Развитие творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться
очевидным, что творческие способности человека следует признать самой
существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное
психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода
замечания и осуждения.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
Невозможно переоценить значение общения в жизни человека, а среди средств общения одним из самых действенных и организующих является музыка.
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э. И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.
В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги ушли на второй план, их место заняли видеокассеты с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.
Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих методических приемов, я считаю, что начинать любую исследовательскую работу необходимо с выявления общих музыкальных и артистических способностей детей: наличие музыкального слуха, ладотонального и ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, воображения.
В начале года я начала работу с детьми по выявлению их музыкальных и артистических данных с тестирования.
Тестирования проводится два раза в год (сентябрь, май).
Педагогическая диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей проводится по следующим уровням:
1. Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, выразительное исполнение без помощи взрослых, ярко выраженная самостоятельность.
2. Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
3. Низкий уровень – ребенок мало эмоционален, неактивен, равнодушен; спокойно без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Неспособен к самостоятельности.
Результаты проведения педагогической диагностики показали, что движения детей характеризуются недостаточной четкостью, организованностью, неуверенностью. Заметные нарушения в удержании позы, темповые расстройства. Имеют место суетливость, неточность при выполнении мелких движений (логоритмические упражнения), скованность, угловатость – при выполнении общих движений (в танцах). У большинства детей, наблюдаются нарушения координации движений, несогласованность речи с движениями и музыкой.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей гармонизовать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Основной целью моей профессиональной деятельности является:
формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Основные задачи:
· гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств;
· развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание;
· активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
· овладение навыками общения и коллективного творчества;
· пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству;
· формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности
Свою работу в этом направлении я веду с использованием комплексных и парциальных программ, а также нетрадиционных методик и инновационных технологий: программу воспитания и обучения в д/с под редакцией М.А. Васильевой, альтернатива – пение, песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах , подвижные игры; элементы программы «Истоки» Парамоновой Л.А., альтернатива – слушание музыки; «Са-фи-дансе» Парамоновой Л.А., альтернатива – музыкально-ритмические движения (танцевально – игровая гимнастика); методическое пособие «Координация и тренинг» под редакцией В.Емельянова, альтернатива – упражнения для голоса; методическое пособие «Театрализованная деятельность в детском саду» автор Антипина А.Е., альтернатива – детское творчество; дополнение к основным направлениям «Логоритмические занятия в деском саду» под редакцией Картушиной М.Ю., альтернатива – развитие психомоторных способностей.
При построении и подборе методов и приемов, руководствуюсь следующими принципами:
- принцип тесной связи движения с музыкой;
- принцип равенство и сотрудничество с детьми;
- принцип систематичности и постепенности;
- принцип наглядности и индивидуальности, который реализуется через учет результатов педагогической диагностики, проводимой на определенных этапах работы.
В музыкальном воспитании и обучении, я использую наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей. При обучении, я использую различные приемы наглядности: наглядно – зрительные приемы, тактильно – мышечная наглядность, наглядно – слуховой прием.
Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений.
Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает
возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор В.М. Бехтерев, считал, что с помощью музыкального ритма можно добиться установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, успокоить темперамент легко возбуждаемых детей или наоборот раскрепостить скованных, замкнутых, необщительных детей, исключить из моторики ребенка лишние движения и исправить неправильные.
Движения, организуемые на музыкальных занятиях – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно – двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.
Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Музыкальное развитие осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Организуемые музыкальные занятия направлены на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно – образовательного процесса:
1. Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа, занятия проводятся длительностью: младший дошкольный возраст – 15 – 20 минут, с детьми 4 лет – 5 лет – 20 минут, 5 лет – 6 лет – 25 минут, 6 лет – 7 лет – 30 минут. Между занятиями в зале проводится проветривание в течение - 10 минут.
2. Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
3. Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
4. Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
5. Организация досуговой деятельности, активного отдыха.
Для качественного осуществления музыкального развития ребенка, как на занятиях, так и вне их, особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды. Особенности развивающей среды на занятиях определяются следующими факторами:
- содержанием и методикой проведения занятий;
- местом их организации;
- возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка заниматься конкретной деятельность.
Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально – педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, настольных музыкально – дидактических игр, оборудования для художественно – театральной деятельности, атрибутов и костюмов для игр, экранных, звуковых и экранно – звуковых пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром.
