Опыт работы: "Музыкально-ритмические движения в
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

каракулова юлия олеговна

предлагаю свой опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plasticheskie_obrazy_ritmo.docx24.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Пластические  образы  ритмо-интонации  в  музыкально-исполнительской  деятельности»

                               «Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э.Ж. Далькроз              

        Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях слушанием музыки я всё чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальное произведение или делают вид, что слушают; многие дети затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который они услышали.

У меня стали появляться вопросы:

1)     может быть они не понимают,  что значит слушать и слышать музыку?

2)     может они бояться высказаться, стесняются перед сверстниками?

3)     может всё дело в физиологии конкретного ребёнка?

4)     может быть в семье не любят музыку  или  по причинам  религии  (как

выяснилось в одном  из  случаев)  ребёнку  запрещали  выражать  свои эмоции и  т.д.

    Все эти вопросы требовали  немедленного  поиска  нужного  решения. И  я сначала показывала   ритм музыки  марша,  стуча по своим коленям с довольным видом, а дети тут же стали повторять за мной. У многих  «трудных»  детей стали появляться эмоции. На музыку спокойного и  безмятежного  характера я попросила детей повторять все  движения за мной и показывала  плавные покачивания корпусом вправо-влево и руками – плавные «качели». Дети снова повторили. Под музыку польки я просила детей самим придумать  движения. Это задание особого труда не вызвало, потому что они  уже знали  из

своего  музыкально-ритмического опыта движения. Для  того  чтобы  дальше работать с детьми в направлении  «одухотворённого»  жеста  я  обратилась  к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив новые технологии преподавания ведущих педагогов, я увлеклась технологиями пластического интонирования, потому что выразительная пластика является одной из природных основ интонации.

       Свой музыкальный материал для занятий я подбираю исходя из требования программы   «Пралеска», но иногда я использую современный музыкальный материал  (Ванесса Мэй, музыка в оркестровом исполнении для  отдыха современных композиторов и др.). Отталкиваясь от определённого музыкального материала я составляю то или  иное  музыкальное занятие или игру. Это зависит  от  музыкальных  средств  выразительности  произведения  или  нескольких произведений,  которые  отличаются  или  схожи  своим характером, средствами  музыкальной   выразительности,  музыкально-художественными

образми.

      На занятиях используются в основном пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации: пластические игры-моделирования с предварительным анализом музыкального   произведения  или  без  него,  инструментальные игры импровизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными:  люди,  жи-  вотные, явления природы, насекомые, стихии и др.

     Свои занятия я провожу в игровой форме, например:

                                             « ШМЕЛЬ»

                                      Игра-моделирование

 Материал: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», стулья, крылья.

 Игровое задание:

а)  послушать музыку и определить её характер: «Что вы почувствовали, слушая

     мелодию? Какая она по характеру?» (энергичная, настойчивая, монотонная,

    уверенная, надоедливая и др.)

б)  выявить сенсорные особенности её звучания ( высоко, низко, тихо, громко,

    быстро):  «Как она звучит?»;

в)  выбрать линейное изображение, соответствующее характеру мелодии

      ( Рис.)

                                                                       

г)  моделировать полёт шмеля движениями рук, отображая его характер.

д)  моделировать полёт шмеля  в движении  всего тела, передвигаясь  по

     всей площади музыкального зала, используя стулья в качестве цветка, показывать

     движение мелодии вверх (на стуле) – вниз (на полу).

е)  показывать образ шмеля в движении, используя  жесты, позы, мимику, соответствующую

 эмоции уверенности и значимости, двигаясь по залу.

Сюжет:

Муз. рук.:   Ребята кто знает как называется большое насекомое, похожее на пчелу, но размером больше и звуком громче? (ответы) Правильно, это шмель. А какой звук издаёт шмель? (демонстрация) А какой это звук по сравнению с пчелой, комаром и мухой? (ответы: низкий, громкий и т.д.) Послушайте  муззыку композитора Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» ( из оперы «Сказка о царе Салтане»)

      (Дети слушают музыку в оркестровом исполнении)

         Дети, посмотрите на  рисунок, и скажите какая схема подходит к движению нашего шмеля и почему? (ответы). А теперь вместе с музыкой покажите руками как летел  шмель (дети показывают «зеркало»). А  вы  хотите  превратиться в настоящих шмелей? (ответ детей) Тогда я раздаю вам крылья и прев ращая вас  в настоящих шмелей:  «Раз, два, три, четыре, пять, будем  мы  сейчас   летать» (звучит музыка, дети по заданию изображают  образ  шмеля  или сенсорные   особенности звучания).

