Проект "Русские народные музыкальные инструменты"
проект по музыке (старшая группа) на тему

Паспорт проекта

      «Русские народные  музыкальные  инструменты».

Вид проекта.

По тематике:   информационный

По составу участников: групповой

По срокам реализации: краткосрочный

Цель проекта:  Приобщение  детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта:

Для детей:

-Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

-Познакомить со звучанием русских народных инструментов;

 -   Формировать эстетический вкус детей;

 -   Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в

    литературных источниках  и детской мультипликации;

 -   Развивать  музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук,  динамический слух.

 -   Закреплять  навыки звукоизвлечения на  музыкальных инструментах (ложки, трещётки, гусли,  колокольчики);

 -   Побудить детей обратиться к родителям с просьбой  о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов;

-    Воспитывать интерес и любовь к русской  народной музыке.

Для родителей:

    -   Создавать условия для знакомства ребенка  с музыкальными русским народными  произведениями в домашней обстановке;

    - Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые народные произведения, и  участвовать  в  музыкальной  деятельности вместе с детьми.

Актуальность проекта заключается в том, чтобы слушая русскую народную музыку, старшие дошкольники имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание. Например, частушки, такие весёлые и понятные детям, чаще всего исполняются под аккомпанемент гармошки или балалайки.   

Методы обеспечения:

Познавательно- игровые занятия.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры.

Познавательные беседы.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

- создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов);

- беседы («Какие  русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?»;

- слушание произведений  оркестра народных инструментов;

-формулирование проблемных вопросов;

-выдвижение гипотез;

- планирование работы.

2. Реализация проекта:

Теоретическая часть. Составление плана:

- собрать как можно больше сведений о русских народных музыкальных инструментах из разных источников информации;

- сделать презентацию «Русские народные музыкальные инструменты».

- познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о  русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки);

-  показать, как выглядят и звучат русские народные музыкальные инструменты;

- рассказать историю этих инструментов;

- подобрать музыкально-дидактические игры для развития ритмического чувства  и тембрового  слуха;

- подобрать упражнения для развития  мелкой моторики рук;

- подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре.

Практическая часть:

- сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, Интернет);

- показ презентации  «Русские народные музыкальные инструменты»;

 -  беседы (русские  народные музыкальные  инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах);

- игра на музыкальных инструментах;

- проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства  и тембрового  слуха;

- выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук;

- игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.

3.Заключительный этап:

- обобщение и систематизация полученных знаний;

- фиксирование результатов полученных знаний  (фотографии, слушание  оркестра народных инструментов);

- подготовка  и проведение презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Загадки  о русских народных музыкальных инструментах.

 

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать. (балалайка).

 

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (домра)

 

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (колокол)

 

Язык есть, речей нет, вести подает. (колокол)

 

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(гармошка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Приложение.

Музыкально-дидактические игры.

 

Для развития ритмического чувства.

«Учитесь танцевать»

Игровой материал:большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры:  у  каждого ребёнка свой стул, перед которым он сидит на полу. У педагога большая матрёшка, у детей –маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» - педагог  отстукивает своей матрёшкой ритмический рисунок. Дети одновременно  повторяют на своих стульях. При повторении игры ведущим может стать ребёнок.

 

«Наше путешествие».

Игровой материал: металлофон, бубен, барабан, муз.молоточек, треугольник.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о  своём путешествии. «Послушайте, сначала я вам расскажу. Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играю на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяю в бубен). Оле тоже захотелосьпрыгать и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой. Игра проводится с подгруппой детей.

 

Весёлые подружки.

Игровой материал: фигурки матрёшек для магнитной доски в разных сарафанах, ложки.

Ход игры:  «Познакомьтесь, ребята, к нам  в гости пришли весёлые подружки: Даша, Глаша, Маша, Наташа (выставить в ряд). Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так  танцует Глаша! (отстукиваю ритмический рисунок). Дети повторяют ритм деревянными ложками.  Игра проводится с подгруппой детей.

 

 

 

Весёлые гудки.

Игровой материал:

Магнитная доска, рисунки паровоза и парохода, карточки звуков (6 штук) – широкие (долгий звук), узкие (короткий звук). Комплект для каждого ребёнка.

Ход игры:

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком» (прикрепляю пароход на магнитную доску и играю ритмический рисунок на ф-но). Дети отхлопывают ритмический рисунок  и выкладывают его полосками. Аналогично с паровозом.

 

Растущие цветы.

Игровой материал: ширма для детей, цветы на длинной ножке 5-6 штук, 2 бубна, 2 трещётки.

Ход игры: цветы «растут» из-за ширмы под игру фортепиано и  инструментов.  Если  музыка звучит медленно – цветы медленно «вырастают». Меняется темп музыки,  меняется скорость движения цветов.

Игра проводится с подгруппой детей.

 

Поймай  ритм.

Ход игры: Дети стоят  в кругу. Звучит р.н. мелодия.  Воспитатель начинает выполнять хлопки на сильную долю, потом ребёнок, дальше следующий.

 

 

Для развития тембрового слуха.

Определи инструмент.

Игровой материал:  2трещётки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один  исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

 

На чём играю?

Игровой материал:детская ширма, карточки по числу играющих (она поделена пополам – на одной половине нарисован муз.инструмент, другая – пустая для фишки), фишки, муз. инструменты.

Ход игры: детям раздают несколько карточек. Ребёнок-ведущий играет мелодию или ритмический рисунок на музыкальном инструменте. Дети определяют инструмент и закрывают фишкой вторую половину карточки.

 

Музыкальные загадки.

Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещёки, ложки.

Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся муз.инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения  для развития мелкой моторики рук.

 

Ворона.

Раз-два-три-четыре-пять,         руки подняты вверх, сжимают пальцы

Червячки пошли гулять.

Раз-два-три-четыре-пять,         сжимают и расправляют пальцы в «замке»

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает          скрестить руки в запястьях, машут крыльями

Головой она кивает                  положить ладонь на ладонь

Каркает:  «Вот и обед!»           ладонь на ладонь, открывают клюв

Глядь, а червячков уж нет!       Разводят руки в стороны.

 

Художники

Я взял бумагу,                          (поднять ладонь правой руки)

Карандаш,                                (поднять указательный палец левой руки)

Нарисовал дорогу.                  (указательным пальцем провести по ладони)

На ней быка нарисовал,         (сделать «быка левой рукой)

А рядом с ним -  корову.        (сделать «корову» правой рукой)

Налево – дом,                          (соединить ладони в виде крыши)

Направо – сад,                         (скрестить запястья рук, а кисти вверх)

В саду двенадцать кочек.       (мелко пробежать пальцами по обеим ладоням)

На ветках яблоки висят          (поднять руки вверх, как «фонарики»)

И дождичек их мочит.            (потряхивая кистями, опустить руки вниз)

Я встал на стол                    ( выставить одну  руку вперёд ладонью кверху, а другой хлопнуть по ней)

Поставил стул (выставить одну  руку вперёд ладонью кверху, а другую сжать в кулак и ударить по ней)

Тянусь, как можно выше       (потянуться , руки вверх)

И свой рисунок приколол      (указательными пальцами «прикалывать» сверху вниз)

Совсем неплохо вышел          (кулаки вперёд, указательный палец вверх)

 

Капли

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва.                   ( медленные хлопки по коленкам)

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.                     (быстрые  хлопки по коленкам)

Ну а потом, ну а потом,

Все бегом, бегом, бегом.                   (имитация активного бега на месте)

Мы на небо  посмотрели,                     (ладонь ко лбу, посмотреть вверх направо, затем налево)

Капельки «кап-кап!» запели            (потряхивая кистями, опустить руки вниз)

Мы плечами поведём   

И все капельки стряхнём.                    (движение плечами вверх-вниз)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!           (мелкие  бегающие движения пальцами  левой руки по правой от плеча до запястья, затем руки меняются ролями)

 

 

Гусеница

Левая рука стоит на локте, пальцы сжаты, ладонь отведена назад

Маленькая гусеница по листу ползёт  

Указательный палец правой руки -гусеница»гусеница»ползёт по листочку(ладони левой руки)

Листик как конфетку целый день грызёт 

«скребёт»пальцем правой руки(гусеница)по ладони и пальцем левой

Наконец накушалась, кокон вдруг свила.

В коконе, как в домике, зиму проспала.

Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки (гусеница в коконе)

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), машем крылышками.

 

 

Перчатка

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка) Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд

Гнездо в ней устроив,

Ладони смыкаются "ковшом"

мышат позвала.

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных пальчиков.

Погладила всех

Большой палец гладит остальные (скользящим движением oт мизинца к указательному

и отправила спать.

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл начало2.33 МБ
Файл окончание2.98 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наглядно-иллюстративный материал проект по музыкальному воспитанию тема: «Русские народные музыкальные инструменты» Руководитель: Глушко елена анатольевна муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский общеразвивающего вида № 6 год издания 2012

Слайд 2

Старшая группа « Р а д у г а »- участница проекта

Слайд 3

актуальность. На одном из музыкальных занятий мы знакомились с русской народной музыкой, о том, кто её сочиняет, особенностях мелодии, жанрах., слушали аудиозаписи. Особый интерес у детей вызвала игра на детских музыкальных инструментах под русскую народную музыку которую я играла на фортепиано. Мы узнали, что русскую народную музыку исполняет оркестр народных инструментов. А какие это инструменты? Мы решили узнать это подробнее, поэтому тема нашего исследования « Русские народные музыкальные инструменты »

Слайд 4

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какие инструменты – русские народные? Цели и задачи исследования: выяснить, какие инструменты являются русскими народными, как они выглядят и звучат. Узнать историю русских народных инструментов. закрепить навык игры на детских музыкальных инструментах

Слайд 5

Из большой Советской энциклопедии мы узнали, музыкальные инструменты это – инструменты, которые звучат в разном ритме и высоты, при воздействии на них. Каждый музыкальный инструмент обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Из книги «РАССКАЗЫ О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» что каждый имеет свою историю, по особенному выглядит и по-своему звучит. На свете есть еще сотни музыкальных инструментов, которые бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Знакомство с литературой .

Слайд 6

Инструменты отличаются звукоизвлечением : ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые. - Раньше всех появились ударные инструменты - конечно, самые простые. Бубны, колокольчики, трещётки , ложки Затем — духовые: дудки, свистки, свирели. Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли

Слайд 7

Мы отгадывали загадки о музыкальных инструментах и читали сказки « Как звонят колокола», «Барабан для зайчонка», «Сказочная балалайка»

Слайд 8

Слушали русскую народную музыку в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская» Смотрели слайды с музыкальными инструментами: Балалайка, домра, гусли, ложки, трещётка , бубен, колокол, рожок.

Слайд 9

Балалайка. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около 27 см и шириной примерно 18 см и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Само название инструмента, типично народное, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, « балабайка », давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Слайд 10

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка . К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра - любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. На домрах играли музыканты - скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она « домришка » . До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете - какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий) П ервые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий.

Слайд 11

Гусли. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», « гудьба ». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются « яровчатыми ». Откуда произошло такое странное слово « яровчатый »? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому « яворчатыми » или « яровчатыми ». А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола). Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Слайд 12

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.

Слайд 13

. Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию , что существовало у всех народах мира с древности. В ремя возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.

Слайд 14

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием . Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. И спользование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Кто же играет на трещётке ? Трещёточник .

Слайд 15

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой». Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне. Кричит без языка, поет без горла, Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Слайд 16

Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. Н а рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играли в дидактические игры для развития ритмического чувства

Слайд 2

Выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук

Слайд 3

Играли на музыкальных инструментах

Слайд 4

мы узнали историю народных инструментов, научились исполнять попевки , песенки индивидуально и в оркестре. В результате наш оркестр выступил на празднике «День Матери»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...