Программа по музыкально-эстетическому развитию детей "Под звуки музыки"
методическая разработка по музыке (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Программа соответствует ФГТ к организации музыкального воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pod_zvuki_muzyki.doc | 808.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Программа
музыкально-творческого развития дошкольников
Автор: Ситько Т.Б.,
музыкальный руководитель
Рецензент: Линник И.А., к.п.н., заместитель директора по НМР МОУ СОШ № 1 (пгт.Пойковский)
2011 год
Содержание
Паспорт программы ……………………………………………………………………… с. 2
Пояснительная записка ……………………………………………………………………с. 3
Раздел I. Научная и педагогическая обоснованность программы .…………………….. с. 7
- Научно-методическое обеспечение………………………………………………...с. 7
- Принципы реализации программы ………………………………………..………с. 8
- Этапы реализации программы……………………………………………………..с. 9
- Педагогические условия реализации программы ………………………………..с. 10
- Методы и формы работы по программе ………………………………………… с. 11
Раздел II. Опытно-экспериментальная часть ……………………………………………с. 12
2.1. Констатирующий эксперимент ……………………………………………………... с. 12
2.2. Формирующий эксперимент ………………………………………………………… с. 17
Работа с педагогами ………………………………………………………………. с. 20
Работа с родителями ……………………………………………………………… с. 22
2.3. Контрольный эксперимент …………………………………………………………..с. 22
Результативность программы ……………………………………………………..с. 25
Заключение ……………………………………………………………………………….. с. 25
Приложение
Паспорт программы
Наименование программы | Авторская программа развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Под звуки музыки» |
Нормативно-правовые основы разработки программы |
|
Научно-методические основы разработки | В качестве теоретического и методического основания для разработки данной программы использовались результаты фундаментальных отечественных исследований и позитивный опыт работы с по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников При разработке программы использовались концептуальные подходы: |
Цель | создание условий для формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности. |
Задачи |
|
Основные направления |
|
Сроки реализации программы | 2008-2009, 2009-2010, 2010- 2011г уч. г. |
Участники реализации программы | Дети старшего дошкольного возраста – 51 ребенок, воспитатели групп, специалисты: педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, родители |
Предполагаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Актуальность программы
Актуальность внедрения программы «Под звуки музыки» обусловлена современными тенденциями, формирующими задачи дошкольного образования на современном этапе. Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Современные дети, окунаясь в мир объемной информации, в большей степени ориентированы на будущее, они более раскрепощены, более деятельны. Их внутренние резервы раскрываются в разных видах предпочитаемой им и деятельности: изобразительной, музыкальной, литературной. Но в отличии от сверстников прошлых лет, они уверенно комбинируют их, интегрируют между собой, потому что им так комфортнее и больше можно успеть. В современных условиях творческая самостоятельность личности – это условие успешной адаптации в постоянно меняющемся мире, к изменяющимся условиям внешней среды. Современным дошкольникам необходимо новое содержание образования, а дошкольному образованию - новые способы организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности, самостоятельности, творческой деятельности, направленной на позитивное преобразование окружающей его действительности.
Происходящая в стране модернизация образования, в том числе дошкольного, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду в целом, и в организации деятельности музыкального работника, в частности.
Актуальность программы для ДОУ
Актуальность программы «Под звуки музыки» для нашего детского сада состоит в том, что она направлена решение одной из главных наших задач - задачи обогащенного творческого развития дошкольника и раскрытие в нем яркой личности, ребёнка – творца. Эта задача решается в данной программе через систему работы музыкального руководителя с детьми, основанную на интегративном подходе к организации педагогического процесса. Такой подход обеспечивает необходимые условия для усвоения содержания разных областей реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы детского сада, созданной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»: программное содержание таких образовательных областей как «Физическая культура»; «Социализация»; «Труд»; «Коммуникация»; «Познание»; «Художественное творчество» – успешно интегрируются с областью «Музыка» и воспринимается ребенком как единое целое.
Оригинальность и новизна программы
Оригинальность программы состоит в системе специально организованных интегрированных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника.
Новизна программы состоит в принципиально новом комплексном подходе к проведению музыкальных интегрированных занятий, заключающемся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности ребенка и предоставление ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также личностного развития посредством различных видов искусства.
Соответствие задач программы возрастным особенностям дошкольников
Формирование творческих способностей, умения творчески самовыражаться – своевременная задача развития детей дошкольного возраста, т.к. в этом возрасте дети чрезвычайно любопытны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Проблемы организации
Огромную роль в проявлении творческих способностей играет система организации процесса музыкально-художественной деятельности. К сожалению, этот процесс в детском саду часто носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. Часто педагоги не спешат развивать творческий потенциал у дошкольников, прививая им лишь умения и навыки. Во взаимодействии специалистов и воспитателей нет системной и скоординированной взаимосвязи. Интегрированные занятия в массовой практике проводятся эпизодически и лишь в наиболее легких формах. У воспитателей организация интегрированной деятельности часто вызывает проблемы из-за непонимания или просто незнания всех ее возможностей. Проведение интегрированных занятий требует тщательного продумывания организации, подбора содержания, интересного для всех детей, а также выбора наиболее эффективных методов и приемов руководства музыкально- творческой де ятельностью, то есть правильного методического ру ководства этим видом работы, что также часто вызывает проблемы у педагогов.
