Комплексное занятие " На тройке" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Комплексное занятие " На тройке" посвящено русскому композитору П.И. Чайковскому. Подготовлено мной длаттестации по теме: " Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_na_troyke_rusmilenko_n.e.p.gorki_.docx | 23.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».
Открытое
Комплексное занятие в старшей группе
Музыкального руководителя Русмиленко
Натальи Евгеньевны.
П.Горки
2011 год.
- 1 -
На тройке. Открытое комплексное занятие
В старшей группе.
Цель занятия: Учить детей определять характер музыки,
Слышать выразительные интонации музыки.
Задачи: 1.Развивать звуковысотный слух.
2.Развивать способность импровизировать.
3.Развивать умение передавать характер музыки в рисунке.
МАТЕРИАЛ: металлические бубенчик,. фланелеограф,
3 бубенчика для фланелеографа: желтый, красный, коричневы, колокольчики, ьеталлофоны, фломастеры
Х О Д З А Н Я Т И Я:
Педагог: Поздней осень, когда уже чувствуется дыхание зимы,
Выпадает белый снежок. Раньше зимой катались на тройке.
Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных
тройкой лошадей!
Летишь, а вокруг просторы полей ! Мелькают деревья, припорошен-
ные снегом, а на солнце сверкают снежинки.
Вдыхаешь свежий морозный воздух, от которого чувствуешь
себя крепким, здоровым.
Звучит пьеса « НА ТРОЙКЕ » П.И. Ч А Й К О В С К О Г О .
- 2 -
ПЕДАГОГ: Мелодия такая привольная, раскидистая, бесконечная,
как русские просторы. Какая музыка по характеру?
ДЕТИ: Светлая. Нежная.
ПЕДАГОГ: Да , вначале пьеса звучит очень светло, в высоком регистре,
Ласково, привольно. Когда любуешься красотой природы, испытываешь
Разные чувства: восхищения, нежности, легкой грусти.
После светлой мелодии , с которой начинается пьеса, музыка звучит с окраской легкой грусти, волнения.
Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь?
ДЕТИ: Торжественно, легко.
ПЕДАГОГ: ДА, теперь она звучит во весь голос ,ярко, полным звуком, восторженно. Для этой пьесы П, И, Чайковский выбрал эпиграф- фрагмент из стихотворения Н. Некрасова:
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой в ответ не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!»
Раньше на Руси, когда катались на тройке, привязывали под дугой колокольчики. Со звоном ехать веселей, а в пургу, в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги.
На колокольчиках отливались надписи: « ЗВОНУ МНОГО - ВЕСЕЛЕЙ ДОРОГА », « КУПИ - НЕ СКУПИСЬ , ЕЗДИ - ВЕСЕЛИСЬ!» .
Прислушайтесь, сколько частей в пьесе, и скажите, когда слышится звон колокольчиков. Исполняется пьеса.
ДЕТИ: Три части. Колокольчики слышны в середине и в конце.
ПЕДАГОГ. Правильно. А какой характер средней части?
- 3 -
ДЕТИ: Веселый, игривый.
ПЕДАГОГ: Да, музыка изящная, игривая, бойкая, радостная.
Слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков.
А в третьей части колокольчики заливаются - вот тройка помчалась.
(Исполняется фрагмент третьей последней части.)
Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Тройка умчалась. ( Исполняется фрагмент )
Но не только колокольчиками украшали лошадей.
Зажиточные горожане привешивали маленькие бубенчики к ногам верховой лошади, чуть выше копыт, чтобы прохожие давали дорогу.
( Педагог показывает бубенчики)
Бубенчик- это круглый металлический шарик с дробинками внутри,
погремушка. Бубенчики отливали из железа или из меди или из латуни, иногда сверху серебрили.
У каждого бубенчика свой звук.
Послушайте попевку « Бубенчики » и скажите, какой бубенчик поет высоким голосом, какой- средним, и какой низким,
(Исполняется попевка « Бубенчики » Е. Тиличеевой.
ДЕТИ: У бубенчика « динь » - высокий голос, у бубенчика « дан »
Средний голос; у бубенчика « Дон » -- низкий голос.
ПЕДАГОГ: Правильно. Перед Вами бубенчики разного цвета: желтый,
Красный, коричневый.
Расположите на фланелеграфе эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке. ( Пропевается фрагмент)
По желанию кто- нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе
- 4 -
Бубенчики в следующем порядке: два желтых вверху, два красных - в середине, два коричневых – внизу.
ПЕДАГОГ: Верно, ребята. А сейчас попробуем подобрать эту песенку на металлофоне. Он похож по звучанию на колокольчики и на бубенчики. Я сыграю Вам первый звук
« Динь », самый высокий звук, а второй звук « дан» и третий звук « дон » попробуйте найти сами. Только вначале подумайте, эти звуки находятся совсем-совсем Близко, как в песенке « Гармошка»( Проигрывается фрагмент.
ПЕДАГОГ: Молодцы, ребята, у Вас все получилось. А сейчас организуем оркестр из колокольчиков и бубуенчиков, и металлофонов. Прозвучит пьеса « НА тройке», а Вы попробуйте на своих инструментах аккомпанировать .
Теперь давайте еще раз послушаем пьесу, а Вы будете слушать и одновременно рисовать фламастером. В зависимости от характера музыки движение Ваших рук будет то плавным. То отрывистым.( Звучит пьеса-дети рисуют)А сейчас рассмотрим Ваши работы. В Ваших рисунках я разглядела порывы ветра и представила, как одинокий ямщик едет по зимней дороге. Итак, под светлую , спокойную мелодию мы рисовали плавные, волнистые линии, а когда музыка стала яркой, быстрой, восторженной, нашим фломастерам захотелось пуститься в пляс, и мы рисовали отрывистые линии. Спасибо Вам. На этом наше занятие закончено. Рисунки возьмите себе, чтобы иногда вспоминать одинокого ямщика
И произведение П.И. Чайковского « НА ТТРОЙКЕ ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поговорим о доброте».
Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму...
Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа
Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа....
Комплексное физкультурно – оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста. «Встреча олимпийского факела»
22 ноября в нашем городе Улан- Удэ проходила встреча Олимпийского огня. Почётная миссия нести факел выпала лучшим бурятским спортсменам. В честь этого события в нашем детском саду был «зажжен» м...
"Путешествие с правилами" комплексное занятие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.Задачи:• Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением;• Зак...
Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...
Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...
Комплексное занятие по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста
В ходе занятия дети закрепят обобщающие понятия, пространственное расположение предметов, научатся составлять целый предмет из частей....