Проект " Русская частушка"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеберезниковский детский сад « Теремок»

 

 

 

 


Русская частушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

музыкального руководителя

С.А.Токаревой

 

 

 

 

 

 

 

 

 с. Большие Березники 2011 г.


Частушка – особый жанр русского музыкального фольклора. Это маленькие веселые, озорные куплеты самого различного содержания, уместные почти на каждом народном празднике.  Куплеты напеваются на несложный, незатейливый, очень ритмичный мотив. Слово частушка происходит от слова «частый», т.е. быстрый. Возникла частушка в России предположительно в конце 60 годов 19 века.

На мой взгляд, знакомство с частушкой может стать одной из ступенек по вхождению в мир музыкального фольклора, приобщению к русской музыкальной культуре, а, следовательно,  частичкой патриотического воспитания.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 

  • музыкальный руководитель
  • воспитатели групп
  • специалисты, педагоги дополнительного образования
  • дети дошкольных групп
  • родители

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

 

Формировать интерес к  русской музыкальной культуре

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

  • познакомить с особым  жанром фольклора – русской частушкой
  • воспитывать интерес к русской культуре
  • развивать музыкальные способности
  • способствовать  сплоченности коллектива

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

§формирование интереса к русской музыкальной культуре

  • знание образцов особого жанра фольклора – русской частушки
  • приобщение к  истокам русской культуры
  • развитие музыкальных способностей

 

 

ВРЕМЯ ДЕЙСВИЯ ПРОЕКТА

 

Летняя оздоровительная кампания  - /июль-август 2012 года/

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

 

  • Изучить специальную литературу по теме проекта
  • Довести до участников проекта важность и значимость его цели
  • Собрать и систематизировать частушки по разным видам:
  • частушки – страдания,
  • частушки - топотушки,
  • частушки - хохотушки,
  • частушки – небылицы
  • детские частушки
  • Подготовить печатные раздаточные материалы /тексты частушек//см. приложение/
  • Составить план работы по реализации проекта
  • с детьми
  • с педагогами
  • с родителями
  • Подготовить для выступления на празднике частушки:
  • костюмы /рубахи-косоворотки, кушаки, кепки, сарафаны, косынки/,
  •  атрибуты /макеты балалаек, гармошки, платочки/,
  • музыкальные инструменты /деревянные ложки, трещотки, колотушки/
  • иллюстрации
  • Подобрать музыкальное сопровождение к частушкам /на фортепиано, синтезаторе, в аудиозаписи/.
  • Определить формы работы по реализации проекта
  • музыкальные занятия /фронтальные и индивидуальные/
  • репетиции /индивидуальные и групповые/
  • праздник
  • конкурс
  • наглядность /фоторепортаж/
  • консультирование
  • составление сценария праздника частушки
  • организация конкурса частушек /жюри, оценочная система, подарки/

План работы по реализации проекта

 

Работа с детьми:

  • музыкальные занятия /фронтальные, групповые/ - знакомство с жанром частушки, его особенностями, разновидностями частушек, способами исполнения, времени и местом исполнения частушек, с музыкальными инструментами, сопровождающими исполнение частушек и т.д./
  • репетиции: разучивание частушек /подгруппами и индивидуально/
  • участие в празднике частушки
  • участие в конкурсе частушек

 

Работа с воспитателями:

  • распечатка текстов частушек для работы в группе
  • рекомендации по разучиванию частушек в группе
  • задания по подготовке костюмов к празднику частушки
  • разучивание частушек

 

Работа со специалистами и педагогами дополнительного образования:

  • распечатка текста частушек для исполнения на празднике
  • разучивание частушек /репетиции/
  • рекомендации по подготовке костюмов и атрибутов к празднику
  • рекомендации по участию на конкурсе частушки в качестве членов жюри и «выступающих артистов»

 

Работа с родителями:

  • разучивание частушек с детьми дома
  • приглашение на праздник частушки
  • участие в празднике в качестве зрителей и группы поддержки на конкурсе частушки
  • знакомство с частушкой через наглядные материалы

 

 

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

  • печатные материалы /на стенде/
  • Праздник частушки
  • Конкурс частушки
  • фоторепортаж

 

 

image

                               Частушки-хохотушки

image

Частушки-небылицы.

image

 

Мальчишеские страдания

 

image

«Подружка  моя»


приложение

Частушки мальчиков

/на мотив «Рязанские ребята»/ - страдания

 

 

 

 

Мы - ребята-дошколята,

Ой чего-чего-чего

Озорные, боевые. ОХ!

Развитые до чего.

 

Вместе с папой мы решили

Маме отдых нынче дать

Целый день мы суп варили. Ох!

Только в рот его не взять.

 

Подгорели суп и каша,

Соль насыпали в компот

Как вернулась наша мама, Ох!

Было много ей хлопот

 

Рисовал Андрюша маму

Он - художник, спору нет.

Но зачем он нос раскрасил, Ох!

В красно – желтый, синий цвет.

 

Мы старались, сор мели,

И стирали, и пекли.

Вот порадовали мам. Ох!

Жаль, что всё приснилось нам.


Частушки девочек – подружек.

 

 

 


 

Первая.                                                  Вторая.


 

       

 

Подружка моя,

Как тебе не стыдно!

На прогулке булку ела,

Думаешь не видно.

 

 

 

 

Подружка моя,

Я её не ела.

Просто в завтрак не наелась,

Кушать захотела.

 

 


 

 


 

Подружка моя,                             Подружка моя,

Как тебе не стыдно!                                 Яей помогаю

  Маме дома не поможешь,            Мама вымоет посуду,

  Думаешь не видно.                      Я её мараю!

 

 

 


 

Подружка моя,

Как тебе не стыдно!

Ты с мальчишками дерешься,

Думаешь не видно.

 

 

Подружка моя,

Как же мне не драться,

Они сами пристают

Надо ж защищаться!

 

 


 

 

 

 

 

 

Частушки-топотушки. 

/4 девочки/

 

припевочка: /исполняется после каждого запева/

/с притопами правой ногой/

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

/с притопами левой ногой/

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

/поворот вокруг себя топающим шагом/

 

1. Шире круг, шире круг, дайте круг пошире

    Не одна иду плясать, нас идет четыре!

 

2. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

    А гармошка заиграла, я не удержалася.

 

3.  У нас во дворе квакали лягушки

     А я печки – босиком, думала – подружки.

 

  1. По деревне шла и Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

 

  1. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулася назад – сапоги мои лежат.

 

  1. Балалаечка-гудок свое дело знает.

Она в Ваниных руках хорошо играет.

 

  1. Сидит ежик на заборе, белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге – фуражка.

 

  1. Если б не было воды, не было бы кружки,

     Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

 

 

Частушки – хохотушки

/про детский сад/

 

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой,

Мы частушки-хохотушки

Пропоем со всей душой.

         Эх, раз, ещё раз,

         Полюбуйтесь вы на нас!

 

Ясным утром в детский сад

Малыши толпой спешат.

Не доволен только Мишка:

Пробудился рано слишком.

 

Наш Виталик – молодец.

Спортом занимается.

Но ходить на физкультуру

Очень он стесняется.

 

С левой ножки, с правой ножки,

Настя путает сапожки

Надо Настю научить,

Как сапожки различить.

 

Как-то раз Сережа с Галей

Дружно в кубики играли,

А как кончили играть

Позабыли их убрать.

 

Спеть еще мы были  б рада,

Да домой идти нам надо

Приглашаем в гости вас.

Приезжайте, в добрый час.


 

 


 

Частушки - небылицы

/для младших групп/


 

 


 

 


 

По двору ведро идёт

Деда за руку ведет.

 

Птичка встала на коньки,

А они ей велики!

 

Самовар пыхтел, пыхтел,

прямо в небо улетел

 

Скачет по полю кровать

Быстро скачет, не догнать

 

Чайник по морю плывет

Думает, что пароход

 

Стол собрался в первый класс

И зовет учиться нас.

 

А корова зонтик съела,

И на крышу улетела

 

А рояль-то, говорят

Съел 12 поросят.


 

Частушки – небылицы.

 


 

Уместились на странице

Небольшие небылицы,

В них есть правда, есть и ложь,

Прочитаешь – всё поймешь!

 


 

 

 

Я на дереве в лесу

Увидал вчера лису.

А в дупле её  ребята –

Рыжехвостые лисята.

