"В мире звуков"
методическая разработка по музыке по теме
программа обучения детей дошкольного возраста игре на инструментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_zvukov_programma.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Детский сад № 72 «Антошка»
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ САДУ
«В МИРЕ ЗВУКОВ».
Разработала
музыкальный руководитель
ДОУ № 72 «Антошка»
Малюк Н.В.
г.Набережные Челны
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ САДУ.
«В МИРЕ ЗВУКОВ»
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмических движений.
Игра на музыкальных инструментах стимулирует развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальное впечатление детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолевать неуверенность, робость, сплачивает коллектив.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.
Цель программы – помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной, чтобы дети смогли раскрыть творческие способности.
Музыка поможет детям «научиться» яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящим человеком. ( Д.Б.Кабалевский).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и интересоваться музыкой, прививать любовь к музыцированию.
- Формировать музыкальные способности, чувство ритма, звуковысотный слух и тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщаться к инструментальной музыке и самостоятельному осмыслению музыцированию.
- Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
- Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
СРЕДНЯЯ ГРУППА: Обогащать опыт восприятия музыки, Воспитывать
интерес к детским музыкальным инструментам,
желание научиться играть на них. Воспитывать
чувство ритма, различать музыкальные
инструменты по тембру и внешнему виду. Научить
правильным приемам звукоизвлечения. Играть
в ансамбле и индивидуально. Развивать творчество.
Знакомить с оркестровым звучанием.
СТАРШАЯ ГРУППА: Учить знакомые песни, попевки индивидуально и в
ансамбле, соблюдая общую динамику, темп,
своевременно вступать и заканчивать игру.
Развивать творчество. Побуждать к активным
самостоятельным действиям. Знакомить с
оркестровым звучанием.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА: Уметь самостоятельно
организовывать небольшой оркестр. Играть
по одному и в ансамбле, своевременно вступая и
заканчивая свою партию. Играть с динамическими
оттенками. Знакомить с оркестровым звучанием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА № 1 ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ И ОРКЕСТРОМ
I квартал : Познакомить детей с ударными /ритмическими/ инструментами, рассказать об особенностях этих инструментов, показать приемы игры на них.
II квартал : Продолжать знакомить детей с простейшими ударными инструментами / деревянные ложки, палочки/. Познакомить с мелодическим ударным инструментом – металлофоном. Рассказать об особенностях инструмента, показать приемы игры.
Познакомить с оркестром русских народных инструментов.
III квартал : Познакомить с особенностями и приемами игры на ударных ритмических инструментах.
Продолжать знакомить детей со звучанием оркестра русских народных инструментов.
ТЕМА №2 ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
I квартал : Дать представление о высоких и низких звуках. О динамике музыки /тихо-громко/.
Муз/репертуар: «Птица и птенчики» Е.Тиличеева
«Тихие и звонкие звоночки» Р.Рустамова.
II квартал : Познакомить с метро ритмической организацией музыки /метрический пульс, сильная доля, темп/.
Муз/репертуар: «Полька» М.Глинка
«Поезд» Н.Метлов
III квартал: Объяснить понятия долгие и короткие звуки. Познакомить с понятием – пауза.
ТЕМА №3 УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
I квартал: Учить детей играть на колокольчиках различной высоты,
Отмечая сильную долю. Выполнять простейший ритмический рисунок хлопками.
II квартал: Отмечать на ударных инструментах сильную долю такта, метрическую пульсацию.
Играть простейшие ритмические рисунки. Ускорять и замедлять темп при игре на ударных инструментах. Играть через звук и на двух близлежащих звуках. Воспроизводить на ударных инструментах ритм простейших потешек, стишков.
Муз/репертуар: «Полька» М.Глинка
«Марш» Т.Попатенко
«Вальс» С.Майкапара
«В садике» С.Майкапара
«Поезд» Т.Попатенко
«Кукушка», «Андрей-воробей» р.н.м.
«Месяц май» Е.Тиличеева
III квартал: Играть на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз. Передавать на знакомых музыкальных инструментах простой ритмический рисунок мелодии. Уметь в движении показать паузу /разводят руками/. Продолжать учить передавать на ударных /ритмических / инструментах метрическую импульсацию и сильную долю.
Муз/репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеева
«Василек», «Зайка» р.н.м.
«Бульба» белор.н.м.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА №1 ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ И ОРКЕСТРОМ
СЕНТЯБРЬ Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении ОКТЯБРЬ музыкальных инструментов: ударные /ритмические/, ударные /мелодические/, духовые.
Познакомить с инструментами К.Орфа / колокольчик-альт, колокольчик-сопрано, металлофон, ксилофон/
Дид/игра «Угадай на чем играю», кассеты со звуками окружающего мира.
НОЯБРЬ Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой
ДЕКАБРЬ /скрипка, альт, виолончель, контрабас, барабан, тарелки, треугольник/. Слушать фрагменты из балетов «Щелкунчик». «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П.И.Чайковский.
Дид/игра «Найди свой инструмент», «Определи на слух», «Найди ударные инструменты», «Найди струнные инструменты».