Все это подчеркивает значимость рассматриваемой нами проблемы и определяет задачу создания таких условий обучения и воспитания, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний, умений и навыков детьми, но и организация и развитие творческой деятельности, активности, самостоятельности, удовлетворение эстетических потребностей детей, т.е. достижение наибольшего воспитательного эффекта, обеспечение развития музыкально-творческих способностей детей.
Цель программы: создание условий для формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности.
Задачи программы:
1) Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений через образ, созданный посредством продуктивной деятельности
2) Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок на детских музыкальных инструментах
- Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной деятельности
Задачи программы реализуются через работу в нескольких направлениях:
- художественно-эстетическое развитие дошкольников;
- создание условий для развития музыкально-творческих способностей
- развитие творческих способностей в различных видах музыкально-художественной деятельности.
Объект исследования – развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – интегрированные занятия, направленные на развитие музыкально - творческих способностей дошкольников.
Гипотеза: музыкально-творческие способности дошкольников будут развиваться успешно, если :
- интеграция музыкально-творческой деятельности в детском саду будет осуществляться планомерно в процессе взаимодействия всех субъектов дошкольного учреждения;
- в процессе музыкальной деятельности будут использоваться разнообразные методы, стимулирующие мотивацию детей на музыкально-художественное творчество;
- активация творческого процесса развития осуществляется за счет использования различных видов интеграции деятельности, включения в работу творческих заданий и упражнений, требующих реализации имеющихся у детей музыкально-творческих способностей и опыта.
В программе был использован комплекс теоретических и экспериментальных методик исследования, таких как теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и обобщение опыта работы педагогов дошкольного учреждения; анализ процесса и продуктов детской музыкальной, изобразительной и продуктивной деятельности дошкольников; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных данных.
Обобщение и распространение опыта работы по программе
Программа была представлена педагогической общественности на различных уровнях:
На муниципальном уровне
– на районном конкурсе методических разработок по духовно- нравственному воспитанию детей «Пасхальный звон» за представленный опыт проведения интегрированных занятий программа была удостоена второго места в номинации «Учебное занятие». (2011 г.)
- за представление опыта работы по программе на I «Фестивале педагогических идей» работников дошкольного образования Нефтеюганского района педагогом было получено Благодарственное письмо. (2011 г.)
На федеральном уровне:
- программа была представлена для участия во Всероссийском конкурсе «Детские сады детям», в номинации «Лучший педагог». (2011 г.)
Раздел 1. Научная и педагогическая обоснованность программы.
1.1. Научно-методическое обеспечение
Теоретической основой программы послужили исследования учёных Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, а также опыт работы педагогов-мастеров - С.И.Мерзляковой, О.П. Радыновой. Их исследования доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов. Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Только такая направленность поможет развить творческое начало в каждом ребенке.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, О.П. Радынова), мы пришли к выводу: если возможности для развития музыкально-творческих способностей не используются, то и музыкальные способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается музыкальной деятельностью, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать.
На развитие музыкально- творческих способностей влияют группы факторов: первая группа включает природные музыкальные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление музыкально - творческих способностей; наконец, третья группа – это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности. Таким образом, чтобы поддержать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира необходимо создать условия для его творческого самовыражения на основе деятельностного подхода. Этот способ и есть интеграция разных видов творческой деятельности.
Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности [1]. Мы считаем, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования. Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Отечественные учёные и практики (Т.С. Комарова, Я.А. Пономарёв, А.А. Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, О.А. Куревина, М.Г.Дрезнина и др.) разработали теоретические и практические подходы к реализации интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста и пришли к выводу о том, что основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д.
Развития музыкально-творческих способностей средствами интегрированного подхода – есть живое погружение в Культуру. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт общения, развиваются эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Такой интегрированный подход в музыкальной деятельности – средство духовного развития ребенка. С его помощью решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
Таким образом, интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества.
1.2. Принципы реализации программы
Концепция программы строится на следующих принципах:
Интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
Деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях, дополнять знание; деятельность не репродуктивная, а продуктивная, На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.
Культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
Принцип креативности (организации творческой деятельности) - педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
Эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
Свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
Обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
Адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
- Этапы реализации программы
Программа реализуется тремя этапами: подготовительно-организационный, внедренческий, итоговый (результативный).
Первый этап - подготовительно – организационный. Срок реализации - 2008 - 2009 учебный год.
Цель: проектирование условий для успешного развития музыкально-творческих способностей дошкольников.
В основе этого этапа лежит проведение констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:
- Изучение уровня развития музыкально-творческих способностей у детей 5-6 лет;
- Обоснование критериально-диагностического определения уровней сформированности музыкально-творческих творческих способностей;
- Составление перспективно-тематического планирования интегрированных занятий.
Второй этап – внедренческий. Срок реализации - 2009 - 2010 учебный год.
Цель: развитие музыкально-творческих способностей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.
На этом этапе проверялась и уточнялась гипотеза исследования, были апробированы концептуальные положения программы и внедрены в практику занятия по развитию музыкально-творческих способностей средствами интеграции синтеза искусств и художественно-творческой деятельности, разработаны методические рекомендации; была разработана система взаимодействия в деятельности воспитателей и специалистов.
Третий этап – итоговый (результативный) Срок реализации – 2010 - 2011 учебный год.
Цель: подведение и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы, обработка диагностического контрольного уровня, осуществлялась обработка полученных результатов, что позволило выявить динамику уровней сформированности музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
1.4. Педагогические условия реализации программы
- Программа «Поз звуки музыки» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Соответствие развивающего, творческого материала возрастным, индивидуальным и половым особенностям детей дошкольного возраста.
