Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vstrechi_s_prekrasnym_1.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация проекта

Основная идея проекта — создание системы работы по становлению духовно-нравственных качеств ребенка через ознакомление с музыкальным пространством родного города и края.

Данный проект направлен на  детей, педагогов, родителей.

Создание и использование системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить музыкальные способности, творческое мышление,  умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проект  реализуется через интерактивные формы работы с детьми (интегрированные занятия, экскурсии, «Кресло гостя», музыкальные гостиные, воспитательные диалоги, акции, «минутки доброты», общее дело), просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта.

Всего в проект включено 7 педагогов, 2  группы детей старшего дошкольного возраста, 1 группа среднего возраста и члены их семей.

Актуальность

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному нравственному развитию. Живя в краевом центре Алтайского края, мы имеем колоссальную возможность познакомить детей с музыкальной культурой родного города и края, дать представления  о музыкальном пространстве Барнаула. И тем самым зародить в ребенке ответное гражданское чувство, интерес к музыкальным произведениям алтайских авторов, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формировать нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Опираясь на учебно-методический комплекс «Малыш в мире искусства» Е.В. Затеевой, «От родного порога» Е.В. Затеевой, мы рассчитываем, что эти проблемы должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.

Цель проекта

Создать условия для приобщения ребенка к музыкальной культуре посредством музыкального пространства города (филармония, театр музыкальной комедии, музыкальную школу).

Задачи:

1.Создать условия для развития способностей у детей понимать музыку, выражать свое эмоциональное отношение к музыке через движение, формировать потребность общения с высокохудожественными произведениями музыкальной культуры.

2.Способствовать проявлению субъекта музыкальной деятельности.

  •    интерес к музыке,
  •    избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной      

             деятельности;

  •    инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;
  •    самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной

        деятельности; творчество в интерпретации музыкальных  

        произведений.  

3.Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.

4.Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проекта.

      Теоретическая интерпретация:

        Теоретическими основания проекта являются следующие положения:

         1.Система К.Орфа «Элементарное музыкальное воспитание»  Согласно этой системе «… детское творчество, пусть самое малое, собственно детские находки пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, все это создает атмосферу радости, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей».

          2. Теория развития способностей в детском возрасте, разработанная Л.Я. Венгером. Творческие способности проявляются в апробировании нового материала, в совместном со взрослыми и  детьми, процессе освоения новых способов действия, но самое главное в формировании замыслов и их реализации.

         3.Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Согласно их теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего игра, изобразительная, литературно-художественная деятельность. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности.

      План реализации проекта

1 этап – подготовительный. На этом этапе создается информационная база для реализации проекта.

2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный. Итоговый, включающий в себя сбор и отработку диагностических  результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

        Содержание деятельности:

Беседы:

«Музыка родной природы»

«О чем рассказала гармошка»

«О чем рассказал мне мой город»,

«Где учат музыке?»

«Защитники земли русской»

«Алтайские композиторы детям» 

«Кто делает музыку, кто ее исполняет»

Экскурсии:

в Арт-галерею Щетининых «Женские образы  в произведениях художников»

в художественный музей «Образ зимней природы в произведениях  алтайских художников» 

в краевую филармонию

в детскую музыкальную школу№3 

к мемориалу Славы «Ни кто не забыт и ни что не забыто»

Общее дело:

Изготовление шумовых инструментов

Организация детско-родительских групп по собиранию фонотеки

Занятия:

«Алтайская осень в произведениях искусства»

«Русская песня-душа моя»

«Барнаул в стихах и песнях»

«Великорусский оркестр «Сибирь»

Музыкальная гостиная:

«Образ матери и матери-Родины в музыке»

«Образ зимней природы в произведениях  алтайских авторов»

«Весенняя симфония моего города» 

«Нас песня к Победе вела»

Минутки доброты:

Подготовка и проведение концертов « Рождественские встречи» для малышей

Традиции:

Праздник «Через века, через года, мне прадед руку протянул»

Праздник: «День музыки»

Рисование:

«Где живет музыка»

«Как мы ходили на концерт»

«Рисуем музыку города»

« Моя любимая музыка»

«О чем рассказала музыка»

Акция:

«Глаза и руки бабушки моей»

Рассуждалки:

- Что такое филармония?

-Зачем людям нужна музыка?

- Как вы понимаете «Нам песня и строить и жить помогает»

- Может ли душа петь?

- Зачем театру, мультфильму, кино,   музыка?

- Есть ли цвет у музыки?

- Какой инструмент может изобразить весеннюю капель, журчание ручейка, дуновение ветерка?

- Какую бы музыку ты бы взял на необитаемый остров, на другую планету?

Кресло гостя:

музыкант оркестра «Сибирь» А.С. Русаков.

