Опыт работы: "Музыкально-ритмические движения в
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Пластические образы ритмо-интонации в музыкально-исполнительской деятельности»
«Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э.Ж. Далькроз
Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях слушанием музыки я всё чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальное произведение или делают вид, что слушают; многие дети затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который они услышали.
У меня стали появляться вопросы:
1) может быть они не понимают, что значит слушать и слышать музыку?
2) может они бояться высказаться, стесняются перед сверстниками?
3) может всё дело в физиологии конкретного ребёнка?
4) может быть в семье не любят музыку или по причинам религии (как
выяснилось в одном из случаев) ребёнку запрещали выражать свои эмоции и т.д.
Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения. И я сначала показывала ритм музыки марша, стуча по своим коленям с довольным видом, а дети тут же стали повторять за мной. У многих «трудных» детей стали появляться эмоции. На музыку спокойного и безмятежного характера я попросила детей повторять все движения за мной и показывала плавные покачивания корпусом вправо-влево и руками – плавные «качели». Дети снова повторили. Под музыку польки я просила детей самим придумать движения. Это задание особого труда не вызвало, потому что они уже знали из
своего музыкально-ритмического опыта движения. Для того чтобы дальше работать с детьми в направлении «одухотворённого» жеста я обратилась к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив новые технологии преподавания ведущих педагогов, я увлеклась технологиями пластического интонирования, потому что выразительная пластика является одной из природных основ интонации.
Свой музыкальный материал для занятий я подбираю исходя из требования программы «Пралеска», но иногда я использую современный музыкальный материал (Ванесса Мэй, музыка в оркестровом исполнении для отдыха современных композиторов и др.). Отталкиваясь от определённого музыкального материала я составляю то или иное музыкальное занятие или игру. Это зависит от музыкальных средств выразительности произведения или нескольких произведений, которые отличаются или схожи своим характером, средствами музыкальной выразительности, музыкально-художественными
образми.
На занятиях используются в основном пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации: пластические игры-моделирования с предварительным анализом музыкального произведения или без него, инструментальные игры импровизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными: люди, жи- вотные, явления природы, насекомые, стихии и др.
Свои занятия я провожу в игровой форме, например:
« ШМЕЛЬ»
Игра-моделирование
Материал: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», стулья, крылья.
Игровое задание:
а) послушать музыку и определить её характер: «Что вы почувствовали, слушая
мелодию? Какая она по характеру?» (энергичная, настойчивая, монотонная,
уверенная, надоедливая и др.)
б) выявить сенсорные особенности её звучания ( высоко, низко, тихо, громко,
быстро): «Как она звучит?»;
в) выбрать линейное изображение, соответствующее характеру мелодии
( Рис.)
г) моделировать полёт шмеля движениями рук, отображая его характер.
д) моделировать полёт шмеля в движении всего тела, передвигаясь по
всей площади музыкального зала, используя стулья в качестве цветка, показывать
движение мелодии вверх (на стуле) – вниз (на полу).
е) показывать образ шмеля в движении, используя жесты, позы, мимику, соответствующую
эмоции уверенности и значимости, двигаясь по залу.
Сюжет:
Муз. рук.: Ребята кто знает как называется большое насекомое, похожее на пчелу, но размером больше и звуком громче? (ответы) Правильно, это шмель. А какой звук издаёт шмель? (демонстрация) А какой это звук по сравнению с пчелой, комаром и мухой? (ответы: низкий, громкий и т.д.) Послушайте муззыку композитора Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» ( из оперы «Сказка о царе Салтане»)
(Дети слушают музыку в оркестровом исполнении)
Дети, посмотрите на рисунок, и скажите какая схема подходит к движению нашего шмеля и почему? (ответы). А теперь вместе с музыкой покажите руками как летел шмель (дети показывают «зеркало»). А вы хотите превратиться в настоящих шмелей? (ответ детей) Тогда я раздаю вам крылья и прев ращая вас в настоящих шмелей: «Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас летать» (звучит музыка, дети по заданию изображают образ шмеля или сенсорные особенности звучания).
