ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (музыкально-ритмическое занятие, средняя группа) на тему
Тренинг – направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески мыслить творчески, относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Тренинг включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тренинг – направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески мыслить творчески, относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Тренинг включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Разогрев
-задача этих упражнений - привести двигательный аппарат в рабочие состояние, разогреть все мышцы. Разогрев состоит из пяти, десяти упражнений на различные группы мышц. В разогреве можно использовать музыку и стихи.
Голова: (наклоны головы вперед, назад, вправо, влево, освобождение мышц шеи.)
Я строгая дама! Дама разминка! |
Мне нужны ваши руки, ноги и спинка! |
Голова, шея и плечи. |
Здесь нет места путаной речи, |
Тренируем мысли и тело. |
Приступаем к занятиям смело! |
Плечи: (поднимание, опускание, вращательные движения)
Как же так почему? | Поднимание и опускание плеч. |
Ничего я не пойму. | |
Как же так, да вот так, | |
Вот так эдак, вот так так! |
Дуйте, | От медленных вращений плечевого сустава к быстрым, в конце сбросить весь корпус. |
Дуйте | |
Ветры, | |
В поле | |
Чтобы мельницы | |
Мололи | |
Чтобы завтра | |
Из муки | |
Испекли нам | |
Пирожки! |
Суп несу | Руки в стороны параллельно полу, ладони вверх, вниз и т.д. |
Суп пролью | |
Несу, пролью | |
Несу, пролью. |
Наклоны корпуса: (вправо, влево, вперед, назад).
Вышла курочка гулять, | Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны корпуса вперед назад. |
Спелых зерен поклевать. | |
А за ней цыплятки, | |
Малые ребятки. | |
Ко-ко-ко ко-ко-ко | |
Не ходите далеко | |
Дам я вам водички | |
И снесу яичко. |
Мы уселись на качели, | Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны. |
Мы уселись и запели, | |
Раскачались и взлетели | |
Выше дома, выше ели. |
Руки:
- Как «дворники» протираем стекло машины (на разминку локтевого сустава).
- «Фонарики» (разминка запястья).
Нальем в мисочку водички, |
Разобьем яичко, |
Насыплем мучки |
И запустим ручки. |
Будем тесто мы месить, |
С теста булочки лепить. |
- «Отряхнуть руки от воды».
- Разминка для пальчиков.
Пальчик пальчик, где ты был? | Рука в кулаке, показать большой палец |
С этим братцем в лес ходил, | Соединяем большой палец с указательным пальцем |
С этим братцем щи варил, | Соединяем большой палец со средним пальцем |
С этим братцем кашу ел, | Соединяем большой палец с безымянным пальцем |
С этим братцем песни пел. | Соединяем большой палец с мизинцем |
Упражнения для бедер: (вращение, смещение в стороны, вперед, назад)
Почему индюшки, утки, | Ноги на каждый счет шагают правой, левой, одновременно на каждый шаг бедра смещаются по кругу вперед, вправо, назад, влево и т.д. |
Куры, павы и гусыни | |
В день морозный, в холод жуткий | |
Ходят по снегу босые | |
Потому что эти птицы | |
Эти маменькины дочки, | |
Не хотели сесть за спицы | |
И связать себе чулочки. |
Коленный сустав: (раскрепощенность сустава)
Вот идет журавель с журавлятами, | Поднимаем ногу коленом к груди, носок тянем в пол, руки изображают взмах крыльев |
А за ним лягушка скачет с лягушатами. | Прыжки на корточках, как мяч |
Журавель шагает, ножки поднимает | Поднимаем ногу коленом к груди, носок тянем в пол, руки изображают взмах крыльев |
А лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки | Прыжки на корточках, как мяч |
Стопа: (ходьба с пятки на носок)
Цок, цок, цок, цок, |
Ой, сломали каблучок |
Ничего гулять пойдем |
По траве мы босиком. |
В дальнейшем, для разминки можно составить свой комплекс, например такой:
Шаг на месте левой, правой | Маршируют на месте |
Раз и два, раз и два! | |
Прямо спину все держите | Выпрямляем спину |
Раз и два, раз и два! | Руки к плечам и обратно |
И под ноги не смотрите, | Выполнять приседания |
Раз и два, раз и два! | |
Вот помощники твои | Выставляют руки вперед |
Их, как хочешь, поверни | Делают «Фонарики» |
Раз, два, три, четыре, пять, | Выбрасывают пальцы из кулака |
Не садиться им опять | Собирают Пальцы в кулак |
Постучали, повертели | Бьют кулаком о кулак |
И работать расхотели | Встряхивают кисти |
Утро красное придет | Наклоны в сторону |
Солнце ясное взойдет | |
Станут птички распевать | Наклоны вперед назад |
Станут деточки вставать |
Тренинг
Упражнения на напряжение и расслабление мышц (В тренинге Клубкова С. В. « Взрыв, расслабление».)
- Упражнение «Кошка».