алтайский поэт Н.И. Чащин

Музыкальная деятельность:

Л.Лядов «Музыкальная шкатулка»

Г.Струве «Песенка о гамме»

А.Берляков  «Музыкальное занятие», «Наш оркестр»

Чтение:

И.Крылов. «Квартет»

Г.Ладонщиков «Песенка друзей»

С.Михалков «Песенка друзей»

В.Бианки «Музыкант»

В.Берестов «Песенка весенних минут

Н.Теплоухов «Барабанщики»

Ю.Гарей «Колыбельная»

Стратегия достижения поставленных целей

Проект долгосрочный, рассчитан на несколько лет с усложнением программных задач для каждой возрастной группы.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  •  Через приобщение детей к культурной жизни своего города, ознакомление с музыкальным, художественно-литературным наследием, современными произведениями местных композиторов,

художников, поэтов повысится уровень развития музыкальных навыков, уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

  • проявлением субъектности ребенка станет избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.).
  • Изменится стиль общения взрослого с ребенком (субъектно-субъектный)
  • Родители станут активными участниками образовательного процесса.
    Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Оценка результатов

Оценка становления субъектного опыта ребенка в музыкальной деятельности, познавательной активности детей и уровень проявления нравственных качеств будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, через беседы с воспитателями и родителями.

По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.

Приложение

Перспективный план

 работы по реализации проекта «Встречи с прекрасным»

(воспитание духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста через ознакомление музыкального пространства города и края)

(Старший возраст)

Сроки

Тема

Цели

Предварительная работа

Итоговое мероприятие

Сентябрь

«Алтайская осень в произведениях искусства»

Развивать желание познавать культуру родного края.

Развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка к окружающему, способность откликаться на прекрасное, доброе, через восприятие явлений окружающей действительности в процессе восприятия разных видов искусства.

Беседа: 

«Музыка родной природы» (о приметах осени, картинах художников Алтая, любимом уголке в городе осенью)

Занятие:

Творческое задание:

«Подбери стихи к картинам»

Творческая импровизация на музыкальных инструментах: изобразить осенний ветерок, осенний дождик, шуршание листьев.

Музыкально-дидактическая игра:

«Определи шумовые и музыкальные инструменты».

Танцевальная импровизация:

«Танец осенних листочков». Новая информация: знакомство с творчеством барнаульского композитора

А.Я. Берлякова

(песни об осени).

Октябрь

«Русская песня-душа моя»

Развивать желание познавать народную культуру русскоязычного населения Алтайского края, бережно относиться к прошлому, дорожить традициями родного края.

Пробудить чувство радости за свой край, народа, желание сохранять традиции и обычаи.

Беседа «О чем рассказала гармошка» (о русских народных инструментах, о русской песне)

Занятие

Песенная импровизация: «Спой свою колыбельную»

Творческое задание:

«Пропоем

 частушки».

Новая информация: жанры русской песни

 (обрядовая, колыбельная,

 трудовая,

 частушка)

Ноябрь

«Образ матери и матери-Родины в музыке»

Способствовать становлению представлений у детей о значении матери и матери-Родины  в жизни человека. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки. Развивать умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге. Воспитывать уважительное отношение к матери, Родине матери, чувство

гордости за родной город.

Экскурсия в Арт-галерею Щетининых  «Женские образы  в произведениях художников»

Музыкальная гостиная «Встречи с прекрасным».

Восприятие музыки « Аве Мария» Шуберт,

«Колыбельная»

«Голоса  родной природы»

« Песня о Барнауле»

Рассматривание репродукции

«Мадонна с младенцем».

Творческое задание  «Спой свою колыбельную».

Пение песен

«О маме»,

«О Родине»

Декабрь

«Образ зимней природы в произведениях  алтайских авторов»

Продолжать знакомить детей с классической музыкой, произведениями русских, алтайских композиторов и поэтов. Помочь ребенку войти в мир музыкальной и художественной культуры через восприятие музыкальных, художественных и живописных образов. Побуждать детей высказываться о характере и настроении произведений. Обогащать словарь эпитетов.

Экскурсия в художественный музей «Образ зимней природы в произведениях  алтайских художников»

Музыкальная гостиная

«Встречи с прекрасным»

Восприятие музыки: «Зима»

Вивальди.

«В Барнауле снег идет»

Танцевальная импровизация «Снежинки»

Игра: «Ледяные ворота»

Пение песни:

«Славный Новый год»

Январь

«Барнаул в стихах и песнях»

Пробуждать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;  воспитывать чувство гордости за своих земляков;

обогащать и активизировать словарь: земляки.

Беседа « О чем рассказал мне мой город»,

 «Где учат музыке?»

Экскурсия в  краевую филармонию, детскую музыкальную школу№3

Интегрированное занятие с использованием макетов: «Пою тебе, мой Барнаул»

Пение песен

«Детский сад» А.Филиппенко»

Игра 

«Карусель»

Творческое задание

«Оркестр».

Танцевальная импровизация 

«Мы артисты театра»

Февраль

«Через века, через года, мне прадед руку протянул»

Расширять гражданско-патриотические чувства от восприятия поэтического слова, музыки, живописи, воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

воспитание и сохранение чувства гордости за свою страну и ее Вооруженные силы.