- Построение содержания развивающего воспитания и обучения на деятельности, основанной на информации, интересной и доступной пониманию ребенка
- Занятия включены в разделы основного плана работы по музыкальному воспитанию дошкольников.
- Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития» ребенка, особая роль отводится развитию воображения.
- Развитие творческого потенциала ребенка, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении дошкольника, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.
- Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Только такая направленность поможет развить творческое начало в каждом ребенке.
- Стимулирование самостоятельности и инициативности детей, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знаниями детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, выводит детей к творческой позиции в практической деятельности.
- Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (детей,
педагогов, специалистов).
1.5. Методы и формы работы по программе
Одной из основных форм работы по программе является проведение интегрированных занятий, которые позволяют ребенку реализовать свои музыкально-творческие возможности в игровой форме, снижают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию воображения, памяти, внимания.
Интегрированные занятия ведутся по следующим направлениям: (Схема 1).
Интегрированные занятия
Схема 1
Музыка - рисование
Музыка – развитие речи - рисование
Музыка – развитие речи –
художественно - продуктивная деятельность
Кроме традиционных методов наглядного, практического, словесного на интегрированных занятиях используется система общих дидактических методов обучения, предложенная доктором педагогических наук И. Я. Лернер (методы классифицированы по характеру деятельности):
информационно-рецептивный - направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации,
репродуктивный метод - направлен на закрепления, упрочнение, углублении знаний, способов оперирования знаниями: усвоение способов деятельности суть и образец которых уже известен.
эвристический метод - направлен на операционное или поэтапное обучение элементам процедурам их творческой деятельности.
исследовательский метод - предполагает самостоятельное решение целостных задач.
Раздел II. Опытно-экспериментальная часть.
2.1. Констатирующий эксперимент.
На констатирующем этапе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить уровень музыкальных способностей воспитанников старших возрастных групп.
2. Экспериментально проверить и определить наиболее эффективные педагогические условия, при которых успешно осуществляется работа по развитию у старших дошкольников музыкально-творческих способностей.
3. Составить перспективно-тематическое планирования интегрированных занятий.
4. Разработать цикл интегрированных занятий различного вида, направленных на развития творческих способностей старших дошкольников.
Экспериментальная работа проходила на базе детского сада. В исследовании приняли участие 51 ребенок (28 мальчиков и 23 девочки) старшей и старшей «А» групп.
Опытно-экспериментальное исследование по проблеме развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции осуществлялось поэтапно в соответствии со сформулированными целями и задачами исследования.
Констатирующий этап проводился в течение 2-х месяцев в старших группах.
Цель - выявить начальный уровень музыкального развития творческих способностей детей.
Для проведения диагностики музыкально-творческих способностей были использованы: методика развития музыкальных способностей (автор К. Тарасова); методика проведения диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (автор А. Буренина); методика развития творческих способностей (автор Т. Доронова); анкета для родителей «Способности вашего ребенка»; наблюдение за самостоятельной музыкальной деятельностью в группе, за проявлением детьми творчества, фантазии, умения импровизировать, сочинять и т.п., эмоциональным восприятием детьми художественных и музыкальных произведений.
Было определено 3 уровня развития музыкально-творческих способностей детей – высокий, средний, низкий. Результаты проведенных диагностик представлены в таблицах и диаграммах:
Таблица 1
Диагностика развития музыкально-творческих способностей дошкольников
старшей группы
Критерии | 2008-2009 (начало года) | ||
в | с | н | |
Эмоциональная отзывчивость | 4% | 41% | 55% |
Чувство музыкального ритма | 2% | 58% | 40% |
Звуковысотный слух | 1% | 40% | 59% |
Музыкальное восприятие мышление | 2% | 39 | 59% |
Музыкальное творчество | - | 60% | 40% |
Творческие проявления в музыкально-ритмической деятельности | - | 37% | 63% |
Таблица 2
Диагностика развития музыкально-творческих способностей дошкольников
старшей «А» группы
Критерии | 2008-2009 (начало года) | ||
в | с | н | |
Эмоциональная отзывчивость | 1% | 49% | 50% |
Чувство музыкального ритма | - | 35% | 65% |
Звуковысотный слух | - | 39% | 61% |
Музыкальное восприятие, мышление | 1% | 50% | 49% |
Музыкальное творчество | - | 30% | 70% |
Творческие проявления в музыкально-ритмической деятельности | - | 31% | 69% |
Диаграмма 1
Диагностика музыкально-творческих способностей дошкольников старшей группы
Диаграмма 2
Диагностика музыкально-творческих способностей дошкольников старшей «А» группы
Сравнение результатов диагностики показало, что уровень развития музыкально-творческих способностей приблизительно одинаков в обеих группах, немного выше показатели в старшей группе: низкий уровень имеют 60% детей, а средний 40%. По показателям творческих проявлений в музыкально - ритмической деятельности 63% детей показали низкий уровень, 37% детей имеют средний уровень развития. Поэтому, и эксперимент по развитию музыкально-творческих способностей мы посчитали целесообразным проводить в именно в этой группе. Ее мы определи, как экспериментальную. А старшую группу «А», где был выявлен более низкий уровень музыкально-творческих способностей, как контрольную группу.
Таким образом, на основании диагностических результатов дошкольников была выявлена актуальная необходимость в дополнительной работе по развитию музыкально-творческих способностей.
