Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

  1. Приобщать детей к русскому народному творчеству (колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, хороводы).
  2. Развивать умение использовать в речи детей русский народный фольклор.
  3. Эмоционально обогатить детей теплотой народной поэзии. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.

«А баиньки – баиньки».

Цели и задачи:

  1. Приобщать детей к русскому народному творчеству (колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, хороводы).
  2. Развивать умение использовать в речи детей русский народный фольклор.
  3. Эмоционально обогатить детей теплотой народной поэзии.

Предварительная работа:

      Дети разучивают на музыкальных занятиях пестушки, потешки, играют в игры и забавы, в которые любили играть их дедушки и бабушки.

      Музыкальный руководитель знакомит детей с одним из древнейших жанров русской народной музыки – колыбельной песней, разучивает с детьми песню: «Котя – коток».

      Рассматривают иллюстрации русского народного быта: изба со всем её убранством и утварью; народные костюмы, в какие одевались крестьяне в ту пору.

      Музыкальный руководитель и воспитатель знакомят детей со старинными словами: супрядка, кужелёк, карагод.

      Музыкальный руководитель оформляет для родителей две папки передвижки с темами: «Маме о колыбельной», «О пользе материнской поэзии».

      Родители шьют своим детям русские народные костюмы: девочкам – сарафаны, мальчикам – рубахи.

Оборудование:

      Элементы оформления зала имитируют горницу русской избы: две люльки-качалки, в них куклы, хохломской стол, самовар, скамейки, деревенские половички, сундучок, вышитое полотенце, гребешок, старинная утварь.

Ход занятия.

      Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и делают ей низкий поклон.

      Ребёнок: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

      Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать в мою горницу, милости прошу, проходите, садитесь.

Дети под русскую народную мелодию с танцевальными элементами проходят по залу и садятся на лавочки.

      Хозяюшка: Спасибо вам, гости желанные, долгожданные, что пришли. Значит, вам понравилось в моей горнице, раз вы приняли моё приглашение, и пришли ещё раз.

А я давно вас поджидала

           Праздника без вас не начинала!

       У меня для каждого найдётся

                                             И местечко, и словечко!

                                   Припасла я для вас забавушек на всякий вкус:

                           Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Всем ли места хватило?

Всем ли слышно, всем ли видно?

Выходит один из гостей.

      Ребёнок: Гостям – то, известное дело, хватило места,

                      Да не тесновато ли хозяевам?

      Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде!

      Горницу свою я вам уже показывала, а сегодня мы поговорим с вами о старинных колыбельных песнях, попевках, играх и забавах, в которые так любили играть ваши дедушки и бабушки.

      Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные – идёт от слова колыбать (качать, колыхать колыбель). В народном обиходе было и название «байка» от глагола байкать (баюкать, усыплять ребёнка).

      В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно «байкать». И этот урок не простая забава матери с ребёнком и он не пропадает даром. В старину были большие семьи. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а то и нанимались в чужие семьи. И в 10 лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, деловитыми (звучит р.н.п.  в исполнении музыкального руководителя «Уродилася я»).

      Музыкальный фольклор: песни, пестушки, потешки – сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых пелось о том, как вырастет ребёнок большим, и как он будет работать в поле, в доме.

    На полоске пахарёк,

             В тёмном лесе – лесничок,

         Станешь птичку ловить

       И родителей кормить.

      Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя:

                                                   От всех скорбей,

                                                   От всех пакостей,

                                                   От зло – человека –

                                                   Супостата…

      Воспитатель: А вы, ребятки, знаете, какие вам в детстве напевали ваши мамы колыбельные песенки? (Ответы детей). Вот и вы вырастете, и тоже будете петь колыбельные песни своим детям.

      Сильна тревога матери за здоровье ребёнка. Слова колыбельных песен во здравие, как правило, обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу – хранителю. В колыбельных песнях сон, дрёма желанны и для ребёнка, и для матери. Колыбельные песни приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот. Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах – домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных песен.  Много существует колыбельных песенок и потешек, где поётся про кота или сам котик поёт эти песенки. Но не всегда котик может ласкаться и мурлыкать. А каким он может быть? (Ответы детей). Однако, хорошо зная строптивый нрав котов. Матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и «кусочек пирога, и другие подарки». А помните, мы с вами разучивали песенку про кота? Давайте, мы её сейчас исполним.

Дети исполняют песню: «Котя, котенька – коток».

      Хозяюшка: Ребята, а вы хотите перенестись в старые времена и оказаться в большом крестьянском доме?

Дети под р.н. мелодию двигаются по залу и снова садятся на лавочки. Звучит фонограмма: крик петуха, плач младенца.

      Хозяюшка:  Где мои нянюшки? Вот люльки стоят, а в них малы детки лежат. А мне надо деток укачать да убаюкать.

      1 Девочка: (наклоняясь над люлькой, ласково)

                          Кто у нас плачет,

                          Не получит калачик,

                          Кто у нас ревёт,

                          Не получит сухарёк.

