Использование разнообразныхформ взаимодействия с семьей, как эффективное средство создания единого образовательного пространства.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал затрагивает тему сотрудничества педагогов дошкольного образования и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Корякина Светлана Леонидовна
Использование разнообразных форм взаимодействия семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства
На современном этапе одна из самых сложных проблем взаимоотношения родителей и сотрудников детского сада. Историко-педагогический анализ и анализ научно-исследовательской литературы по данной теме свидетельствует о том, что педагоги дошкольного образования много лет изучают аспект взаимодействия ДО и семьи, они пришли к выводу, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку. Есть много разных взглядов родителей на данное сотрудничество, многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Отдельная категория родителей пренебрегают советами педагогов. Другая категория считает, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное занятие дома - просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важных условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласовании действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.
Для эффективного взаимодействия с семьей мало одного желания сотрудничать. Задачи воспитания и развития могут быть решены только в случае, если ДО будет постоянно поддерживать связь с семьй и вовлекать родителей в свою работу.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе ФОП ДО, передовых достижениях психологиии и педагогики. Однако, родители, выступающие заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДО. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Еще одним важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение и обобщение педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях педагогического процесса. Поэтому современность ставит перед ДО достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов. Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Установление с родителями партнерских отношений по взаимодействию и активизации родителей в различных мероприятиях. Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и реализация воспитательных и образовательных умений родителей. Реализа-ция единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и ДО на основе ФОП.
Совместная работа всех специлистов и педагогов по реализации ФОП обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДО можно вести по 4-м направлениям:
#1048;нформационно-аналитическое направление имеет цель изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Основополагающий момент изучения семьи через – анкетирование , которое позволит получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни - выявить их желания и надежды относительно будущего ребенка. #1055;ознавательное направление – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Можно использовать активные формы и методы работы с родителями - родительские собрания, работа с родительским комитетом группы. К собраниям можно подготовить выставку детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы. Можно использовать мультимедийные презентации с проектной деятельностью, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей. В ходе проведения консультаций можно использовать просмотр видеозаписей ситуаций в группе, аудиозаписи вопросов детей, их суждений. Постараться раскрыть их значение , понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Занятия с участием родителей можно проводить в занимательной форме викторин и олимпиад творческих мастерских, где с интересом включены в процесс не только дети, но и взрослые. Участие семей в конкурсах и выставках не только обогащает семейный досуг, но и объеденяет детей и взрослых в общих делах. #1053;аглядно-информациооное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме , напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности (родительские уголки в виде стендов с информацией и буклетов, кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом). #1044;осуговое направление в работе с родителями будет наиболее привлекательным и востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений.
Постоянный контакт с семьей позволит побудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Цель у педагогов и родителей одна - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек таков и мир , который он создает вокруг себя. Хочется верить, что дети когда вырастут , будут достойными, порядочными людьми, будут любить и оберегать своих близких.
Литература: Е.П. Арнаутова Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. Сайт Т.Н.Доронова Дошкольное учреждение и семья- единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. Сайт .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» обобщенный педагогическтй опыт работы
обобщенный педагогический опыт работы...
«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи
Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...
Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства.
Опыт работы по использованию разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства....
Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства
Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...
Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства
Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...
«Использование нетрадиционных форм работы с семьей, как эффективное средство создания единого образовательного пространства"
*Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все род...
Доклад "Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в ДОУ"
Выступление на Республиканском образовательном форуме "Сотрудничество ДОО и семей воспитанников - современный формат"...