Анкетирование родителей с целью выявления психолого-педагогической компетентности по вопросам развития способностей у детей показало, что большинство родителей (67%) не знакомы с понятием «творческие способности» или понимают их очень узко, без учета индивидуальных особенностей своего ребенка. Многие не считают нужным создавать специальные условия для развития способностей, считают дальнейшее посещение музыкальной школы, кружков будет достаточным для их развития.
Опыт показывает, что успешное осуществление эстетического воспитания и развитие музыкально-творческих способностей осуществляется не само собой, не спонтанно, а под руководством взрослых при определенных педагогических условиях, создаваемых ими. Поэтому целью второй серии констатирующего эксперимента стало изучение условий созданных в дошкольном учреждении.
Важным условием детского творчества является создание эстетической развивающей среды в группе детского сада, которое невозможно без учета особенностей развивающей деятельности ребенка. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности.
Анализ соответствия предметно-развивающей среды в старших группах детского сада показал, что развивающая среда в детском саду отвечает программным требованиям, создает реальные условия развития творческих способностей.
На подготовительно - организационном этапе большое внимание было уделено обогащению музыкально-творческой предметно-развивающей среде: изготовлены музыкально-дидактические игры («Три медведя», «Составляем сказку», «Перепутаница», «Стихи под музыку», «Меняем сюжет» и др.) и пособия, картотека игр, подобрана фонотека классических циклов музыкальных произведений, приобретены как озвученные музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, бубен, маракас и др.),так и не озвученные: балалайки, гитары, фортепиано, изготовлены оригинальные шумовые музыкальные инструменты для элементарного творческого музицирования. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.
Музыкальная предметно-развивающая среда организовывалась по трем основным блокам: 1) восприятие музыки; 2) воспроизведение музыки; 3) музыкально-творческая деятельность.
Из всего вышесказанного следует, что созданная музыкальная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить необходимый уровень музыкально-творческого развития детей старшей группы.
Другим условием творческого развития детей является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком музыкальной деятельности в целом. Опыт показывает, что успешное осуществление эстетического воспитания и развитие музыкальных способностей осуществляется не само собой, не спонтанно, а под руководством взрослых при определенных педагогических условиях, создаваемых ими.
Исследования же показали, что при наличии определенной работы по организации музыкальной деятельности, специальная работа по развитию творческих способностей часто ведется не последовательно и не систематически, или не ведется совсем. Часто педагоги не осознают важности влияния музыкальной деятельности на формирование у ребенка нравственно-эстетических качеств личности. Музыкальная деятельность в группах используется эпизодически и часто воспитатели не считают ее эффективным средством развития творческих способностей, не владеют методикой ее организации.
Изучение методического и практического материала, анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, отсутствие разработок занятий по развитию творчества в используемой комплексной программе «Детство», позволили сделать вывод, что есть необходимость в создании программы по развитию музыкально-творческих способностей через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности.
Для решения поставленных задач мы определили, в чем заключается актуальность использования системы интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе. Мы рассмотрели необходимость разработки системы интегрированных занятий с точки зрения существующих проблем и конкретно в нашем детском саду. Это:
- предметная разобщенность, самостоятельность видов деятельности, их слабая связь друг с другом, которые становятся причиной фрагментарности мировоззрения дошкольника, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира,
- перегрузка учебными занятиями, отсутствие баланса в образовательной и игровой деятельности, преобладание статических поз на занятиях с умственной нагрузкой, что ведет к несоблюдению принципов здоровьесберегающих технологий;
- на учебных занятиях по музыкальному воспитанию для решения развивающих задач остается мало времени, так как приоритеты отдаются образовательным задачам;
- формальное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (а именно детей, педагогов, специалистов);
- не прослеживается преемственность задач каждого раздела в различных видах музыкальной деятельности.
Нами был проанализирован и ряд положительных моментов, которые мы постарались учесть при выборе интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
- эффективное усвоение задач воспитательного, развивающего, обучающего направления;
- дифференциация возможностей взаимодействия всего педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса;
- интегрированный подход , как один из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие у него разнообразных способностей ( в том числе и музыкальных), положительного отношения к миру, нравственных ценностей, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивных видах деятельности;
- для педагогов и специалистов нашего ДОУ очевидно, что значительную часть знаний и умений ребенок будет осваивать без специально организованного обучения, т.е. в совместно организованных видах деятельности;
- будет происходить снижение статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности;
- проведение итоговых интегрированных занятий с целью обобщения знаний.
На этапе самоопределения и выбора технологии интегрированного подхода, была разработана и апробирована система интегрированных занятий по музыкальному воспитанию, как дополнение к образовательной программе ДОУ. Был разработан перспективно-тематический план интегрированных занятий. (Приложение 1)
Учитывая программные требования и соблюдение тематического принципа, было определено несколько базовых направлений интегрированных занятий:
- музыка – рисование,
- музыка – художественно-продуктивное творчество – развитие речи,
- музыка - развитие речи – познавательная деятельность – художественно-продуктивное творчество.
2.2.Формирующий эксперимент
Цель: развитие музыкально-творческих способностей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.
Задачи:
- разработка координированной с воспитателями групп и специалистами ДОУ системы интегрированных творческих занятий;
- создание условий для формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности:
- передача характерных образов в играх и хороводах;
- использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях;
- импровизация маленьких песен, попевок на детских музыкальных инструментах
На этом этапе проверялась и уточнялась гипотеза исследования, были апробированы концептуальные положения программы, разработаны и внедрены в практику циклы занятий по развитию музыкально-творческих способностей средствами интеграции синтеза искусств и художественно-творческой деятельности, разработаны методические рекомендации и система взаимодействия в деятельности воспитателей и специалистов.
