Игры со словом.
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме

Русские народные потешки, короткие стихи - как подтекстовки к движениям детей, задающие  темп, динамику, ритм и выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_slovom.docx33.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРЫ СО СЛОВОМ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ, КОРОТКИЕ СТИХИ,КАК ПОДТЕКСТОВКИ К ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ, ЗАДАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯМ ТЕМП, ДИНАМИКУ, РИТМ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

  1. «РАДУГА».

Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

- хлопки приподнятыми вверх руками.

- радостные прыжки на двух ногах с одновременным покачиванием рук вперед-назад

  1. «ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам – на лошадке,

Жена – на коровке,

Дети – на телятах,

Внуки – на козлятах!

Гоп! Гоп! Гоп!

Тпрру!

-высокий шаг, руки вытянуты вперед («вожжи»)

- бег с высоким подниманием колен

-прямой галоп и четкая остановка

  1. «ОГУРЕЧИК»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

/медленнее/

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

-осторожным бегом приближаются к мышке

-осторожные шаги в сторону к мышке

- догонялки

  1. «МУКОМОЛ»

Мукомол, мукомол,

Ты нам зерна смолол,

А теперь из муки

Чего хочешь, испеки.

Пышки – для мышки,

Сайки -- для зайки,

Для ежей отличные

Бублики столичные!

Сайки – для зайки,

Пышки – для мышки,

Для ежей отличные

Бублики столичные!

- дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит «мукомол», около него – корзина с мячами

-«мукомол» наклоняется к корзине, берет каждой рукой по мячу и отдает их детям

- движения повторяются

- движения повторяются

- движения повторяются

- те дети, у кого в руках мячи, невысоко и ритмично подбрасывают их вверх, остальные хлопают  в ладоши.

  1. «МОСТИК»

Проложили через речку

То-то узкую дощечку!

Кот пройдет –

провалится!

Кошка –

в воду свалится,

Курица – споткнется,

Утка – скувырнется!

Только мышка перешла,

Всех мышат перевела!

-все стоят в кругу, взявшись за руки

- боковой шаг вправо по кругу

-приставить левую ногу к правой и одновременно чуть присесть

-еще шаг вправо

-приставить левую ногу и присесть

- то же

-то же

-не расцепляя рук, ведущий проводит легким шагомвсех детей через круг в воротца

 / «выворачивание круга»/

  1. «ДУЙТЕ, ВЕТРЫ»

Дуйте, дуйте

Ветры в поле,

Чтобы

Мельницы мололи

И на завтра из муки

Испекли нам

Пироги!

-дети стоят врассыпную, чуть расставив ноги. Энергично размахивают руками вокруг себя

-все разводят руки ладонями вниз

-сильные круговые движения рук вниз - перед собой – вверх  - в стороны

-мягко выводят руки вперед вверх ладонями

  1. «ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай – Болтай

Свалился во сне!

И вся королевская конница,

И вся королевская рать

Не могут Шалтая,

Не могут Болтая,

Шалтая – Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая – Болтая

Поднять!

-дети стоят врассыпную. Мягкие руки «положены» на воздух. С каждым словом дети то роняют руки вниз, скрещивая их перед грудью, то разводят их в стороны.
-«ломаются» в поясе. Руки и голова повисают вниз

-резко выпрямляются, вытягивая руки вперед, «берут уздечку».Делают три высоких шага на месте.

- Повторяют три высоких шага, делая на последнем шаг вперед. Руки двигаются вдоль туловища вперед-назад

-взявшись за воображаемый канат, которым обвязвн Шалтай, как бы перетягивают его, перенося вес тела с ноги на ногу, делая это с усилием

-как бы вытирают пот со лба» и опять «ломаются» в поясе

  1. «АНДРЕЙ - ВОРОБЕЙ»

Андрей – воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек,

Не клюй песок,

Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать

Колосок!

-дети стоят врассыпную, «подбоченившись»

-выполняют две «ковырялочки»

-движение «качалочка»

-шаг с притопом вправо – влево

- «козлик»

- «три притопа»

  1. «ВОРОНА»

Еду, еду, -

вижу –

мост

Под мостом ворона мокнет.

Я ворону – шасть на мост-

Пусть ворона сохнет!

Еду, еду – вижу мост,

На мосту ворона сохнет.

Я ворону – шасть – под мост.

Пусть ворона мокнет!

-дети стоят врассыпную,«берут уздечку», делают «пружинку»

Прикладывают правую руку «козырьком» ко лбу

- «рисуют » правой рукой над головой радугу

- складывают кисти рук крестиком (руки – «крылья») перед собой

-выворачивают обе кисти рук вниз-вверх

-отмахиваются правой рукой

-повторяются движения первой строчки

-повторяются движения второй строчки

-выворачивают обе кисти рук вниз-вверх / в другом направлении/

-отмахиваются правой рукой

  1.  «МОЯ СЕМЬЯ» (НА МЕЛКУЮ МОТОРИКУ)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик маменька,

(загадочно)Ну, а этот пальчик –

 это я!

А это –

вся моя семья! (гордо)

Я ее очень люблю!

-трогают большой пальчик,

-трогают указательный пальчик,

-трогают средний пальчик,

-трогают безымянный пальчик,

-трогают мизинец

-прикладывают всю ладошку к груди

-показывают раскрытую ладошку, пальчики «веером»

Складывают пальчики в кулачок

-прикладывают кулачок к груди и гладят его

  1. «ТЫНЦЫ - БРЫНЦЫ»

Тынцы – брынцы,

Пеки блинцы!

Мажьте маслянее,

Чтоб было повкуснее!

4 хлопка

-хлопки «блинчики»

Гладим открытую ладошку то тыльной, то открытой ладошкой

  1.  «ОЙ, ДИЛИ, ДИЛИ»

ДЕТИ: Ой, дили, дили, дили,

Мы кого-то видели:

Лохматого, ушастого,

Глазастого, зубастого!

1 солист: Может, это был козел?

Дети: Нет!

2 солист: Или по лесу ходил серый волк?

Дети : Нет!

3 солист: Или медведь?

Дети: Не успели разглядеть,

Потому что испугались

И от страха разбежались!

Все дети стоят врассыпную,  три солиста – напротив

-изображают ладонями и пальцами все произносимые слова, в конце в страхе приседают

-изображает «козлика с рожками»

на последнее слово

-изображает «волка»

-изображает «медведя»

-на последнее слово догонялки. Кого солисты осалят, тот становится солистом

  1. «СКОК, ПОСКОК»

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька - невеличенька.

Сама – с вершок,

Голова с Горшок!

-прыгают по кругу на двух ногах

-идут легким шагом, руки-«крылья» на поясе

-идут в круг, держась за руки

-медленно, осторожно приседаем

Отходят назад, поднимают и разводят руки

14.»ДОЖДИК»

Дождик лей, лей, лей

На меня –

и на людей!

На людей –

по ложке,

На меня –

по крошке!

А на Бабу Ягу

Лей по

целому ведру!

-руки дальше от тела, встряхивают кисти рук

-показывают обеими руками на  себя

-руки вытягивают вперед

-складывают ладошки «горсточкой»

-как бы «брызгаются» из ладошек

-показывают обеими руками на себя

-пальчиками «крошат крошки»

-испуганно хватаются за щечки

-поднимают над головой воображаемое ведро, встают на цыпочки

-широкие движения руками от себя подальше

  1. «СКОМОРОШКИ»

Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Они срезали по пруточку,

Они сделали по гуждочку.

Вы, гуды-гуды, гудите,

Наших деток веселите!

-дети-скоморошки сидят на полу, руки за спиной, прямые ноги вытянуты в разные стороны, носки вверх

--«срезают палочки»

-дырочки показывают на пальчике

-изображают игру на дудочке

-показывают «длинный нос»

  1. ГОП, ГОП»

Гоп, гоп, на конях,

Скрип, скрип на санях,

Едем к бабушке

На оладушки

Будет, будет нам пирог,

Блин с подмазкою,

Будет-будет вечерок

 С доброй

Сказкою!

-«саночки», бег мягкий, широкий, руки «скрепочкой»

-берутся за руки, кружатся

Поворачиваются лицом к гостям, выставляют, подбоченясь, ногу на пятку

-обе ладошки к сердцу

-широкий поклон, руки в стороны

  1.  «ЗМЕЯ»

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

- Хочешь быть моим хвостом?

- Ну, конечно же, хочу!

Все дети стоят в кругу, водящий идет внутри круга, на последнем слове останавливается

-спрашивает того, перед кем остановился

-ребенок отвечает и встает за ведущим

Игра повторяется до тех пор, пока все дети на станут «хвостом»

  1.  «КАК ХОДИЛ-ТО КОЗЕЛ»

Как ходил-то козел,

 До поельничку,

Парней, девок собирал

На весельичко

-Выбираю я тебе!

