Конспект занятий в подготовительной группе.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Конспект занятий в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.)
Тип урока: урок изучения и усвоения новых знаний
Форма урока: урок-беседа
Цель урока: расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева.
Задачи:
Дидактические:
- продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение;
- проверить навыки внимательного прочтения художественного произведения.
Развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
- развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
- воспитывать трепетное отношение к родине;
- воспитывать художественный вкус.
Оборудование урока: портрет И.С.Тургенева, презентация, выставка книг,
Словарная работа: конфликт, пейзаж, интерьер, портрет.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Золотарева И.В., Егорова Н.В., поурочные разработки по программе под редакцией В.Я.Коровиной;
- Интернет-ресурсы;
Ход урока
Организационный момент
I. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество удивительного писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним и не раз, поэтому целью нашего урока является расширение знаний о творческой биографии писателя.
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Презентация.(слайд№1) И.С.Тургенев принадлежал к богатому дворянскому роду(слайд №2).Мать, урожденная Лутовинова(слайд№3).Тургенев написал много рассказов, повестей, стихотворений в прозе(слайд №4).Село Спасское было названо из-за церкви Спаса Преображения(слайд№5). Прекрасные окрестности усадьбы нашли отражение в произведениях писателя (слайд№6).Гостями Тургенева были А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой (слайд №7). В усадьбе сохранился дуб, посаженный Тургеневым (слайд№8,9,10). Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени (слайд № 11).А это интерьер дома, где жил писатель(слайд №12,13).Известно, что писатель сам был заядлым охотником. Это его охотничье снаряжение (слайд№14).В 40-50 годы 19 века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник «Записки охотника» (слайд № 15,16). И сегодня мы будем говорить о рассказе «Бирюк», произведении из цикла «Записки охотника» (слайд № 17, 18). Прежде чем мы будем работать с текстом рассказа, давайте проверим домашнее задание (Д/з. прочитать рассказ «Бирюк»,составить цитатный план рассказа)
3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают примерный цитатный план рассказа:
1.«Гроза надвигалась…»
2.«Вот мы и дома…»
3.«Редко мне случалось видеть…»
4.« В лесу шалят…»
5.«Куда? Стой!-загремел голос лесника…»
6.«Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич…»
7.«Убирайся к черту!...»
Учитель. А теперь давайте поработаем со словарными словами. Они нам сегодня пригодятся.
4.Словарная работа: На экране определения: конфликт, пейзаж, интерьер, портрет (слайды № 19 – 24)/ Учащиеся записывают в тетради литературные термины.
Учитель. Ребята, прочитав еще один рассказ Ивана Сергеевича Тургенева, вы убедились, что писатель является необыкновенным мастером изображения картин русской природы. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу(Слайд №24)
-Вспомним с чего начинается рассказ «Бирюк»?
- С описания леса и надвигающейся грозы.
- Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?
Давайте поработаем в группах, чтобы ответить на многие вопросы.
5.Работа в группах. Класс разбивается на 4 группы.
Группам даются карточки с заданиями и вопросами.
Первая группа. Пейзаж.
Задание: найти пейзажные зарисовки и прокомментировать их. Найти слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи.
-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
-Какую роль играет образ-символ грозы?
-Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
Вторая группа. Интерьер.
Задание: подготовить пересказ описания избы Бирюка
-Какие слова в описании являются ключевыми?
- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?
-Какую роль играет описание интерьера избы?
-Как это описание помогает понять характер героя?
Третья группа. Портрет.
Задание: найти описание внешности Бирюка, ответить на вопросы:
-В чем особенности портрета Бирюка?
-Какие детали портрета вы считаете главными?
-Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?
-Как портрет помогает раскрыть характер героя?
-Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора и при помощи каких ярких художественных деталей Тургенев показывает внешний облик и состояние крестьянина?
Четвертая группа. Словарная работа.
Задание: нужно найти значение слов, встретившихся в рассказе. Составить словарик.
Полати, рогожка, кушак, дружки, взыскать, люлька, подле, покромка, понурить, ракиты, полати, верста, плетень и т. д.
