Интегративный подход в дошкольной педагогике
статья по музыке (средняя группа) на тему

Жесткова Ксения Борисовна

 

Проблема интегративного обучения детей – сложный многогранный феномен, который к настоящему времени изучался в различных аспектах.

         Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах Я.А. Каменского. Все, и самое большое, и самое малое – так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».           Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.

         В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

         На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция». Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю.С. Тюнников: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip_v_doshkolnoy_pedagogike.docx22.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегративный подход в дошкольной педагогике

        Проблема интегративного обучения детей – сложный многогранный феномен, который к настоящему времени изучался в различных аспектах.

        Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах Я.А. Каменского. Все, и самое большое, и самое малое – так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».         Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.

        В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

        На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция». Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю.С. Тюнников: 

  1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных отдельных элементов.
  2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.
  3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу.
  4. Должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегративного процесса.

        «В процессе интеграции, - отмечает Ю.С. Тюнников, - происходит постоянное изменение отдельных элементов, они включаются в большее число связей. Накопление этих изменений приводит к преобразованию в структуре функций у вступивших в связь элементов и в итоге – возникновению новой целостности». Эти признаки интеграции являются основанием для её применения в современном образовании.

        В философии сложились идеи об интеграции как стороне процесса развития, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира, о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (Аристотель, Л. Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Платон, Г. Спенсер, А. Эйнштейн и др.).

        Различные аспекты проблемы интеграции наук как основы разработки интегративного подхода к содержанию образования рассмотрены в философских трудах последних десятилетий: направления и уровни (В.Г. Афанасьев, Н.П. Депенчук, А.Д. Урсул), процессы (Б.М. Кедров, С.Т. Мелихин), формы (П.В. Конников, О.М. Сичивица).

        Психологические механизмы интегративного обучения и его влияние на развитие личности ребенка объясняются с позиций ряда концепций в области психофизиологии (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, С.В. Кравков, И.П. Павлов и др.) и психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).

Рассмотрим понятие интеграции, широко применяемое в последние годы в современном образовании.  Интеграция относится к общенаучным категориям и заимствована педагогикой из философии.

Слово «интегративный» латинского происхождения. В его основе дефиниция «integratio», что означает восстановление, восполнение, в переводе – объединение элементов в целое.  Интегральный – значит целостный изначально, а интеграция - процесс создания этой целостности.

В философии интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившихся систем – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления. Интеграция – это переход количества в качество.

Анализ педагогического значения термина «интеграция» показывает, что в методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция». Ученые рассматривают интеграцию и как систему органически связанных дисциплин, построенную по аналогии с окружающим миром; и как движение системы к большой органической целостности; и как процесс сближения и связи наук наряду с процессами дифференциации; и как ведущую форму организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира; и как целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную на обеспечение целостности знаний и умений.

        Более полное понятие интеграции в педагогике дает В.С.Безрукова. По ее мнению, педагогическая интеграция   -  высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присуще нерасторжимость компонентов, новая объективность, монообъект, новая структура, новая  функция  вступающих  в  связь  объектов.  

        Педагогическую интеграцию она рассматривает в виде:

         принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);

         - процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирования пути получения результата);

         - результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие).

        Ученые выявили,  интегративное влияние содержания образования на ребенка и его развитие. Интегративное задание (например, проектная деятельность) требует более сложных действий и более глубокого личного участия. В процессе выполнения легко обнаруживается смена объекта познания. Первоначально это просто источники, затем – общее и различное в подобранной информации и, наконец, ее переработка. Любые занятия преобразуются мышлением, и в этом смысле являются средством его развития. Таким образом, интеграция - это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям.

Физиологической основой интеграции, по мнению физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и психологов Н.А. Менчинской, Г.Г. Сабуровой, А.Н. Леонтьева и др., является закономерность функционирования высшей нервной деятельности – образование временных нервных связей, возникающих под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Временные связи, образующиеся таким образом, есть система ассоциаций, которая, по мнению Ю.А. Самарина, в конечном итоге представляет собой систему знаний. Основой интеграционных связей являются межсистемные ассоциации, рассматривающиеся как высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление  о нем.

Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой подтверждает целостность восприятия окружающего субъектом и адекватного отражения им различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования известных ученых физиологов П.К. Анохина, В.М. Бехтерева и др. также опираются на теорию взаимодействия анализаторов и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию  об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются общность психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования становится актуальным рассмотрение вопроса об интеграции как основополагающем принципе организации современного дошкольного и начального образования. Этот принцип предполагает коренное изменение образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также  нетрадиционный подход к обучению детей в начальной школе. Реализация новых требований в аспекте преемственности ступеней образования требует обращения к сущности интеграции, и изучения вариантов инновационного решения этой проблемы.

Нельзя сказать, что применение  принципа интеграции в дошкольной педагогике является чем-то новым. Анализ научных трудов и практического опыта дошкольных работников показывает, что  те или иные аспекты принципа интеграции довольно часто применялись и исследовались. Так,  идея интегрированного обучения нашла отражение  в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева, 3.А. Богатеева Н.А. Курочкина, Н.Б. Халезова и др.).

        В работах Н.П. Сакулиной конца 70-хгг. ХХв. отражен и теоретически обоснован первый опыт интеграции художественной деятельности и содержания познавательной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста.

        Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т.С. Комаровой, а также в ряде выполненных под ее руководством диссертаций. В работах Т.С. Комаровой и ее учеников с позиций интегративного подхода рассматриваются различные аспекты педагогической интеграции: содержание дошкольного образования на примере взаимосвязи изобразительной деятельности и ознакомления с изобразительным искусством, с другими видами искусства, с представлениями об окружающем мире; затронуты отдельные элементы интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор, вопросы о таксономии целей и задач интегрированных занятий, о направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и многие другие.

        Значимыми являются работы Р.М. Чумичевой, в которых сделана попытка рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства.

В 2010 году выполнено диссертационное исследование М.В Лазаревой на тему: «Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях». Она  предложила концептуальную модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. По мнению, М.В. Лазаревой, «интегрированное обучение – это воспитательно-образовательный процесс, построенный на усилении взаимосвязей всех его компонентов, прежде всего, содержания разных предметных областей, отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях, и направленный на развитие и воспитание личности ребенка посредством формирования знаний, умений и навыков».

    Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача дошкольной педагогики заключается не в том, чтобы научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

    Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе и помогает интегративный подход к выбору содержания образования.

    Необходимо отметить, что интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.

    Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания, помимо наличия общих оснований, должны:

- расширять и обогащать имеющиеся представления детей;

- быть нужными при последующем обучении в школе;

- быть доступными и опираться на личный опыт;

- связываться с повседневной жизнью;

- вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка, и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

- стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

    Важное условие интеграции – поиск основания для объединения.  Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности: в литературе средство выразительности – слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафора, ритм; в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы; в музыке – мелодия, ритм, гармония, интонация.                

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и содержание интегративного подхода в дошкольном образовании

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

Презентация "Гендерный подход в дошкольной педагогике"

Презентация предназначена для работы психолога с педагогическим коллективом дошкольной организации по вопросу гендерного воспитания дошкольников....

Интегративный подход в непосредственной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей«Интегративный подход в непосредственной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Н.А. ШапошниковаПовышение уровня со...

ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методическая статья о том что такое интегративный подход и как он реализутся в современном дошкольном образовании....

«Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...