Статья О.А. Петровой
статья по музыке по теме
Сохранение психофизического здоровья детей с нарушением интеллекта.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сохранение психофизического здоровья
детей c нарушением интеллекта через логоритмику.
Петрова Ольга Анатольевна, музыкальный руководитель, МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №119» города Кирова, е-mail: rakursbuh@mail.ru
В статье предлагается опыт работы по сохранению психофизического здоровья детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на основе проведения кружковой работы по логоритмике. Показана актуальность программы и цель, заключающаяся в развитии двигательной и эмоциональной сфер умственно отсталых детей, формирование их речи в игровой форме. Представлен материал программы, пример планирования одного занятия.
Логоритмика, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, психофизическое здоровье, музыка, движения, память, ритм, звукопроизношение.
Сохранение психофизического здоровья
детей с нарушением интеллекта через логоритмику.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психофизическом развитии. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности. Актуальность предмета логоритмики обусловлена тем, что сохранение здоровья детей тесно связано с двигательной активностью и эмоциональным фоном. Логоритмика – это система музыкально-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции и психофизического оздоровления детей.
Поскольку основная общеобразовательная программа на основе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой не предусматривает отдельное проведение занятий по логоритмике, то возникла необходимость создания кружка «Логоритмика». Изучая опыт работы педагогов Волковой Г.А., Вороновой А.Е., Картушиной М.Ю., Лобода И.В. и др., в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, мной была разработана программа по логоритмике для детей с нарушением интеллекта.
Для данной категории детей характерны низкая познавательная активность, нарушение пространственной ориентировки, позднее развитие фразовой речи, затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций, скудный словарный запас.
Целью программы является развитие двигательной и эмоциональной сфер детей с нарушением интеллекта, формирование речи в игровой форме для сохранения психофизического здоровья детей.
Задачи программы: формирование двигательных навыков и умений;
выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители; развитие способности передвигаться в пространстве свободно и уверенно; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; развитие слухового внимания; развитие способности воспринимать музыкальные образы, умения перевоплощаться в соответствии с данными образами, т.е. проявлять свои творческие способности.
Основным принципом построения программы является тесная связь слова, движения и музыки. Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий учитываются особенности психомоторного и речевого развития умственно отсталых детей, а также характерные индивидуальные особенности, тип нервной деятельности и поведение каждого ребёнка. При разработке программы учитывался комплексно-тематический план образовательного учреждения.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что наиболее удобен для детей следующий план занятия по логоритмике:
- вводная часть: упражнения на развитие внимания, эмоций, артикуляционной моторики, ритмические упражнения,
- подвижная часть: музыкально-ритмические движения, элементы танцевальных движений, работа над координацией движений и ориентировкой в пространстве зала, игры на развитие эмоций,
- основная часть: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, закрепление правильного звукопроизношения, вокальные упражнения, песни (формирование певческих навыков), слушание музыкальных произведений (развитие музыкальной мелодической памяти),
- заключительная часть: релаксация, прощание.
Пример одного занятия: лексическая тема «транспорт», тема занятия «Прогулка на паровозике».
Этап | Время | Цели | Содержание |
Вводная часть | 7 мин. | Добиваться чёткого проговаривания слов. Развивать мимику, партнёрские отношения в игре. | Музыкальное приветствие. Игра «Имя по кругу». Мимическая гимнастика. Чтение речёвок. Ритмическое простукивание. |
Подвижная часть | 3 мин. 4 мин. 3 мин. | Учить сочетать движения с пением. Учить ритмично выполнять движения под музыку. | Игра «Змейка». Игра «Поезд» (движение с проговариванием слов). Танцевально -ритмические движения. Хоровод-пляска «Барыня». |
Основная часть | 3 мин 3 мин 4 мин | Развивать эмоциональный отклик. Развивать начальные певческие способности. | Пальчиковая игра «Жук на полянке». Слушание музыки (беседа о характере). Дыхательная гимнастика. Песня «Эхо» (авторская). |
Подведение итогов. | 3 мин | Снять напряжение, успокоиться. | Релаксация под музыку. Прощание. |
В результате проводимой работы у детей наблюдается хорошая двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражители, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья научились воспроизводить простейшие музыкально-ритмические движения, ориентироваться в пространстве. Дети умеют согласовывать движения с речью, ритмично двигаться под музыку, эмоционально реагировать на восприятие музыкальных образов.
Таким образом, проведение кружка по логоритмике способствует сохранению психофизического здоровья детей с нарушением интеллекта, решает многие коррекционные задачи по развитию когнитивной и эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.:Просвещение,1985.
Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ.-М.:Просвещение,2006.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Творческий центр «Сфера»,2003.
Лобода Л.В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлечения семьи Петровых
Семья нашего воспитанника - Володи Петрова - участвовала в конкурсе "Успешная семья 2012", представляя наше дошкольное учреждение. В семье двое детей, старшая - Юля - тоже выпускница нашего детского с...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Викторина к 100-летию города Чапаевска .Автор разработки :Петрова С.И.
Огромное значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которо...
Методическая разработка к разделу "Иностранный язык" Петровой Е.А. из программы "Из детства - в отрочество" Дороновой Т.Н. и др.
Основной задачей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста – научить понимать несложную, доступную по содержанию речь и привить детям некоторые умения и навыки разговора. Обучение д...
НОД по развитию речи. Разучивание стихотворения В. Петровой « У новогодней ёлочки зелёные иголочки…»
Конспект НОД по развитию речи...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем» 2022 год
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...