Создавая предметно – пространственную эстетически развивающую среду в музыкальном зале и давая рекомендации педагогам по организации музыкальной среды в ДОУ, руководствуюсь специальной литературой по музыкальному воспитанию детей, следующих авторов, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Гороховой, Т.Н. Макаровой, М.Б. Зацепиной, О.П. Радыновой и т.д., и пособием для воспитателей и заведующих «Материалы и оборудование для детского сада», под редакцией Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой, Н.А. Коротковой, М.А. Руновой, 2003 г., предлагаемые перечни материалов и оборудования по основным видам деятельности дошкольников, обеспечивающие современную «Концепцию дошкольного воспитания».
Используя свои знания и опыт, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Средства и приемы используемые на музыкальных занятиях:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они учат детей навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группами обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам. Упражнение дают установку на разнообразный темп движения, поэтому внимание детей направляется на руководящую роль музыки.
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. При упражнениях на развитие дыхания вырабатывается правильное диафрагмальное дыхание. Эти упражнения способствуют увеличению продолжительности выдоха, его силы. Обязательно сочетаю их с движениями рук, головы и с произношением речевого материала при выдохе. Упражнения в развитии голоса проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Гласные пропеваются с изменением в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных громче или тише с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпонемента. Воспитанию четкой дикции способствуют артикуляционные упражнения.
3. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Данные упражнения позволяют овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В них развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота.
4. Упражнения, активизирующие внимание. Упражнения данной категории воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
5. Речевые упражнения. Для таких упражнений целесообразно подбирать материал: для автоматизации звукопроизноршения. Тексты подбираю, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. В тексте должна присутствовать сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения.
6. Упражнения на развитие чувства музыкального размера или метра. Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов и не акцентированных долей различных рангов. Смена метра приводит к передвижению акцента. Дети учатся прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.
7. Ритмические упражнения. У детей воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять сложным ритмам свои движения.
8. Упражнения для развития чувства музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан и др. Целесообразно вначале брать две темповые скорости: нормальная ходьба и бег, а далее перейти к постепенному ускорению и замедлению темпа, усвоив понятие «быстро» и «медленно» в движении дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами.
9. Пение, хороводы. Пение – занятие чрезвычайно важное. Оно позволяет ребенку активно действовать в музыке, активизировать свою музыкальность, используя данный природой естественный музыкальный инструмент – человеческий голос. Работая над пением, соединяю текст песни с необходимыми и разнообразными движениями, жестами, мимикой. Благодаря движению рук, дети запоминают слова песен.
10. Музыкальный инструмент. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти рук, развитию дыхания, во время игры на триолах, дудочках, развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, развитию слуха при подборе знакомых песен. Дети учатся играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.
11. Организация театрализованной игры. Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно ролевых игр, сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.
Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.
Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.
В театрализованных играх можно творчески использовать тематику готовых сценариев, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни. Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.
При театрализованных играх дети отвечают на вопросы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Театрализованные игры включают в себя игры драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх драматизациях, ребенок словно входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.
Игра драматизация, по моему мнению, оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Мною замечено, что театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Импровизация разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
Дальнейший шаг пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.
Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое, я считаю, служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Работа с семьями воспитанников осуществляется в двух основных блоках: педагогическое просвещение родителей, включение родителей в деятельность ДОУ.
С целью активного вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс, проводятся консультации.
Взаимодействие в социуме осуществляется согласно методологическим принципам «Концепции художественного образования Российской Федерации», определяющее стратегические направления государственной политики в данной сфере:
- начало обучения с раннего возраста;
- непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
- мультикультурный подход, предполагающий включение максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
- внедрение личностно – ориентированных методик художествено – образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к воспитанникам.
В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями, занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, а также изучаю и совершенствую свое педагогическое мастерство.
Мое консультативно – методическое взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения направлено на обеспечение благоприятных условий воздействия на ребенка, создание правильного отношения к нему.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы « Развитие творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности»
В этой работе раскрыты новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка...
Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности
Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...
Статья. Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности.
Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности....
Статья: "Развитие речи дошкольников, посредством различных видов музыкальной деятельности"
Задачи для развития речи на музыкальных занятиях.-Развитие речи через восприятие музыки._Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.-Формирование элеметарных представлений о видах искусс...
ООД по музыке в старшей группе Тема: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности».
Музыкальное воспитание детей оказывает большое влияние на развитие речи детей. Один из способов развития речи детей-дошкольников – это системное использование средств музыкального воспита...
Доклад на тему: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности»
На моих занятиях можно наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах....