фестиваль "Все краски Ямала" обряд Масленица
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Мельник Оксана Николаевна

Описан фрагмент русского народного обряда Масленица для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obryad.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

(звучит фоном)

Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом семь недель нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день верит, что, если хорошенько не отвести душу на Масленицу, потом целый год придется жить в несчастии.

Главное блюдо масленицы – румяные, ароматные блины. В далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Звучит фоном музыка, на сцене появляется хозяйка. Она жарит блины и складывает первый – отдельно на блюдце, а остальные - стопкой на блюде.

На заднике сцены стоит кровать, там сидит мальчик, потягивается,  потирает глаза и подходит, садится за стол.

Хозяйка

Первый блин - комам,

Второй блин - знакомым,

Третий – дальней родне,

А четвертый – тебе!

(подает мальчику блин  и кружку молока)

Мальчик

Матушка, а кто такие комы и почему им первый блин?

Хозяйка

Комы – это наши умершие предки. Первый блин съедали за упокой душ предков, ушедших за Радугу.

По другому преданию - комы - это медведи, проснувшиеся и вылезшие из своей Берлоги после зимней спячки. Ведь комы - символ Руси, в комах и обитают духи Руси. Древние славяне верили, что произошли именно от этого огромного, красивого, умного и смелого животного. Поэтому относились к медведю уважительно и с опаской не потому, что он запросто мог разорвать человека, но потому, что имел божественное начало, был воплощением Велеса на земле. В старину хозяйки относили блины к берлоге медведей, которые вскоре должны были проснуться от зимней спячки и, конечно, были очень голодны.

Мальчик идет на кровать ложится.

В это время выходят девочки, садятся кружочком и начинают мастерить масленицу.

Первая   девочка.

Дорогая наша гостья Масленица!

Вторая   девочка.

Авдотьюшка Изотьевна!

Третья   девочка.

Дуня белая, Дуня румяная!

Четвертая   девочка.

Коса длинная, трехаршинная.

Первая   девочка.

Лента алая, двухполтинная.

Вторая   девочка.

Платок беленький, новомодненький.

Третья   девочка.

Брови черные, наведенные.

Четвертая   девочка.

Шуба синяя, ластки красные.

Пятая девочка.

Лапти частые, головастые.

Первая   девочка.

Портянки белые, набеленные!

Вторая   девочка.

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, сахарные твои уста! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Убегают и уносят Масленицу.

Хозяйка

Ваня, вставай! Полно тебе спать! Иди, кличь Масленицу!

Мальчик нехотя встает, подходит к хозяйке, берет кочергу и блин. Садится и скачет верхом  на кочерге по кругу, в руке блин со словами:

Прощай, зима холодная,

Приходи, лето красное!

Подходит к столу, кладет блин, ставит кочергу.

Хозяйка

Ну что, покликал Масленицу?

Мальчик

Покликал, матушка.

Появляется другой мальчик, кланяется ведущей, здоровается с ней, подходит к первому мальчику.

2-й мальчик. Ванька, у тебя лапти есть?

1-й мальчик. Есть.

2-й мальчик. Попроси у матушки.

1-й мальчик. Матушка, а где у нас лапти?

Ведущая. Возьми, под лавкой лежат.

Мальчики  берут  лапти,  благодарят хозяйку и убегают из зала.

Ведущая продолжает «печь блины», а в это время в зал входят две девочки, тихо разговаривают между собой. Появляются мальчики.

1-й мальчик. Масленицу везете?

Девочки (удивленно). Нет, не везем!

2-й мальчик. Ах, не везете?

Мальчики замахиваются на девочек лаптями и бегут за ними, те с визгом убегают из зала.

1-й мальчик (возвращается в зал, как бы дразнится).

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, сахарные твои уста! Приди, приди к нам на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

2-й мальчик. Ванька, девочки идут!

Прогуливаясь, входят в зал три девочки. Мальчики подходят к ним.

1-й мальчик. Масленицу везете?

Девочки. Нет, не везем!

2-й мальчик. Ах, не везете?

Замахиваясь, мальчики прогоняют и этих девочек из зала, убегают вместе с ними.

Девочка (вбегает в зал).

Масленица на двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Звучит грамзапись «Встреча Масленицы» в исполнении Государственного вокально- хореографического        ансамбля «Русь» (художественный руководитель Михаил Фирсов; МП «Русский диск»)

В зал входят толпой дети, пританцовывая.

Хозяйка.

А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор выступает.

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных.

Девочка.        

А вы, люди, Масленицу да встречайте,    

Да к себе-то Масленицу зазывайте!

Дети поют песню «Наша масленица»

Девочка

А давайте весну звать!

Солнышко, солнышко!

Красное ведрышко!

Выгляни из-за горы,

До вешней поры!

Видело ль ты, солнышко,

Красную весну?

Встретило ли, ясное,

Ты свою сестру? (пожимает плечами)

Девочка 2

Знаю что делать! Надо кулика позвать, он нам скажет, где весну искать!

Кулик из-за моря,

Лети, лети до поля! Лети!

Неси, неси по воле

Весну в поле! Неси!

Мальчик

Летит с заморья кулик

Далеко разносится крик.

Несет девять он ключей

Замыкать зиму скорей!

Зиму-зиму ледяну,

Зиму-зиму студену!

Песня «Ай, кулики…»

Девочка

Жаворонушки! Полетовушки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Мальчик

Весна, приди!

Три угодья принеси!

Первое угодье –

В лесу половодье!

Другое угодье –

Солнце на подворье!

Третье угодье –

Зеленое раздолье!

Инструментальный номер (свистульки)

Девочка

Посмотри-ка, сколько народу собралось!

Наше-то веселье ко времени пришлось!

Мальчик

Подходи сюда, народ!

Тот, кто пляшет – тот вперед!

Общая пляска

Звучит звон колоколов…

Девочка 1

Ты прощенье у Дуни попросила?

Девочка 2

Конечно! Ведь законом было

Друг другу в пояс поклониться

С кем поругался – помириться,

Обиду в сердце не таить,

За боль и слёзы всех простить!

Девочка 1

Ой, прости меня, в чем обидела тебя, умышленно и неумышленно, делом или словом.

Девочка 2

Бог тебя простит и Божья Матерь! И ты прости меня!

Девочки 3 раза целуются в щечку и обнимаются. На заднике сцены остальные дети делают тоже самое.

Звучит песня «Прощай, Масленица!»

Реб.

Идет матушка-весна!

Отворяйте ворота!

Реб.

Первый март пришел,

Всех детей привет!

Реб.

А за ним и апрель-

Отворил окно и дверь…

Реб.

А уж как пришел май…

Все

Сколько хочешь гуляй!!!

Звучит музыка, все кланяются и убегают на 2 кулисы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"

Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...

Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)

Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски»

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски» Цель: познакомиться со свойствами красок...

Тематическая неделя «Весенние краски. Масленица» старшая группа

Знакомить детей с русскими праздниками, приобщать к традициям. Формировать представление о народной культуре своей страны....