ЯНВАРЬ Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой
ФЕВРАЛЬ группой /труба, валторн, тромбон, фагот, флейта/.
Слушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк».
МАРТ Познакомить с народными инструментами: гармоника, домра
АПРЕЛЬ гусли, балалайка, трещетка, баян.
Дид/игра «Найди по иллюстрации», «Угадай инструмент».
ТЕМА №2 ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
СЕНТЯБРЬ Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные
ОКТЯБРЬ звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие.
Знакомство с нотами и нотным станом.
Дид/игра «Угадай как называется нотка», «Выложи на фланелеграфе», «Угадай длинные и короткие звуки».
НОЯБРЬ Познакомить с понятиями : сильная доля, гамма, пауза.
ДЕКАБРЬ Познакомить с записью ритмов.
Дид/игра «Как зовут козленка?», «Сыграй ритм по карточке», «Кто клюет?».
ЯНВАРЬ Закрепление пройденного материала, познакомить с
ФЕВРАЛЬ понятиями мажор, минор, динамические оттенки / форте-громко, пиано-тихо,/
Дид/игра «Тихо-громко», «Мишка спит, мишка пляшет».
МАРТ Познакомить с аккордеоном, аккордом.
АПРЕЛЬ
Дид/игра «Сколько нас поет?», «Угадай кто поет? Уточка или соловей».
МАЙ Повторение и закрепление пройденного материала.
Игра на музыкальных инструментах.
ТЕМА №3 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
СЕНТЯБРЬ Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте
ОКТЯБРЬ ритмический рисунок, имен, стихотворений. Звукоподражать голосам животных и птиц.
Передавать импровизации различных музыкальных инструментов, уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.
НОЯБРЬ Импровизация сказки «Теремок».
ДЕКАБРЬ Сочинить ритмический рисунок, песенки на заданный текст.
ЯНВАРЬ Импровизация на ударных инструментах.
ФЕВРАЛЬ Играть с дирижером.
МАРТ Импровизация на ударных инструментах /мелодических/.
АПРЕЛЬ Исполнять импровизации на треугольнике, румбе.
Подыграть музыканту «Отзовись кого зовут?».
МАЙ Закрепление пройденного материала.
ТЕМА №4 ИГРА В ОРКЕСТРЕ /АНСАМБЛЕ/
I квартал : Учить детей вместе начинать игру на ударных инструментах после музыкального вступления и заканчивать игру вместе с окончанием музыки. Соблюдать общий темп, динамику.
Муз/репертуар «Маленькие музыканты» В.Семенов
«Тихие и звонкие звоночки» Р.Рустамов
«Игра с погремушками» Ф.Флотова.
II квартал : В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру, слышать двухчастную форму музыки. Соблюдать общий темп и динамику.
Муз/репертуар «Колесико» латыш. нар.танец.
Запись любой русской народной мелодии.
III квартал : Своевременно вступать и заканчивать свою партию, соблюдая общий темп и динамику.
Слышать смену музыкальных фраз, предложений, частей.
Муз/репертуар «Полька» М.Глинка
«Музыкальная шкатулка» С.Майкапар
ТЕМА №5 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
I квартал : Учить детей на любом музыкальном инструменте передавать ритмический рисунок своего имени. Передавать хлопками, простукиванием, игрой на одном звуке ритмический слов, имен, фраз.
II квартал : Выполнять импровизации на бубне, погремушке, барабане. Звукоподражать голосам животных и птиц.
III квартал : Исполнять импровизации на металлофоне. Передавать различным ритмическим рисунком имя друга.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЕ
I квартал : Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.
В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике.
Выделять сильную долю такта. Работать над ритмом. На металлофоне играть поступательного движения мелодии вверх и вниз.
Муз/репертуар «Я играю на пианино», «Полька» П.И.Чайковского, А.Филиппенко, С.Прокофьева, М.Глинки.
«Итальянская полька» С.Рахманинова.
II квартал : Выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах. Работать над ритмом. Играть простейшие мелодии, попевки на одном звуке, на двух звуках, индивидуально и в ансамбле.
Муз/репертуар «Звенящий треугольник» Р.Рустамов,
«Немецкая песенка» П.И.Чайковский
«Игра со звоночками» Ю.Рожавская
«Новогодняя полька» Александров
«Полька» Урбах.
III квартал : В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом. Работать над ритмом.
Играть попевки индивидуально и в ансамбле.
Муз/репертуар «Скок, скок, скок» р.н.м.
«Я рассею свое горе» русская песня
«Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский
III квартал Играть в шумовом оркестре, Учить своевременно вступать и заканчивать игру, сохраняя общий темп, динамику. Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.
Муз/репертуар «Песенка про папу» В.Шаинский
«Во саду ли в огороде» рус.мелодия
запись любой русской народной мелодии.
МАЙ Повторение и закрепление пройденного материала.
Подготовка и проведение концерта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".
Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....
Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами
«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...
"В мире звуков". Речевые звуки
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"
Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...
План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...