-  Бе-е-е!

Все: Прыг!

Все дети стоят в кругу, водящий идет по кругу, на последнем слове останавливается

-говорит тому, перед кем остановился

-ребенок отвечает и встает за водящим (последним)

-прыжком поворачиваются в другую сторону, игра продолжается

Игра повторяется до тех пор, пока все дети не встанут

  1. «БАРАШЕНЬКИ-РУТОРОЖЕНЬКИ»

Барашеньки-крутороженьки

По лесам ходили,

По полям бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород!

Кого поймал, спрашивает:

Ваня: Ты зачем меня дразнила?

-Не сердись, я пошутила!

Дети стоят в кругу, Ваня в центре. Руки детей изображают «рога» Дети идут по кругу, ногами выстукивают ритмический рисунок

-изображают игру на скрипочке

-сначала руки в стороны, потом берутся за руки

-сужают круг

-расширяют круг

-прыжком развернулись из круга

-4 скользящих хлопка

Догонялки (Ваня догоняет обидчиков)

  1. «НАТАША» , ПЕРЕПЛЯС

Наша-то Наташа-то

Совсем не та, что ваша-то!

Наша-то – плясунья,

Ваша-то –крикунья!

Наша – рукодельница,

А у вас – бездельница!

-Нет! Наша-то Наташа-то …

Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. Одна шеренга наступает, а другая стоит

7 шагов с притопом (наступают) или топающий шаг

2 полуприсядки

Отмахнуться

Кружение с «полочкой»

Отмахнуться и топнуть (отмахнуться или погрозить пальчиком)

Игра повторяется, но играет другая шеренга: первая отступает, а вторая наступает

  1. «НА МЕЛЬНИЦЕ»

На мельнице,

На вертельнице

Подрались два карася

Вот и сказка вся!

Дети стоят парами по кругу. Левые руки  соединены «калачиком»

Кружатся, отбрасывая ноги назад на легком беге

-останавливаются, поворачиваются друг к другу,

Играют  в ладушки

Соединяются  правыми руками, провожая партнера, и проходят дальше по кругу, к следующей паре

  1. « ВЕНИКИ-ПОМЕЛИКИ» - ПЕСНЯ – СКОРОГОВОРКА

Веники, веники,

Веники-помелики,

По печи валялися,

С печи оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила…

Песня повторяется несколько раз с ускорением. В конце – «Ух!»

Песня повторяется несколько раз, каждый раз все быстрее, с ускорением. В конце – «Ух!»

  1. «БАБКА - ЕЖКА»

Бабка-Ежка, костяная ножка,

Нос крючком, волоса торчком!

С печки упала, ножку сломала,

Вышла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар,

Раздавила самовар!

Дети встают в круг. В центре – «Бабка – Ежка». Она, поворачиваясь, крутит «помелом» по полу, а дети перепрыгивают через него. Кого заденет, тот выбывает из игры.

  1. «ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ»

Шла коза по лесу,

 По лесу, по лесу

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу:

- давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Давай с тобой попляшем, попляшем, попляшем

И ручками помашем, помашем, помашем!

Дети стоят в кругу и поют, солист ходит внутри круга

-останавливается перед ребенком, начинает показывать движения, тот повторяет. С окончанием игры, солист встает на место ребенка, а ребенок становится солистом. Движения предыдущего солиста желательно не повторять.

  1. «КУРИЛКА»

Курилка, курилка,

Ножки долгоньки,

Живот короток.

Не помри же ты, курилка, не заставь меня плясать, не заставь меня плясать, всю беседу целовать!

Все дети стоят в кругу, передают горящую лучинку и поют. У кого лучинка погаснет, тот должен или сплясать, или найти себе дружочка и его поцеловать (дети решают, плясать или целовать). Игра повторяется несколько раз.

  1. «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дили-день,

Дили-дон,

Выходи из круга вон!

Дети стоят парами с «воротиками» друг за другом и поют. Ведущий проходит через воротики сзади вперед. После слова «вон!» первая пара разбегается в разные стороны, в конец «воротиков». Ведущим становится тот, кого поймает ведущий.

  1. «ВСТРЕЧА»

Встретились два котенка – мяу-мяу-мяу,

Встретились два  щенка – ав-ав-ав,

Встретились две лошадки – и-и-го-го,

Встретились два гуся  - га-га-га,

Встретились два быка – му-му-му:

«Вот какие у меня рога!»