В этой игре я использовала метод «Зеркала».Зеркально отражая пластическую импровизацию муз. руководителя, производимую с помощью выразительных незвучащих жестов, дети всецело концентрируются на этой игре (быть «зеркалом» взрослого и вместе с ним рисовать звучащую музыку). Такая сосредоточенность внимания захватывает в своё поле и музыку, адекватным отражением которой являются жесты (пластический этюд) взрослого. У детей мобилизируется восприятие: слух и эмоциональное сопереживание. Подобные занятия я провожу на разные темы, подбирая для прослушивания каждый раз новый музыкальный материал ( «Осенний листочек», «Рыбки», «Часы», «Мячик» и т.д.). В процессе такой работы дети знакомятся с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от весёлых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов помогает детям сильнее и глубже переживать и чётче
выражать их, обогащается и организуется эмоциональный мир детей. Я всегда обращаю внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение, их непрерывное нахождение в образе так же прослеживается.
После таких занятий некоторые дети просят включить музыку похожую на ветер, листок, тигров, а некоторые просят музыку, называя её настро- ение: тихую, парадную, сверкающую и т.п. Значит, дети начинают вслушиваться в музыку, постигать её язык. От простой игры, изложенной выше, я иду к более сложным заданиям, где детям надо воспринимать более серьёзную музыку, постигать её образный язык, будить своё воображение и переходить к пластической импровизации на заданную тему.
Чтобы проводить такое занятие необходим некий багаж знаний по музыкально-ритмической деятельности. В частности девочки учили ранее танец
« Восточные красавицы», а мальчики - «Богатыри».
Занятие коллективного сочинения пластических этюдов на музыку
А. Хачатуряна «Танец с саблями»
Материал: запись танца на диске, портрет композитора, сабли, платки.
Программное содержание: дать детям сведения о композиторе и о произведении, определить жанр и характер музыки, определить форму после исполнения импровизации.
Ход занятия: Дети, сегодня вы познакомитесь с музыкой советского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это один из выдающихся композиторов прошлого века. Его музыка отличается мужественностью, энергией, взволнованностью, порывистостью. Мелодии А.Хачатуряна очень красивы и разнообразны. Они основаны на песенных и танцевальных интонациях и ритмах
родной ему Армении. В юности А.И. Хачатурян слышал состязания грузинских, армянских, азербайджанских народных певцов – ашугов. В своих произведениях он создавал мелодии, близкие народным. А.И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19 лет. Ему очень хотелось играть на виолончели. Вскоре он стал сочинять музыку. Она сразу привлекла внимание, поражала яркостью, необычайностью звучания. Он создал самые разнообразные произведения – симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он
выступал и в качестве дирижёра своих произведений. Сегодня мы познакомимся с музыкой из балета «Гаяне». В этот балет композитор включает много танцев разных народов: русский танец, украинский гопак, воинственный горский танец с саблями и др. Его мы и будем слушать и обязательно с закрытыми глазами для того, чтобы лучше представить этот танец. (Прослушивание). Скажите теперь, какая эта музыка по настроению?
Д е т и. Стремительная, отважная, огненная, фанфарная и нежная, ласковая,
светлая, заворожённая и др.
П е д а г о г: В этом танце сколько раз менялась музыка?
Д е т и. Менялась два раза: сначала музыка была быстрая, потом медленная, спокойная, и снова быстрая как вначале.
П е д а г о г. Ребята, а как вы себе представляете этот танец? Кто в нем участвовал?
Д е т и. Танцевали воины с саблями, трубили в трубы и восточные красавицы, которые
исполняли свой танец для воинов во время отдыха…
П е д а г о г. А сейчас мы ещё раз будем слушать музыку и одновременно будем танцевать:
мальчики у нас будут воинами с саблями, а девочки – красавицами. ( Пластическая импровизация детей). Дети, сколько маленьких танцев у вас получилось?