Система работы разработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы и предполагает решение своих для каждой группы дошкольников (старшей и подготовительной) задач и получение результатов.
Промежуточный и итоговый результаты работы отслеживались в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, совместная деятельность, досуги и развлечения, театрализованные представления, творческие выставки, беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик по развитию музыкальных и творческих способностей старших дошкольников.
Для реализации поставленных задач по развитию музыкально-творческих способностей была разработана и апробирована программа «Под звуки музыки» на основе внедрения в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий. На этапе планирования данной работы мы определили основные цели в использовании интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
- создание у детей целостной картины мира;
- учет здоровьесберегающих технологий;
- повышение качества образовательного процесса (образования);
- формирование личности педагога и ребенка;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- освоение новой технологии интегрированного подхода.
Работа по реализации задач проходит через следующие виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и даёт ребёнку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.
Содержание и тематику интегрированных занятий мы определили, исходя из художественно-эстетического направления программы развития нашего детского сада с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В разработанный перспективно-тематический план интегрированных занятий были включены различные виды музыкальной и детской деятельности, определено место проведения занятий, оснащение, продуманы используемые методы и приемы, систематизирован и обобщен методический, дидактический, наглядный материал по каждому занятию.
Проведение интегрированных занятий осуществлялось в следующих видах:
- интегрированные тематические занятия по направлениям:
- музыка - познавательное развитие – рисование
- музыка – познавательное развитие – художественно-продуктивная деятельность
- комплексные занятия по направлениям:
- музыка – развитие речи – рисование
- музыка – развитие речи – художественно-продуктивная деятельность
- музыка-рисование
Первый вид занятий, используемый в системе - интегрированные тематические занятия.
Интегрированные тематические занятия проводились совместно с воспитателями групп как итоговые в конце месяца и были направлены на обобщение и закрепление знаний по изученной теме. Во избежание переутомления детей задания с высоким уровнем сложности сочетались с более простыми, а также играми и динамическими паузами.
На таких занятиях осуществлялось решение задач всестороннего развития дошкольника: художественно-эстетического (музыка, изобразительная деятельность), познавательного, социально-нравственного. Для этого на занятиях использовались высокохудожественные образцы литературных и классических музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и художественного творчества, активизирующие музыкально-творческую деятельность детей методы: перевоплощение, импровизация, упражнения-имитации и т.п.
Второй вид интегрированных занятий в системе – занятия художественно – эстетического направления. Такие занятия проводились совместно с педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности и педагогом дополнительного образования по ручному труду. Совместно были разработаны циклы занятий «Времена года» и «Сказочные образы в музыке, живописи, литературе», целью которых было: через приобщение к искусству активизировать творческий потенциал ребенка, музыкально-творческие способности.
Третий вид интегрированных занятий – занятия, проведенные со специалистами (педагогом – психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом). Такие занятия со специалистами представляют собой комплекс интегративных психотехник: дыхательных, медитативных, танцевально - двигательных, интегративного рисунка, и имеют цель помочь в формировании эмоционально- благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущение самоценности и ценности другого человека.
На занятиях этого вида использовались разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития творческих способностей, расширения кругозора, активации социально - адаптивных способностей. Совместно со специалистами был разработан цикл занятий «Я знаю, я умею, я могу». Занятия проводились 1 раз в квартал.
Таким образом, занятия строились так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности и заинтересованности детей в течение всего занятия. Использование различных методов и приемов, стимулирующих творческую активность воспитанников, способствовало развитию музыкально-творческих способностей, креативности личности дошкольников, творческого потенциала.
Работа с педагогами
Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательно-образовательном процессе, мы большое внимание уделяем его активному участию в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Степень активности воспитателя состоит в зависимости не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкально-эстетическом воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Очень важно при подготовке и проведении интегрированных занятий взаимодействие всех специалистов, и в первую очередь музыкального руководителя с воспитателями групп. Взаимодействие воспитателя с музыкальным работников состоит в следующем:
1) Совместная подготовка и проведение интегрированных тематических занятий
2) Подготовка к интегрированному тематическому занятию:
- рассматривание иллюстративного и дидактического материала ;
- разучивание текстов песен, стихов;
- проведение и подготовка музыкальных, дидактических игр;
- совместное изготовление костюмов и атрибутов
3) Знакомство с задачами работы и результатами диагностики по развитию музыкально-творческих способностей
4) Изучение репертуара к проведению интегрированных тематических занятий
5) Консультирование по вопросам создания музыкально-развивающей среды в группах и развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
6) Планирование работы
Творческое преобразование предметно-развивающей среды
Понимая воспитательную силу музыки, педагог, заботится о создании условий для её постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей не только концерты и развлечения, а но и различные дружеские встречи – дни рождения, проводы в школу, встречи с бывшими воспитанниками детского сада, планирует слушание музыки в свободной и совместной деятельности, создаёт в группе музыкальный уголок, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы. Вводит пение и музыку во многие режимные моменты, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем.
Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, воспитатель систематически работает с музыкальным руководителем: разучивает музыкальное произведения, совершенствует собственное исполнение детского репертуара, консультируется с музыкальным руководителем по вопросам методики проведения концертов, подготавливает музыку или привлекает к этому взрослых (сотрудников, родителей), отбирает вместе с музыкальным руководителем материал для развлечений и занятий.