Выступление учащихся.
Учитель обобщает высказывания учащихся, что Тургенев описывает поле и лес в различные времена года, в различное время суток. Его пейзаж подвижен и изменчив. Писатель предстает здесь очень тонким наблюдателем различных запахов, оттенков, звуков леса, поля. Автором использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафора, олицетворения, которые одушевляют природу. Описание природы у Тургенева сопоставимо с человеческим миром. Пейзажные зарисовки у писателя не только фон, на котором происходит действие, но и очень важное средство характеристики героев. Они помогают раскрывать переживания героев, настроение, чувства, выявить авторскую позицию.
В описании избы Бирюка зашифрована социальная характеристика героя, а портрет помогает выразить его индивидуальные черты
Учитель. Итоговый вопрос:
-Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил?»
6.Рефлексия. Целью урока было: расширить знания о биографии Тургенева. Как вы думаете, ребята, достигли мы целей урока?
7.Выставление оценок. Домашнее задание. Знать биографию писателя, индивид. задание: выучить наизусть стихотворение «Русский язык».
Тема урока: Последние годы творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворения в прозе. (2 урок, 7 класс)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-беседа
Цель урока: изучить понятие и особенности стихотворений в прозе;
Задачи:
Дидактические:
- продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение.
Развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;
- творческие возможности в написании стихотворения.
Воспитательные:
- Способствовать формированию любви к слову, русскому языку.
Оборудование: портрет И.А.Тургенева, иллюстрации к произведениям писателя, выставка книг, слайды.
Теория литературы: роды литературы
(эпос, лирика, драма), размеры стиха
(ямб, хорей)рифма, монолог, диалог.
Ход урок
Организационный момент
1.Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с именем великого русского писателя И.С. Тургеневым. Давайте вспомним этапы его биографии и поговорим о последних годах творчества писателя. (слайд №1)
2. Проверка домашнего задания. ( проверку можно провести в форме викторины или сообщений учащихся)
-В каком году родился И.С.Тургенев?
-Как называется родовое имение Тургенева?
-Какие именитые гости посещали имение?
-Бывал ли Тургенев за границей?
-В каких учебных заведениях учился Тургенев?
-В каких жанрах работал писатель?
3. Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургеневым.
Послушайте стихотворение (чтение стихотворения учителем)
«Записки охотника»
Из многих книг – сейчас одна
Ее дыханию внимаю,
Она ясна, чиста до дна
А глуби – сердцем поднимаю.
***
В таком же, как и наш лесу
Бродил с ружьем он за плечами.
Просторов русских пил красу
И днем, и звездными ночами.
***
Исполнилось души одной
Одним желаньем вечно юным.
Хотел он видеть край родной
Свободным, светлым, неугрюмым.
***
Он слышал мерный ход времен
Судьбы народной видел сдвиги.
И сочетанием имен
Хорь и Сократ – свергал вериги.
***
Какая четкость мастерства!
И мысль, и солнечные блики,-
Блистает, как в росе листва,
Мир и простой и многоликий.
***
Природы трепетной черты
И глаз задумчивых сиянье.
Какое здесь и красоты
И правды, верное слиянье!
Слово учителя: это стихотворение написано в 1952 году, спустя 100 лет со дня выхода в свет книги Тургенева « Записки охотника». Написал его исследователь творчества И.С.Тургенева – Иван Новиков. Она так и называется « Записки охотника». И у нас есть возможность еще раз заглянуть в его творческую лабораторию. Цель урока: познакомиться с новым жанром в литературе стихотворениями в прозе и его особенностями.
И сегодня мы с вами поговорим о последних годах жизни писателя. Итак, тема урока:Последние годы творчества И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.
Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока.
Слово учителя. Тургенев рано начал писать и обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики, драматургии. Скажите, ребята, какие произведения И.Тургенева вы помните?
Ответы детей. «Му-му», «Бежин луг» и «Бирюк», которые входят в цикл «Записки охотника».
Учитель. Верно. Произведения, которые вам знакомы, написаны в начале творческого пути, а сборник, о котором пойдет речь, необычен. Он называется
«Стихотворения в прозе». Тургенев написал их в конце жизненного пути в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Сборник стихов в прозе насчитывал 83 стихотворения и был посвящен разной тематике.
Учитель. Ребята, давайте послушаем стихотворение, которое называется «Русский язык».
Ученик читает наизусть стихотворение «Русский язык» (дом. задание)
Текст стихотворения проецируется на доску.
- Ребята, как вы думаете, в какой период жизни написано это стихотворение?
Учитель. Оказывается это стихотворение писалось в дни русско – турецкой войны 1877 – 1878 годы. Именно эта боль при виде того, что делается дома и выражена в стихотворении.
- Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?
Ответы детей: Русский язык великий, могучий. Автор возлагал большие надежды, потому что он родной язык и способен творить чудеса.
-Какая мысль заключена в этом отрывке? -Мысль о том, что русский язык помогает автору пережить какие – то неприятные события.
Учитель. Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует?
Ответы детей. С помощью торжественной интонации автор выражает надежду на то, что русский народ – великий народ.
- Какое это по- вашему стихотворение лирическое или эпическое?
Вспомним, лирическое – это произведение, в котором передаются мысли и чувства, эпическое – события. Несмотря на то, что нет рифмы - это произведение лирическое, потому что выражает чувство.
Учитель. В стихотворении всего 3 предложения. Какие они?
Ответы детей. Два предложения восклицательные, одно вопросительное.
- О чем это говорит?
Ответы детей. Это говорит об искренней взволнованности автора.
- Какие художественные приемы используются автором?
Ответы детей. Автор использует эпитеты, их только 4 и один из них звучал дважды, Великий язык – Великий народ.
Учитель: Определения, который дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный»,- сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, критических работах, статьях.
Полный веры в русский народ, И.С.Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении «Русский язык»
Учитель. Ребята, давайте прочитаем еще одно стихотворение « Собака» и сделаем вывод, что же такое стихотворение в прозе?
После прочтения стихотворения проводится беседа по содержанию.
- Какова основная мысль в стихотворении?
- Что демонстрирует автор?
- Докажите, что перед нами лирическое произведение?
После ответов детей делается вывод учителем.
Учитель. В стихотворении «Собака» повествование ведется от имени лирического героя. Речь идет о жизни всего живого, а не конкретной собаки. В стихотворении есть то, что мы так стремимся пробудить в вас учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас.
Учитель. Ребята, проанализировав два стихотворения, давайте попробуем определить специфические черты жанра стихотворения в прозе в виде таблицы.
На доске таблица. Графа 2 и 3 заполняется вместе с детьми в тетради.
По ходу заполнения таблицы дети повторяют теорию литературы: размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), рифмы (парная, перекрестная, кольцевая), монолог, диалог.
Поэзия | Проза | |
1.Метр | + | - |
2.Рифма | + | - |
3.Ритм | + | - |
4.Способ размещения на пис письме | красная строка | сплошной текст |
5.Выражение мысли | краткость | развернутость |
6.Задача слова | передать чувство | передать сюжет |
7.Специфика повествова- ств ния | монологичность | диалогичность |
Учитель. Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что же такое стихотворение в прозе?
Ответы детей (при затруднении ответы формулируются совместно с учителем)
Стихотворения в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.
Учитель. Что характерно для стихотворения в прозе?
-Все признаки лирического стихотворения за исключением метра, рифмы.
Учитель. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведения – стихотворения в прозе.
Он считается лучшим стилистом русской прозы 19 века, очень тонким психологом. И человеческая личность, и природа являлись предметом его философских размышлений. Критики считали, что все эти стихотворения - единое целое, «поэма о пройденном жизненном пути».
Ребята, а домашнее задание будет творческого характера: попробуйте сочинить свое мини-стихотворение в прозе на любую тематику.4.Рефлексия. Ребята, целью урока было: познакомиться с жанром, который создал Тургенев и его особенностями. Как вы думаете, достигли ли мы целей урока? Можете ли вы мне рассказать, что же такое стихотворения в прозе и что для него характерно?
Домашнее задание (написать свое стихотворение в прозе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...