Использование музыкотерапии для коррекции психоречевых нарушений
учебно-методическое пособие по музыке на тему
Методическая разработка занятий по музыкотерапии для детей с задержкой психо-речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_muzykoterapii_dlya_korrektsii_psikhorechevykh_narusheniy.docx | 21.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Применение музыкотерапии для коррекции психоречевых нарушений.
Ребенок с нарушениями развития сталкивается в своей жизни со многими проблемами. Это ограничение возможностей общения, проблема организации досуга, трудность реализации своих способностей, а в будущем - невозможность занятий какой-либо профессиональной деятельностью. Попытаться решить эти проблемы можно с помощью музыкальных занятий. Дети с «ограниченными возможностями» часто не ограничены в способности, воспринимать музыку и «создавать» ее. Даже самые маленькие и «трудные» дети любят играть на простейших музыкальных инструментах (погремушки, колокольчики), слушать песни, двигаться под музыку. Музыкальная деятельность всегда эмоционально окрашена. Она создает вокруг себя положительный фон, поэтому в ней так приятно участвовать.
Музыкальная терапия основана на всестороннем использовании музыки. Использование различных элементов музыкотерапии призвано содействовать развитию ребенка, открывая перед ним все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы и т.д. Возможности музыкотерапии позволяют сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь себя». Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности. Средства музыкальной терапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.
При работе с детьти с ограниченными способностями возникла необходимость в занятиях по музыкотерапии, в основе которой лежит комплекс развивающих занятий по музыкотерапии для реабилитации детей с задержкой психо-речевого развития .
. По своей организации занятия музыкотерапии проводятся в индивидуальной форме т.к. у детей с задержкой психо-речевого развития зачастую присутствуют нарушения коммуникативной функции.
Занимаясь с детьми, не ставится задача развития собственно музыкальных способностей особого ребенка. Их цели гораздо шире - содействовать успешной социальной адаптации ребенка.
Музыкальные занятия развивают творческие возможности ребенка, дают ему богатый опыт общения, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-развитие речи;
-развитие координации движения;
-развитие пространственных представлений;
-развитие чувства ритма;
-развитие слухового внимания;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование коммуникативных навыков;
-развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики
-развитие познавательной сферы ребенка;
-формирование навыков культурного поведения;
-преодоление страхов и комплексов.
Занятие с каждым новым ребенком структурно содержит два этапа:
1. Постепенное вовлечение в музыкальное действие;
2. Целенаправленное стимулирование речи.
На первом этапе используются упражнения для выявления склонностей и способностей ребенка (или наоборот). Дети с проблемами общения могут никак не проявить себя, но и отсутствие реакции на какое-либо упражнение тоже становится основанием для планирования дальнейшей работы с ребенком.
На занятиях необходимо стараться выяснить какая музыка, и какой инструмент нравится или не нравится ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные) и как это проявляется; виды и степень активности, проявленной ребенком на занятии; изменение его поведения в процессе занятия.
Основываясь на данных первичной диагностики, следует опираться на то, что больше ребенку нравится, а затем параллельно включаю специальные упражнения или использую приемы, направленные на решение индивидуальных проблем.
Вначале необходимо заинтересовать ребенка общими играми, а не требовать сразу выполнения заданий. Некоторым детям важно несколько первых занятий просто посидеть на стуле и присмотреться к тому, что их окружает, и только потом они могут начать участвовать в процессе.
Для ребенка новое занятие - это всегда ломка привычного стереотипа поведения, поэтому нужно дать ему время для выстраивания нового стереотипа. На занятиях используется ритуал (одинаковые, повторяющиеся действия) уже на первом этапе индивидуальной работы, если ребенок не сопротивляется этому (как правило, дети привносят свои стереотипы). Постепенно выстраивается определенная структура занятия с четко фиксированным началом и завершением и с элементами, символизирующими переход от одной игры к другой. Повторяющиеся элементы занятий создают у детей ощущение безопасности. Страх перед неизвестным для многих детей — стена, разделяющая их с окружающим миром. Ритуал, избавляя ребенка от страха, открывает дорогу к овладению какими-то новыми умениями. Кроме того, ритуализация делает повторение неназойливым, что позволяет включать отработку какого-либо навыка в общее действие. На первых занятиях дети просто не понимали, что от них требуется. В зависимости от индивидуальных особенностей развития дети по-разному воспринимали и отдельные задания, и музыку в целом.
Чтобы дети быстрее освоились, занятие имеет очень четкую структуру, которая практически не меняется. Каждое занятие включает в себя:
-слушание музыки,
-пение,
-игру на музыкальных инструментах,
-движение.
Такое чередование видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятий. Этими видами работ занимаются с самого начала. Спустя некоторое время дети уже знают, что будет дальше. Это позволяет создать предсказуемую ситуацию, внутри которой они чувствуют себя спокойно и уверенно.
Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Например, если присутствует ребенок со страхами или нарушением общения и его надо вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, негромкой музыки. Ребенок слушает мелодию, незаметно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в него (поют, играют на музыкальных инструментах).
Вначале дети часто отвлекались, медленно включались в деятельность. Из раза в раз, из занятия в занятие мы повторяли эти задания. Усвоение программы деятельности приводило к тому, что дети становились более уверенными. Постепенно старались решать все новые и новые задачи: вовлечение ребенка во взаимодействие, развитие слухового внимания, чувства ритма, способности переключения с одного элемента программы на другой, координация движения, ощущение собственного тела (соматогнозиса), расширение набора стереотипов. Разумеется, каждый ребенок отличался индивидуальными особенностями, проявляющимися в темпе и последовательности преодоления трудностей.
Для некоторых детей на первых порах необходимо присутствие мамы. В этом случае важно, чтобы мама тоже с увлечением делала то, что нужно по ходу занятия, вместе с детьми, и не пыталась как-то воздействовать на своего ребенка. Через пару занятий разыгрывается ситуация, будто маме понадобилось зачем-то выйти, затем ей «придется» остаться вне зала. Но главное, чтобы это происходило всегда по договоренности с ребенком. В некоторых случаях и для некоторых детей резкие изменения необходимы, но они всегда продумываются и готовятся педагогом заранее.
Исходя из поставленных целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или на создании кульминации, когда постепенно происходит эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия расслаблением (от лирических мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния, в котором дети приходят на занятия.
Так, например, если дети возбуждены, и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев — это облегчит переход к тому виду деятельности, который не требует физической активности.
Усвоение видов деятельности, когда ребенок привык к занятиям, ведет к началу работы по стимуляции речи.
Цели стимуляции речи музыкой могут быть различными:
-снять или уменьшить произвольный контроль ребенка за своей речью (пение настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит);
-увеличить общую активность ребенка, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;
-вовлечь не говорящего ребенка в процесс пения посредством подражания, поющим взрослым.
Для этого на занятиях используются следующие упражнения:
-развивающие слуховое внимание (различение по звучанию голосов животных, звуков природы);
-развивающие чувства ритма (повторение ритмического рисунка);
-развивающие пространственные представления (ходьба в разных направлениях, танцы, игра «Найди свой домик»;
-развивающие координацию движения и мелкую моторику (исполнение песен с показом действия, музыкальные импровизации);
-развивающие коммуникативные навыки (совместное музицирование, хороводы).
Как правило, каждое упражнение, игра или танец решают не одну, а несколько терапевтических и коррекционных задач. При этом, без акцентирования внимания, решаются элементарные вокальные задачи (дыхание, звукопроизношение и т.п.); приобретаются музыкально-теоретические знания (звуковысотность (высокий, низкий), темп (медленно, быстро), длительность (короткий, долгий)).
Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Сильное совместное переживание оказывает благотворное воздействие на детей.
Музыкальное занятие - это не просто последовательность упражнений, это цельное драматическое действо, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.
Педагог на протяжении всего занятия поет «лицо в лицо» с ребенком. Желательно, чтобы имел место тактильный контакт, (педагог держит ребенка за руку), слова были связаны с определенным движением. Можно вместе с ребенком образовать маленький круг. Педагог как бы призывает ребенка помочь ему петь, особенно выделяя голосом повторяющиеся фрагменты («га-га-га», «ля-ля-ля»...). Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше: произносить новые звуки и слова, актуализировать уже отработанные. Может потребоваться много времени, пока ребенок начнет произносить в ответ первые звуки.
В большинстве случаев ребенок откликается на попытки педагога вовлечь его в общее пение. Первое, что начинает делать ребенок, - подавать голос во время пения.
После первых вокализаций появляются «лепетные» слоги. Если у ребенка нет моторных проблем, таких слогов появляется сразу довольно много («бу-бу-бу», «га-га-га», «ля-ля-ля», «ух-ух-ух»...).
Занимаясь с ребенком нужно учитывать, что стимуляция
речи ведет к стимуляции общей активности (так как произвольный контроль у ребенка в это время еще не сформирован). Поэтому занятия могут возбуждать и растормаживать ребенка. Если ребенок от занятий очень возбуждается необходимо заканчивать занятие спокойной музыкой, сопровождающейся плавными движениями.
Я надеюсь, что мой опыт работы в этом направлении поможет специалистам, работающим с особыми детьми, более успешно их социально адаптировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...
Использование фольклора в коррекции речевых нарушений
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой.На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаме...
«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»
В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции...
«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
laquo;Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»Емельянова Е.В.учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 6» Слайд 1Слайд 2 ...
Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...
Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалист...