Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при создании игрушек для театрализованной деятельности
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Очень важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранным событиям.
Главным объектом нашего внимания является художественная и театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, в которой немаловажную роль играет процесс изготовления кукол - персонажей и декораций самодеятельного кукольного театра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при создании игрушек для театрализованной деятельности
Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Очень важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранным событиям.
Главным объектом нашего внимания является художественная и театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, в которой немаловажную роль играет процесс изготовления кукол - персонажей и декораций самодеятельного кукольного театра.
Мы заметили что, дети, смастерив вместе с воспитателем поделки из так называемого бросового материала не спешат расстаться с делом своих рук, ещё долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими: игрушечные образы побуждают их к театрализованной игре. Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, подражая манере речи героя, какой они себе её представляют. У детей наблюдается интерес к подробному описанию самих персонажей; их внешности, характера особенности поведения. Многие ребятишки, рассказывая о своих поделках, включают их в сюжет знакомых сказок.
Все предпосылки театрально-игровой деятельности перед нами. Взрослым остаётся только поддержать детей, направить их усилие в творческое русло. Создание персонажей кукольного театра своими руками может стать частью большого творческого процесса, связанного с театрально-игровой деятельностью и всесторонним развитием дошкольника.
В определённой степени ребёнок уже подготовлен к подобного рода действиям всем процессом воспитательно - образовательной работы: занятиями рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. А тут ещё появляется реальная возможность открыть в себе изобретателя, конструктора, режиссёра.
Творчество детей в ходе изготовления игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы.
Мастеря игрушки для кукольного театра, ребенок постепенно переходит от изготовления самой примитивной фигурки к созданию довольно сложного образа. При этом малыш делает множество открытий, пытается воплотить свой замысел, совершенствуя игрушку и способы её изготовления.
Работа над игрушкой – самоделкой может быть представлена следующим образом:
Начальный (обучающий) этап: ребёнок подражает взрослому, изготовляя конкретные поделки из данного ему материала.
Промежуточный этап: работа строится на основе возникающего у детей желания внести свои добавления, изменения в игрушке, создаваемые по готовому образцу.
Завершающий (творческий) этап: опорой служит детское продуктивное воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и своё отношение к создаваемому образу. При этом автором учитывается и обыгрывается специфика исходного материала.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на традиционных принципах дидактики: от простого к сложному, неоднократная повторяемость действий, опора на сформированные раннее умения.
Процесс изготовления будет более успешным, если у детей появится возможность материть поделки не только на специальных занятиях в отведенное для этого время, но и дома с семьёй.
Работа над созданием театрализованной игрушки проходит следующим образом:
- специально организованное занятие;
- занятие по художественному конструированию, изодеятельности;
- комплексное занятие по изготовлению игрушек с последующим её обыгрыванием;
- короткое занятие – игра во время прогулок;
- организованное по желанию ребенка занятие в долгие осенние и зимние вечера
Мониторинг результатов воспитательной деятельности.
Уровень сформированности наблюдаемых в детском саду | Количество детей группы -18(100%) | |
до начала проекта кол-во детей (%) | в результате проекта в кол-во детей (%) | |
Начальный (обучающий) этап: | 4 (20%) | 1 (5%) |
Промежуточный этап: | 14 (75%) | 15 (80%) |
Завершающий (творческий) этап: | 1 (5%) | 3 (15%) |
В связи с этим нами был разработан и внедрен в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста педагогический проект «Волшебный мир театра», который позволил педагогам объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в единый союз по созданию разнообразных видов театра.
Нами было проведено:
- анкетирование родителей (законных представителей детей);
- консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников;
- беседы;
- оформление наглядной информации опубликованной на сайте дошкольного учреждения;
- были заинтересованы родители детей группы к участию в досугах и развлечениях, к изготовлению совместного театра.
В ходе своей работы основной акцент мы сделали на создание условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
Мы организуем предметно-пространственную среду, изготовление совместных с родителями поделок, атрибутов, костюмов к театральным представлениям.
Непосредственно образовательная деятельность по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают ему сознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою деятельность, вносят изменения в технологию, конструированию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого каждая игрушка, то есть её облик в совокупности с художественным оформлением, обретает индивидуальность.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В человеке всегда заложено творческое начало, и театрализованная деятельность, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младших дошкольников.В процессе работы над в...
Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игровой деятельности
статья рассказывает о важности развития у детей театрализованной деятельности...
статья на тему:“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.”
Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в...
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...