Д е т и. Три танца. Мальчики танцевали два раза, а девочки – один.
П е д а г о г. Тогда скажите, сколь частей у этого танца? И как их назовёте?
Д е т и. Получилось три части: воины – танцовщицы - воины.
П е д а г о г. Расскажите мне что вы чувствовали, когда танцевали каждый
свой танец?
М а л ь ч и к и: мы сильные, храбрые, быстрые и отважные….
Д е в о ч к и: мы были чарующими, спокойными, нежные….
П е д а г о г: А вы хотите ещё раз станцевать, но уже придумать движения в парах?
Д е т и: Хотим…
Во время работы с детьми над музыкально- двигательным образом я останавливаю их внимание на музыкальные моменты, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движениях. В каждой новой импровизации танца я прошу добавить что-то новое ( развить сюжет или усложнить элемент). Тем самым я стараюсь будить воображение детей, подсказывая им детали образа, вытекающие из особенностей музыки. Музыкальный рассказ оживает, и дети создают яркие музыкально-двигательные образы. Пластическая интонация осмысливается детьми как важнейшее выразительное средство в искусстве дирижирования и искусстве балета. Детям очень нравится игра «Конкурс дирижёров». В этой игре я даю контрастные по образности фрагменты музыку, чтобы задействовать как можно большую палитру жестов, разбудить пластическое воображение детей и сделать сравнительный анализ исполнения. Дети любят создавать пьесы на музыкальных инструментах. Я задаю им тему пьесы, а дети выбирают подходящий для передачи образа детский музыкальный инструмент. Так, чтобы изобразить тихий моросящий дождик, дети выбирают треугольник, а если дождь весёлый и шумный – металлофон. Ещё я прошу сочинить музыку ветра (с нарастающей динамикой), музыку утра (с просыпающимся солнышком), музыку моря и т.д.
Игра «Угадай о чём играю?» требует от детей внимания, сосредоточенности, мышления, воображения. При ответе я прошу ответить, почему это тот или иной образ, и почему он соответствует моей музыке. А потом мы можем поменяться ролями. Сочинения музыкальных пьес в дуэте увлекает детей не меньше. Пьесы могут быть похожи на диалог, где дети поочерёдно играют свои импровизации
в характере, а остальные – угадывают настроение и эмоции, могут быть дуэтом, как на одинаковых инструментах, так и на разных.
Игра « Сыграй что танцую» требует от ребёнка внимательно наблюдать за двигающимся человеком и исполнять тут же ритмический рисунок на музыкальном инструменте или на нескольких инструментах поочерёдно или оркестром. В этих играх дети выражают жанровые особенности музыки, что побуждает детей придумывать различные комбинации ритмического рисунка. Это развивает тембровый слух, музыкальное мышление и творческую фантазию детей.
Такая творческая работа дает ребёнку возможность выразить себя и заявить о себе в придуманной интонации, в «изобретении» собственного способа игры, в раскрытии своего духовного мира через отношение к музыке. Закрепление знаний о музыке в игровой форме повышает интерес ребёнка к обучению, активизирует его мышление, положительно влияет на эмоциональное состояние и способствует проявлению творческих способностей.
Двигательное моделирование основано на использовании различных видах движения тела, что является сложным и увлекательным моментом в пластическом интонировании музыкального образа потому, что ребёнок должен обладать хорошим интонационным слухом, уметь воспринимать музыкальный образ, наделённый активным воображением, являться творческой личностью, иметь пластику и огромное желание танцевать.
