"Этапы подготовки праздников в ДОУ"
статья по музыке (младшая группа) на тему
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: " Без праздников не бывает детства! "
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. В детском саду для детей - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для развития и обучения детей.
Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка праздников в ДОУ | 22.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этапы подготовки праздников в ДОУ.
Детский праздник — это всегда радостное событие, вносящее в жизнь ребенка положительные эмоции. Сегодня тематика праздников самая разнообразная, но особое значение имеют календарные праздники (Праздник Осени, Новый год, Масленица и др.), а также традиционные для нашей страны праздники, посвященные знаменательным датам (23 февраля, Международный женский день 8 Марта, День Победы и др.). Очень любят дети праздник, посвященный выпуску из детского сада в школу.
Традиционно в ДОУ проводятся следующие праздники.
- Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Этот праздник
прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.
- День Матери. Этот праздник проводится в ноябре. Зал празднично украшается шарами и цветами. На праздник приглашаются мамы и бабушки. Дети поздравляют их разученными песнями, танцами и стихотворениями. Традиционно в конце праздника дети дарят мамам и бабушкам подарки, сделанные своими руками.
- Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными
гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год - самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.
- 23 февраля. Этот праздник проводится в конце февраля. Зал украшают в соответствии с тематикой праздника. На праздник приглашаются папы, дедушки, братья. Этот праздник чаще всего проводится с физ. инструктором, т.к. в сценарий включается много подвижных игр и эстафет. В конце праздника девочки поздравляют мальчиков подарками, и все вместе они поздравляют своих пап и дедушек подарками, сделанными своими руками.
- Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и
воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам. Мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин, и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним.
- " До свиданья, детский сад ". Этот праздник проводится для детей
подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим
детским садом, благодарят педагогов и воспитателей. Как правило, на этом
празднике широко представлена тема школы. В ходе подготовки этого праздника формируется положительная мотивация к обучению в школе.
- День защиты детей. Этот праздник проводится 1 июня, как правило, если позволяют погодные условия на свежем воздухе. К этому празднику также разрабатывается сценарий, включающий в себя сказочных героев. Главное отличие этого праздника заключается в том, что дети не учат заранее подобранных песен или танцев, а исполняют самое любимое и хорошо знакомое. Праздник нацелен на развлечение детей, а не на выявление их творческих способностей.
Эти праздники можно условно разделить на два типа:
Праздники | |
Календарные | Тематические |
День Матери | Праздник осени |
Новый Год | До свиданья, детский сад! |
23 февраля | |
Восьмое Марта | |
День защиты детей |
Изучая опыт работы детских садов по организации праздников,
мы выделили следующие этапы работы над праздником.
I этап - предварительное планирование.
II этап - работа над сценарием.
III этап - предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап - репетиции.
V этап - проведение праздника.
VI этап - подведение итогов.
VII этап - последействие праздника.
I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения, всё это вносится в годовой план. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику.
II . Подготовка утренников для всех групп начинается одинаково, а именно с выбора сценария. К обсуждению замысла сценария привлекаются старший воспитатель (методист), воспитатель группы, музыкальный руководитель (в отдельных случаях родители).
При составлении сценария особое внимание следует уделить подбору музыкального и литературного репертуара. Произведения, используемые на празднике, должны быть высокохудожественными, интересными и доступными для детей. Качество детского исполнения во многом определяется доступностью музыкального материала, его соответствием возрастным возможностям детей. Чрезмерное усложнение репертуара приводит к отрицательному результату и снижает воспитательный эффект выступлений. Только свободная, естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие, приносит им эстетическое удовлетворение.
Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста праздники и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут.
Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.
В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т.к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.
Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т.к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.
В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.
Первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются, выступлениями детей и воспитателям уже остается только роль ведущего и героев. Таким образом, праздник в детском саду для детей используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.
При составлении сценария необходимо обеспечить: яркое и торжественное начало праздника; развертывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема; кульминация, в которой вручаются подарки и призы.
Ш. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как дети поняли, что это за праздник, воспитатель рассказывает, о том кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.), и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
IV . После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: за оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов и т.д. Особенно внимательно следует отнестись к выбору ведущего: им должен быть находчивый и веселый педагог, обладающий высокой культурой общения, хорошо знающий воспитанников, умеющий свободно и непринужденно держаться.
На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, объявившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы, которую определяют: непринужденность, естественность поведения детей, заинтересованность происходящим, радостные и добрые эмоции, рождаемые действиями персонажей праздника. Излишняя заорганизованность отрицательно сказывается на детях. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше праздник будет соответствовать своему главному назначению: праздник — это всегда радость!
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей, и дети с замиранием сердца ждут начала действия... праздник начинается... проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI этап - это подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать " к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
При сохранении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, на наш взгляд, представляется перспективным преодоление некоторых стереотипов:
-отход от сложившейся модели праздничного утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;
-запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;
-подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаскивание на музыкальных занятиях;
-тесный контакт с родителями (даже совместная с собственным ребенком подготовка выступлений для праздника), основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей.
Таким образом, организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Новый праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия примерно за 1,5-2 месяца до праздника. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольный период как таковой ещё нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки её развития.
Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребёнка, синтез практически всех видов искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...
Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....
Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе
Принципы организации работы и основные направления работы.Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, вы...
творческий проект по теме:"Развитие изобразительных навыков в рисовании старших дошкольников на этапе подготовки к школе".
теоретическая часть проекта....
Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной консультации расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника
Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...