игра "Времена года" на усвоение ритма
материал по музыке (подготовительная группа) по теме
Для детей старшего дошкольного возраста. В этой игре дети учатся размышлять , развивать свою речь. Игра способствует развитию логического мышления и сопоставления размеренного течения времени с ритмом музыки, то есть, чередование времён года и их постоянное повторение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_vremena_goda.doc | 16.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игра «ВРЕМЕНА ГОДА» на усвоение ритма
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию. Дети садятся за столы, на которых лежат квадраты (на каждого ребенка по два квадрата белого, голубого и желтого цвета и один зеленый квадрат). Воспитатель предлагает детям представить, что они художники и будут рисовать разные времена года, при этом пользоваться можно только одной краской. Времена года надо рисовать по порядку.
Затруднение в игровой ситуации. Игра «Времена года».
Когда год начинается? Зимой. Дети без труда выбирают белый квадрат. В выборе же цвета для изображения весны они обычно затрудняются. Воспитатель предлагает рассмотреть все квадраты и задает вопросы.
- Можете ли вы изобразить весну желтой краской? (Ответы.)
- Какое время года будете рисовать желтым цветом? (Осень.)
• Почему? (Ответы.)
- Можете ли вы изобразить весну зеленой краской? (Как правило, дети отвечают утвердительно, мотивируя это тем, что весной появляются листики.)
- Если вы весну изобразите зеленым цветом, то какой цвет у вас останется для лета? (Голубой.)
После обсуждения педагог с детьми приходит к выводу: лето лучше рисовать зеленой краской, а весну - голубой, так как весной тает снег, текут ручьи. Недаром в песенке поется «С голубого ручейка начинается река...».
Дети выкладывают квадраты в таком порядке: белый, голубой, зеленый, желтый, белый, голубой... Работа останавливается: квадратов больше нет. Возникает проблемная ситуация.
Открытие нового знания.
- Почему вы не можете выполнить задание? (Потому что не хватает зеленого квадрата.)
- Почему вы считаете, что после голубого нельзя положить желтый квадрат? (Потому что после весны не может наступить осень, после весны обязательно должно быть лето.)
Воспитатель раздает детям недостающие зеленые квадраты, и дети продолжают выполнять задание. Когда они заканчивают работу, воспитатель предлагает детям рассказать, что они нарисовали. (Дети проговаривают названия времен года.)
Воспитатель делает вывод: времена года идут по порядку и повторяются, т.е. в чередовании времен года есть ритм.
Включение нового знания в систему знаний ребенка. Игра «Ритмы природы».
• Что еще в природе идет в определенном порядке и повторяется? (Если дети не назовут части суток и месяцы, воспитатель задает следующие вопросы.)
- Какое сейчас время суток?
- Какой сейчас месяц?
Воспитатель делает вывод: в природе все подчинено определенному ритму.
«Размышляем и вспоминаем». Спросите детей: слышали они когда-нибудь слово «ритм»? Кто или что в нашей жизни подчиняется ритму? Например, часы (тик-так, тик-так), человек (вдох-выдох). У природы много разных ритмов: утро-день-вечер-ночь, лето-зима, осень-весна. Пофантазируйте: а есть ли ритм у дверей? (Есть, открыться-закрыться.) У цветка? (Да, распуститься-цвести-завянуть.) У ботинок? (Правый-левый.)
Игра «Попробуй повтори!».
Изобразите несложный ритм звучащими жестами с речевой поддержкой два-три раза и попросите повторить. Например, хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ. Затем изобразите нечто ритмичное, но хаотичное, с точки зрения чередования жестов. Спросите детей: смогут они это повторить? Почему? (Ответы.) Попросите кого-нибудь из детей придумать свой короткий ритм со словами, такой, чтобы его смогли повторить все ребята.
Проведите аналогичный эксперимент с движением: музыкальный руководитель собирает детей около себя и предлагает подвигаться в определенном ритме. Для первого примера сочините повторяющуюся остинатную фигуру, например шаг-шаг, прыжок-поворот. Для второго примера сделайте что-нибудь «артистически неповторимое» в произвольно-хаотичном движении. Спросите детей, смогут ли они это повторить? Почему? (Ответы.)
Предложите детям свободно разойтись по залу и каждому попробовать придумать свое ритмичное движение, сопровождая его словами или звуками - они помогут ребенку осознать части придуманного ритма.
«Часовой механизм». «Концерт шестеренок».
Скажите детям, что сейчас на барабане сыграете им «ритм часов» с речевой поддержкой: тик-тик-так . Исполняйте его остинато, а детям предложите найти подходящие движения: как можно больше разных вариантов. Затем устройте «концерт шестеренок» и, расположив детей по кругу, попробуйте сделать «живые часы». Ритм каждой шестеренки станет реально видимым. В конце предложите детям повторить какое-нибудь очень быстрое и продолжительное движение. Оно должно быть таким, чтобы после его выполнения дети немного запыхались, после чего воспитатель собирает их около себя и предлагает восстановить дыхание.
Игра «Ровное дыхание».
• Вдохните, вдохните, вдохните...
- Почему вы не можете выполнить задание? (Потому что после вдоха должен быть выдох.)
- Проговорите ритм дыхания человека: вдох, выдох, вдох, выдох...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение последовательности месяцев года с опорой на картинки.
Большинство детей трудно усваивает временные понятия. А при собеседовании в школе часто задают вопросы о месяцах года, днях недели и т.п. Поэтому, для того чтобы дети запомнили не актуальную для их во...
"Задачи и содержание подготовки детей 7-го года жизни к усвоению грамоты"
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе особенно актуальны в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать...
Презентация к конкурсу "Воспитатель года" Роль психолого-педагогической работы воспитателя в успешном усвоении элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста
Презентация предназначена для педагогов .ДОУ...
Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №4 2016-2017 учебного года.
Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям....
Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет №5 2017-2018 учебного года.
Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ ВОСПИТАНИКАМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА Во 2 младшей группе №3 «Карапузики» Диагностика проводилась в конце учебного года в мае 2018г
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАПО РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ ВОСПИТАНИКАМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛАВо 2 младшей группе №3 «Карапузики»Диагностика проводилась в конце учебного года в мае 2018гВторую мл...
Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками раздела по музыкальному воспитанию на начало года
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялась с помощью анализа проведенного мониторинга, который проводился путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой...