Учебная программа непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" в детском саду.
рабочая программа по музыке (младшая группа) по теме
Программа по НОД в области "Музыка" разработана по возрастам в соответствии с ФГТ для музыкальных руководителей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_po_muzyke.doc | 256 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
Первая младшая группа (от двух до трёх лет).
Слушание - Ознакомление с музыкальными пьесами разного характера, спокойными и бодрыми песнями.
- Формирование у детей умения различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).
-Развитие у детей умения понимать и эмоционально реагировать на содержание музыкального произведения.
Пение:
-Формирование у детей активности при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. – Развитие у детей умения подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению. Музыкально-ритмические движения: - Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения. – Формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полу-приседать, совершать повороты кистей рук). – Формирование умения начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы. – Совершенствование у детей умения ходить и бегать, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Вторая младшая группа (от трёх до четырёх лет). Слушание: - Формирование у детей умения слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чём поётся в песне. – Развитие у детей способности различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (тихо, громко). – Совершенствование у детей умения различать звучание музыкальных игрушек, музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, погремушка, барабан, бубен, металлофон). Пение: - Развитие у детей певческих навыков. – Обучение пению без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, умению чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково). Музыкально-ритмические движения: - Формирование у детей умения маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку; двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе её звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания и окончание музыки (самостоятельно начинать и заканчивать движение). – Улучшение качества исполнения танцевальных движений детьми: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. – Развитие у детей умения кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично, и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них. – Способствование развитию у детей навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. – Формирование у детей навыка ориентировки в пространстве. Игра на детских музыкальных инструментах: - Ознакомление детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном, а также их звучанием. – Формирование у детей элементарных навыков подыгрывания на детских ударных инструментах. Творчество: - Формирование у детей умения допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля», навыков сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу. – Развитие у детей творческих способностей в самостоятельном выполнении танцевальных движений под плясовые мелодии и движений передающих характер изображаемых животных.
Средняя группа (от четырёх до пяти лет). Слушание: - Ознакомление детей с музыкальными произведениями, их запоминание детьми, накопление музыкальных впечатлений. - Развитие у дошкольников музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки. – Развитие у детей способности различать характер песен, инструментальные средства их выразительности. – Формирование музыкального вкуса. Пение: - Формирование у детей певческих умений и навыков. – Обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента. – Развитие музыкального слуха (различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок). – Развитие у детей певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Музыкально-ритмические движения: - Развитие у детей музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений. – Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок. – Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, танцы и упражнения. – Развитие художественно-творческих способностей. Игра на детских музыкальных инструментах: - Совершенствование эстетических восприятий и чувств ребёнка. – Становление и развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости. – Развитие у детей сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. – Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами и обучение игре на них. – Развитие у детей координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Творчество: - Развитие у детей творческого воображения при восприятии музыки. – Способствование активизации фантазии ребёнка, стремлению и достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла. – Развитие у детей способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Старшая группа (от пяти до шести лет). Слушание: - Обогащение у детей представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способов их выражения. – Обогащения опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений. – Формирование у детей слушательской культуры. – Развитие представлений о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях, понимание характера музыки детьми. Пение: - Формирование у детей певческих навыков: чистота интонирования, дыхания, дикции, слаженности. – Развитие умения у детей использовать музыку для передачи собственного настроения. – Создание фонда любимых песен у детей, тем самым развивая песенный вкус. – Способствование развитию навыков сольного пения. Музыкально-ритмические движения: - Развитие чувства ритма у детей, умения передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. – Формирование у детей умения свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. – Способствование детскому танцевальному творчеству. – Формирование у детей навыков исполнения танцевальных движений. – Развитие у детей навыка инсценирования песен, обучение импровизации в разных игровых ситуациях. – Ознакомление детей с разными видами танцев (русский хоровод, пляска, танцы народов мира, современный танец). Игра на детских музыкальных инструментах: - Обучение детей исполнению простейших мелодий на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. – Развивать творчество детей, побуждать к самостоятельным действиям. Творчество: - Формирование умения у детей самостоятельного сольного исполнения, умения импровизировать, в процессе изменения окончания музыкального произведения. – Развитие умения у детей разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений.
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет). Слушание: - Развитие у детей представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке. – Развитие у детей опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений. – Формирование у детей культуры слушания музыки. – Обучение детей элементарному музыкальному анализу. – Ознакомление детей с элементарными музыкальными понятиями (динамика, темп, ритм, вокальная, инструментальная музыка, оркестровая и др.) Пение: - Совершенствование у детей певческого голоса и вокально-слуховой координации. – Обучение детей умению правильно брать дыхание и удерживать до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию. – Закрепление умения у детей пению самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Музыкально-ритмические движения: - Совершенствование навыков танцевальных движений у детей, умения выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание. – Развитие у детей танцевально-игрового творчества. – Формирование у детей навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок. Игра на детских музыкальных инструментах: - Ознакомление детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. – Обучение детей игре на металлофоне, ударных музыкальных инструментов, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках. – Исполнение детьми музыкальных произведений в оркестре и в ансамбле. Творчество: - Освоение детьми самостоятельной деятельности по подготовке к исполнению задуманного музыкального образа. – Обогащение у детей умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев.
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями.
Образовательная область. | Задачи и содержание работы. |
«Безопасность» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
«Социализация» | Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. |
«Труд» | Приобщение детей к полезному труду через разные виды музыкальной деятельности. |
«Познание» | Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества. |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Чтение художественной литературы» | Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. |
«Художественное творчество» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Здоровье» | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. |
«Физическая культура» | Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Музыка».
Примерный перечень программ, технологий и пособий.
1Зацепина М.Б. Программа музыкального воспитания в детском саду и методические рекомендации для занятий с детьми с двух до семи лет. – М.,2006г.
2.Радынова О.П. Программа музыкальные шедевры. Конспекты музыкальных занятий и развлечений с детьми 6-7 лет. – М .,2000г.
3.Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. – М.,Просвещение,1993г.
4.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., Просвещение,1981г.
5.Роот З.А. Танцы в детском саду. – М., 2003г.
6.Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М., Просвещение,1991г.
7.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., Просвещение,1990г.
8.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей. – Ярославль,1984г.
9. Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
10. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. М.: Скрипторий 2003, 2010.
___________________________
10 Из предложенного примерного перечня выбираются и указываются программы и пособия, рекомендованные авторами выбранной примерной основной общеобразовательной программы.
11. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М.Педагогическое общество России, 2002.
12. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
13. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
14. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. М.: Мозаика-синтез, 2001.
Формы, приёмы организации образовательного процесса
по образовательной области «Музыка»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | самостоятельная деятельность детей | образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятия Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка) Беседы с детьми о музыке Музыкально-дидактическая игра Театрализованная деятельность Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Рассматривание портретов композиторов | Использование музыки: -на утренней гимнастике - во время умывания - в сюжетно-ролевых играх - в компьютерных играх - перед дневным сном - при пробуждении Музыкально-дидактическая игра Индивидуальная работа Праздники Развлечения Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов. | Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Сюжетно-ролевые игры Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Импровизация на инструментах Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр | Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей. Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов Просмотр видеофильмов Обучение игре на музыкальных инструментах |
Регламент непосредственной образовательной деятельности в области «Музыка» во всех возрастных группах.
Возрастная группа | Количество НОД в неделю | Продолжительность |
Первая младшая | 2 | 8-10 минут |
Вторая младшая | 2 | 15 минут |
Средняя | 2 | 20 минут |
Старшая | 2 | 25 минут |
Подготовительная | 2 | 30 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:" Использование русских народных и авторских сказок в непосредственно образовательной деятельности в в детском саду".
Из личного опыта работы Моисеевой Марины Фёдоровны, воспитателя дошкольного отделения ГАОУ № 577 Красногвардейского р-на СПб....
Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...
Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности, посвященный юбилею детскому сада
Детскому саду 25 лет!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ № 8 «ЛУЧИК» на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа для детей 2 младшей группы №8 составлена на примере основной общеобразовательной ...
Непосредственно образовательная деятельность с педагогами детского сада Игра – занятие: «Я и моя семья»
Непосредственно образовательная деятельность с педагогами детского сада Игра – занятие: «Я и моя семья» ...