Знакомство с русской ложкой (НОД из цикла "Звуки музыки")
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Знакомство с русской ложкой»
Цель:
Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».
Задачи:
- Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), разучивание приёма игры на ложках «Лошадка».
- Развивающая: Развивать чувство ритма; развивать координацию речи с движением, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
- Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Тип занятия: тематическое
Формы работы: групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, ИКТ, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .
Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Ложки», видеоролик «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я. Роот, деревянные ложки.
Репертуар:
- Звук ложки;
- «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я. Роот;
- Ритмическое упражнение «Ложки»;
- Р.н.п. «Вдоль по Питерской»;
- «Лошадка» муз. Н. Потоловского;
- «Игра с Козликом» муз. и сл М.В. Сидоровой
Ход занятия:
- Организационный момент: (дети стоят полукругом)
СЛАЙД 1
Приветствие.
- «Здравствуйте, ребята!
- «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов.
Послушайте мою загадку.
СЛАЙД 2
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
СЛАЙД 3
Дети отгадывают загадку.
Музыкальный руководитель:
Верно! Послушайте, как они звучат.
Звук ложки
Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?
2. Изучение новой темы
Рассказывает о том, как появились деревянные ложки, как их изготавливали, чем отличаются ложки разных областей России.
СЛАЙД 4
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы . С чего же начинали делать ложки?
СЛАЙД 5
Сначала заготавливали топором небольшие деревянные брусочки – баклуши.
Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
СЛАЙД 6
Специальными инструментами (топор, резцы) из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложки любили украшать резьбой и росписью.
СЛАЙД 7
Ложкарный промысел был распространён по всей России.
В каждой области был свой мастер – ложкарь. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские (показать пример).
СЛАЙД 8
На Руси даже существовал день когда рубили дерево на выделку ложек. Это было
7 мая - Пелагея.
А 2 теперь апреля стал Международный день ложки.
СЛАЙД 9
Неокрашенные ложки использовались ежедневно.
СЛАЙД 10
Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства.
СЛАЙД 11
Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
СЛАЙД 12 – видео «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я. Роот
Давайте посмотрим, как красива русская песня в сопровождении игры на ложках. (после песни встают в круг)
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.
(раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Вы умеете считать?
Ритмическое упражнение «Ложки»
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова, затем садятся на стульчики)
СЛАЙД 13
Конечно, на ложках очень трудно играть. Существует много разных способов игры на ложках. Но чтобы играть на ложках, как и на любом другом музыкальном инструменте, нужно много учиться.
Послушайте стихотворение:
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
Если виртуоз играет,
Ложки будто - бы летают.
Их в руках по три, по пять.
Даже трудно сосчитать!
Посмотрите, как играет ансамбль ложкарей «Барыня». Он исполнит русскую народную песню «Вдоль по Питерской»
СЛАЙД 14 Видео «Вдоль по Питерской» - ансамбль ложкарей «Барыня».
Посмотрели, как играют настоящие ложкари? Я вам тоже предлагаю стать ложкарями и научиться играть на ложках вот так…
СЛАЙД 15 (демонстрация приёма «лошадка»).
На звук какого животного похож такой стук ложек? (предположения детей). Этот прием так и называется «Лошадка». Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать (дети пробуют). А чтобы нам было веселее играть, пусть звучит музыка, которая так и называется «Лошадка»
СЛАЙД 16 «Лошадка» муз. Н. Потоловского.
СЛАЙД 17
Вы стали настоящими ложкарями. Я предлагаю наше занятие закончить весёлой игрой «Игра с Козликом» муз. и сл М.В. Сидоровой
3.Рефлексия.
Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке? Наше занятие подошло к концу.
«До свидания, ребята!»
«До свидания!» (дети уходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.Деревянные ложки.»...
Технологическая карта НОД «Знакомство с русской ложкой» с элементами здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе
Пояснительная записка:Непосредственно образовательную деятельность в направлении «Образовательная область «Музыка», проводила музыкальный руководитель.Непосредственно образовательная деятельность пред...
Конспект НОД "Знакомство с русской ложкой"
Конспект НОД "Знакомство с русской ложкой"...
Интегрированное занятие для детей старшей группы «Знакомство с русской ложкой»
Цель: Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».Задачи:vОбразовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (истори...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию на тему: «Знакомство с русской ложкой»
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию на тему: «Знакомство с русской ложкой»...
Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"
В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную кул...
ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ЛОЖКОЙ"
Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста...