Методические рекомендации: Игры для детей раннего возраста .
учебно-методический материал по музыке на тему
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации: Игры для детей раннего возраста . | 25.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО- Югры Урайский Специализированный Дом ребенка.
Методическая разработка:
Игры
для детей раннего возраста
Подготовила: воспитатель группы №7
Малышева А. Л.
Урай 2014г.
Хороводные игры:
Многие хороводные игры, представленные в пособии, созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Однако, они упрощены, сокращены и адаптированы для детей раннего возраста. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
|
|
|
|
Козлик
Взрослый предлагает детям встать в круг, руки поднять вверх к голове, пальчики, кроме указательных, собрать в кулачок (сделать рожки), повернуться лицом в круг, опустить головы вниз и под рифмованный текст повторять за ним следующие забавные движения.
На первых порах можно предложить сокращенный и упрощенный вариант той же игры
Взрослый предлагает детям встать в круг, взяться за руки и идти по кругу со словами:
«Шел козел по лесу, по лесу, по лесу
Повстречал принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (все дети подпрыгивают),
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (все дети качают в разные стороны, выкидывая вперёд сначала правую, а потом левую ногу).
Затем делают рожки из пальчиков (указательного и мизинца) и говорят по-козлиному: «Ме-Ме-Ме».
«Огуречик»
Взрослый предлагает детям встать в круг, взяться за руки и идти по кругу на слова:
|
|
|
|
«Пузырь»
1 вариант
Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Педагог берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они тоже захотят быть в коллективе.
Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».
Вместе с взрослым дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все «делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся'!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).
После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.
2 вариант
Дети встают плотно друг к другу, сжимают пальчики в кулачки и делают движения, как будто месят тесто, отталкиваясь кулачками от центра круга, и на слова «Надувайся пузырь, раздувайся большой», отходят по кругу назад. Когда «Шар» будет достаточно широким, все берутся за руки и говорят: «Оставайся такой и не лопайся!» Взрослый хлопает в ладоши, дети разбегаются, а потом опять собираются в кучку.
Игры с простыми правилами:
Детям раннего возраста трудно выполнять правила действий. Но в игре овладение правилом происходит легко и естественно. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени игровых персонажей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте.
«Вот сидит лохматый пес»
1 вариант
Взрослый берет собачку – игрушку, садится на стульчик, закрывает мордочку собачки ладошками и произносит слова: «Вот сидит лохматый пес, в лапки свой укутал нос. Тихо, смирно он сидит, то ли дремлет, то ли спит? Подойдем, его разбудим и посмотрим, что же будет».
На последние слова дети медленно подходят, трогают собачку (будят). Собачка в руках взрослого просыпается, гавкает и догоняет детей. Дети бегут в другую сторону. Не следует слишком пугать малышей, но в, то, же время нужно создать ощущение опасности. Когда малыши освоят правила этой игры, можно переходить ко второму варианту.
2 вариант
Взрослый предлагает ребенку взять игрушку - собачку - и помогает произнести текст. Сам ведущий направляет с одной стороны поведение ребёнка с собачкой, а с другой – остальных участников игры.
«Я по полю шла»
Дети стоят свободно. Взрослый предлагает одному из детей взять в руки 2 камушка разного цвета (например, розовый и голубой). На слова: «я по полю шла (шёл) и два камушка нашла (нашёл), розовый и голубой (взрослый помогает ребенку ходить между детьми.
На слова: «Угадай-ка, где какой?», ведущий ребенок подходит к одному из детей и предлагает угадать цвет камушка. В этом возрасте детям важен процесс игры, поэтому на цвет они внимания обращают мало, берут камушки и начинают играть по очереди.
«Гуси» (упрощенный вариант)
Дети стоят стайкой в одном конце зала или игровой площадки, на другом конце лежат обручи или начерчен круг (домики).
Взрослый произносит слова: «Гуси, гуси»
Дети – «Га-га-га», взрослый – «Есть хотите?»
Дети – «Да, да, да»
Взрослый – «Так летите же скорей!
Дети – «Серый волк озорной, не пускает нас домой!»
Волк сидит между детьми и домиками (в середине зала), ловит детей на слова: «Не пускает нас домой»
«Солнышко и тучка»
Взрослый произносит известные стихи В.Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!»
Затем взрослый предлагает детям «понарошку»:
поиграть с воздушным шариком,
намочить цветы (можно бумажные сбрызнуть руками),
полетать как бабочки
собрать ягоды и т. д.
Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки»
Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют.
«Кот и мыши»
Взрослый произносит слова: «Кот «Мурлыка» лег поспать, отдохнуть и подремать (кот-ребенок ложится на пол), ну а мышки тут плясать, прыгать, бегать и пищать»
Остальные дети прыгают, хлопают в ладошки, топают ножками, пищат.
Взрослый произносит слова: - «Расшумелись – вот беда! Разбудили мы кота, мыши - непоседы разбегайтесь кто куда, кот бежит по следу».
«Воронята»
Дети- воронята сидят на стульчике, расставленные полукругом. Дети «спят» (закрываю глазки, склонив голову на руки со сложенными ладошками.
