Статья О.А. Петровой
статья по музыке по теме

Петрова Ольга Анатольевна

Сохранение психофизического здоровья детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Сохранение  психофизического  здоровья  

детей c нарушением интеллекта  через  логоритмику.

Петрова Ольга Анатольевна, музыкальный руководитель, МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №119» города Кирова, е-mail: rakursbuh@mail.ru

       В статье предлагается опыт работы по сохранению психофизического здоровья детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на основе проведения  кружковой работы по логоритмике. Показана актуальность программы и цель, заключающаяся в развитии двигательной и эмоциональной сфер умственно отсталых детей, формирование их речи в игровой форме. Представлен материал программы, пример планирования одного занятия.

Логоритмика, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, психофизическое здоровье, музыка, движения,  память, ритм,  звукопроизношение.

Сохранение  психофизического  здоровья  

детей с нарушением интеллекта  через  логоритмику.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психофизическом  развитии. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности.     Актуальность предмета логоритмики обусловлена тем, что сохранение здоровья детей тесно связано с двигательной активностью и эмоциональным фоном. Логоритмика – это система музыкально-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции и психофизического оздоровления детей.

Поскольку основная общеобразовательная программа на основе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой не предусматривает отдельное проведение занятий по логоритмике, то возникла необходимость создания кружка «Логоритмика».  Изучая опыт работы педагогов Волковой Г.А., Вороновой А.Е., Картушиной М.Ю., Лобода И.В. и др., в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья,  мной была разработана программа по логоритмике  для детей с нарушением интеллекта.

Для данной категории детей характерны низкая познавательная активность, нарушение пространственной ориентировки, позднее развитие фразовой речи, затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций, скудный словарный запас.

Целью программы является  развитие двигательной и эмоциональной сфер  детей с нарушением интеллекта, формирование речи в игровой форме для сохранения психофизического здоровья детей.

Задачи программы:  формирование двигательных  навыков и умений;

выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители; развитие способности передвигаться в пространстве свободно и уверенно; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; развитие слухового внимания; развитие способности воспринимать музыкальные образы, умения перевоплощаться в соответствии с данными образами, т.е. проявлять свои творческие способности.

Основным принципом построения программы является тесная связь  слова,  движения и музыки. Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий учитываются особенности психомоторного и речевого развития умственно отсталых детей, а также характерные индивидуальные особенности, тип нервной деятельности и поведение каждого ребёнка. При разработке программы учитывался комплексно-тематический план образовательного учреждения.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что наиболее удобен для детей следующий план занятия по логоритмике:

- вводная часть: упражнения на развитие внимания, эмоций, артикуляционной моторики,  ритмические упражнения,

- подвижная часть: музыкально-ритмические движения, элементы танцевальных движений, работа над координацией движений и ориентировкой  в пространстве зала, игры на развитие эмоций,

- основная часть: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, закрепление правильного звукопроизношения, вокальные упражнения, песни (формирование певческих навыков), слушание музыкальных произведений (развитие музыкальной мелодической памяти),

- заключительная часть: релаксация, прощание.

Пример одного занятия: лексическая тема «транспорт», тема занятия «Прогулка на паровозике».      

Этап

Время

Цели

Содержание

Вводная часть

7 мин.

Добиваться чёткого проговаривания слов.

Развивать мимику, партнёрские отношения в игре.

Музыкальное приветствие.

Игра «Имя по кругу». Мимическая гимнастика.

Чтение речёвок.  Ритмическое простукивание.

Подвижная часть

3 мин.

4 мин.



3 мин.

Учить сочетать движения с пением.

Учить ритмично выполнять движения под музыку.

Игра «Змейка». Игра «Поезд» (движение с проговариванием  слов). Танцевально -ритмические  движения.

Хоровод-пляска «Барыня».

Основная часть

3 мин

3 мин


4 мин

Развивать эмоциональный отклик. Развивать начальные певческие

способности.

Пальчиковая игра «Жук на полянке». Слушание музыки (беседа о характере).

Дыхательная гимнастика.

Песня «Эхо» (авторская).

Подведение итогов.

3 мин

Снять напряжение, успокоиться.

Релаксация под музыку.

Прощание.

        В результате проводимой работы у детей наблюдается хорошая двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражители, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья научились воспроизводить простейшие музыкально-ритмические движения, ориентироваться в пространстве. Дети умеют согласовывать движения с речью, ритмично двигаться под музыку, эмоционально реагировать на восприятие музыкальных образов. 

        Таким образом, проведение кружка по логоритмике способствует сохранению психофизического здоровья детей с нарушением интеллекта, решает многие коррекционные задачи по развитию когнитивной и эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.:Просвещение,1985.

Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ.-М.:Просвещение,2006.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Творческий центр «Сфера»,2003.

Лобода Л.В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлечения семьи Петровых

Семья нашего воспитанника - Володи Петрова - участвовала в конкурсе "Успешная семья 2012", представляя наше дошкольное учреждение. В семье двое детей, старшая - Юля - тоже выпускница нашего детского с...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Викторина к 100-летию города Чапаевска .Автор разработки :Петрова С.И.

Огромное значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которо...

Методическая разработка к разделу "Иностранный язык" Петровой Е.А. из программы "Из детства - в отрочество" Дороновой Т.Н. и др.

Основной задачей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста – научить понимать несложную, доступную по содержанию речь и привить  детям некоторые умения и навыки разговора. Обучение д...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем» 2022 год

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...