Кошка выгнула спинку, | Из положения стоя вытягиваемся наверх за руками |
И села в корзинку | Резко срываемся вниз и падаем на корточки |
- Упражнение «Яблонька»
- Выросла яблонька (дети вытягиваются, вверх расправляя руки к солнцу), расправила свои веточки к солнышку. Распустились на яблоньке листочки и цветочки (дети вытягиваются в струночку). Завяли цветочки (бросить кисти), завяли листочки (бросить локти), Упали веточки (голова и плечи опустились) и засохла яблонька (уронить корпус вниз).
Упражнения на развитие двигательных способностей.
- Игра «Молекулы».
Цель: Уметь ориентироваться в пространстве. Научить детей двигаться равномерно по площадке в различных ритмах.
Правила: Дети хаотично двигаются по площадке. Можно задавать различный темп (например, двигаемся по скоростям: от первой до пятой меняя их в различном порядке). Можно двигаться по заданному ритму, педагог отхлопывает ритм ладонями: быстро, медленно, остановка и т.д. Далее можно двигаться соответственно творческому заданию (идти по снегу, по льду, как воздушный шар, как холодильник и т. д.) Маленьким детям можно давать задание в стихотворной форме:
По тропинке мы пойдем |
Лужу мимо обойдем, |
Перепрыгнем ручеек, |
И перешагнем пенек |
Посмотрели мы налево |
И направо посмотрели, |
Дунул ветер и листочки |
Закружились, полетели |
Мы летели, мы летели |
И на землю тихо сели. |
Сначала будем мы, как человек шагать. |
Затем попробуем мы зайцем поскакать, |
Теперь попробуй, покажи-ка, |
Как семенит к норе ежиха. |
Теперь - как бегает щенок, |
Ух, как! Стремглав, не чуя ног! |
Как за птенцом крадется кошка? |
Неслышно, вкрадчиво, сторожко… |
А как бельчонок? Но постой! |
До цели мы дошли с тобой. |
Смотрите лужа впереди, |
Ее нам надо обойти. |
А вот большущее лежит бревно, |
Нам очень трудно перелезть через него. |
Теперь тропинка стала так узка, |
Что балансировать приходиться слегка. |
А вот глубокий и широкий ров, |
И из него воды нам слышен рев. |
Как через ров мы перейдем? |
Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком. |
И вдруг мы в сказке очутились. |
Взглянув вокруг, мы сильно удивились. |
Бежит зайчишка озорной. |
Постой, трусишка, не беги, постой! |
Мы так же прыгаем, как ты, |
Не веришь, ну-ка посмотри! |
Умеешь красться, как хитрющая лиса, |
Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа! |
Умеем рыскать как сердитый волк, |
Которого зовут «зубами щелк». |
Сумеем и, как мишка, мы пройти, |
Сметая все, что попадется на пути. |
Пойдем, как маленький ребенок, |
Который только вылез из пеленок, |
И учится лишь делать первые шаги. |
Ох, до чего же трудные они! |
Теперь как девочка примерно пяти лет, |
Которой подарили множество конфет. |
Ее восторгу, радости предела нет! |
Как девушка на тонких каблучках, |
Что ходит, гордо голову подняв. |
Как взрослый, умудренный жизнью человек. |
Да нет же, не как дед, ему же нет ста лет! |
А вот теперь мы разом постарели, |
Передвигаем ноги еле – еле. |
А чтобы легче было нам идти, |
На палочку мы обопремся по пути. |
Упражнения на развитие чувства ритма, произвольное понимание, на координацию, быстроту реакции.
- Игра «Поймай хлопок».
Педагог в различных сочетаниях и ритмах хлопает. Дети должны хлопать почти одновременно с педагогом, опаздывая на долю секунды. Далее можно задавать ритмические рисунки, которые дети должны внимательно прослушать, а затем прохлопать самостоятельно.
Упражнение «Брось свое тело…»
Дети по хлопку педагога импульсивно, очень резко принимают какую-либо позу, по второму хлопку - быстро принимают новую позу и т. д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).
Упражнения на развитие гибкости, пластической выразительности и доверия к партнеру.
- Упражнение «Водоросль».
Дети делятся на пары, одни – это водоросль, а другие морское течение. «Водоросль» закрывает глаза и полностью подчиняется «течению». А «течение»: указательным пальцем придает «водоросли» импульсы, по которым она отклоняется в разные стороны, в разных плоскостях.
- Упражнение «Мельница».
Дети делятся на тройки. Двое детей делают движения одной как лопастью мельницы, третий ребенок стоит между ними и, не сходя с места, пытается увернуться от лопастей.
Упражнения на умение работать с партнером, воображение, фантазию, совершенствование пластических возможностей тела.
- Упражнение «Зеркало».
Педагог показывает любые движения, дети в точности повторяют их, потом можно передать роль ведущего ребенку. Другой вариант этой игры: дети делятся на пары, один показывает, другой воспроизводит. Главный принцип – делать медленно.