Владея музыкальным репертуаром и методикой, воспитатель постоянно помогает музыканту-специалисту организовать работу вне музыкальных занятий в соответствии с задачами и особенностями её проведения в условиях данной группы.
Без сплоченности творческого коллектива специалистов и педагогов реализация данной программы представляет определенную сложность, поэтому работа на каждом этапе реализации программы осуществлялась со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Готовность педагогического коллектива решать задачи развития творческих способностей дошкольников реализовывалась по двум направлениям. С одной стороны, педагоги совершенствовали свои творческие способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, с другой – непосредственно работая с дошкольниками, совершенствовали знания и углубляли способности в процессе сотворчества, как в детском, так и во взрослом коллективе.
Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов были проведены консультации «Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности», «Педагогические условия развития креативности дошкольников", практикумы «Методы и приемы формирования творческих способностей», «Пластика, ритмика и театральные формы», семинар-практикум «Развитие музыкально-творческого воображения». Хочется отметить, что атмосфера творческого поиска, которая присуща нашему коллективу, способствует духовному, эстетическому и профессиональному росту каждого его члена и соответственно более эффективной работе по творческому развитию дошкольников.
Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных занятий и творческих заданий реально повысило качество и эффективность образовательного процесса.
Работа с родителями
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Успех в деле музыкально-эстетического воспитания будет зависеть в том числе и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем и музыкальным руководителем детского сада.
Мною были разработаны рекомендации для родителей по проведению с детьми бесед дома о впечатлениях полученных на занятиях, по развитию творческих способностей дошкольников и поддержке интереса к музыке и музыкальной деятельности, по подбору содержания домашней фонотеки; прово дились специальные беседы и лекции для родителей, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры мож но использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Нетрадиционные формы работы с родителями с использованием практических форм, игровых тренингов, викторин, конкурсов, праздников, защита семейных проектов расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями, помогли раскрыть таланты родителей. В результате, родители и дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллективы групп стали более сплоченным и, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны
Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы и достижения своего ребенка, трудности и особенности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями и детьми группы.
2.3. Контрольный эксперимент
Контрольная оценка эффективности развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников доказала эффективность использования в воспитательно-образовательном процессе программы «Под звуки музыки», основанной на интеграции синтеза искусств и художественных видов деятельности в условиях нашего дошкольного учреждения. Критерии оценки результатов включали:
- Уровень музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Методы отслеживания: диагностика развития музыкальных способностей (по методикам К. Тарасовой, А. Бурениной. Т. Дороновой); наблюдения за самостоятельной музыкальной деятельностью в группе, за проявлением детьми творчества, фантазии, умения импровизировать, сочинять и т.п., эмоциональным восприятием детьми художественных и музыкальных произведений; беседы с детьми.
2. Методика проведения интегрированных занятий.
Методы отслеживания: оценка участия воспитателей групп и специалистов в планировании и подготовке интегрированных занятий (листы самооценки (Л.М.Денякина);
- анализ продуктов совместной деятельности (выставки, итоговые занятия, тематические развлечения); диалогические методы, рефлексия.
3. Оценка состояния творческой среды развития.
Результаты работы
Для оценки результатов экспериментальной работы мы вновь обратились к диагностическим методикам, которые использовали в констатирующем эксперименте.
Результаты, представленные в Таблицах 1-3, показали положительные изменения в уровне развития музыкально-творческих способностей. Хотя, сравнивая результаты детей контрольной группы - изменения незначительные, но это ожидаемый результат. А вот у детей экспериментальной группы рост уровня художественных достижений просматривается довольно заметно. Сказалась целенаправленная и системная работа с детьми этой группы.
Ниже отображены в процентном соотношении результаты экспериментальной работы:
Таблица 1
Группы | 2008-2009 (начало года) | 2008-2009 (конец года) | ||||
в | с | н | в | с | н | |
ст. | - | 40% | 60% | 2% | 53% | 45% |
ст. «А» | 1% | 44% | 55% | 2% | 51% | 47% |
Таблица 2
Группы | 2009-2010 (начало года) | 2009-2010 (конец года) | ||||
в | с | н | в | с | н | |
подготов. | 2% | 54% | 44% | 4% | 72% | 24% |
подготов. «А» | 2% | 53% | 45% | 2% | 59% | 39% |
Таблица 3
Группы | 2010-2011 (начало года) | 2010-2011 (конец года) | ||||
в | с | н | в | с | н | |
ст. | - | 53% | 47% | 3% | 71% | 26 % |
ст. «А» | - | 54% | 46% | 2% | 74% | 24% |
подготовит. | 2% | 64% | 34% | 6% | 84% | 10% |
подготовит. А | 1% | 63% | 36% | 6% | 83% | 11% |
На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности использования системы интегрированных занятий. Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о повышении количества детей с высоким и средним уровнем развития музыкально-творческих способностей
- дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения; их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
- они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
- стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
- создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
- находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Решение проблемы развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников через синтез искусств и художественную деятельность позволило нам сделать выводы, подтверждающие верность гипотезы нашего исследования:
- в результате апробации и внедрения системы интегрированных занятий, наметилась положительная динамика развития изучаемого явления, что позволило детям экспериментальной группы достичь более высокого уровня сформированности музыкально-творческих способностей.
