Лечебная сила музыки
методическая разработка по музыке по теме

Всем вам знакомо понятие музыкотерапия. Думаю, почитать о лечебной силе музыки будет интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacii_dlya_roditeley.doc452.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние классической музыки на организм человека

Каждый из нас, думаю, слышал о таком понятии, как музыкотерапия. А вот как именно музыка оказывает воздействие на человека, наверное, знают не все. Я с удовольствием спешу Вам рассказать об этой уникальной и чудесной способности музыки. Дело в том, что наш мозг абсолютно не принимает высокочастотные звуки, они действуют раздражительно и угнетающе. Однако классическая музыка, на которой, в принципе, и построена вся музыкотерапия, содержит в себе эти самые высокочастотные звуки. Более того, ещё и обладает довольно большой длиной волны, которую, увы, наш мозг просто не в состоянии уловить и воспринять. Вот почему многие, узнав о лечении классической музыкой, просто забывают об этом методе. Я бы не советовала так быстро признавать метод музыкотерапии безнадёжным, потому что многими исследованиями доказано благотворное влияние классической музыки на организм человека. Говорить о таких известных фактах, как увеличение количества молока у коров, для которых играла музыка Моцарта, думаю, не стоит, - они всем известны. А в Японии, например, выпекали хлеб под Бетховена и его Шестую симфонию, и хлеб в итоге обладал уникальным непередаваемым вкусом. Влияние классической музыки на организм человека заключается в том, что наш мозг при прослушивании классики начинает генерировать тета-волны, которые в свою очередь приводят к улучшению памяти и концентрации внимания, но об этом чуть позже. Каждая музыка по отдельности может оказывать определённое влияние на слушающего.

Медленная приятная музыка Баха, Вивальди, Корелли и Генделя даст ощущение безопасности и создаст гармонию души и тела. Под такую музыку прекрасно выполнять какие-либо занятия и работу, она призывает к порядку и устойчивости.

Когда Вам нужно что-либо запомнить и напрячь память, повысить максимально концентрацию внимания – с лёгкостью поможет непередаваемая музыка Моцарта и Гайдна, ведь музыка этих композиторов отличается ясностью, мелодичностью и прозрачностью.

А вот композиции Шумана, Чайковского, Шопена и Шуберта, напротив, более выразительные, чувственные, страстные. Если Вам не хватает уверенности в себе, Вы пасуете перед серьёзной встречей, советую Вам прослушать мелодии этих композиторов, и Ваш голос не дрогнет в нужный момент.

Многие люди мучаются такой часто встречающейся проблемой как бессонница. Прежде чем глотать таблетки с успокоительным, попробуйте подремать под музыку Равеля, Фавра или Дебюсси. Их композиции, словно аккомпаниатор самых сладких сновидений, мелодичные, нежные и умиротворяющие.

Искренне советую Вам опробовать на себе эти несложные методы-советы. И когда Вы убедитесь, что влияние классической музыки на организм человека всё же не миф, смело переходите к следующему этапу под названием музыкотерапия. Именно она подарит Вам бодрость духа и здоровье, чего я, собственно, Вам и желаю!

Музыка способна разбудить интеллект

          Множество методик развития интеллектуальных способностей направлены на одну единственную цель: активизировать как можно больше клеток мозга. Оказывается, это можно сделать с помощью музыки. Ученые все чаще и чаще находят подтверждение того факта, что классическая музыка повышает способности считать и читать. Чем это объясняется? Дело в том, что у ребенка до 7 лет активнее всего работает правое полушарие мозга, отвечающее за образное восприятие мира. А большинство развивающих методик рассчитаны на то, что у ребенка включится левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление. Музыка же помогает объединить работу обоих полушарий мозга, поскольку активизирует  одновременно каждое из них.

          Большинство родителей строят грандиозные планы по поводу будущего своего ребенка. Это стимулирует их к использованию разнообразных методик раннего развития. Однако, в раннем возрасте неверные методы способны дать противоположный эффект: апатичное отношение к учебе, проблемы со здоровьем и нервной системой.

          Классическая музыка, напротив, гармонизирует состояние ребенка, благотворно влияет на его физическое здоровье и  развитие интеллектуальных способностей. Исследования ученых показали, что гармоничная музыка меняет состояние организма. Это выражается в объективных показателях: частоте пульса или уровне сахара в крови.