- Упражнение « Скульптор».
Дети распределяются на пары. Один из них скульптор, другой глина. Скульптору предлагается слепить несуществующее создание, придумать ему имя и рассказать для чего оно служит и как живет. В дальнейшем можно предложить этому созданию ожить. Затем дети меняются ролями.
Упражнения на тренировку веры, фантазии и пластическую выразительность (по Клубкову С. В. «Длинное упражнение»).
- Рождение существа из яйца, икринки, кокона и т.д., кроме млекопитающих. За период обучения можно пройти весь путь эволюции. Каждый работает самостоятельно (зрителей быть недолжно).
- Как вариант: нужно выбраться из глыбы льда (это может быть одиночная или групповая работа).
- Создать своими силами стеклянную колбу или стакан, а потом выбраться из него.
- Упражнение « Ртутный шарик». Представить себе, что наше тело состоит внутри из полых трубок. По этим трубкам нужно аккуратно, чтобы не разлить шарик, перекатить его из одной части тела в другую (например, из большого пальца правой руки по всему телу в мизинец левой ноги).
Главное во всех этих упражнениях поверить в происходящие. Упражнения на веру и фантазию занимают большую часть тренинга, поэтому у детей дошкольного возраста оно может занимать отдельное занятие.
Так же немаловажно для детей дошкольного возраста научиться передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений. Развивать внимание, зрительную память. Для этого в тренинг нужно ввести мимическую гимнастику, например такую:
Сморщим лоб, поднимем брови |
Широко лаза откроем, |
Лоб ладошками разгладим |
Мышцы все опять расслабим |
Затем лаза расширим мы. |
Откроем рот и я, и ты. |
Руки в кулаки сожмем, |
Мышцы сильно напряжем, |
Затем расслабимся опять, |
И будем дальше продолжать. |
Улыбнись как Буратино, |
И кА хитрая лиса, |
И как радостный ребенок, что увидел чудеса, |
Улыбнись, как кот на солнце, |
Посмотри-ка красота! |
Улыбнулся ты чудесно, |
Улыбайся так всегда! |
Театр - всегда коллектив. Для этого всегда необходимо чувствовать партнера. Чтобы детей собрать в единый коллектив необходимы такие упражнения как:
- Упражнение «Круг».
Встать в общий круг по росту, или по алфавиту первой буквы своего имени.
- Разбиться на команды путем называния театральных терминов (например: софит, рампа и т.д.), каждый пятый человек повторяет слово первого, шестой человек слово второго и т.д.
- Поднимание в кругу воображаемого шара из хрусталя, чугуна и т.д.
- Упражнение со стульями.
По предложению педагога дети должны построить из стульев любую геометрическую фигуру. Все действия должны выполняться молча и синхронно, зрители хлопками должны фиксировать неточности исполнения.
- Упражнение «Найди друга».
По хлопку дети должны построиться либо в пары, либо в тройки (в зависимости от количества хлопков). Каждый раз нужно меняться партнерами и не становиться с тем, с кем стоял в прошлый раз.
Детям нельзя давать засиживаться на месте, с тем или иным человеком, он должен попробовать себя в работе со всеми детьми.
Детям можно давать задания на действие с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвозди, нести ведра с водой, подметать пол, есть яблоки и т.д.
Фантазируя к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети могут переходить к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение, и переводиться как « учение. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить событие в предлагаемых обстоятельствах. Они могут быть заданы, а могут быть придуманы исполнителями.
Темы этюдов для детей дошкольного возраста должны быть близки и понятны детям. Можно давать этюды на основные эмоции: радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Следующий этап – это сочинение этюда по сказкам. Дети предлагают выбрать эпизод сказки и сделать этюд. Далее нужно переходить к импровизационным играм – драматизациям.
Работа над этюдами и играми развивает многие качества, необходимые для работы в спектаклях.
Итак, все театрально творческие игры и упражнения можно разделить условно на четыре группы:
- Игры, организующие коллектив;
- Упражнения, активизирующие личность исполнителя;
- Игры, развивающие воображение и внимание к театральному языку (пластика, слово);
- Создание театральных эскизов, импровизаций, к которым можно предъявлять качественные зрительские требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-557229-1419854726.jpg)
Театральные этюды для детей дошкольного возраста
Картотека театральных этюдов для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674231-1443345372.jpg)
Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста
Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...
"Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста"
программа "Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/15/picture-916709-1492235430.jpg)
Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных теа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-747378-1619014701.jpg)
Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...
театральный тренинг для детей дошкольного возраста
Здесь собраны упражнения на снятие напряжения, примеры пластических тренингов и др....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492933-1698668566.jpg)
Развитие артистических способностей у детей дошкольного возраста. ( актерский тренинг для детей дошкольного возраста) Воспитатель : Герина С.В.
Педагогический тренинг – это метод групповой учебной деятельности учащихся, при котором в результате многочисленных, особым образом организованных упражнений по воссозданию, прож...