«Педагогический потенциал традиционной народной культуры».
статья по теме

Шипарева Зинаида Ивановна

Статья по организации  инновационной  работы в  области  воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shipareva.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

по организации  инновационной  работы

в  области  воспитания.

«Педагогический  потенциал  традиционной

народной  культуры».

В  зрелом  возрасте,  умудрённые  житейским  опытом,  с  теплотой  и нежностью  вспоминаем  мы  незатейливую  колыбельную,  которую  нам  напевала  мама  или  бабушка,  первые  сказки,  шутливые  весёлые  приговорки,  загадки,  считалочки,  дразнилки,  народные  игры,  которые  впитали,  общаясь  со  сверстниками  во  дворе.  А  сколько  пословиц,  поговорок  неизвестно  откуда  всплывало  в  памяти – к  месту  и  случаю…  Сколько  в  них  мудрости  и  поучительности!  И,  конечно  же,  с  радостью  и  волнением  ждали  праздников,  которые  объединяли  и  взрослых,  и  детей  общими  переживаниями,  ожиданиями,  играми  и  забавами.  Осенины,  колядки,  святки,  Масленица.  Так  было  с  нашим  поколением…

                    Последние  десятилетия  интерес  к  народному  творчеству  не  был  активным  и  массовым.  А  ведь  дети  с  большим  интересом  относятся  к  традиционной  культуре  своего  народа,  способны  оценить  и  освоить  её  основы – а  это  определяет  их  физическое  и  духовное  здоровье.

                   И  наши  дни,  когда  большую  часть  жизни  дети  проводят  вне  дома,  вне  семьи,  когда  во  многом  ослаблены  связи  не  только  с  родственниками,  но  даже  с  родителями,  когда  наблюдается  огромный  дефицит  общения  ребёнка  со  взрослыми  и,  самое  страшное,  с  родителями, -- наносится  непоправимый  урон  физическому  и  духовному  здоровью  детей.  Семья  теряет  свою  былую  ведущую  роль.  Дети  не  получают  элементарных  представлений  о  народной  экологии,  о  народной  культуре,  страдают  нравственные  устои.

                    Традиционная  культура  каждого  народа  уникальна  и  необъятна.  Тысячелетиями  складываются  мировоззрение,  жизненный  уклад,  нормы  поведения,  искусство  и  ремёсла  народа.  Историческое  время  и  повседневная  жизнь  отсеивают  всё,  что  противоречит  экологическим,  климатическим  условиям,  складу  национального  характера  и  здравому  смыслу.  В  глубинах  народного   бытия  рождались  неписанные  правила, формировались  законы  сохранения  здоровья  народа,  продолжения  рода,  его  обращённость  в  будущее. Народная  культура  донесла  до  наших  дней  древние   традиции,  которые  не  должны  быть  утеряны  и  стёрты  урбанизированной  массовой  культурой.  Велика  ценность  народных  традиций,  ибо  они  определяют  самобытность,  уникальность  социально – исторического  опыта  народа.

                       Познавая,  творчески  осваивая  опыт  прошлых  поколений,  дети  не  только  изучают  его,  но  и  реализуют  полученные  знания  в  повседневной  жизни.  Мудрость  народной  культуры  помогает  детям  сохранить  здоровье,  укрепить  его,  подготовиться  к  будущей  жизни,  к  роли  рачительного  хозяина  (хозяйки),  мужа  (жены),  отца  (матери)…

                      Детей  дошкольного  возраста  приобщать  к  народной  культуре  лучше  всего  через  песенно – игровые  традиции,  календарно – обрядовые  праздники.  Игровая  основа,  нетрадиционное  развитие  действия  праздника,  развлечения,  юмор,  шутка,  задорная  пляска,  песня  внесут  радость,  духовную  красоту,  эмоциональную  комфортность  в  жизни  наших  детей.  Они  являются  ненавязчивой  формой  приобщения  детей  к  народному  творчеству.  Любовь  к  народному  искусству,  почтение  к  народным  традициям  и  обычаям,  в  целом  знание  народной  культуры  дети  понесут  в  семью,  духовное  возрождение – залог  возрождения  Отечества.

                         Праздничных  дней  в  России  18 – 19 вв.  было  много:  сто  сорок – сто  пятьдесят  в  году.  Самыми  древними  были  праздники,  связанные  с  земледельческим  календарём.  Их  называли  календарными  или  годовыми  праздниками,  так  как  начинались  в  декабре,  продолжались  весь  год  и  заканчивались  поздней  осенью  с  завершением  уборки  урожая.  Главными  среди  них  были  Святки,  Масленица,  Ивана – Купальские  празднества,  а  также  праздники  сбора  урожая.  Наряду  с  древними  земледельческими  праздниками  в  русском  быту  было  много  праздников  православной  церкви.

