«Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
материал
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Актуальность данной темы состоит в том что:
- Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
- Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
- Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности
Основная цель – развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Были поставлены следующие задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Достоинства метода экспериментирования заключается в том, что способствует формированию интегративных качеств, обеспечивает интеграцию образовательных областей, развивает интерес ребенка к окружающему миру.
Соблюдаются следующие принципы: принцип психологической комфортности, природосообразности, дифференцированного подхода, деятельности, творчества, интеграции.
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям: 1. Живая природа; 2. Не живая природа.
- Живая природа
Вся работа ведется в непосредственно-образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей (беседы, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение художественной литературы).
- Не живая природа
Опыты с водой.
Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети смогут убедиться, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях по ознакомление с окружающим «Напоим кукол», дети получат представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнают о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Наблюдая на прогулке, дети получат элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды.
Игры с песком можно превратить и любопытные для ребёнка эксперименты, опыты, наблюдения.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети попробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Помимо этого можно провести с детьми наблюдения в природе и на прогулке. При проведении опыта с песком детям можно предложить пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой, объяснить, что сухой песок может сыпаться.
Игры с воздухом. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получат представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух», дети смогут убедится, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши смогут подуть через соломинку в стакан с водой и увидят, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Работа с детьми осуществляется через:
- специально организованные занятия;
- занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» с элементами экспериментирования;
- комплексные прогулки с элементами экспериментирования;
- опытническую деятельность во время прогулок;
- организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера;
- беседы, подтвержденные показами опытов;
- самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
В группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "
Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:· передача опыта путём прямого и комментированного по...
Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "
Задачи мастер-класса:· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...
Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...
Мастер-класс«Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Презентация о значении экспериментирования для развития детей. Раскрывается понятие эксперимента и важности детского экспериментирования в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольног...
Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»...