- предложенные диагностические методики позволили определить исходный и достигнутый уровень сформированности творческих способностей по показателям, как в группе, так и индивидуально;
- основные формы, используемые в рамках предложенной системы представляют собой два типа интегрированных занятий (интегрированное тематическое и комплексное)
- результаты эксперимента по внедрению системы интегрированных занятий для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников дают основание считать предложенную педагогическую систему эффективной.
Результативность реализации программы
- Создание системы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей групп, специалистов ДОУ по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности.
- Значительное повышение уровня развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-эстетической деятельности
- Создание комплекса педагогических условий для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников
- Создание благоприятной, насыщенной творческой предметно-развивающей среды: «уголки синтеза искусств», наглядно-дидактического материала «От воображения к творчеству», картотеки музыкально-дидактических игр
- Организация продуктивного взаимодействия с родителями как необходимого условия повышения эффективности процесса развития креативности
- Реализация программы дала широкие возможности в содержательной и образовательной сфере музыки и искусства, позволяющие стимулировать уровень деятельностного креативного общения, когнитивных и интеллектуальных показателей, влияющих на формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Предложенная и апробированная на практике система интегрированных занятий реально способствует достижению поставленной цели и решению задач творческого развития детей, влияя на расширение эстетического потенциала дошкольников и его использование в разных видах деятельности. Положительным результатом нашего опыта считаем достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДШИ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.
Список используемой литературы
- Алексеева В.В. Опыт работы интегративного детского сада .- М.: Теревинф, 2004
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей.- Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС - Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой личности. -
СПб.: Издательство Буковского, 1994 - Белая К.Ю. Интеграция-как основной инструмент создания новой модели ДОУУ/
Управление ДОУ. 2003. №4 - Белая К.Ю. Интеграция-как основной инструмент создания новой модели ДОУ//
Управление ДОУ. 2003. №4 - Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1968.
- ВасюковаН., Чехонина О. Интегриция содержания образования через
планирование педагогической деятельности// Детский сад от А до Я. 2004. №6 - Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности
дошкольника.3-е изд., - СПб.: «Детство-пресс», 2003 - Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.:Союз,
1997
10. Голубева Э.А., Способности и индивидуальность. М., 1983.
11.Горькова Л.Г. Обухова Л.А. Мир праздников для дошкольников: Сценарии
мероприятий.-М.: 5 за знания, 2006
12.Доронова Т.Н.Из ДОУ в школу. Пособие для дошкольных образовательных
учреждений.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
13.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ
дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2010
14.КартушинаМ.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Методические разработки. -М.:
«Издательство «СкрипториЙ 2003», 2009
15.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства : Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста .- М: ТЦ
Сфера, 2002.
16. Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепита М. Б., Программа эстетического
воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость.Творчество.» Изд. 2-е, испр. И доп._
М.: педагогическое общество России, 2002
17.Комарова Т.С., Мерзлякова СИ., «Росинка» Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно методическое пособие.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
18.Комарова Т.С., Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.-М. :АРКТИ, 2003
19. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2000.
20. Кудрявцев В., Синельников В.. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69
21.Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка- дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого : В мире прекрасного: Программно-методическое пособие.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.-Учебное издание Ярославль: изд. Академия развития, 1997
23.Коупленд Н. Психология. - М., 1958.- с.117
24.Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. _ М,: ЛИНКА -ПРЕСС, 2003
25. Климова Е. П., Художественно - эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.-Волгоград: Учитель, 2005
26. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993
27. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978
28. Мерзлякова С, статья « Роль интегрированных занятий в развитии дошкольника» журнал «Музыкальный руководитель» №2 2010 год стр.2
29. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности.-АРКТИ
30.Никитин Б,П. Ступеньки творчества или развивающие игры.-
3-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
31. Рубан Т., статья «Дети рисуют музыку» журнал «Музыкальный руководитель» №3, 2005 год стр.10
32.Сажина С.Д. технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое
пособие.- ТЦ Сфера, 2008
ЗЗ.Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика.-1990.-№4
34.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей., 1947. -,
35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей и училищ, воспитателей дет.сада/Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
36. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобразования и науки РФ 32.П.2009г. №655)
37. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973.
38. Шумакова Н.Б., Шебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса. / Вопросы психологии,-1991-№1, с.27-33
39.Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007
40. Эстетическое воспитание в детском саду./Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: 1985.-С.35- 173
41. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.; 1971.