 

А у нас в квартире кот

Дружбу с мышками ведет

В кошки-мышки поиграет,

Чаем мышек угощает!

 

Вот потеха, наш щенок

Вдруг уселся на шесток!

Вместо курочек-хохлаток

Водит по двору цыпляток.

 

Возле речки шум и смех

Кто плывет быстрее всех?

Рады все на улице –

Победила курица!

 

Подремав на ветке клена,

Вдруг закаркала ворона:

«Если только захочу,

Я на море улечу

Здесь сплошные холода

А там жарко и еда»

 

 

 

По двору ведро идёт

Деда за руку ведет.

 

Птичка встала на коньки,

А они ей велики!

 

Самовар пыхтел, пыхтел,

прямо в небо улетел

 

Скачет по полю кровать

Быстро скачет, не догнать

 

Чайник по морю плывет

Думает, что пароход

 

Стол собрался в первый класс

И зовет учиться нас.

 

А корова зонтик съела, и на крышу улетела

 

А рояль-то, говорят

Съел 12 порос


 

Частушки для всех

/на конкурс/

 


 

Начинаю я частушку,

Первую начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную

 

Эй, мальчишки и девчушки,

Запевайте-ка, частушки.

Начинайте поскорей,

Чтоб  порадовать гостей.

 

Говорят, я  - боевая

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая

Ну, а я тогда в кого ж?

 

Не ругай меня, мамаша,

Что сметану пролила,

По дорожке шел Сережка

Я без памяти была.

 

Не ругай меня, мамаша,

Что я промочилася,

Я не речке, на дощечке

Танцевать училася

 

Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Никому я не скажу,

Что люблю Сережку.

 

На качелях я качалась,

Под качелью-то вода.

Бело платье замарала,

Мне от мамочки – беда.

Я качалась на качели,

Потеряла маму,

Никому я не скажу,

Что люблю сметану.

 

На окне стоят цветочки,

Голубой, да аленький.

Не играем мы с Алешкой

Больно ростом маленький.

 

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла  зазвенели,

Мы сказали: «Тишина»

В группе треснула стена.

 

Дрессированных мартышек

Увидала Оля,

А теперь она мальчишек

Дрессирует в школе.

 

Настя мучила расческу

К школе делала прическу,

Мучила, да мучила

Получилось чучело.

 

А Полинка, как травинка,

Как полыночка-трава,

Очень умная дивчинка,

Очень шустрая она.

 

Полюбила тракториста,

Думала, он – пашет,

Прихожу на поле я,

Он трусами машет.

 

Полюбила космонавта,

Думала, летает,

Прихожу на поле я,

Он там подметает.

 

Меня милый не узнал,

Пень березовый обнял,

Думал в кофте розовой,

А это пень березовый.

 

Милый Саша, я – не ваша,

Я теперь Володина.

У него глаза черны,

Как  в саду смородина.

 

У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

 

У меня на сарафане

 Чайники да чайники,

Меня в этом сарафане

Любят все начальники.

 

Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки,

Из-за кочки, из-за пней,

Не видать наших парней.

 

О-ха-ха, о-ха-ха,

Чем я девочка плоха!

На мне  юбка новая,

Сама я чернобровая.

 

 

Я сирени наломаю

Набросаю у ворот

Расплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

 

Я залезу на березу,

Ух, какая высота

Посмотрю по сторонам,

Ух, какая красота!

 

Рассыпайся, народ,

С грядки да на грядку,

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

 

На столе стоит стакан,

На стакане -  муха,

Не ходите меня сватать,

Я уже – старуха.

 

На столе стоит арбуз,

На арбузе – муха,

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо

 

Я с подружкой Ниночкой

Стояла под рябиночкой.

Вытирала горьки слезки,

Розовой косыночкой.

 

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера,

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего


 

 


 

Список использованной литературы:

 

  1. Блейз О.С. Всё о музыке М,2004
  2. Короб чудес /детские деревенские посиделки/
  3. Чебоксары, 1997
  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах М., 1984
  5. Науменко Г.В. Фольклорный праздник. М, 2000
  6. Попонов В.Б. Русские народные музыкальные инструменты. М., 1984
  7. У наших ворот всегда хоровод. С-Пб 1994 
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...