Пальцы обеих рук соединяются

Мизинцы трогают друг друга;

Безымянные пальчики трогают друг друга;

Средние пальчики трогают друг друга;

Указательные пальчики трогают друг друга;

Большие пальчики трогают друг друга, затем дети двумя руками делают «рога» у себя на голове.

  1.  «СОЛНЫШКО ВСТАЛО»

Утро настало,

 Солнышко встало.

- Эй, сосед Федя,

Пора будить соседей:

-вставай, указка,

- вставай середка,

- вставай, сиротка,

 - вставай Тимошка,

- привет, ладошка!

Потянуться

Круговые движения руками

Оттопыривают и выносят вперед большой палец одной руки, остальные сжаты в кулачок

Оттопыривают и выносят вперед указательные пальцы рук,

Оттопыривают и выносят вперед средние пальцы рук,

Оттопыривают и выносят вперед безымянные пальцы рук,

Оттопыривают и выносят вперед мизинцы

Ладошка хлопает по другой ладошке.

  1. «ЕДУ, ЕДУ К БАБЕ, ДЕДУ»

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке в красной шапке.

По кочкам, по кочкам,

В рваном лапоточке,

По кочкам, по кочкам,

В рваном лапоточке

Прямо, прямо и вдруг – в яму

Бух!

Встали, отряхнулись,

В другую сторону повернулись..

(для окончания):

- друг другу улыбнулись!

Бег широкий, держат «уздечку»

Скачут сначала на одной ножке,

потом – на другой

высокий шаг

падают или приседают

  1. «ПЛЕТЕНЬ»

Вейся, вейся, плетень,

Завивайся, плетень,

Завернись клубком

Словно камушком (повторяют, пока цепочка не закрутится).

По дороге Маша шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок маленький,

Нитка аленька.

Клубок далее, далее, далее,

Нитка доле, доле, доле.

МАША:

- Я за ниточку взяла,

Клубок ниток порвала

Все стоят в «цепочке» по одному, взявшись за руки. Ведущий заводит «улитку» ( выводит всех а центр зала и закручивает всех в один «клубок»). Все встают тесно, чтобы водящий не сразу нашел «хвостик» - последнего играющего.

Водящий находит конец «цепочки», раскручивает ее, выстраивает круг.

После этих слов «Маша» – ведущая  -  становится последним, а последний становится ведущим – «Машей» или «Ваней»

29 – «А» «ПЛЕТЕНЬ»

Заплетися, плетень,

 Заплетися, плетень,

Затплетися, заплетися!

Завяжися, узел, завяжися, узел,

Завяжися, завяжися!

Вот заплелся плетень,

Вот заплелся плетень,

 Вот заплелся, вот заплелся!

Завязался узел, завязался, узел,

Завязался, завязался.

Расплетися, плетень, расплетися, плетень,

Расплетися, расплетися!

Развяжися, узел, развяжися, узел,

Развяжися, развяжися!

Вот расплелся плетень, вот расплелся плетень,

Вот расплелся, вот расплелся,

Развязался, узел,

Развязался узел,

 Развязался,

Развязался!

Все стоят в «цепочке» по одному, взявшись за руки. Ведущий заводит «улитку» ( выводит всех а центр зала и закручивает всех в один «клубок»). Все встают тесно, чтобы водящий не сразу нашел «хвостик» - последнего играющего.

Водящий находит конец «цепочки», раскручивает ее, выстраивает круг.

  1. «ДЕВОЧКИ И КОЗЫ»

Как же козам не бодаться,

Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться,

Если ножки есть?

За рога возьму козленка,

Отведу на луг,

А девчонку за ручонки-

 И в веселый круг!

А девчонку за ручонки-

 И в веселый круг!

Все стоят в кругу, разделены по  парам

Подскоки в круг с «рожками»

Подскоки из круга, руки на поясе

Кружатся влево, наклоняясь и держась за воображаемые «рожки»

Кружатся парами, держась за руки, на подскоке.

32.ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ)

  1. «ПРИСЯДКА»

Сяду, встану, сяду, встану

И как мячик поскачу.

Танцевать я не устану,

Я танцором стать хочу!

  1. «КОВЫРЯЛОЧКА»

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Замечательная!

  1. «КАЧАЛОЧКА»

Качалочка качается,

А Маша улыбается!

  1. «МЕТЕЛОЧКА»

Как у наших у ворот

Дворник улицу метет,

Дворник улицу метет,

Все соринки подметет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...

Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...