музыка неторопливая, печальная, грустная, напевная).

Педагог демонстрирует иллюстрацию из «Детского альбома».

- В давние времена жили во Франции смелые рыцари и прекрасные дамы. Рыцари уезжали на войну и турниры, а дамы ждали их в своих замках. В  долгом ожидании пли они печальные песни о любви и разлуке. Прошло много  - много лет, слова тех песен   давно забылись, но остались прекрасные, печальные мелодии. Так появилась в «Детском альбоме»  эта прекрасная старинная мелодия без слов.  

  М.р. Наша следующая гостья – нота МИ.

Смотри, запомни и пойми, -

Пропела звонко нота МИ.

- Не хочу высоко лезть,

Мне хорошо и здесь.

Нотка МИ прикрепляется педагогом на первую линейку нотного стана. Выбранный ребенок находит конверт с изображением ноты МИ.

 Послание нотки МИ:

Песен есть на свете много,

Нота МИ сказала строго,

Среди них похожих нет,

В чем же песенок секрет?

Жанры разные у песен:

Песня -  танец, песня – марш.

И смеется песня громко

И грустит она подчас.

    - Что же это за песня – марш и песня – танец? Чем они отличаются от обычных песенок?    

(песню – марш можно петь и маршировать под  нее, а песню – танец можно спеть и станцевать).

М.р. – Сейчас вы услышите фрагменты знакомых вам песен,   определите, какая из них песня – марш?

Звучат фрагменты знакомых детям песен, в том числе и «Физкульт – ура» м. Ю. Чичкова. Дети вспоминают название песни и композитора, затем исполняют ее хором. Решается задачи развития умения петь четко, ритмично маршевую песню в подвижном темпе.

М. р. – А вот еще фрагмент знакомой вам песни. Это тоже песня – марш?

Звучит фрагмент «Колыбельной» м. Г. Гладкова.

Дети: Это колыбельная.

Песня также исполняется хором , м.р. побуждает детей выполнять при пении движения рук, соответствующие характеру песни (плавные, мягкие движения рук – прием «пластическое интонирование»(по О.П. Радыновой).

М.р. помещает на вторую линейку нотного стана ноту СОЛЬ . Ребенок находит конверт с посланием.    

 Послание нотки СОЛЬ:

Нота СОЛЬ – вот непоседа,

Сразу пляшет и поет.

Скуке места рядом нету,

Нотка приглашает в хоровод.

Песня – танец – что за чудо!

Хочешь пой, хочешь – пляши!

Веселее не придумать –

Вот как рады малыши!

Вы уже знаете, что песню – танец можно сразу петь и  танцевать. Знаете ли вы такую песенку? (Дети называют «Веселый хоровод» м. Б. Антюфеева). Нота СОЛЬ приглашает нас в хоровод.

Дети выходят в центр зала и исполняют знакомую парную пляску.

М.р.  – Давайте вспомним, какие нотки побывали у нас в гостях?

Дети: ДО – МИ – СОЛЬ!

М.р. Что на сегодняшнем занятии вам понравилось, наиболее запомнилось.

Дети делятся впечатлениями. Звучит песенка – прощание «До свидания, до свидания, всем спасибо за внимание» по звукам пятиступенного звукоряда и мажорного трезвучия. Дети покидают музыкальный зал.

Занятие 2. 

Доминантное музыкальное занятие по развитию музыкального восприятия и музыкально – ритмических движений.

Программное содержание:  углубить и закрепить знания детей о расположении нот на нотоносцах, о танцевальных жанрах, упражнять в выразительном исполнении движений народной пляски, развивать навыки танцевального творчества в двигательных импровизациях.

Ход занятия:

Дети снова входят в зал под звуки знакомого марша и рассаживаются на стульчики. Перед ними плоскостное изображение нотного стана   и скрипичного ключа, на  столике плоскостные ноты и конверты с заданиями.Снова звучит песенка – приветствие по звукам мажорного трезвучия в восходящем и нисходящем движении ( см. предыдущее занятие).

М.р. На прошлом занятии у нас в гостях были три нотки. Они рассказали нам, где живут и чем любят заниматься. Вспомните, какие это ноты и где их квартиры?

Дети поднимают руки, чтобы ответить, вызванные педагогом дети помещают плоскостные ноты ДО, МИ, и СОЛЬ на  их места на нотном стане.

- А сегодня к нам в гости пришли остальные четыре ноты, они расскажут, где их квартирки и и чем они любят заниматься. Мы встретимся с нотами РЕ, ФА, ЛЯ и СИ.

Итак, за ноткой ДО, которая живет на добавочной линейке следует нота РЕ (берет в руки плоскостную ноту.

Нота РЕ, где ты живешь?

Где танцуешь и поешь?

Отгадать сумей – ка,

Под первою линейкой.

Педагог прикрепляет ноту РЕ и предлагает одному из детей найти конверт с посланием.