    В этой игре я использовала метод «Зеркала».Зеркально отражая пластическую импровизацию муз. руководителя,  производимую  с  помощью  выразительных  незвучащих  жестов,  дети  всецело концентрируются  на  этой игре (быть «зеркалом» взрослого и вместе с ним рисовать звучащую музыку). Такая сосредоточенность внимания захватывает в своё поле и музыку,  адекватным  отражением которой  являются  жесты  (пластический этюд) взрослого. У детей  мобилизируется  восприятие: слух и эмоциональное сопереживание. Подобные занятия я провожу на разные темы, подбирая  для прослушивания каждый  раз новый  музыкальный  материал ( «Осенний листочек»,  «Рыбки», «Часы»,  «Мячик»  и  т.д.). В  процессе такой работы дети знакомятся с музыкой, содержащей  разнохарактерные образы – от  весёлых, беззаботных,  лиричных,  нежных  и  до  энергичных,    волевых.  Сопоставление   конкретных музыкальных  образов  помогает  детям сильнее и глубже переживать и чётче

выражать их, обогащается и организуется эмоциональный мир детей. Я  всегда обращаю внимание на  выражение  лиц  движущихся детей, так как на них яснее  всего  видно,  что дают  детям музыка и движение, их непрерывное нахождение в образе так же прослеживается.

       После таких занятий некоторые дети просят включить музыку  похожую на  ветер, листок,  тигров, а  некоторые  просят  музыку, называя  её  настро- ение: тихую, парадную, сверкающую и т.п. Значит,  дети  начинают  вслушиваться  в музыку, постигать её  язык. От простой  игры, изложенной выше, я иду  к более сложным заданиям, где детям  надо воспринимать  более серьёзную  музыку,  постигать  её образный  язык,  будить своё  воображение  и переходить к пластической импровизации на заданную тему.

      Чтобы проводить такое занятие необходим некий багаж  знаний по музыкально-ритмической деятельности. В  частности  девочки учили ранее танец

« Восточные красавицы», а мальчики  - «Богатыри».

     Занятие коллективного сочинения пластических этюдов на музыку

             А. Хачатуряна  «Танец с саблями»

Материал: запись танца на диске, портрет композитора,  сабли, платки.

Программное содержание: дать детям сведения о композиторе и  о  произведении, определить жанр и  характер музыки, определить форму  после исполнения импровизации.

Ход занятия: Дети, сегодня  вы познакомитесь с музыкой советского  композитора Арама  Ильича Хачатуряна. Это один  из  выдающихся   композиторов прошлого века. Его музыка отличается мужественностью, энергией, взволнованностью, порывистостью. Мелодии  А.Хачатуряна  очень  красивы и разнообразны. Они основаны на песенных  и  танцевальных  интонациях  и  ритмах

родной ему Армении. В юности А.И. Хачатурян слышал состязания  грузинских, армянских, азербайджанских народных певцов – ашугов. В своих произведениях он  создавал  мелодии,  близкие  народным.  А.И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19  лет. Ему  очень  хотелось  играть  на  виолончели. Вскоре  он  стал  сочинять  музыку. Она сразу привлекла внимание, поражала яркостью,  необычайностью  звучания.  Он   создал   самые   разнообразные произведения  –  симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он

выступал  и  в  качестве  дирижёра своих произведений. Сегодня мы познакомимся с  музыкой из балета «Гаяне». В этот балет композитор включает много танцев  разных  народов: русский танец, украинский гопак, воинственный горский танец с саблями и др. Его мы  и будем  слушать  и  обязательно с закрытыми  глазами  для того, чтобы  лучше представить этот танец. (Прослушивание). Скажите теперь, какая эта музыка по настроению?

Д е т и. Стремительная, отважная, огненная, фанфарная  и  нежная,  ласковая,

светлая, заворожённая и др.

П е д а г о г:  В этом танце сколько раз менялась музыка?

Д е т и.  Менялась  два  раза: сначала музыка была быстрая, потом медленная, спокойная, и снова быстрая как вначале.

П е д а г о г.   Ребята, а  как  вы  себе  представляете  этот  танец?  Кто  в  нем участвовал?

Д е т и.  Танцевали воины с саблями, трубили в трубы и восточные красавицы, которые

 исполняли свой танец для воинов во время отдыха…

П е д а г о г. А сейчас мы ещё раз будем слушать музыку и одновременно будем  танцевать:

мальчики у нас будут воинами с саблями, а девочки – красавицами. ( Пластическая импровизация детей). Дети, сколько маленьких танцев у вас получилось?

Д е т и.  Три танца. Мальчики танцевали два раза, а девочки – один.

П е д а г о г. Тогда скажите, сколь частей у этого танца? И как  их назовёте?

Д е т и. Получилось три части:    воины – танцовщицы - воины.

П е д а г о г. Расскажите мне что вы чувствовали, когда танцевали каждый

свой танец?

М а л ь ч и к и: мы сильные, храбрые, быстрые и отважные….

Д е в о ч к и:  мы были чарующими, спокойными, нежные….

П е д а г о г: А вы хотите ещё раз станцевать, но уже придумать движения в парах?

Д е т и: Хотим…

Во время работы с детьми над музыкально- двигательным образом я останавливаю  их внимание  на музыкальные  моменты,  которые  они  недостаточно ярко воспринимают и не передают в движениях. В каждой новой  импровизации  танца  я прошу добавить  что-то  новое ( развить сюжет  или  усложнить элемент). Тем самым я стараюсь будить воображение детей, подсказывая  им детали образа, вытекающие из особенностей  музыки.  Музыкальный  рассказ оживает, и дети создают яркие музыкально-двигательные образы. Пластическая интонация осмысливается детьми как важнейшее выразительное средство в искусстве дирижирования и искусстве балета.  Детям  очень  нравится  игра «Конкурс дирижёров». В этой игре  я  даю контрастные  по образности  фрагменты  музыку,  чтобы задействовать  как  можно  большую палитру жестов, разбудить пластическое воображение детей и сделать сравнительный  анализ исполнения. Дети любят создавать  пьесы  на музыкальных  инструментах. Я задаю им тему пьесы,  а  дети  выбирают  подходящий  для  передачи  образа детский музыкальный  инструмент. Так, чтобы изобразить тихий  моросящий дождик, дети  выбирают треугольник, а если  дождь  весёлый и шумный – металлофон. Ещё я прошу сочинить музыку ветра (с нарастающей динамикой), музыку утра (с просыпающимся солнышком), музыку моря и т.д.

Игра «Угадай о чём играю?» требует от детей  внимания, сосредоточенности, мышления, воображения. При  ответе я  прошу ответить, почему это тот  или иной образ, и почему он соответствует моей музыке. А потом  мы можем  поменяться ролями. Сочинения музыкальных  пьес  в  дуэте увлекает   детей  не меньше. Пьесы  могут быть  похожи  на диалог, где дети  поочерёдно играют свои импровизации

в характере, а остальные – угадывают настроение  и эмоции, могут быть дуэтом, как на одинаковых инструментах, так и на разных.

       Игра « Сыграй что танцую»  требует от  ребёнка внимательно  наблюдать за двигающимся  человеком  и исполнять тут же ритмический рисунок на музыкальном инструменте или на нескольких инструментах поочерёдно или оркестром. В этих играх дети  выражают  жанровые  особенности  музыки,  что побуждает детей придумывать различные комбинации  ритмического  рисунка. Это  развивает тембровый  слух,  музыкальное  мышление  и творческую фантазию детей.

               Такая творческая работа  дает ребёнку  возможность  выразить  себя и заявить о себе в  придуманной  интонации,  в  «изобретении»  собственного способа игры, в раскрытии своего духовного мира  через отношение к  музыке. Закрепление знаний о музыке в игровой форме повышает  интерес  ребёнка  к обучению, активизирует его мышление, положительно  влияет  на  эмоциональное состояние и способствует проявлению творческих способностей.

         Двигательное  моделирование  основано  на  использовании  различных    видах движения  тела,  что является  сложным  и  увлекательным  моментом в пластическом  интонировании  музыкального образа  потому,  что  ребёнок должен  обладать  хорошим  интонационным  слухом,  уметь   воспринимать музыкальный образ, наделённый активным воображением, являться творческой личностью, иметь пластику и огромное желание  танцевать.

