Русская ярмарка. Интегрированное занятие в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
steshina_russkaya_yarmarka.doc | 70.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 9 «Земляничная поляна»
г. Ульяновска
Подготовили:
музыкальный руководитель
Стешина
Татьяна Геннадьевна
воспитатель
Лачугина
Галина Николаевна
Ульяновск
2011
Закрепить знания детей о ярмарке. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями.
Формировать представление о том, что музыка, фольклор и изобразительное искусство не разделимы.
Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении
квартета русских народных инструментов в записи, в собственном
исполнении.
Систематизировать знания детей о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка).
Совершенствовать умение петь народные попевки и песни, исполнять русские народные танцы, игры, импровизировать в пении, заканчивая мелодию, начатую взрослым.
Закрепить умение составления узоров по мотивам этих росписей на
объемных фигурах, учитывая цвет и композицию.
Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
Формировать художественный вкус.
- Чтение художественной литературы, русских народных сказок, потешек, поговорок. Заучивание их наизусть.
- Рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства. - Беседа о зарождении народных ремесел.
- Рассматривание
дымковских игрушек: барышень, водоносок, нянек, свистулек, индюков, лошадок;
хохломских изделий: подносов, панно, ладьи, чаш, бочонков, ложек, мебели;
посуды гжель: солонки, тарелки, чайника, чашек, супницы, петушков
- Беседы, уточняющие характерные признаки каждого промысла. - Лепка и расписывание глиняных заготовок.
- Рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.
- Разучивание русских народных игр, песен, танцев
У центральной стены зала - русская изба, печка.
На стенах красуются павлопосадские платки, детские работы в народном стиле (дымковские барышни, бумажные раскрашенные кони, картины с хохломскими и гжельскими узорами) На большом столе самовар, в окружении подносов с калачами, баранками, конфетами.
На первом столе расставлена яркая сине – белая посуда гжель. На втором – изделия из хохломы: ладья, бочонок, чашки, ложки разных размеров.
На третьем дымковские барышни, свистульки, козлики.
По другую сторону зала стоят столы для продуктивной деятельности детей (мастерская): объемные заготовки из глины для раскрашивания, гуашь, кисточки, подставки, салфетки, стаканчики с водой.
Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы.
* песня «Нынче ярмарка» русская народная мелодия
Дети поют песню и заходят зал, затем здороваются с гостями
Музыкальный руководитель: Ой, вы гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Слушайте и не говорите, что не слышали! Глядите, да не говорите, что не видели! Приглашаем вас к нам на посиделки с мастерами да мастерицами, потрудиться да повеселиться! Вы только поглядите вокруг! Вся наша жизнь – дело наших рук, наших мастеров! Хороший товар делали они на Руси, нужный и радостный! Много труда и выдумки, любви вкладывали они в свои изделия. Хотели они и людей порадовать и денег заработать. Где же продавали посуду и игрушки, платки и валенки?
Дети: На ярмарке!
Музыкальный руководитель: Да, в больших городах торги собирали огромное число народу. Народ приходил на ярмарку не только купить что- то, но и повеселиться, людей посмотреть, да себя показать. Ярмарки бывали несколько раз в году, и там торговали всем и понемногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите?
Дети: Да
Музыкальный руководитель: Тогда в добрый час!
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
1 ребенок: Что за праздник? Что случилось?
Просто ярмарка открылась!
* Под русскую народную мелодию «Коробейники» дети гуляют по ярмарке
Ребенок: Ой, тари, тари, тари, дудите громче, дудари!
Коробейник идет, товар в коробе несет!
Коробейник: Короба–то расписные, в них игрушки озорные,
И посуда звонкая, и свистулька громкая,
Ложки расписные, матрешки озорные!
Подходите! Подходите! На товар поглядите!
Дети подходят к первому столу.
Музыкальный руководитель:
Ну, а это - сказка просто! Белый снег и синий лен!
Это чудо – гжель зовется, вот сюда и подойдем!
Музыкальный руководитель берет поросенка, начинает петь и просит закончить
* «Загадка» муз. М. Андреева, сл. Н Френкель
Сзади розовый крючок, посреди бочонок,
Голос тонок, звонок. Кто же это отвечай!
Дети: (по очереди поют) Это поросенок!
Музыкальный руководитель закрепляет умение закончить песенку на устойчивом звуке, продолжает развивать творческие способности детей.
1 ребенок: Налетайте, покупайте,
поглядите – это Гжель, не из дальних земель.
2 ребенок: Край фарфорового чуда, а вокруг него леса.
Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда –
Как река, как небеса!
Воспитатель: Ребята, из чего делают свою посуду Гжельские мастера?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Откуда получила свое название Гжель?
Дети: В Подмосковье есть деревня Гжель, где глиняную посуду обжигали в печи. Отсюда и название Гжель.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?
Дети: Все оттенки синего: от светло – голубого до фиолетового.
Воспитатель: Какие элементы гжельской росписи вы знаете?
Дети: Бутоны, цветы, прямые и волнистые линии, точки, листья
Воспитатель: На ярмарке не только торговали, но и веселились.
На ярмарке веселье, приглашаем покататься на карусели.
* Игра с пением «Карусель» под русскую народную мелодию «Калинка»
Коробейник 1: Кому посуда для кашки, окрошки,
чудо – блюдо, чашки да ложки?
Дети подходят ко второму столу
Коробейник 2: Известно откуда к нам приехала сама
Золотая хохлома!
