Модифицированная социально-педагогическая реабилитационная программа по ритмопластике «В музыке и движении - гармония души»
учебно-методический материал по музыке на тему
Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренныхв музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Модифицированная социально-педагогическая реабилитационная
программа по ритмопластике
«В музыке и движении - гармония души»
Астрахань
«Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир,
знания такой души перекошены на один бок»
И. М. Сеченов
Пояснительная записка
Введение
Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности – игре, общении, экспериментировании, предметной, изобразительной, речевой и театральной деятельности – происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социальное развитие дошкольника, что создает важнейшие предпосылки для активной содержательной жизни ребенка и успешной деятельности в школе.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы "В музыке и движении - гармония души", которая, на наш взгляд, является универсальной, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря чему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты"
Актуальность
Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр, находятся в трудной жизненной ситуации и попадают в группу риска. У многих детей наблюдается мышечная зажатость, речевые и моторные нарушения. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект. Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и при этом - движения под музыку для ребенка - один из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию. Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
Занимаясь с детьми, я убедилась, что развитие двигательной активности оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.
Цель программы "В музыке и движении - гармония души" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Программа построена на общепринятых педагогических принципах:
Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.
Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Участники программа предназначена для детей 3 - 6 лет
Сроки реализации программы реабилитационный период от 3 до 6 месяцев, занятия проводятся один раз в неделю
Предполагаемый результат при систематических занятиях по программе «В музыке и движении - гармония души»
- нормализуются психические процессы и свойства: память, внимание, мышление;
- быстрее сформируются двигательные навыки и умения;
- чище и грамотнее станет речь;
- эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности;
- укрепится физическое здоровье дошкольников;
- дети станут более раскрепощёнными и коммуникативными.
- у дошкольников сформируются навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьется инициатива, трудолюбие.
Формами проведения занятий являются:
учебно-тренирующая, игровая, сюжетная, контрольно-учётная.
Программа реализуется в три этапа
I этап - подготовительный .
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее. Педагог проводит диагностику уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
II этап - основной .
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
При разучивании комплекса ритмическойпластики необходимо учитывать следующие требования:
- показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
- наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
- при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
- во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
III этап - заключительный .
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Программные задачи | Репертуар | Кол-во часов |
I. | Занятие вводное, диагностическое Музыка выражает настроения и чувства человека. | 1. Характер и образы музыки. | Умение определять выражать в пластике настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. Умение выбирать характер движений. | П. Чайковский. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. А. Петров. “Песенка о дружбе”. (“Маршируем”). Р. Глиэр. “Вальс”. А. Аренский. “Колыбельная”. П. Чайковский. “Грустная песенка”. М. Мусоргский. “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” (“Пружинки”). | 2 |
|
| 2.Темп, динамика. | Осознание влияния темпа в музыке на образ и выражение его в пластике и движении. Умение держать темп. Динамические оттенки – форте и пиано, выражение их голосом и движением. | Д. Кабалевский. “Рондо-марш”, “Весёлое путешествие”. (“Шагаем – бегаем”) Ф. Шуберт. Экосез, соч. 18а №1 Т. Островская. “Вышивание”. | 2 |
|
| 3.Мелодия, лад: мажор и минор. | Восприятие и выражение в движении того или иного характера мелодической линии (задушевного, певучего, лирического, плясового, задорного). Восприятие контрастного характера музыкальных произведений, ладового колорита (мажор, минор). | П. Чайковский. “Трепак” из балета “Щелкунчик”. Л. Бетховен. “Весело – Грустно”. И. Бах. “Шутка” Е. Туманян. “Плавно – Отрывисто”. | 2 |
II. | Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш. | 1. Песня. | Восприятие песенной мелодики. Умение выразить песенность в движении. Умение соотносить и координировать вокальное и ритмическое исполнение. | Д. Штейнбельт. “Адажио”. “Белый снег белёшенький”. “Андрей-воробей”. Моцарт. “Тоска по весне”. А. Хачатурян “Андантино”. | 2 |
|
| 2. Танец. | Знакомство с разными танцами. Отражение 2х-дольности и 3х-дольности в движении. Вальс, полька, менуэт. | Р. Глиэр. “Вальс”. Соч. 31, № 6. П. Чайковский. “Вальс” (“Детский альбом”). С. Рахманинов. “Полька”. И. Бах. “Менуэт”. | 2 |
|
| 3.Танцевальные элементы народов мира. | Умение двигаться легко, грамотно, выразительно. Разучивание элементов русской народной пляски, хоровода, бальных танцев. | А. Даргомыжский. Хор крестьян из оперы “Русалка” “Ой, хмель, мой хмель” (упражнение “Зеркало”). Б. Можжевелов. “Хоровод”. Латышская народная песня “Мельница” (приставной шаг и боковой галоп). Т. Корганов. “Полька”. И. Штраус. “Полька-пиццикато”. | 2 |
|
| 4. Марш. | Знакомство с маршеобразными движениями. Осознание и передача в пластике разнохарактер-ных маршей: героический, траурный, игрушечный. | И. Дунаевский. “Наша молодость идёт”. П. Чайковский. “Похоронный марш” (“Детский альбом”). П. Чайковский. “Марш деревянных солдатиков” (“Детский альбом”). | 2 |
III. | Природа и музыка. | 1. Времена года в музыке. | Закрепление представлений детей об изменениях в природе. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы. Развитие внимания, координации движений. Развитие наглядно-образного мышления: мыслительных операций анализа, сравнения, общения. Формирование интереса к совместному выполнению заданий, развитие навыков совместной деятельности. | П. Чайковский. “Подснежник” (“Времена года”). П. Чайковский. “Песнь косаря” (“Времена года”). П. Чайковский. “Декабрь”. “Вальс”. (“Времена года”). А. Вивальди. “Времена года”. В. Моцарт. “Тоска по весне”. | 2 |
|
| 2. Утренняя и вечерняя природа. | Формирование музыкальной и пластической отзывчивости на состояние утренней и вечерней природы; | Э Григ. “Утро”. “Заход солнца”. С. Прокофьев. “Дождь и радуга”. “Утро”. “Вечер”. “Ходит месяц над лугами” (“Детская музыка”). | 2 |
IV. | Музыка рассказывает о животных и птицах. | Метроритм. | Формирование способности выражать образный строй музыки. Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, пульсации. Ощущение сильных и слабых долей. Воспроизведе-ние детьми ритмического рисунка хлопками. | А. Буренина. “Плюшевый медвежонок”. “Белочка” (“Ритмическая мозаика”). А. Вивальди. “Весна”. С. Прокофьев. “Шествие кузнечиков”. (“Детская музыка”). Р. Шуман. “Бабочки”. А. Гурилёв. “Галоп”. А. Рубинштейн. “Кавалерийская рысь”. И. Манукян. “Кто живёт в лесу?” “Лесная тишина”. “Медведи”. “Лисы”. “Волки”. “Зайцы”. | 2 |
V. | Сказка в музыке. | 1. Строение музыкального произведения (форма). | Умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. Понятие о вступлении, частях, фразах. Изображение музыкальных фраз. Ориентировка в коллективе и пространстве. | А. Дворжак. “Вальс”. Р. Шуман. “Бабочки”. С. Прокофьев. “Шествие кузнечиков”. (“Детская музыка”). | 2 |
|
| 2. Образные упражнения и музыкальные игры. | Развитие художественно-творческих способностей детей, обучение двигательным навыкам в увлекательной форме. | В. Золотарёв. “Цветы и бабочки”. Р. Глиэр. “Балетная пляска”. Соч. 31 № 12. А. Гурилёв. “Галоп”. (игра “Лошадки”). Э. Григ. “Шествие гномов” | 2 |
VI. | День, полный событий. | 1. Гимнастические упражнения с предметами и без. | Восприятие связи музыки и движения. Создание условий для оптимизации творческих способностей детей. Развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений. | П. Чайковский. “Детский альбом”. | 2 |
|
| 2. Музыкальные инструменты. Понятие тембра. | Использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения. Усвоение теоретических основ музыкального искусства. Приобретение и развитие навыков игры на детских и оркестровых музыкальных инструментах. | Русская народная песня “Светит месяц”. Книппер. “Почему медведь зимой спит?”. Е. Крылатов “Песенка о снежинке”. | 2 |
Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...
Другими словами, программа " В музыке и движении - гармония души " нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных)*.
Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренныхв музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Ф.И. ребенка__________________________________________________________
Год рождения_________________________________________________________
Параметры________________________________________________________
Начало реабилитации_____________________________________________________
Середина _________________________________________________________
На момент выбытия из центра____________________________________________________________
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)__________________________________________________
2. Эмоциональная сфера____________________________________________________________
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность-общительность, экстраверсия-интроверсия)
4. Творческие проявления_______________________________________________________
5.Внимание_______________________________________________________
6.Память__________________________________________________________
7. Подвижность нервных процессов___________________________________
8. Пластичность, гибкость___________________________________________
9. Координация движений___________________________________________
В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3-балльную, 5-балльную, 10-балльную, либо уровни: высокий, низкий, средний. Каждый педагог выбирает и обосновывает ту шкалу, которая ему больше подходит, принципиального значения для вывода об общем уровне развития ребенка это не имеет.
Мы приводим критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-балльной системой.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый нами в задачах.
^ Пример оценки детей 4-го года жизни:
5 баллов — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
4-2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
^ Оценка детей 7-го года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Настроение музыки»
Цель: Сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.
Задачи:
- Учить эмоционально откликаться на музыку.
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Развивать умения определять тот или иной образ.
Ход занятия
Дети входят в игровую под музыку “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского.
Педагог: Здравствуйте, дети! Вам понравилась музыка, которая встретила вас?
Дети: Да!
Педагог: А как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка? Что вы чувствуете, когда она звучит?
Дети: Она плавная, нежная, красивая, лёгкая.
П.: А какие движения можно придумать под эту музыку?
Д.: Движения должны быть плавные, свободные, можно кружиться, мы как будто на балу.
П.: Попробуйте поимпровизировать….
Звучит “Вальс цветов”. Дети врассыпную придумывают движения.
П.: Молодцы, прекрасно! Главное – вы правильно уловили суть музыки и не делали резких скачков, а двигались плавно и мягко. А кто может сказать, как называется человек, который сочиняет музыку?
Д.: Композитор!
П.: Правильно, Эту музыку написал великий русский композитор П. Чайковский. А какие произведения этого композитора вы ещё знаете?
Д.: “Утренняя молитва”, “Болезнь куклы”.
П: Молодцы! А как называются движения под музыку?
Д.: Танец!
П.: Конечно! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И сейчас мы с вами станем частичками одного большого цветка.
Д.: Его лепестками!
П.: Итак, какой цветок будем изображать?
Д.: Розу! Ромашку! Хризантему!
Дети и учитель встают в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их свободными и мягкими, как лепестки. Нужно сделать 4 небольших шага в центр круга, сесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад, плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского. Обязательное условие – одновременность и синхронность действий каждого.
П.: А сейчас – новая музыка! Послушайте! Каков её характер?
Звучит Гопак из оперы М. Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.
Д.: Она задорная, весёлая, быстрая!
П.: Конечно! Её написал русский композитор Мусоргский.
Д.: В ней есть резкие звуки, которые выделяются.
П.: Правильно, это акценты! Как же нам их показать в движении?
Д.: Наверное…прыжками!
П.: Хорошо. Тогда вначале мы будем двигаться, как пружинки, а когда услышим акценты…
Д.: Будем прыгать!
П.: Прекрасно! Сегодня вы познакомились с некоторыми музыкальными образами. На следующем занятии мы продолжим нашу работу. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Занятие « Образ»
Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Ход занятия
1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».
Дети в творческом полукруге.
Педагог. «Театр —это прежде всего праздник. Спектакль должен принести зрителям радость, пробудить в них любовь к жизни, взволновать, сделать участниками творческого процесса. Нет такого вида искусства, где зрители могли бы аплодировать, демонстрировать положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!» На просмотре спектакля зритель активно переживает за судьбу героев. Главная фигура в театре — актер. Актер должен четко, понятно произносить слова героя, красиво двигаться на сцене, поэтому игры и упражнения на развитие двигательных способностей помогут вам увереннее чувствовать себя на сцене, быть подвижными, ловкими, гибкими, выносливыми, музыкальными; быстро реагировать на то или иное музыкальное произведение. Сегодня мы поиграем в игры на развитие двигательных способностей.
Игра «Снеговик».
Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».
Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.
Игра повторяется 2—3 раза.
Игра «Баба Яга».
В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)
А потом и говорит:
«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)
Пошла на улицу —
Раздавила курицу,
Пошла на базар —
Раздавила самовар!
Вышла на лужайку —
Испугала чайку!
Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа
Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Гармония души»
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенс...
Музыкотерапия для гармонии души и тела
Музыкотерапия-одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности....
2018г. Использование балансировочных досок на занятии "Гармония души и тела".
Тренировка на балансировочных досках....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«Азбука дорожного движения" Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года...
Социально-педагогический краткосрочный проект «Изучаем правила дорожного движения» для детей старшей группы
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Наше государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих об...
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» программа социально-педагогической направленности по обучению правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста 3-7 лет, (срок реализации программы 6 месяцев)
Программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» (далее – Программа) по обучению детей дошкольного возраста (3-7 лет) правилам дорожного движения с использование...