                         Все  русские  праздники  выстраивались  в  определённую  иерархическую  лестницу.  Главным  праздником  для  всех  православных  людей  была  Пасха,  которую  называли  праздником  всех  праздников,  торжеством  всех  торжеств.  Каждый  из  праздников  имел  свою  отмеченную  давней  традицией  программу,  свои  песни,  словесные  формулы.  Отношение  к  празднику  было  чрезвычайно  серьёзным.  Праздник  воспринимался  как  дело  святое,  угодное  Богу.

                          Праздники  на  Руси  сопровождались  весёлыми  играми,  забавами,  в  которых  принимали  участие  и  дети  и  взрослые.  Детские  народные  игры  отличаются  большим  разнообразием.  Они,  как  правило, подвижны,  требуют  находчивости,  смекалки,  дают  массу  навыков  и  умений.  Подвижные  игры  закаляют  не  только  тело,  но  и  душу,  приучают  переносить  боль  от  возможных  падений,  ушибов.  Нет  такого  качества  личности,  развить  которое  нельзя  было  бы  с  помощью  игр.

                           У  детей  дошкольного  возраста  ведущая  деятельность – игровая,  а  у  детей  с  проблемами  в  развитии  она  носит  процессуальный  характер.  Игровые  действия  сопровождаются  примитивной  речью,  не  имеющей  эмоциональной  окраски.  Это  вызвано  не  только  биологическими  факторами,  но  и  низкой  познавательной  активностью,  отсутствием  творческого  воображения,  нарушением  речи  и  эмоционально – волевой  сферы.  В  своей  работе  с  детьми  я  решила  уделить  внимание  изучению  народного  наследия,  проведению  традиционных  народных  праздников  при  активном  участии  воспитателей,  специалистов  детского  сада.

                          Подготовка  и  проведение  праздника  настраивают  ребёнка  на  оптимистическое  восприятие  жизни,  формирует  положительные  черты  характера  и  навыки  общественного  поведения.  Подготовка  и  участие  в  празднике  способствуют  развитию  и  коррекции  всех  психических  познавательных  процессов.  Заучивание  слов  песенок,  потешек,  поговорок,  загадок – способствует  развитию  памяти,  расширению  словарного  запаса,  автоматизации  звукопроизношения,  развитию  выразительности  речи.  Правильное  определение  местоположения  в  танце,  хороводе – развивают  ориентирование,  моторику,  двигательную  активность.  Разучивание  поговорок  и  пословиц – развивает  логику,  учит  правильно  оценивать  ситуацию.

                         Во  время  проведения  праздника  ребёнок  учится  концентрироваться,  преодолевать  комплексы,  внутренний  страх.  У  него  вырабатывается  положительная  самооценка,  уверенность  в  себе.

                          Детей  необходимо  учить  управлять  своим  эмоциональным  состоянием,  формировать  у них  адекватное  поведение.  Для  этого  я  подбираю  различные  сказки,  и  мы  совместно  с  воспитателями  и  специалистами  готовим  инсценировки  с  активным  участием  детей  для  показа  на  празднике  или  досуге.  Это  очень  способствует  формированию  эмоциональной  сферы.

                           Для  развития  двигательной  активности  и  координированной  моторики  мы  с  детьми  разучиваем  подвижные  игры  и  упражнения  для  пальчиковой  гимнастики,  при  этом  используем  потешки,  поговорки,  скороговорки,  хороводные  игры.  Инсценирование  и  участие  в  сказке  очень  увлекает  детей.

                           Русское  народное  творчество – это  самый  благодатный  материал  при  работе  с  детьми  с  отклонением  в  интеллектуальном  развитии.  Он  способствует  развитию  эмоциональной  сферы  и  двигательной  активности,  воображению  и  пространственному  ориентированию.  Речь  детей  становится  более  выразительной,  они  начинают  использовать  новые  слова,  пословицы  и  поговорки,  начинают  мыслить  конструктивно.

                           Полученный  положительный  эмоциональный  заряд  от  участия  в  празднике,  приобретённая  вера  в  свои  силы  повышает  самооценку  детей.  Многие  из  них  справляются  со  своими  комплексами,  учатся  размышлять,  анализировать  своё  поведение  и  поведение  других  людей,  становятся  внимательнее  и  терпимее  друг  к  другу.  Такие  качества  очень  пригодятся  нашим  детям  в  школе  и  в  дальнейшей  взрослой  жизни.

            Список  использованной  литературы: 

1.  Е.И.  Якубовская,  Н.В.  Ерёмина,  Г.В.  Емельянова

     «Традиционные  народные  праздники  в  образовательных  учреждениях»              г. Санкт-Петербург,  2008г.

2.  Народный  дневник.  « Народные  праздники  и  обычаи».

                                      г. Москва,                   1991 г.

3.  А.Н.  Афанасьев.   « Народные  праздники»

                                       г. Москва,                  1982 г.

4.  В.М.  Петров,  Г.Н.  Гришина,  Л. Д.  Короткова.

     « Летние  праздники,  игры  и  забавы  для  детей»

                                       г. Москва,                   2000г.