Педагогический потенциал традиционной народной культуры
статья по музыке по теме
Статья раскрывает необходимость широкого ознакомления ребенка с традиционной народной культурой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_pedpotencial.docx | 18.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический потенциал традиционной народной культуры.
Ранее и дошкольное детство – это начало познания жизни.
Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире; а позднее, создавая все условия для его самостоятельной игры
Без игры нет детства вообще. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности и фантазию.
Вот тут-то на помощь и приходит детский фольклор.
Детский фольклор черпает материал из разных источников:
- Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это поэзия пестовования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.
Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных ощущениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, рукам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
- То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
- Наконец, дети сами, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки, дразнилки и т.д.)
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками. Былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком.
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Закличка – от слова «закликать» - звать, приглашать.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость, значимость слова.
Многие заклички сопровождались игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. Это интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. В них закреплены для всех играющих необходимые правила игры.
Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слова. Каждая строчка кричалки – это смысловой и ассоциативный обыгрыш. Кричалки можно петь. Играть, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь их бойкому и звонкому ритму.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в игре.
Скороговорки и частоговорки – помогают незаметно дл ребенка обучать его чистой и правильной речи. Это веселая и бойкая игра в быстрое повторение труднопроисносимых слов и одновременно это баловство, любимая игра в словотворчество.
Скороговорки отличает сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово скороговорке подчиняются ритму и создают ритм.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратно и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности, особенности поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселит детей.
Сказки-шутки. Сказки-потешки – удивительные создания детской поэзии. Сказка-потешка стоит на границе между веселой, смешной и радостной вседозволенностью детства и суровыми законами бытия. Детская сказка-потешка не просто нагромождает одно событие на другое, она соединяет их в строгом соответствии с реальными жизненными связями между предметами, явлениями природы, животными и людьми.
Народные загадки – важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Это игра в узнавание, угадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Ребенок в игре обретает хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками.
Огромный пласт народной культуры – это наши традиционные праздники. Это те праздники, которые передаются из поколения в поколение, « из уст в уста, от сердца к сердцу». Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, ремесел и др. Традиционные праздники концентрировали в себе все эти элементы.
Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней».
Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей.
Используя народный опыт, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря уже о самом праздничном действе, приобщить к радости коллективного творчества. В свою очередь дети могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир.
Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия.
Незаменимый материал для такой педагогической работы – детские традиционные игры, как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.
Важным элементом воспитания может стать знакомство с традиционным народным костюмом. Его изготовление, ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этнические и эстетические представления, понятии о гармонии мира и человека.
Ребенок. Воспитанный на подлинно народном отношении к одежде, где каждая деталь полная смысла и значения, сможет сознательно противостоять деструктивным влияниям в этой области, господствующим в современной молодежной моде.
Народная культуры – это огромный пласт культурного наследия нации, который мы должны как можно шире использовать на благо ребенка и для ребенка.
Задачи.
- Приобщать к истокам народного творчества,
- Воспитывать знание народных традиций.
- Формировать любовь к родной земле.
- Выявлять творческие способности детей.
- Развивать активное восприятие народной музыки.
- Формировать исполнительские навыки.
- Развивать музыкальные способности.
- Развивать импровизаторские способности.
- Знакомит с жанрами русского музыкального народного творчества (песни, пляски, игры, хороводы, страдания, попевки, заклички).
- Знакомить с устным народным творчеством (сказки, дразнилки, считалки, скороговорки, потешки, пестушки).
- Учит элементам русской народной пляски.
- Знакомить с бытом и укладом жизни русских крестьян.
- Дать представление о русском национальном костюме в разных областях России.
- Знакомить с русскими национальными ремеслами.
- Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами, обучить приемам игры на некоторых из них.
- Дать представление о народном театре (театре скороморохов)
- Формировать целостное восприятие народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
«Педагогический потенциал традиционной народной культуры».
Статья по организации инновационной работы в области воспитания....
План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников
тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...
Педагогический потенциал традиционной народной культуры
Много лет в нашей стране народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Но сейчас произошли коренные изменения в обществе, повысилс...
Статья Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и...
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....