«Музыкально-дидактические игры для работы воспитателя с детьми 3-8 лет во II половине дня»
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Из опыта работы музыкального руководителя Кетеджян Нины Николаевны. 

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности т.к. объединяют все её  виды.  Это и пение, и слушание, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они  доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного   эффективнее. Музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, я на консультации объясняю игру воспитателю, так как успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей. Я хочу познакомить вас с играми, которые рекомендуются проводить воспитателям во второй половине дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx23.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-дидактические игры для работы воспитателя

с   детьми 3-8 лет во II половине дня»

Ступеньки (старший возраст)

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат решка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, ксилофон).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

                               Игра для развития чувства ритма.

              Наше путешествие (средняя – старшая группы)

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,—говорит воспитатель. — Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

    Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ».

Игра проводится во второй половине дня.

Музыкальные загадки

(младшая – средняя группы)

Игровой материал. Металлофон, ксилофон, треугольник, бубенчики, бубен.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

                                   

Слушаем музыку (3 – 8 лет)

Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы для старшего возраста), проигрыватель с дисками.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. Для детей младшего возраста – без композиторов.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

         

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

(для детей младшего дошкольного возраста).

Найди игрушку

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с дисками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

Игры для развития чувства ритма (для младшего возраста)

Прогулка

Игровой материал. Деревянные палочки или музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

       В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа.

                          «Хлопы - шлепы» (младший возраст)

Задачи: развитие чувства ритма, координации    движений в соответствии темпом музыки.

Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.

/ Хлоп \ раз,                             хлопок на слово «хлоп»

/ Еще \ раз                                  удар ладошек по коленям

                                                      на слово «раз»

/ Мы пох \ лопаем \ сейчас       повтор движений

 А потом скорей, скорей           ритмичные удары ладошек об

Шлепай, шлепай веселей.         пол    

Методические рекомендации:

Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.

Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе

                       

«Хлопни в ладоши» (младший возраст)

Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.

Ход игры:

Тень-\тень, поте \ тень.                Ритмичные хлопки по

Села \ кошка под пле \ тень.        коленям

Налетели воробьи,                        Взмахивают кистями рук

                                                        «крылышки»

\ Хлопни им в \ ладошки.             хлопки  

Улетайте воробьи!                        Грозят пальчиком

Берегитесь кошки!

                              «Киска, брысь!» (младший возраст)

Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,

навык заканчивать движение с окончанием текста.

Ход игры:

Киска, киска, киска, брысь!      дети грозят пальчиком

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,                шагают на месте

Через киску упадет!                  

 Бах!                                                    приседают

Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо  поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.

«Тра-та-та»

(младший – средний возраст)

                                             

Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.

Тра-та-та! Тра-та-та!      Дети хлопают в ладоши

Вышла кошка за кота!

За кота Котовича,           делают шлепки по коленям двумя

                                            руками одновременно

За кота Петровича!        Делают шлепки по коленям двумя

                                            двумя руками поочередно    

Методические рекомендации:  Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та  и т.д

                          «Ёжик» (младший – средний возраст)

Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ёжик сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, да, да, да.       идут по кругу

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать -                               качают головой

Хлоп-хлоп-хлоп.                                     хлопки.

Не умел он топать -                                 качают головой

Топ-топ-топ.                                            притопы

Не умел он прыгать                               качают головой

Прыг- прыг-прыг.                               прыжки на двух ногах

Только носом шмыгал -                     качают головой

Шмыг-шмыг-шмыг.                            показать пальчиком нос

В лес ребята приходили, да, да, да.       идут по кругу

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать –                              качают головой

Хлоп, хлоп ,хлоп.                                       хлопки

Научили топать –                                         качают головой

Топ, топ, топ.                                             притопы

Научили прыгать –                                   качают головой

Прыг, прыг, прыг                        прыжки на двух ногах                                      

А он их.. носом шмыгать –                    качают головой

 Шмыг, шмыг, шмыг.                 показать пальчиком нос

                            «Передай ритм» (старший возраст)

        Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит и тот передаёт ритм следующему ребёнку, последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт ритм», хлопая в ладоши. Ведущим может быть воспитатель. Дети могут также сидеть на стульчиках друг за другом.

Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма

«Учитесь танцевать» (младший возраст)

      Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Листы коррекционной работы воспитателя с детьми во 2ую половину дня по заданию логопеда

Данные листы коррекционной работы предназначены для воспитателей логопедических групп детей с ОНР старшего возраста и подготовительного к школе возраста. Это альтернатива тетрадям, в которых учитель-л...

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

"Дидактические игры в работе воспитателя с детьми"

В статье вниманию педагогов представлены рекомендации для организации речевых игр и упражнений, раскрыты виды дидактических игр, представлены игры с различными вариантами....

Подвижные игры в практике работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с ЗПР и  умственной отсталостью...

Консультация для воспитателей «Приемы и игры для работы с агрессивными детьми»

Консультация для воспитателей«Приемы и игры для работы с агрессивными детьми»...

Игры с песком в работе воспитателя с детьми с ЗПР

Игры с песком в работе воспитателя с детьми ЗПР...