Приложение 1
Перспективный план интегрированных занятий
для старшей группы
Месяц | Интегрированное занятие | Виды интеграции | Кто проводит |
Сентябрь | 1.«Подарки осени» 2.«Закружилась листва золотая» | Музыка + ручной труд +развитие речи Музыка+ живопись+художественное слово | Музыкальный руководитель, воспитатель Педагог по ИЗО, музыкальный руководитель |
Октябрь | 3.«Ярмарка» 4. | Музыка+изо+ Развитие речи Музыка+ ручной труд +художественное слово | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, |
Ноябрь | 5. «Снег-снежок» 6. Интегрированное занятие «Гнев» | Музыка + изо + развитие речи музыка + элементы арт терапии + ручной труд | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, педагог психолог, социальный педагог |
Декабрь | 7.»Мороз-воевода» 8.»Волшебные рукавички» | Музыка + изо + развитие речи Музыка+Изо+ художественное слово | Музыкальный руководитель, воспитатель Педагог по ИЗО, музыкальный руководитель |
Январь | 9.«Ледяные цветы Снежной королевы» | Музыка+изо+ Развитие речи | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Февраль | 11.«Самая любимая» 12. «33 богатыря» | Музыка+изо+ развитие речи Музыка+развитие речи + ручной труд | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, педагог по ручному труду |
Март | 13. «Утро года» 14.« Радость» | Музыка+ развитие речи + изо Музыка+элементы музыкотерапии + изо | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, педагог психолог, социальный педагог |
Апрель | 15.«Возвращение птиц» 16.«Все весны дыханием согрето» | Музыка+изо+ развитие речи Музыка+живопись+ художественное слово | Музыкальный руководитель, воспитатель Педагог по изо, музыкальный руководитель |
Май | 17.«Забавные картинки» 18.«Музыкальная комната» | Музыка + изо + развитие речи Музыка+изо+ художественное слово | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Перспективный план интегрированных занятий
для подготовительной группы
Месяц | Интегрированное занятие | Виды интеграции | Кто проводит |
Сентябрь | 1.«Осень разноцветная» 2. «В гостях у гнома» | Музыка + изо + развитие речи Музыка + коррекция речи | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, учитель-логопед |
Октябрь | 3. «Сколько знаю я дождей?» 4. «Волшебный мир музыки, слова и красок» | Музыка + изо + развитие речи Музыка+живопись+развитие речи + изо | Музыкальный руководитель, воспитатель Педагог по ИЗО, музыкальный руководитель |
Ноябрь | 5. «Волшебные сны» 6. «В гостях у волшебных птиц» | Музыка + изо + развитие речи Музыка + изо+ элементы арт терпии | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, педагог психолог, социальный педагог |
Декабрь | 7.« Что такое Новый год?» 8.«Музыка зимы» | Музыка + изо + развитие речи Музыка+живопись+художественное слово | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности |
Январь | 9.«Зимние забавы» 10. »Музыкальные пейзажи» | Музыка + изо + развитие речи Музыка+живопись+художественное слово+ изо | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, учитель-логопед |
Февраль | 11. «Бал цветов» 12 «Русский колокольчик» | Музыка + изо + развитие речи Музыка + Изо+ коррекция речи | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, учитель-логопед |
Март | 13. «Подснежник»
| Музыка + изо + развитие речи Музыка + изо+ элементы арт терпии | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, педагог психолог, социальный педагог |
Апрель | 12.«Приключения капельки» 13.»Пасхальные картинки» | Музыка + изо + развитие речи Музыка + развитие речи + ручной труд | Музыкальный руководитель, воспитатель Музыкальный руководитель, воспитатель + педагог по ручному труду |
Май | 14.»Краски весны» | Музыка + изо + развитие речи | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка
на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной)
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, нежность и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается по внешним проявлениям.
Проявление некоторых характерологических особенностей ребёнка (скованность-общительность, экстраверсия - интроверсия). При подсчёте баллов этот параметр не учитывается.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные. Оценивается в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.
Память – способность запоминать музыку и движения.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость двигательной реакции на изменение музыки.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и при выполнении других видов движений.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук и тела при выполнении движений.
Критерии для диагностирования детей в средней группе.
Музыкальность.
5 баллов – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1-0 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
Эмоциональность.
5 баллов – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
4-2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
1-0 баллов – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Творческие проявления.
5 баллов – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения; умеет исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку.
4-2 балла – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
1-0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Внимание.
5 баллов – правильно выполняет танцевальную композицию от начала до конца самостоятельно.
4-2 балла – выполняет танцевальную композицию с некоторыми подсказками.
1-0 баллов – затрудняется в выполнении танцевальной композиции из-за рассеянности внимания.
Память.
5 баллов – запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 3-5 исполнений по показу педагога.
4-2 балла - запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 6-8 исполнений по показу педагога.
1-0 баллов – неспособен запомнить последовательность движений или нуждается в большем количестве показов (более 10).
Подвижность (лабильность) нервных процессов.
5 баллов – исполнение движений полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме (норма - N).
В-1, В-2, В-3, В-4 – возбудимость (ускорение движений, переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего – перескакивание, суетливость).
З-1, З-2, З-3, З-4 - заторможенность (запаздывание, задержка и медлительность в движении).
Координация, ловкость движений.
5 баллов – правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.
4-2 балла – не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординированность рук и ног при ходьбе.
1-0 баллов – затрудняется в выполнении движений, отсутствие координации рук ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций.
Гибкость, пластичность.
5 баллов – движения очень гибкие, пластичные в течение всего выполнения задания, полностью соответствуют характеру звучащей музыки и игровому образу.
4-2 балла – движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру музыки и образу (трудность в постоянном выполнении гибких, пластичных движений).
1-0 баллов – в движениях отсутствует гибкость, пластичность, нет соответствия характеру музыки и игровому образу.
Ситько Татьяна Борисовна, музыкальный руководитель
НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Музыкально - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Музыкальная азбука"
Программа предназначена для музыкальных руководителей, по заявке возможно полное размещение учебного материала ...
Музыкально- эстетическая работа на занятиях музыки
Описана работа с детьми музыкально-эстетической направленности...
Рабочая программа по развитию музыкально-эстетических способностей детей дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп» (планирование)
Планирование составлено на основе следующих источников:1. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика». С.-Петербург, 2000. 2....
Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»
Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»...
Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»
Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»...
Программа дополнительного образования музыкально- эстетического развития детей с ОВЗ средствами вокального искусства
программа музыкального рукововдителя...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3...