         Каждый год у меня набирается группа детей, которая  с  большим желанием  занимается   пластическим  интонированием   музыкального  образа  в музыкально-ритмической  деятельности. Так, слушая на занятиях музыку К. Сен-Санса «Лебедь» из  цикла «Карнавал животных»,  я попросила детей показать птицу без предварительного  прослушивания музыки, но обсудив  все возможные характеристики лебедя  из наблюдения за ним  в живой  природе. Дети  подражали  повадкам птиц, передавали грациозность, горделивость лебедей, их  движения  были  плавными,  размеренными, чуть  волнительными.

Ребята были поглощены  передачей  художественного образа, они  вслушивались в каждую музыкальную фразу, старались передать  движение мелодии с её динамикой  и высотой  звучания. В процессе такой  деятельности  у  детей рождаются новые интересные пластические элементы, а у некоторых и целые связки пластических этюдов, что я всегда стараюсь отметить и беру на вооружение  для постановки пластических композиций в будущем.

           Такой  пластической  композицией  стала  «Лебединая песнь».  С  этой композицией  дети выступали на районном  конкурсе  «Грация и пластика»  в феврале 2008 года,

где  они   были  награждены  Дипломом 1 степени.

         Для того, что бы создать пластическую танцевальную композицию с определённым  сюжетом  нужно было  найти музыку подобную на  «Лебедь» К. Сен-Санса, потому что темп здесь был достаточно быстрым  для ребёнка 5-6 лет. Для лебедя подошла музыка  «ANGIE» Camera Orchestra of Rome ( Massenet’s Meditation from Thais)/

    Так как в группе было девять девочек, то все они хотели танцевать партию лебедя, причём  в их ассоциации этот лебедь  был  белым.  И  не у всех детей получалось выразить образ лирическогогероя достаточно  ярко, мне  пришлось оставить  только  одну кандидатуру на роль белого лебедя и досочинить историю, включив  в неё чёрных  лебедей. Для  чёрных лебедей подошла  му- зыка  Э. Грига  «Танец троллей». Мы  беседовали  о  красоте  редких в  природе  чёрных  лебедей  и  дети  заинтересовались  этим  образом. Но  так  как чёрные лебеди стали антиподом белому, то и сюжет  получился  следующим:

       «… В одном королевстве жил-был злой колдун. Его замок располагался у Чёрного озера, на котором жили очень редкие по красоте чёрные лебеди. Эти птицы были на службе у колдуна. Они являлись предвестниками беды. И как то раз на это озеро залетела белая лебёдушка. У неё был длительный перелёт, а сил не хватило, что бы лететь дальше, вот и пришлось ей  прервать полёт  и

отдохнуть. Но, откуда не возьмись, появились  чёрные стражи замка. Они окружили птицу пытались взять её в плен и накинули  на неё густое покрывало сизого тумана. Но белая лебёдушка справилась с туманом…»

         Далее эту историю дети досочинили сами каждый по-своему, что развивает у детей  способность  эмоционально  предвосхищать сюжетное развитие  образа, исходя из эмоционального содержания музыки, и побуждать к придумыванию рассказа,  истории, сказки. Такой  метод  позволяет создавать проблемные  поисковые  ситуации  для  нахождения средств и способов действий,

необходимых  для  моделирования   интонационного   разнообразия  речевых высказываний. (Видеоматериал в приложении  на диске №1 «Балет»).

        Следующий танец «Весеннее настроение» появился после того, как дети на музыкальном занятии слушали музыку спокойную, нежную, трогательную по характеру. Эта музыка современных композиторов,  а называется сборка : « Рояль  в ночи». Эта  музыка  предназначена  для  прослушивания  во  время отдыха, как говорится  «для души», в оркестровом изложении. Импровизируя поочерёдно  каждую композицию дети выбирали для себя более понравившуюся музыку. Ею стала  «Nuestro Poema»  Галерея  инструментальной  музыки. Для большего  эффекта передачи  художественного  образа  я дала  девочкам большие  шифоновые платки. С  ними движения стали разнообразнее и выразительнее.  Лучшие  импровизации  были  включены  в  композицию. В  мае 2008 года дети были награждены Дипломом 1 степени в номинации «Хореог-рафия»  за участие  в районном конкурсе  «Наши таланты». На этом конкурсе девочки показывали пластическую композицию с большими  платками « Весеннее настроение»

        Детям очень нравится моделировать, создавать пластические импровиза-ции с предметами.  Одним  из любимых  предметов является гимнастическая лента на палочке. Самой  лентой  можно выполнять большое количество элементов: змейка стоя, круг горизонтальный, круг вертикальный, дуга  горизонтальная,  дуга  вертикальная,  змейка  в  движении,  «салют» и многое другое.

Лентами можно показать высоту звучания мелодии, скорость, динамику и др. Так музыку из оперы «Сказка о царе Салтане»,  «Океан-море синее» Н. Римского-Корсакова, дети имитируют лентами волны плавными движениями. А в «Марше Тореадора», из  оперы  Ж. Бизе  «Кармен», движения очень чёткие и ритмичные.

          С  большим  удовольствием  дети танцуют под музыку с ярко выраженным  ритмом  с  «шуршунчиками».  Это  такие  бубоны  из  полиэтиленовых мешков на палочке. Если  музыка  африканская,  дети  с большим  удовольствием изображают папуасов, показывая ритмический рисунок то  «шуршунчиками», то  гремящими  бутылочками.  Эти  предметы  не  только  пульсируют ритм, но  и  помогают в изображении  животных Африки. Если один предмет держать у  лба, а другой  как  хвост,  то  получится  носорог.  Таким  образом можно показывать многих животных.

        Эти занятия позволяют развивать у детей осознанное  отношение  к эмоциональной выразительности движений. Обогащать  двигательный опыт элементами образно-пластического языка: мимическими и  пантомимическими, побуждать к созданию пластического образа, соответствующего эмоциональному содержанию музыки, с помощью разнообразных  типов пантомимичес- ких и танцевальных движений (поз, выражающих  состояние радости, задумчивости, печали, удивления, торжественности, важности и т.д.; жестов, передающих просьбу, приказ, сердитость, зов, и т.д.); походки  (важной, торопливой, спотыкающейся, усталой, бодрой, мечущейся, осторожной, крадущейся, плетущейся,  лёгкой,  грациозной  и  т.д.);   шага  (семенящего,   переменного, приставного и т.д., на носочках, с опорой на всю ступню,  на  разных  сводах стоп, с приседанием); бега (легкого, змейкой, тяжёлого, безвольного, с  высоким подъёмом колен, с подскоками и т.д.); прыжков (мягких,  ласковых,  пружинящих, грозных, кокетливых и т.д.); действий рук (плавных,  резких  взмахов  в стороны, вверх, вниз, хлопков, толчков, ударов  в  воздухе,  попеременных  и т.д.);  движений  головой  и туловища (Круговых, наклонов, покачиваний). Развиваются  способности  детей  чувствовать  эмоциональную выразительность ритма и передавать  в  движении. Развиваются  умения  перевоплощаться  в  художественный  образ (пляшет  бодрый  мишка, важный  и  беззаботный петух и т.д.)

         Музыкально-двигательное  творчество  побуждает  детей  придумывать жесты, походку, позы, выражающие образно-эмоциональное содержание музыки, сочинять пластические образы и сюжеты игр в соответствии  с  характером музыки.

      При разработки сценариев праздников и развлечений я обязательно включаю  музыкальные   номера,  основой  которых  были   детские  пластические импровизации в некоторой переработке для придания номеру завершённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа. Музыкально-ритмическая композиция "Погремушка" для средней группы.

Музыкально-ритмическая композиция "Игрушка-погремушка" для детей 4-5 лет.И.П. Дети стоят в рассыпную, в каждой руке - погремушка. Руки спрятаны за спину.Вступление: Выполняют пружинку. 1 куплет:...

Творческая работа. Музыкально-ритмическая композиция "Виноватая тучка" (средняя группа)

Музыкально-ритмическая композиция "Виноватая тучка" муз. Д. Тухманова.для детей 4-5 лет. Вступление. Дети  идут хороводным шагом по кругу.1 куплет:"Злую тучку наказали" – идут хороводны...

Опыт работы по волонтерскому движению в ДОУ

В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, м...

Сообщение из опыта работы МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...

Презентация из опыта работы «Музыкально – ритмические движения – один из видов детской музыкальной деятельности"

Музыкально-ритмические движения    - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения....

План по работе музыкально-ритмических игр

План по работе музыкально-ритмических игр...

Опыт работы детского волонтерского движения в ДОУ

В наше время современное общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велик...