Послание ноты РЕ

Дружит нотка с русской пляской,

Очень много плясок есть.

Все быстрые, задорные,

Движений в них не счесть.

«Ковырялочка», «Притопы»,

Есть «Присядка», «Башмачки»…

Будут все ребята хлопать –

Ты попробуй – ка спляши!

М.р. Нота Ре предлагает нам вспомнить движения русской пляски и станцевать перепляс.

Дети собираются в круг в центре зала и проводится танцевально – игровое упражнение «Зеркало»: ребенок – ведущий в центре круга показывает одно из движений русской пляски, остальные дети хлопают, затем дети повторяют это же движение (как бы отражают его в зеркале), а ведущий хлопает и выбирает следующего ведущего. Игра повторяется несколько раз.

Дети садятся на стульчики.

М.р. На первом этаже нотного домика живет нота МИ, на втором нота СОЛЬ, а вот между первым и вторым этажом поместилась нота ФА (прикрепляет ноту ФА).

Выбранный ребенок отыскивает конверт с изображением ноты ФА.

Послание нотки ФА

Нота ФА серьезна очень,

В танцах разбирается:

Где, когда родился танец

И как называется.

Вам подумать предлагает:

Что за танец прозвучит,

А кто верно угадает,

Тот получит первый приз.

Проводится игра – викторина с карточками «Узнай танец». Звучат музыкальные отрывки:  р.н. пляска «Кадриль», «Вальс» м. Г. Свиридова, «Полька» м. М. Глинки, «Аннушка» чешский народный танец и т.д.  Дети поднимают карточки с графическим изображением танцевальных жанров. В конце викторины, дети, правильно определившие все танцевальные жанры получают медальоны – скрипичные ключи. Если позволяет время,  некоторые дети (по – желанию) определяют характер каждого танцевального жанра, его отличительные особенности ( по О.П. Радыновой).

Педагог помещает ноту ЛЯ на нотоносец.

М.р. А вы меня заметили?

Спросила нота ЛЯ.

Между второй линеечкой и третьей

Пою и играю я.

Ребенок находит конверт с нотой ЛЯ.

Послание ноты ЛЯ.

Дирижировать оркестром

Очень любит нота ЛЯ

И вот эти инструменты

Предлагает вам не зря.

Заиграйте – ка дружнее,

Ну а мы плясать пойдем,

Про дрозда и молодичку

Песню весело споем.

Исполняется р.н.шуточная  песенка «Скок, скок, поскок» с инсценированием и в сопровождении шумовых и ударных инструментов (ксилофоны, ложки, бубны).

М. р. Кто же живет на третьем этаже, догадайтесь сами?

Дети: Нота СИ!

М.р. прикрепляет ноту СИ и читает последнее послание.

Послание ноты СИ.

Вот и нота СИ – шутница,

Ей на месте не сидится.

Всех друзей и всех подруг

Приглашает в круг.

Вы спляшите парный танец,

Дружный, быстрый хоровод,

Нотка с вами тоже спляшет

И сыграет и споет.

 Дети становятся парами и исполняют «Веселый хоровод» на музыку Б. Антюфеева

М.р - Наше занятие подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали на наших занятиях?

Ответы детей.

М.р. Давайте еще раз повторим названия нот и вспомним, где какая нотка живет.

Звучит песенка – прощание  (см.  предыдущее занятие) и дети под звуки «Детского марша» м. М. Протасова покидают зал.

 Жога О. В.

музыкальный руководитель первой категории МБДОУ №3 «Теремок» пгт  Климово Брянской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике «В гости к сказкам» /вторая младшая группа/воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Цель:    Формировать элементарные математические представления.Задачи:-упражняться в прикладывании предмета точно по одному, строго учитывая интервалы между ними.-...

Конспект НОД в области "Музыка" для старшей группы "Весёлые нотки в гостях у ребят"

Конспект НОД в области "Музыка" для старшей или подготовительной к школе группе.Занятие по теме "Осень", включает эелементы ознакомления детей с нотной грамотой....

Конспект Открытой интегрированной музыкальной НОД по ознакомлению с нотной грамотой. «Веселые нотки в гостях у ребят»

Использованны  разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальная, игровая, речевая), закрепляются  знания  детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительно...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: "НОТКИ В ГОСТЯХ У МАМЫ"

Актуальность данной разработки воспитывать любовь и уважение к маме; через знакомство с нотами поздравить любимую мамочку, воспитывать нравственные качества: доброту, внимание к близким, заботу о них...

Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта «Нотки в гости приглашают» средняя группа

   Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта«Нотки в гости приглашают»средняя группа  Цель: -создание условий для творческого развития детей...

Сценарий утренника, посвященного 8 Марта в средней группе «Нотки в гости приглашают»

Сценарий утренника, посвященного 8 Марта в средней группе  «Нотки в гости приглашают»Цели:- красиво и интересно поздравить любимых мам и бабушек с праздником 8 марта;- продолжить...