Прослушивание песни «Алеша» (сл. Ваншенкина, музыка Колмановского)

Беседа

«Защитники земли русской» основанная на опыте детей о памятниках, о событиях Великой Отечественной войне.

Новая информация: о прототипе памятника «Алеше» Алексее Ивановиче Скурлатове., об алтайском художнике Ильбеке Хайрулинове, который написал портрет

А. Скурлатова и других ветеранов ВОВ.

Праздник

Упражнение

«Богатырская сила»

Творческое задание

«Частушки про папу».

Песня 

«Защитники страны»

Танец «Бравые солдаты».

Март

«Весенняя симфония моего города»

Углублять понимание художественного образа – музыкального, поэтического, живописного.

Расширять духовно-нравственное восприятие родной природы, представление о связи разных видов искусства с действительностью и внутренним миром человека.

Развивать объяснительную речь, ориентировать детей на поиск наиболее точных художественных эпитетов, определений.

Беседа «Алтайские композиторы детям»

Музыкальная гостиная

Творческое задание:  «Весенняя симфония для музыкальных инструментов»

Чтение стихотворения Юрия Першина о весне.

 Пение песен алтайских композиторов о весне. Танцевальная импровизация 

«На балу у первоцветов».

Апрель

«Великорус

ский оркестр «Сибирь»

Познакомить детей с великорусским оркестром «Сибирь», профессиями: музыкант, дирижер.

Воспитывать чувство гордости за то, что в родном городе существует  высокохудожествен

ный оркестр и высокопрофессиона

льные музыканты.

Кресло гостя:

Музыкант оркестра «Сибирь» А.С. Русаков.

Беседа «Кто делает музыку, кто ее исполняет», о  русских народных инструментах.

Занятие

Прослушивание музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов. Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, на чем играю»,

 «Узнай инструмент по описанию»

Вокальное упражнение:

«Играем в

оркестр»,

Пение песни

 «Наш оркестр».

Май

«Нас песня к Победе вела»

 

Познакомить детей с творчеством художников, скульпторов, поэтов,  

композиторов, посвятивших свои произведения Великой Отечественной    

войне

Познакомить детей с песнями военных лет

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа

Экскурсия «Ни кто не забыт и ни что не забыто»

Кресло гостя

алтайский поэт Н.В. Чащин

(стихи о войне)

Музыкальная гостиная

Восприятие музыки

Марш «Славянки».

«Священная война».

Песня «Прощайте, скалистые горы».

песня « Бьется в тесной печурке огонь»

Песня «День Победы».

Пение песен

«Катюша»

«Смуглянка»

Танцевальное творчество

«Вальс Победы»

Анализ результатов работы

по реализации проекта «Воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление их с музыкальным пространством родного города и края»

Создание и использование системы работы через проектную деятельность по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, приобщение их к культурной жизни своего города,  позволило развить музыкальные способности, творческое мышление, значительно повысить самостоятельность,  активность детей, умение использовать полученные знания в собственной практической деятельности.

Динамика достижений детей отражена в диаграммах на начало формирования опыта (2006 / 2007 учебный год) и окончание формирования опыта (2008 /2009 учебный год). 

Диаграмма

 достижений детей в музыкальной деятельности на  2008/2009 учебный год (начальный период проекта):

Высокий уровень – 32%

Средний уровень – 64%

Низкий         уровень – 4%

Диаграмма

 достижений детей в музыкальной деятельности на конец 2009/2010 учебного года (итоговый период  проекта):

Высокий уровень – 63%

Средний уровень – 35%

Низкий уровень – 2%

                Из показателей данных диаграмм можно сделать вывод, что  высокий уровень развития музыкальности  повысился на 31 %, низкий уровень понизился на 2%.

                Проявлением субъектности  ребенка стало  избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенком той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.).

                 Родители стали активными участниками образовательного процесса.  Детско-взрослый коллектив детского сада стал дипломантом 1 краевого детского фольклорного фестиваля «Солнцеворот -2008» в ЗАТО Сибирский.  Выпускники ДОУ являются учащимися музыкальной школы №3:

  • 2006 – 2007 гг. – 2
  • 2007 – 2008 гг. – 3
  • 2008 -   2009 гг - 5

Воспитанники студии «Фасолька» - 4

Воспитанники танцевального ансамбля «Хорошки» - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Консультация для родителей: " Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой города Санкт - Петербург"

Санкт-ПетербургОн царя Петра творенье,Город славы, город-сад.Кораблей заморских флаги,Вдоль Невы дворцов парад.    (В. Степанов) На протяжении истории имя нашего города менялось несколь...

Сообщение на педсовете "Формирование гражданско – патриотических и духовно – нравственных представлений у детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории."

Материал по формированию гражданско – патриотических и духовно – нравственных представлений у детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории....

Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....