Взрослый говорит: - «Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят, а проснуться на заре, будут каркать во дворе»
«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» - бегают по комнате, размахивая разведенными в стороны руками – «крыльями».
Взрослый: - «Полетели – полетели, воронята полетели «Кар, кар»,
Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки (выходит на середину и «сыплет» крошки). «Воронята» садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками по полу) – тук, тук, тук
«Тузик по двору гулял, вороняток испугал (берет игрушку – собачку и догоняет убегающих детей «воронят»).
«Зайки»
Дети сидят на корточках по кругу. Взрослый говорит и показывает движения
( взрослый поднимает руки над головой, шевелит ими). Дети подражают его движениям и повторяют за ним слова. «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так, надо лапочки погреть (Встают, взрослый и дети хлопают в ладошки и повторяют две последние строчки)
«Зайке холодно сидеть, надо зайке поскакать (все прыгают на одном месте, повторяя последние слова) Вот так, вот так, надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, зайка прыг и убежал» (взрослый рычит, дети разбегаются врассыпную).
Музыкальные игры:
Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста.
«Пирожки»
Дети сидят на стульчике, взрослый напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения.
«Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх), кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки)
«Сели заиньки в кружок»
Взрослый вместе с детьми садится на корточках и поет следующую простую песенку:
Сели заиньки в кружок,
роют лапкой корешок,
вот такие зайки,
зайки – побегайки – 2 раза.
Тут бежит лисичка - рыжая сестричка (лисичку изображает второй взрослый или образная игрушка). При этих словах дети поднимают головы, и делают ушки руками
( поднимают ручки над головой)
Лисичка спрашивает: «Где же, где же зайки?»
Взрослый-ведущий при этом говорит: «Зайки – убегайте!»
Ребята разбегаются от лисички в разные стороны, а лисичка их пытается догнать.
Когда дети соберутся вместе, игру можно повторить.
«Листочек»
Детям раздаются листочки из бумаги разного цвета, предлагается встать, кто как хочет.
Взрослый напевает слова и выполняет движения вместе с детьми.
-Закачался надо мной
мой листочек золотой
(качаем листочками в разные стороны над головой)
Листики, листки
Вот какие листики
Тут подул вдруг ветерок,
Закружился мой листок
Листики, листки
Вот какие листики
(все выполняют круговые движения, крутятся вокруг себя и бросают листочки под ноги)
Дети поднимают листочки, игра повторяется
Взрослый говорит – вот как много листочков в конце игры упало на дорожку, давайте их соберем в красивый букет
«Паровозик»
В этой игре создаётся образ паровозика, состоящий из вагончиков-детей. Впереди всех вагончиков – паровоз (взрослый). В начале игры можно использовать дудочку (гудок паровоза) или издать звук голосом: Ту-Ту-Ту-у-у-у, чу-чух-чух
Детям предлагается встать друг за другом, идти за взрослым, держась за плечи или за веревочку. Когда все дети встали, взрослый начинает петь и медленно продвигаться по комнате (площадке). Дети могут подпевать.
-Вот поезд наш едет, колеса стучат,
а в поезде нашем ребятки сидят.
Чу- Чу, Чу- Чу, Чу- Чу,
бежит паровоз далеко, далеко,
ребят он повез.
Но вот остановка.
Давайте слезать, Кто хочет, ребята,
пойдёмте гулять!
Взрослый объявляет остановку, например «Луговая» и предлагает ребятам погулять Дети выходят из вагончиков, «собирают цветы», предварительно разложенные на полу или играют с бабочками, сажая их на цветок того же цвета, что и бабочка (закрепление знаний цвета) или найти цветок того же цвета. Затем вновь раздается гудок: - Ту-Ту-Ту-у-у-у
Дети быстро «садятся» в поезд. Взрослый поет ту же песенку. Затем объявляет остановку, например «Спортивная». Детям предлагается встать в круги совершить несколько спортивных упражнений – приседаний, движений руками в стороны, вверх и пр.
Названия остановок и соответствующие движения могут быть какими угодно, например:
художественная мастерская (рисуем, лепим, конструируем;
песочная - играем с песком, бассейн - игры с водой и т.д. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...
Методические рекомендации "Игры с песком" (дошкольный возраст)
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком». Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущ...
Методические рекомендации "Игра как средство всестороннего воспитания личности детей".
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного и социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пр...
Методические рекомендации "Игра в жизни ребенка"
Методические рекомендации "Игра в жизни ребенка"...
Методические рекомендации Игра - конструктор для детей 6 – 7 лет «Мезенская сказка» (часть I, часть II, часть III) – техника росписи.
Методические рекомендации Игра - конструктор для детей 6 – 7 лет«Мезенская сказка» (часть I, часть II, часть III) – техника росписи. Образовательная область: Художественно...
Методическая рекомендация "Игры-экспериментирования в детском саду"
Методическая рекомендация по организации и проведении экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежед...
Методические рекомендации "Игры со старшими дошкольниками"
ФГОС ДО определяет ребенка дошкольника, как «человека играющего». С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Ка...