из опыта работы «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.О
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 20.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства
у детей старшего дошкольного возраста».
По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват,
трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.
Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.
Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.
А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.
Задачи обучения детей музыкально-ритмическим движениям?
- Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
- развитие музыкальной памяти. - Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, гибкости пластичности.
- воспитание выносливости.
- формирование правильной осанки, красивой походки.
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. - Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии.
- развитие способности к импровизации. - Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. - Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения. Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Дети проявляют большой интерес к искусству танца. Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством? Очень многие люди, особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев со сцены или с телеэкрана «Щелкунчика», «Лебединое озеро», красивый народный или эстрадный танец.
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» - вызов, задор, усмешка.
Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.
Дети 5 -7 лет имеют достаточно разнообразный арсенал выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.
В процессе занятий формируются способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой с активным привлечением самих детей к творческому процессу.
В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно.
Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит прежде всего в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.
Как уже упоминалось, танцу присущи образность, сюжетность. Это придаёт ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.
Всё сказанное показывает, что танец вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.
Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.
Показателями творчества здесь могут быть: Удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.
Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и следовательно, способствующая его развитию.
Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения.
Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.
В процессе обучения я использую несколько методов:
Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.
Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.
И, конечно же, занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное.
Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Иногда я даже не успеваю за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.
На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка. Поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.
Абсолютно уверена, что ругать их нельзя. Хвалить обязательно! Похвала их подстёгивает, а сердитое слово, наоборот, обижает, да и вообще, хвалить ведь гораздо приятнее, чем ругать.
Также воспитываю внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.
Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
За время наших занятий дети заметно изменились: они стали пластичнее, мягче. Среди этих малышей появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, - даже в них видна огромная тяга к знаниям.
Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым, искромётным, радостным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа развития творческих способностей «Художники – умельцы» для детей старшего дошкольного возраста
Разработанная Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит на базе МБДОУ ДС № 28 в кружке &laq...
Бумагопластика для развития творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
В презентации "Квиллинг это просто" представлен опыт работы воспитателя высшей категории Комиссарчук Н.Н. по бумагопластике с детьми старшего дошкольного возраста.Эти занятия развивают мелку...
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....
«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...
Выступление из опыта работы «Развитие музыкального исполнительства, импровизации, творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыки....
Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.
Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения....