Игра в муз.воспитании детей дошкольного возраста
презентация к уроку по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Функции игры развлекательная коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическая диагностическая функция коррекции функция межнациональной коммуникации функция социализации
Главные черты игр: (по С.А.Шмакову) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества») эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение») наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности входит: целеполагание планирование реализация цели анализ результатов
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими игровые действия как средство реализации этих ролей игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными реальные отношения между играющими сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре
Феномен игры: являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом , которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игры делятся: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные психологические. По виду деятельности
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие познавательные, воспитательные, развивающие репродуктивные, продуктивные, творческие коммуникативные, диагностические, профориентационные
Спектр целевых ориентаций Дидактические Воспитывающие Развивающие Социализирующие
Концептуальные основы игровых технологий Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.
Концептуальные основы игровых технологий Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Концептуальные основы игровых технологий Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Концептуальные основы игровых технологий В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
" Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... " А.С. Макаренко
Ребенок может овладеть широким, недоступным ему кругом действительности только в игровой форме. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительные изменения в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются воспитательные возможности игры
Три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игра, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта . В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. подвижные игры (игры с правилами) дидактические игры – драматизации конструктивные игры творческие (ролевые)
Особое значение для развития детей в возрасте 2 – 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании). Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Их особенности
Особое значение для развития детей в возрасте 2 – 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных способностей ребенка. Игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается (от начала к концу; от первой игры к последующим играм той же группы детей; наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим).
Развивающие игры и их условия. Развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Взрослый организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержится два типа правил Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.) Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.).
Развивающие игры содержат условия способствующие полноценному развитию личности : единство познавательного и эмоционального начал единство внешних и внутренних действий единство коллективной и индивидуальной активности детей Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача педагога – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре.
Соединяя мир игры с обучением, педагог должен соблюдать определенные правила: Во-первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу (игровыми персонажами мы называем игрушки), у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира;
Соединяя мир игры с обучением, педагог должен соблюдать определенные правила: Во-вторых – для того чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы (например, ставить детей в позицию помощников, защитников)
Соединяя мир игры с обучением, педагог должен соблюдать определенные правила: В- третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходимо именно то действие, которое он просит выполнить. В – четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры. Поэтому педагог, если замечает какие-либо недостатки, предлагает устранить их только в игровой форме.
Учебно – дидактические игры должны отвечать следующим требованиям: способность пробуждать непосредственный интерес у детей; обеспечение детям возможности проявить свои способности; вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми; предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков. Главное требование к учебно – дидактическим играм состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы.
Классификация игр Сюжетно – ролевые игры дошкольников. Сюжет – действительность, которая отображается в игре, в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда; бытовые; с общей тематикой.
Классификация игр Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературно- музыкального произведения с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов). Театрализация помогает глубже понять идею произведения, искренне выразить свои чувства.
Классификация игр Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Показатели развитого игрового интереса: Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли. Желание ребенка принимать на себя определенную роль. Наличие любимой роли. Нежелание заканчивать игру. Активное исполнение ребенком всех видов работ. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
Д. Кабалевский , Н. Терентьева, Ю. Алиев и др. - в своих книгах предлагают способы использования игр на занятиях музыкой. В первую очередь акцентируется возможность с помощью игры активизировать внимание, снизить утомляемость, стимулировать интерес, повысить, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс. Художественный потенциал игры: будучи адекватной природе искусства и ребенка, игра способствует органичному вхождению детей в мир художественного творчества.
Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия. Принести детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам. Опыт удовольствия от общения с музыкой, который получает ребенок в музыкальных играх, сыграет огромную роль в его дальнейшем стремлении заниматься музыкой и узнавать новое о ней. Получение удовольствия, присуще как игре, так и искусству.
Первичные, «неспецифические» свойства музыки. (т.е.относятся также и к речевому интонированию, не связанному со специфическими художественно-музыкальными закономерностями. громкость (динамика) высота (регистр) плотность и окрашенность звучания (тембр) скорость (темп) пульсация звуковой ткани (метр) ритмика, связанная со структурой словосочетаний (прообраз ритмического рисунка в музыке) эмоционально-смысловые повышения и понижения интонации (прообраз мелодического рисунка) членение речевого высказывания на фразы, предложения, части (прообраз музыкальной структуры) Данный уровень восприятия и понимания музыки соответствует физиологическому, или элементарно-ассоциативному (необходимый этап музыкального развития)
Основные этапы включения ребенка в музыкальное игровое творчество ( пример организации с детьми игр – пластических импровизаций под музыку) показ педагогом вариантов пластических воплощений музыки, его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения повтор детьми движений за педагогом игры – пластические импровизации самих детей
Дополнительные правила в игре (ребенку не под силу оставаться ведущим долгое время): Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. Любые действия, предложенные ведущим, должны приниматься без обсуждения и в точности повторяться всеми. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет . Для пластических импровизаций детей необходимы импульсы-мотивации – интригующие, захватывающие воображение ребенка игровые сюжеты.
Последовательность творческих заданий Создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп) передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей
Дидактические игры способны увлечь, заинтересовать детей, решить важные образовательные задачи. Однако, такая роль игры не решает специфических задач музыкальных занятий .
Приобщая детей к восприятию самих произведений искусства, целесообразнее применить игры, основанные на таком музыкальном материале, который близок по построению игровой деятельности (сочинения И.Стравинского, образцы русского фольклора, детские песни Лядова ).
Максимилиан Волошин: "Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые не сумели вырасти". Игра на занятиях музыкой превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия-размышление "Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста" (родительское собрание в средней группе)
Дискуссия-размышление (родительское собрание в средней группе)...
Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
Значение подвижных русских народных игр, впитавших лучшие национальные традиции....
Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности ребенка - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...