"Музыка-путь к здоровью"
методическая разработка по музыке по теме
«Инновационный проект в сфере физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Мурманска детский сад комбинированного вида №104
НОМИНАЦИЯ
«Инновационный проекты в сфере физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»
ПРОЕКТ
«Музыка – путь к здоровью»
Музыкальный руководитель
Мешалкина Елена Павловна
Мурманск – 2012
Современный мир отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, это приводит к различным отклонениям в поведении, психосоматическим заболеваниям. Одним из средств решения этих проблем является музыка. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет музыка, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Цель : Способствовать активизации двигательной активности средствами музыкальной деятельности детей в течение дня, формирование навыков выразительного движения.
Задачи :
- Обогатить двигательный опыт детей, формировать красивую осанку, учить выразительным, пла стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.
- Развивать творческие способности: учить оценивать соб ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные эле менты физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
- Расширять представления о разнообразии маршевого жанра, учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела.
- Способствовать установлению комфортного психологического климата в детском коллективе.
- Расширить знания родителей и педагогов об использовании и применении музыкально-двигательных игр и упражнений в группе и дома.
Участники проекта : Музыкальный руководитель
Е.П.Мешалкина
Родители и дети 2 подготовительной группы
Ожидаемый результат реализации проекта:
- Включение музыки в повседневную жизнь. Активизация и расширение двигательного опыта детей при помощи музыкальных игр, комплексов гимнастик под музыку, создание условий для эмоционального комфорта детей.
- Углубление представлений о разнообразии маршевого жанра, совершенствовать умение определять характер музыки и передавать его через движения своего тела, создание альбома о видах маршей.
- Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к всенародным государственным праздникам. Проведение концерта для родителей и педагогов «С маршем по жизни шагаем».
- Проведение семинара – практикума для родителей с детьми «Как организовать свободное время своего ребенка», «Как провести день рождения дома», выпуск буклета «Пойте детям перед сном».
Сроки реализации проекта : с 11.01.2012 по 11.03.2012
Вид проекта : художественно-творческий
Реализация проекта
Реализацию проекта «Музыка-путь к здоровью» начала не случайно именно во 2 подготовительной группе, ее посещают дети с косоглазием и амблиопией, следствием чего является плохая координация движений, нарушение ориентировки в пространстве, эмоциональная неустойчивость, нарушение речи (30 % детей посещают занятия у учителя-логопеда).Кроме того из 12 воспитанников в группе только 2 девочки, конфликты между мальчиками возникают более часто и протекают более остро. Отсюда и возникла потребность в использовании музыки, как одного из способов укрепления физического и психологического здоровья. Наблюдая за детьми группы на занятиях, во время проведения праздников и развлечений, а также беседуя с педагогами и общаясь с детьми в свободной деятельности, выявила круг интересов и вкусы своих воспитанников. Мальчишек, несомненно привлекают подвижные игры, утренняя и бодрящая гимнастики физминутки, использование маршевой музыки подтягивает, дисциплинирует ребят .
Начальным этапом работы над проектом, явилось включение музыки в повседневную жизнь. Мною был подобран музыкальный материал: для подвижных игр, физминуток, хороводных игр, музыка для релаксации и отдыха, а также звуки природы пополнили аудиотеку группы.
Для создания психологического комфорта ,положительного эмоционального настроя, подъема настроения, утренний прием детей в группу стал сопровождаться спокойной , жизнерадостной музыкой, что настраивало детей и родителей на позитив, а в условиях выхода из полярной ночи явилось одновременно и средством пробуждения, активизации . Утром в раздевалке капризов, жалоб на недосыпание стало меньше, на лицах детей и взрослых появились улыбки. Родители покидали детей с чувством спокойствия , доверия, уверенности.
Утренняя гимнастика в музыкальном сопровождении организует движения детей, способствует более точному и скоординированному выполнению. Комплексы «Зарядки с Плюхом», музыкальные композиции соответствующие характеру выполняемых упражнений способствовали повышению мышечной активности, ориентировки в пространстве, координации движений.
На занятиях мною были предложены педагогам динамические паузы и физминутки, комплексы гимнастик для глаз в сопровождении музыки. Выполнение несложных упражнений ,сопровождаемых показом взрослого, позволяли сбросить накопившееся напряжение, зарядится энергией ,поднимать настроение.
В разнообразной совместной, организованной деятельности также использовались минутки расслабления, релаксации. Дети принимают любую удобную для себя позу, свет приглушается в этот момент можно использовать коррегирующие упражнения для глаз. Используя световую указку или фонарик, дети прослеживают взглядом за ее движением в темпе музыки.
Обогащение двигательного опыта , связано с развитием чувства ритма. Недоразвитие чувства ритма влияет на все физические и психические процессы. «Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключено столько элементов ритма, сколько имеется их в маршировке. Ведь стопа в момент прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма (это совершенно совпадает с музыкальным делением времени)» (Э.Жак-Далькроз). В маршах соединилось развитие всех видов музыкальной деятельности: это и развитие ритма, и слушание и музыкально - ритмические движения и даже пение (песня - марш).
Спортивный марш один из видов маршей. Знакомство с ним начала с проведения бесед «Олимпиада - 2014 » при помощи ИКТ знакомились с эмблемами будущей олимпиады, расширяли имеющиеся знания о зимних видах спорта, выдающихся спортсменах. Прослушали спортивные марши М.Дунаевского. Слушание сопровождалось просмотром праздничных спортивных шествий, парадов, марша Российской олимпийской сборной. Разученные перестроения спортивных маршей исполнились на открытии спортивной олимпиады «Белый медвежонок».
Знакомство с военным маршем связано с патриотическим воспитанием. Познакомила детей с презентациями: «23 февраля День Защитника Отечества», провела цикл бесед о маршах «Что такое марш?», «Виды маршей», «Марши в мирное и военное время», беседы о военных духовых оркестрах. Использовала музыкально- дидактические игры «Инструменты духового оркестра», «Симфонический оркестр», «Узнай, какой инструмент звучит». Проведен концерт ко Дню Защитника Отечества для детей и родителей детского сада «С маршем по жизни шагаем». Родители не только зрители, но и активные участники проекта. На семинаре – практикуме мною были предложены игры и упражнения, не требующие специальной подготовки, для использования дома. ….
Психологический комфорт ребенка начинается с маминой колыбельной песни «Пойте детям перед сном» призывает буклет, выпущенный к семинару.
Результатами работы педагогов и родителей стали :
- Составлен и предложен педагогам в группу диск с записью музыкальных произведений для использования в течение всего дня, начиная с приема детей, затем утренняя гимнастика, физминутки , гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика после сна, а также музыкальные игры, способствующие развитию импровизации и творчества, передачи в движении точного художественного образа, имитационных движений. Использовалась музыка как на активизацию ,так и на расслабление.
- Повышение двигательной активности в течение дня, создание психологического комфорта улучшили результаты диагностики в разделах музыкально-ритмические движения, развитие чувства ритма, слушание. Музыка повлияла на эмоционально-волевую сферу детей: отмечены уменьшение проявления агрессии, негативизма,
решение конфликтных ситуаций мирным путем .
- Проведены ряд бесед о военных и спортивных маршах, изготовлен с детьми альбом «Эти удивительные марши», концерт для родителей «С маршем по жизни шагаем».
- В рамках акции, проводимой в детском саду, «Выходной без телевизора» , проведен семинар – практикум для родителей с детьми «Как организовать свободное время своего ребенка» , выпущен буклет «Пойте детям перед сном».
Перспективный план работы над проектом:
Виды деятельности | Мероприятия |
познавательная | Беседы «Что такое марш?», «Виды маршей», «Марши в мирное и военное время», беседы о военных духовых оркестрах, «Олимпиада 2014» |
двигательная | Комплексы утренних зарядок, физминутки , гимнастики для глаз под музыку. Игры с музыкой на обогащение двигательной активности (подвижные, хороводные). Выполнение общеразвивающих упражнений ходьба, бег, прыжки.
|
музыкальная | Дидактические игры «Инструменты духового оркестра», «Симфонический оркестр», «Узнай ,какой инструмент звучит»,концерт «С маршем по жизни шагаем», семинар практикум для родителей«Как организовать свободное время своего ребенка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка - путь к познанию мира человеческих чувств.
материал для работы с воспитателями...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....