           Такое влияние классической музыки было описано как эффект Моцарта. Ряд экспериментов показал, что после прослушивания произведений Моцарта ученики показывают более высокие результаты при выполнении привычных школьных заданий. Использовать эффект Моцарта можно в любых сферах. Сложная подготовка к сдаче экзаменов пройдет успешнее, если параллельно слушать классическую музыку. Даже коровы на фермах дают больше молока, если им ставить классическую музыку.

          Однако, более глубокий эффект дает не простое прослушивание классики, а самостоятельная игра на музыкальных инструментах. К тому же живое звучание инструмента оказывает глубинное воздействие на каждую клеточку организма, в том числе и на мозг. Если в семье кто-то играет на музыкальных инструментах, для ребенка это станет лучшим тренингом интеллекта. Даже младенец, слушая музыку в живом исполнении, реагирует всеми клеточками мозга и развивается быстрее. 

           Но значит ли это, что для интеллектуального воспитания детей подойдет любая музыка? Разумеется, нет. Современные музыкальные композиции могут иметь даже разрушительный эффект. Классическая музыка – своеобразное отражение универсальных законов гармонии. А современный рок, например, лишь транслирует деструктивное состояние нашего современного мира. И потому после рок-концерта ухудшается общее физическое и психологическое состояние организма, выделяются гормоны стресса, которые снижают способности к концентрации внимания и притупляют память.

Музыка с пеленок

    Доброжелательная атмосфера музыки, пения, движений, ритмов, красок и любви, в которую погружаются малыши дома и в детском саду, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и укреплению нервной системы детей.

В чем смысл слушания музыки?

    Задолго до того, как малыш начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку, ведь мелодический слух формируется у ребенка еще до рождения.

    Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни. Младенчество – чрезвычайно важный  период в жизни человека. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

    Научно установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. Музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.

    Музыкальные занятия способствуют развитию личности ребёнка и психических процессов, таких как  восприятие, внимание, мышление, память, речь, воображение и, конечно же, эмоционально-волевая сфера. Закладывается основа мотивации ребёнка, ориентированная на успех. К тому же, дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки.
Работу над ритмикой так же необходимо начинать с самого рождения. Чувство ритма способствует координации движений. Исследования ученых конца XX века доказали, что музыкальный ритм усиливает электрическую активность мозга, содействуя увеличению энергетических запасов организма человека.

    Различные фольклорные попевки, пестушки, потешки, произнесение которых сопровождается ритмичным поглаживанием ручек и ножек малыша, танцы под музыку с малышом на руках – отличные способы развить чувство ритма.

    Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
   А слушание классики помогает ребенку ярче воспринимать мир, обостряет его эмоции и переживания, развивает фантазию и воображение.

    Но самое главное то, что музыка - это опыт переживания радости и удовольствия!

В чем основная цель слушания музыки?

    Прежде всего - в развитии музыкальных способностей и формировании основ гармоничной личности.

В чем состоят задачи музыкального воспитания?

  1. Формирование интереса и любви к музыке
  2. Формирование образа и схемы тела, умения ощущать свое тело и управлять им
  3. Формирование координации общей и тонкой моторики, рук и ног
  4. Формирование восприятия музыки и согласованности ее с движением
  5. Формирование артикуляционной и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики
  6. Развитие речевой и певческой интонации
  7. Комплексное формирование музыкальных способностей: развитие слухового внимания и слуховой памяти, чувства ритма, темпа, формы
  8. Развитие музыкального слуха
  9. Нормальное психофизиологическое развитие ребенка
  10. Снятие психологического и мышечного напряжения, формирование положительных эмоций и душевного равновесия
  11. Развитие психических процессов : внимания, воображения, памяти, мышления и др.
  12. Стабилизация артериального давления, частоты дыхания и частоты сердечных сокращений
  13. Улучшение обменных процессов организма и сна.

    Все будущее музыкальное развитие ребенка зависит от того, сколько положительных эмоций и удовольствия он испытает в первые годы жизни.

Лечебная сила музыки

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;


    Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
    Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?
У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Мамам на заметку!!!
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКА И ЕЁ ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА.

Укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности....

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"

Конспект организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"...

Консультация "Лечебная сила музыки"

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Какую музыку должны слушать дети?...

ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА СОКОВ

Лечебная сила соков...

Консультация для родителей "Лечебная сила музыки"

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от ...

Лечебная сила музыки

Совместная работа с родителями по музыкально-валеологическому воспитанию детей 5-го года жизни...

Лечебная сила музыки

Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми,влияющая на здоровье, на эмоциональное настроение. В статье даны рекомендации для родителей и педагогов для проведения сеанса лечения музыкой дома.....