                         (берёт «сыночка» на руки)

      2 Девочка: Цынь, цынь, не плачь,

                          Несёт котик калач,

                          Недалечко на мостике

                          Несёт калач на хвостике

                          (берёт «дочку» на руки)

   

     1 Девочка:  (умывая, приговаривает)

                          Водичка, водичка,

                          Умой Андрюше личико,

                          Чтобы глазоньки блестели,

                          Чтобы щёчки краснели,

                          Чтоб смеялся роток,

                          Чтоб кусался зубок.

                          (сажает куклу на стульчик, вытирает красивым полотенцем)

      2 Девочка: (причёсывает куклу гребнем, приговаривает)

                          Расти, коса, до пояса,

                          Не вырони ни волоса,

                          Расти, косонька до пят -  

                          Все волосоньки в ряд,

                          Расти, коса, не путайся, -

                          Маму, дочка, слушайся.

Звучит весёлая мелодия: девочки хлопочут, готовя еду, расставляют посуду. Берут своих «деток» на руки, садятся за стол, кормят их и приговаривают.

      1 Девочка: Летите, пижучки,

                          Несите ватрушки

                          Нашему Андрюшке.

     2 Девочка: Травка-муравка со сна поднялась,

                         Птица-синица за зерно взялась,

                         Зайки – за капусту,

                         Мышки – за корку,

                         Ребятки – за молоко.

     

       Девочки (вместе): Попили, поели, теперь поиграем, порезвимся.

                                      (девочки усаживают своих «детей» на стульчики)

       Хозяюшка: Выходите, красны девицы да добры молодцы! Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Сегодня мы будем с вами петь, играть, водить хороводы, какие водили ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми.

Выходит один из гостей.

      Ребёнок: Полно, Дрёмушка, дремать!

                       Выходи скорей играть!

                       Нас много, ты один

                       Спать тебе мы не дадим!

Проводится игра: «Ленок».

После игры другие дети ласкают, пестуют кукол. Берут «деток» на руки, поднимают и опускают, говорят пестушки.

      Хозяюшка: Пока вы ребятушки заигрались.

                            Ваши детушки раскричались.

                            Надо их на ручки взять

                            Приласкать и укачать.

      Ребёнок:      Ой, ваш, сынок,

                            Медовый сахарок,

                            Румяный пирожок,

                            Берёзовый душок.

      Ребёнок:      Ваша доченька в дому –

                            Что оладышек в меду,

                            Что оладышек в меду –

                            Сладко яблочко в саду.

   

      Ребёнок:        Ой, люшеньки-люшки!

                              Весело Андрюшке,

                              Весело живётся,

                              Вот он и смеётся.

      Хозяюшка:   Расступись-ка, народ,

                              Заведём мы карагод,

                              Заведём мы карагод:

                              В нём девица слёзы льёт!

Девочки водят хоровод с цветами: р.н.п. «На улице дождик» (кассета ансамбля «Золотое кольцо»).

      Хозяюшка:  Долго мы играли,

                             Пели, танцевали.

                             Вот и ночь пришла,

                             Всем ребяткам спать пора.

                             Нянюшки-голубушки, укачайте своих детушек.

      1 Девочка:   (укладывая куклу спать)

                             Ночь пришла,

                             Темноту привела.

                             Задремал петушок,

                             Запел сверчок.

                             Уже поздно, сынок,

                             Ложись на бочок.

                             Баю-бай, засыпай…

      2 Девочка:   Байки-побайки,

                             Прискакали зайки,

                             Стали люльку качать,

                             Сладку дрёму навевать,

                             Стали в дудки играть,

                             Стала Катя засыпать.

Обе девочки покачивают люльки, а все дети исполняют колыбельную песню. Затем девочки осторожными шагами отходят от люлек и встают к другим детям.

      Хозяюшка: Ой, ребятушки, кажется, детки-то заснули. Спасибо вам милые няньки. Вот вам за это баранок связку и конфет пястку. Будьте все здоровы.            

                            Мы сегодня посидели,

                            Отдохнули хорошо.

                            Много узнали о колыбельных песнях.

                            А пока что до свиданья,

                            Приходите в горницу ещё!

      Воспитатель: Ну что, ребятки, пора и честь знать. Чтобы деток не разбудить, тихонько надо уходить. Спасибо тебе, хозяюшка за гостеприимство, за внимание и за ласку.

      Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, на добром слове. До свидания. Заходите ещё на огонёк. Я вам всегда буду рада.

Под р.н.м. дети уходят из горницы.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Прогулка в лес"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада "Прогулка в лес" (занятие с элементами математики и физкультуры). Задания объеденены одним сказочным сюжетом....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Поездка в Букландию".

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей по теме «Транспорт»; поставленные задачи способствовуют  усвоению детьми звуко-буквенного анализа,  упражняют в д...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Музей юных пожарных" с учетом ФГТ

Данное занятие  « Музей юных пожарных»представлено из тематического цикла «Пожарная безопасность и дети», расчитано на десять дней. Занятие -проект является завершающим этапом данной темы, где де...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.

Цели занятия: - продолжать учить детей обводить трафарет (яблоко, груша) и вырезать по контуру. - продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободную спираль», «глаз». -развивать устойчивый и...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы, тема занятия: «Урок красоты»

Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала эту те...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...