Музыкальные дидактические игры
материал по музыке (старшая группа) по теме

Арсирий Евгения Леонидовна

Сценарии осенних развлечений, новогоднего праздника, 8 марта. Потешки для дошкольного возраста. Музыкально-дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.-did..doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТРИ ЦВЕТКА

Дидактическая игра

на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображаю щих три типа характера музыки:

•     добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

•     грустная, жалобная;

•     веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез дочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музы ки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызван ный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.


ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра

для развития чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, рас крашенные в русском стиле,— Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказ ку «Три медведя»? {Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кро ватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто пер вый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)


СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала

Игровой материал

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с за данием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ре бенка.

Ход игры

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Дидактическая игра

на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный сто лик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-по дарки для Зайчика.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повя зал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он при гласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети выс казывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последова тельно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это мо жет быть песенка или танец, знакомые детям.

Музыкальные произведения взяты из сборника Т. М. Орловой и С. И. Бекиной «Учите детей петь» — М.: Просвещение, 1987.

1.  «Тяф-тяф» (муз. В. Герчик, ел. Ю. Разумовского).

2.  «Что ты хочешь, кошечка» (муз. Г. Зингера, ел. А. Шибиц-кой).

3.  «Мишка» (муз. Т. Бырченко, ел. А. Барто).

4.  «Конь» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой).

5.  «Воробей» (муз. В. Герчик, ел. А. Чельцова).

6.  «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной).


УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Дидактическая игра

на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает большой све тофор).

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музы кальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют ха рактер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелено му сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, про являя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музы кальном занятии или в свободное время.


ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

Дидактическая игра

на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поля ну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачи вать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Де рево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходят ся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу при креплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавли вается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).

Ход игры

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыль ки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сей час узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызван ный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному повора чивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог мо жет «ошибаться».


ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус ская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са шенька, Иринушка, Маринушка. {Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.


ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

Игровой материал

Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепест ков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушивае мых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

1.  «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2.  «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3.  «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4.  «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайков ский).

5.  «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (П. И. Чай ковский).

6.  «Шествие гномов» (Э. Григ).

7.  «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Ход игры

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и при носит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении харак тера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

Музыкальные произведения можно найти в сборнике «Музы кальное развитие детей» О. П. Радыновой. Часть 1, 2. — М.: Владос, 1997.


ДОМИК-КРОШЕЧКА

Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого раз мера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

Ход игры

Музыкальный  руководитель.

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идем, все идем.

 Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок,

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начи нается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

 Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.


ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле.Она вырезана из фанеры и закреплена на под ставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я позна комлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Мож но взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей ' по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКРЕТ

Дидактическая игра на закрепление

пройденного материала по пению, слушанию музыки

и определение жанров (танец, марш, песня)

и характера музыкальных произведений

Игровой материал

Демонстрационный: игровое панно, изображающее карту мест ности; «камни», прикрепленные на липучке, с об ратной стороны которых написано задание; колокольчик.


ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

Игровой материал

Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, ко торый держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры

Музыкальный  руководитель.

 Медвежонку в магазине

 Много шариков купили —

 Разноцветных разных ярких.

 Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел.

 (Поет попевку.)

Мишка шарики купил,

С ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют коли чество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритми ческий рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...

Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий   1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...


 

Комментарии

Арсирий Евгения Леонидовна

Музыкально-дидактические игры в разделе Слушание музыки В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.