Каждый год у меня набирается группа детей, которая с большим желанием занимается пластическим интонированием музыкального образа в музыкально-ритмической деятельности. Так, слушая на занятиях музыку К. Сен-Санса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», я попросила детей показать птицу без предварительного прослушивания музыки, но обсудив все возможные характеристики лебедя из наблюдения за ним в живой природе. Дети подражали повадкам птиц, передавали грациозность, горделивость лебедей, их движения были плавными, размеренными, чуть волнительными.
Ребята были поглощены передачей художественного образа, они вслушивались в каждую музыкальную фразу, старались передать движение мелодии с её динамикой и высотой звучания. В процессе такой деятельности у детей рождаются новые интересные пластические элементы, а у некоторых и целые связки пластических этюдов, что я всегда стараюсь отметить и беру на вооружение для постановки пластических композиций в будущем.
Такой пластической композицией стала «Лебединая песнь». С этой композицией дети выступали на районном конкурсе «Грация и пластика» в феврале 2008 года,
где они были награждены Дипломом 1 степени.
Для того, что бы создать пластическую танцевальную композицию с определённым сюжетом нужно было найти музыку подобную на «Лебедь» К. Сен-Санса, потому что темп здесь был достаточно быстрым для ребёнка 5-6 лет. Для лебедя подошла музыка «ANGIE» Camera Orchestra of Rome ( Massenet’s Meditation from Thais)/
Так как в группе было девять девочек, то все они хотели танцевать партию лебедя, причём в их ассоциации этот лебедь был белым. И не у всех детей получалось выразить образ лирическогогероя достаточно ярко, мне пришлось оставить только одну кандидатуру на роль белого лебедя и досочинить историю, включив в неё чёрных лебедей. Для чёрных лебедей подошла му- зыка Э. Грига «Танец троллей». Мы беседовали о красоте редких в природе чёрных лебедей и дети заинтересовались этим образом. Но так как чёрные лебеди стали антиподом белому, то и сюжет получился следующим:
«… В одном королевстве жил-был злой колдун. Его замок располагался у Чёрного озера, на котором жили очень редкие по красоте чёрные лебеди. Эти птицы были на службе у колдуна. Они являлись предвестниками беды. И как то раз на это озеро залетела белая лебёдушка. У неё был длительный перелёт, а сил не хватило, что бы лететь дальше, вот и пришлось ей прервать полёт и
отдохнуть. Но, откуда не возьмись, появились чёрные стражи замка. Они окружили птицу пытались взять её в плен и накинули на неё густое покрывало сизого тумана. Но белая лебёдушка справилась с туманом…»
Далее эту историю дети досочинили сами каждый по-своему, что развивает у детей способность эмоционально предвосхищать сюжетное развитие образа, исходя из эмоционального содержания музыки, и побуждать к придумыванию рассказа, истории, сказки. Такой метод позволяет создавать проблемные поисковые ситуации для нахождения средств и способов действий,
необходимых для моделирования интонационного разнообразия речевых высказываний. (Видеоматериал в приложении на диске №1 «Балет»).
Следующий танец «Весеннее настроение» появился после того, как дети на музыкальном занятии слушали музыку спокойную, нежную, трогательную по характеру. Эта музыка современных композиторов, а называется сборка : « Рояль в ночи». Эта музыка предназначена для прослушивания во время отдыха, как говорится «для души», в оркестровом изложении. Импровизируя поочерёдно каждую композицию дети выбирали для себя более понравившуюся музыку. Ею стала «Nuestro Poema» Галерея инструментальной музыки. Для большего эффекта передачи художественного образа я дала девочкам большие шифоновые платки. С ними движения стали разнообразнее и выразительнее. Лучшие импровизации были включены в композицию. В мае 2008 года дети были награждены Дипломом 1 степени в номинации «Хореог-рафия» за участие в районном конкурсе «Наши таланты». На этом конкурсе девочки показывали пластическую композицию с большими платками « Весеннее настроение»
Детям очень нравится моделировать, создавать пластические импровиза-ции с предметами. Одним из любимых предметов является гимнастическая лента на палочке. Самой лентой можно выполнять большое количество элементов: змейка стоя, круг горизонтальный, круг вертикальный, дуга горизонтальная, дуга вертикальная, змейка в движении, «салют» и многое другое.