Воспитатель: Ну что ж, хвалите свой товар!
Коробейник 1: Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос - петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Коробейник 2: Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, где родился хохломской промысел?
Дети: В Поволжье, в деревне Хохлома
Воспитатель: Из какого материала сделана эта посуда?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Как вы думаете, почему эти изделия называют золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из дерева?
Дети: У одних изделий - золотой фон, у других – золотые листья, цветы, поэтому они кажутся золотыми.
Воспитатель: Какие элементы росписи используют хохломские мастера?
Дети: Плавно изогнутые ветки с ягодами, листья, цветы, встречаются изображения птиц и рыбок.
Воспитатель: Какие главные цвета используют в этой росписи?
Дети: Красный, черный, золотой
Коробейник 3: Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки – русский сувенир:
Хохломские, псковские, тульские, загорские,
Вятские, смоленские ложки деревенские.
Музыкальный руководитель: При царе да при Горохе озорные скоморохи
По дороге в балаган потеряли барабан,
Бубен потеряли, в ложки ударяли
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
- Танец ложкарей под русскую народную мелодию «Светит месяц»
Коробейник 3: Наша ложка хоть куда, ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить продадим вам, так и быть!
Продают гостям ложки
Дети подходят к третьему столу
Воспитатель: Ну, а здесь игрушка – Дымка! Посмотрите–ка туда!
Расскажите поскорее, с чем вы к нам пришли сюда.
Коробейники 1: Налетайте, покупайте!
Посмотрите, как живой, конь красивый, удалой!
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
И совсем не простой – красный, белый, золотой!
2: Барашек – свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди - цветок!
3: Это - девица краса, тугая черная коса.
Щеки алые горят, замечательный наряд!
Воспитатель: Ребята, откуда дымковская игрушка взяла свое название?
Дети: На берегу реки Вятка в городе Киров есть Дымковская Слобода.
Воспитатель: Из чего делают эти игрушки?
Дети: Вечера зимою длины, и лепили там из глины.
Воспитатель: Какой узор используют при росписи?
Дети: Используют всего 5 элементов: круг, прямая, волнистая линии, точка и клетки
Воспитатель: А какие краски?
Дети: Яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, зеленые, синие.
Музыкальный руководитель: Мы начали учить русскую народную песню «Где ты был, Иванушка?» Помните? Где он был? Что купил? (ответы)
* инсценировка русской народной песни « Где ты был, Иванушка?»
Продолжается работа над песней веселого, шуточного характера. Музыкальный руководитель учит петь спокойно, в умеренном темпе, негромко начиная запев и более звонко припев, подыгрывая на ложках, трещотках, бубнах
Воспитатель: На ярмарке не только веселье, но и уменье. Я предлагаю вам показать свое уменье. Для этого выберете ту мастерскую, где бы вы хотели потрудиться. Кому понравилась Гжель – подходите к этому столу. Кто выберет хохлому – подходите сюда. А кто захочет расписать дымковскую свистульку – ждем вас здесь. Пожалуйста, проходите на свои рабочие места, задумайте узор и приступайте к расписыванию своих изделий.
* под русские народные мелодии дети расписывают объемные изделия
Воспитатель: Кто закончил, давайте подождем других детей. Молодцы, с работой все справились. Сейчас давайте встанем около своих мест и посмотрим все вместе на наши работы. Какие солнечные чашки! Это хохлома. Синеглазая посуда! Это Гжель. Нарядные, веселые дымковские лошадки! Все это мы оставим на столах, чтобы наши изделия высохли. А потом мы заберем их в группу.
Воспитатель: С мастерством люди не родятся,
Добрым мастерством гордятся!
Дети: Всякому молодцу мастерство к лицу!
Вот и пришел конец ярмарке чудес!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!
(русский поклон)
* танец под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»
После танца дети выходят из зала
Список использованной литературы
- Рытов Д.А. «У нашего двора нет веселья конца». – Спб: «Музыкальная палитра» 2006
- Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях».- М.: Гном – Пресс, 2000
- Фольклор-музыка-театр / Под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под ред. О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой. СПб, 1996
- Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки \ Сост. Н.Н. Доломанова.- М.: ТЦ Сфера, 2002
- На родимой на сторонке: Популярные русские народные песни для детей дошкольного возраста \ Составитель Д.А. Рытов – Ярославль: Академия развития, 2002
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Диск «Русские народные танцы. Я с комариком плясала»,
русская народная плясовая «Во саду ли, в огороде» обр. И. Тамарина,
запись квартета «Сказ».
«Светит месяц» обр. М.Фалина, звочатые гусли, баян
«Калинка» обр. М.Цыганкова, оркестр им. Н.Осипова
- Интернет сайт «Музыкальный руководитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий
В данном конспекте предлагается вариант проведения занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий в форме игры - путешествия по стр...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (коммуникация - художественное творчество (рисование ) «Русские богатыри»
Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слов...
Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка (Интегрированное занятие в подготовительной группе)
Интегрированное занятие в подготовительной группе....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»
Закрепить знания детей о народных промыслах. Расширить знания о местном декоративно-прикладном промысле "Бабенская игрушка"....
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Ярмарка Воронежской игрушки».
Воронежская игрушка имеет большое значение для детей, помогая им не только развиваться физически и умственно, но и погружаться в мир народного искусства и культуры родного края....