Лентами можно показать высоту звучания мелодии, скорость, динамику и др. Так музыку из оперы «Сказка о царе Салтане», «Океан-море синее» Н. Римского-Корсакова, дети имитируют лентами волны плавными движениями. А в «Марше Тореадора», из оперы Ж. Бизе «Кармен», движения очень чёткие и ритмичные.
С большим удовольствием дети танцуют под музыку с ярко выраженным ритмом с «шуршунчиками». Это такие бубоны из полиэтиленовых мешков на палочке. Если музыка африканская, дети с большим удовольствием изображают папуасов, показывая ритмический рисунок то «шуршунчиками», то гремящими бутылочками. Эти предметы не только пульсируют ритм, но и помогают в изображении животных Африки. Если один предмет держать у лба, а другой как хвост, то получится носорог. Таким образом можно показывать многих животных.
Эти занятия позволяют развивать у детей осознанное отношение к эмоциональной выразительности движений. Обогащать двигательный опыт элементами образно-пластического языка: мимическими и пантомимическими, побуждать к созданию пластического образа, соответствующего эмоциональному содержанию музыки, с помощью разнообразных типов пантомимичес- ких и танцевальных движений (поз, выражающих состояние радости, задумчивости, печали, удивления, торжественности, важности и т.д.; жестов, передающих просьбу, приказ, сердитость, зов, и т.д.); походки (важной, торопливой, спотыкающейся, усталой, бодрой, мечущейся, осторожной, крадущейся, плетущейся, лёгкой, грациозной и т.д.); шага (семенящего, переменного, приставного и т.д., на носочках, с опорой на всю ступню, на разных сводах стоп, с приседанием); бега (легкого, змейкой, тяжёлого, безвольного, с высоким подъёмом колен, с подскоками и т.д.); прыжков (мягких, ласковых, пружинящих, грозных, кокетливых и т.д.); действий рук (плавных, резких взмахов в стороны, вверх, вниз, хлопков, толчков, ударов в воздухе, попеременных и т.д.); движений головой и туловища (Круговых, наклонов, покачиваний). Развиваются способности детей чувствовать эмоциональную выразительность ритма и передавать в движении. Развиваются умения перевоплощаться в художественный образ (пляшет бодрый мишка, важный и беззаботный петух и т.д.)
Музыкально-двигательное творчество побуждает детей придумывать жесты, походку, позы, выражающие образно-эмоциональное содержание музыки, сочинять пластические образы и сюжеты игр в соответствии с характером музыки.
При разработки сценариев праздников и развлечений я обязательно включаю музыкальные номера, основой которых были детские пластические импровизации в некоторой переработке для придания номеру завершённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа. Музыкально-ритмическая композиция "Погремушка" для средней группы.
Музыкально-ритмическая композиция "Игрушка-погремушка" для детей 4-5 лет.И.П. Дети стоят в рассыпную, в каждой руке - погремушка. Руки спрятаны за спину.Вступление: Выполняют пружинку. 1 куплет:...
Творческая работа. Музыкально-ритмическая композиция "Виноватая тучка" (средняя группа)
Музыкально-ритмическая композиция "Виноватая тучка" муз. Д. Тухманова.для детей 4-5 лет. Вступление. Дети идут хороводным шагом по кругу.1 куплет:"Злую тучку наказали" – идут хороводны...
Опыт работы по волонтерскому движению в ДОУ
В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, м...
Сообщение из опыта работы МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...
Презентация из опыта работы «Музыкально – ритмические движения – один из видов детской музыкальной деятельности"
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения....
План по работе музыкально-ритмических игр
План по работе музыкально-ритмических игр...
Опыт работы детского волонтерского движения в ДОУ
В наше время современное общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велик...